«Создание оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности у детей с ОВЗ»
методическая разработка

Сафина Татьяна Юрьевна

Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус, ведь дети познают мир чувственно. Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация полноценной предметно-развивающей среды в логопедической группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_publikatsiya_2018.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание оптимальной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности у детей с ОВЗ»

Дошкольный возраст – период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус, ведь дети познают мир чувственно. Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация полноценной предметно-развивающей среды в логопедической группе детского сада.

Вопрос организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, ведь она создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками.

У детей с речевыми нарушениями, помимо собственно речевого недоразвития, отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений, а также моторная неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы. Поэтому первоочередная задача специалистов, работающих с такими детьми – создание такой предметно-пространственной пространственной среды, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и провоцировала речевую активность.

Среда должна представлять собой хорошо оборудованные, полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

В логопедической группе в центре «Будем говорить правильно» представлены пособия на развитие фонематического слуха и восприятия; развитие дыхания; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; обогащение словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов.

Совершенствование двигательных функций, развитие ловкости и координации движений, мелкой и крупной моторики ребенка происходит успешнее, когда в группе есть спортивный инвентарь: мячи большие, малые, средние, обручи, толстая веревка или шнур, флажки, строительные блоки. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства группы, может быть переоборудовано по желанию детей в корабль, крепость, замок и обыграно в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами: мозаикой, конструкторами, наряду с традиционными приемами – копирование, обводки, рисование по опорным точкам и ограниченной поверхности, пальчиковые игры и др. Можно использовать природный материал, глину, пластилин, соленое тесто, мелкие игрушки, с помощью которых дети сотворят различные постройки. Такая игра поможет развить творческое воображение и функции мышления, а также навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.

Тактильные ощущения успешно развиваются в играх с крупами (рис, горох, фасоль), с камушками, резиновыми мячами, прищепками. Включение таких игр в коррекционную работу также способствует лучшему усвоению речевого материала, развитию мелкой моторики.

Использование игровых упражнений с песком и водой в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, очень эффективно, так как все дети с удовольствием играют в песок. Высокая двигательная активность мелкой моторики рук ведет к улучшению речевой активности, создается благоприятный эмоциональный фон, что в конечном итоге улучшает эффективность коррекционного воздействия.

В центре «Маленькие строители»  большое количество разнообразного конструктора – с крупными блоками, с блоками средней и мелкой величины, нетрадиционный материал, а также небольшие игрушки для обыгрывания построек и транспорт разной величины. Все это  идеально подходят для развития пространственных представлений, конструктивного праксиса, мелкой моторики, творческого воображения воспитанников.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности позволяет воспитанникам включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением. Дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

В центре «Здравствуй, книга!» стеллаж для книг заполнен детскими книгами по программе, любимыми книгами детей, а также музыкальными альбомами для рассматривания. Также есть детский столик и стулья, ширма, отделяющая речевой центр от зоны подвижных игр. У воспитанников формируется навык слушания, умение общаться с книгой. Развивается творчество детей на основе литературных произведений, обогащается словарь.

Среди различных видов деятельности игра занимает особое место. В игре происходит активное становление ребенка, моделируются человеческие взаимоотношения, усложняются сюжеты. Игра помогает развивать все компоненты речи – интонацию, дикцию, голосовую функцию; коммуникабельность.

Центр творчества – важный объект развивающей среды, поскольку совместная театрализованная деятельность помогает объединить группу, вовлекая в процесс даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть трудности в общении. Театрализованную игру можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Путем театрализованной деятельности развивается связная речь, автоматизируются звуки речи. 

«Уголок уединения, или уголок настроения» – это место, где дети с удовольствием отдыхают по одному или небольшой компанией. Там можно ощутить себя в полной безопасности, успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, книги, «позвонить» маме понарошку, или просто помечтать. Кроме того, в уголке уединения можно помириться или доверить друг другу секреты.

Таким образом, умело организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии. Происходит существенное обогащение коммуникативного опыта детей, что способно нейтрализовать многие проблемы в будущем.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Волохова Н.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО. Москва: Учитель, 2016. 154 с.

2. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Москва: Детство-Пресс, 2015. 64 с.

3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб.: Литера, 2017. 32 с.

4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. СПб.: Литера, 2016. 32 с.

5. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Москва: Детство-Пресс, 2017. 240 с.

6. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Москва: Детство-Пресс, 2017. 231 с.

7. Смирнова Е.О., Рябкова И.А., Абдулаева Е.А. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. Методическое пособие. ФГОС ДО. Москва: Русское слово, 2016. 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно - пространственной среды для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками.

По Е.И. Тихеевой, предметная среда должна быть использована с трех сторон:Природа. Материальная культура.Педагогически обоснованная дидактическая обстановка....

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...

« Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Предметно-пространственная развивающая среда и центр детской активности по ПДД, в соответствии ФГОС ДО.

Среда развития ребенка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагоги...