Предметно-пространственная развивающая среда и центр детской активности по ПДД, в соответствии ФГОС ДО.
методическая разработка по обж (старшая группа)

Рагулина Валентина Викторовна

Среда развития ребенка в структуре ФГОС – это комплекс материально-технических, санитарно - гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. 

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Современная развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней четко должны прослеживаться все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе ДОУ должна быть построена таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом склонностей, интересов и уровня активности.

При формировании предметно-пространственной развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, также создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Благодаря организации различных детских игровых центров с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по интересам и чувствовал себя комфортно.

Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД) одна из важных задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирования у них основ дорожной безопасности, необходимо создать в группе специальные условия по построению предметно-пространственной развивающей среды.

Она может быть представлена следующими компонентами:

Виды материалов

и оборудование

Это могут быть

 

 

Материалы (пособия) для игровой деятельности

(в том числе самодельные)

Макет или игровое поле с набором мелких игрушек в коробке (светофор, набор дорожных знаков, набор кубиков, автомобили, деревья, фигурки людей и домашних животных и др.) – 1 набор. Напольные элементы дороги или дорожной разметки (например, из картона, пластика, линолеума для игры со средними и крупными машинами). Парковка для игры с маленькими машинками – 1 набор.

Автосервис (автомойка или автозаправка) – 1 набор.

 Макет (игровое поле-схема) близлежащего к детскому саду района.

Дидактические игры по ПДД

(в том числе самодельные)

Настольные игры: домино, лото, пазлы, разрезные картинки, и т.п. – 1-2 игры каждого вида игр. «Проблемные ситуации»: ребусы в картинках, кроссворды, фотоиллюстрации дорожных ситуаций (положительные и отрицательные).

Карточки «Загадки и отгадки» (1 набор).

Набор дорожных знаков

 (в том числе самодельные)

Дорожные знаки или картинки-схемы (информационно-указательные, предупреждающие, предписывающие, приоритета и сервиса) – 1-2 набора.

Набор транспортных средств

(в том числе самодельные)

Различные виды автомобилей разного размера и модификации (грузовые, легковые и т.п.) - по 1-3 шт. каждого вида.

Коллекция автотранспорта (может быть создана детьми старшего дошкольного возраста) – 1 набор.

Книги по ПДД и дорожной безопасности

(в том числе самодельные)

По 1-2 шт. каждого вида:

- книги с реалистическими изображениями в иллюстрациях (стихи, рассказы, загадки);

- книжки - раскраски;

- журналы;

- книжки-самоделки;

Набор картинок (предметные, сюжетные) – 1 шт.

«Дорожный атлас» (для детей старшего дошкольного возраста) – 1 шт.

Атрибуты и пособия для ролевой игры по дорожной безопасности (в том числе самодельные)

Напольные элементы дороги или дорожной разметки.

Жезл - 1-3 шт.,

Руль (2-3 штуки), головные уборы полицейского фуражка, кепка, пилотка) – 3 шт.

Шапочки-маски

 (с изображением автомобилей, полицейского, пешеходов и т.п.) –3 шт.

Накидка или жилетка полицейского – 2-3 шт.

Пешеходный переход - 1-2 шт.

Фликеры – 3-5 шт.

Машины-самодельные– 1-2шт.

Права для водителей – 3-5шт.

Нагрудные картинки-схемы (дорожных знаков, автомобилей и т.п.) – 1 набор.

«Коробка творчества»

(материалы для изготовления недостающих атрибутов и игрушек к ролевым играм по ПДД)

Коробка с бросовым материалом (различные картонные коробочки из под  сока или кефира, пластмассовые баночки из под йогурта, втулки картонные, губки для мытья посуды, цветная бумага, цветной картон, белая бумага, проволока, веревка и т.п.) – 1шт. (пополняется периодически)

 

Видео- и аудио-

материалы

ТСО (магнитофон, магнитола,  музыкальный центр или телевизор).

 Набор дисков (DVD): фильмов, мультфильмов, обучающих компьютерных программ, интерактивных игр по ПДД – 4 вида (1 шт. каждого)

 

Все, что окружает ребенка, является для него источником знаний, формирует его социальный опыт и способствует развитию. Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому, мы, воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно – пространственной развивающей среды ДОУ. 

Основные требования к оборудованию и материалам центра детской активности «Дорожная безопасность»:

- центр организован и доступен для самостоятельного использования детьми;

- материалы по дорожной безопасности могут находиться не только в стационарном центре;

- пространство группы обустроено так, что большая часть занятий и деятельности детей в нем, не прерывается вмешательством извне;

- дети могут использовать все материалы для самостоятельной игровой деятельности и моделирования игровых действий;

- оборудование соответствует возрасту детей, их интересам, потребностям и возможностям;

- материалов достаточно, чтобы реализовать и развить игровой замысел и сюжет, интегрировать с другими видами детской деятельности;

- центр стимулирует интерес детей к игровой деятельности, формирует навыки дорожной безопасности.

Требования к материалам (пособиям, реквизитам):

- материалы видны и доступны (находятся в удобном для использования месте);

- материалы доступны в течение значительной части дня в групповом помещении и на прогулке;

- материалы безопасны;

- материалы хорошо организованы и находятся в хорошем состоянии;

-материалы соответствуют уровню развития всех детей группы;

-представлены материалы разных видов.

Для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города  мы используем разнообразные педагогические технологии.

Иллюстративный материал - книги, альбомы, предметные картинки, сюжетные картины, детские журналы обеспечивают эффективность восприятия информации.

Мультимедийные презентации обеспечивают  наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала по ПДД. А интерактивные игры формируют устойчивые навыки безопасного поведения на дороге, и позволяют сделать процесс обучения более динамичным и ярким

Дети в своей игровой деятельности используют различные дидактические (настольные) игры и атрибуты для организации ролевых игр по ПДД, тем самым закрепляя полученные знания.

Для работы с детьми по дорожной безопасности мы используем игровые поля и макеты, на которых в миниатюре представлена улица, перекресток, а дополнительный материал - дома, светофоры, дорожные знаки, машины, позволяет моделировать различные ситуации,  и открывает возможности для самостоятельной игровой деятельности.

При проведении развлечений, досугов, театральных постановок, мы используют имеющиеся атрибуты, реквизиты и пособия. Такая форма обучения ПДД способствует закреплению полученных знаний и повышает интерес у детей.

Большое значение в работе с детьми играет организация акций, в процессе которых дошкольники овладевают практическими навыками пешеходов, повышается устойчивый интерес к изучению правил движения. Детский сад расположен в центре города, поэтому на целевых прогулках и экскурсиях мы имеем возможность знакомить детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, так же наблюдать за пешеходами, за движением разных видов транспорта, и за работой инспектора ДПС.

Таким образом, в нашей группе созданы благоприятные условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения. А развивающая предметно - пространственная среда в группе способствует формированию полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Создание предметно –развивающей среды в ДОУ в первой младшей группе в соответствии ФГОС

Создание предметно –развивающей среды в ДОУ в первой младшей группе в соответствии ФГОС...

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС.

Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего мира малыш использует самые разнообразные предметы ок...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Проект развивающей среды «Модель центра двигательной активности» в средней группе

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу ДО является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено ее значимостью для разностороннег...