Консультация для педагогов
консультация

Плотникова Анастасия Геннадиевна

Создание условий для формирования социально - коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР

 в процессе коррекционно-образовательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniya_kommunikat_initsiativy.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Создание условий для формирования социально - коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР

 в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

         В настоящее время дошкольное образование, являясь первой ступенью непрерывного образования, ставит перед собой цель полноценного овладения ребенком набором компетентностей. Коммуникативная компетентность и ее формирование находятся в центре внимания педагогов из-за её значимости во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. В современном обществе предъявляются высокие требования к коммуникативной деятельности, необходимости воспитания творческой личности, которая сможет находить решения в различных жизненных ситуациях, грамотно выражать свои мысли, мыслить нестандартно.

                  Коммуникативная компетентность определяется как способность ориентироваться в различных ситуациях общения, основываясь на знания, навыки, умения, чувственный и социальный опыт индивида в сфере межличностного взаимодействия.

       Коммуникативные способности - это индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения и выполнения какой-либо деятельности.

      Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается эмпатия,  коммуникативная функция речи.

Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии.

       Что побуждает ребенка вступить в общение? 

Причины вступать в общение связаны с тремя главными потребностями ребенка:
- потребность во впечатлениях,
- потребность в активной деятельности,

 - потребность в признании и поддержке.

Для успешного формирования  коммуникативных навыков и инициативы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  •  использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
  •  построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  •  поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
  • Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для коммуникативного развития детей включает:
  • организацию предметно-пространственной среды;
  • создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
  • стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

потребность в активной деятельности,
- потребность в признании и поддержке.

  Исследования в области логопедии и логопсихологии, а также собственный многолетний опыт показывают, что формирование коммуникативной компетенции (как вербальной, так и невербальной), у детей с тяжелыми нарушениями речи затруднено.

   

   Особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ТНР:

  • наличие фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
  • неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
  • словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
  • трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
  •  низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
  • нарушение фонематического восприятия;
  •  снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

     Поэтому дети часто не понимают друг друга, не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью.

 На общение влияет и проявление тревожности у детей с ТНР. Речь их может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной.     Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера.  

  Для развития коммуникативности детей с ТНР необходимо вовлекать их в такую деятельность, в которой будет происходить активное взаимодействие с другими детьми, параллельно затрагивая развитие всех высших психических функций: мышления, внимания, памяти, восприятия, речи.

        Особую важность и актуальность развитие вербальной коммуникации приобретает в старшем дошкольном возрасте. Одним из основных направлений коррекционно-образовательной деятельности должно стать формирование коммуникативной инициативы. Коррекционно-развивающая работа   должна быть направлена на развитие:

  • сенсорных и моторных функций;
  • вербальной коммуникации;
  • невербальной коммуникации;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности.

Основой для построения общения в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность.  

      Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции. 

    Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.

       

Какие основные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников могут сформировать у детей игры?

  • распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
  • умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
  • сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
  • коммуникативные навыки:
  • умение слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
  • говорить самому.

Формирование речевой коммуникации включает три этапа.

  • На 1-ом этапе (содержательном) у детей формируется умение воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.

 Педагогом предлагаются коммуникативные задания, которые соответствуют уровню сформированности коммуникативных умений дошкольников с ТНР.

 Коммуникативные задания включают специальную систему коммуникативных упражнений:

ситуативные, имитационные, подстановочные и трансформационные

В ситуативных упражнениях моделируются речевые ситуации. Речевые ситуации, в которых оказываются дошкольники, побуждают их к высказыванию, вызывают потребность в общении. Формирование положительной установки на совместную деятельность происходит путем использования специальных приемов: порядок приветствия, прощания, комплиментарные высказывания; стимулирование интереса к восприятию информации о средствах и способах коммуникации.  

 

Формирование речевой коммуникации включает три этапа.

  • На 1-ом этапе (содержательном) у детей формируется так называемое коммуникативное ядро, которое составляет языковые знания и первичные умения общения. Приоритетными на этом этапе являются умения воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать. В это время целесообразно проводить работу, направленную на формирование простых вопросно-ответных комплексов.

Имитационные упражнения построены на  контрастном речевом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует

повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за педагогом. Например, повторите и выполните действия (повторите, выполняя…); повторите хором, по цепочке, в парах, рядах.

Имитационные задания. Например, сообщи: – Кто нарисовал картинку? – .

...(Я нарисовал картинку).

Подстановочные упражнения используются для закрепления речевого материала, выработки автоматизма в употреблении в аналогичных ситуациях.

Подстановочные задания (дошкольники подставляют лексические единицы в речевой образец). Уточни: – Я рисую дом. А ты? – ... (А я рисую цветы).

Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных языковых структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного материала в речи.

Трансформационные задания (дошкольники изменяют реплику педагога). Согласись, или не согласись: – Весной птицы улетают на юг. Верно? – ... (Нет. Весной птицы прилетают с юга).

  •  На 2-ом этапе (процессуальном) осуществляется     овладение новыми средствами общения (фонетическими, лексическими. грамматическими), применение полученных знаний в учебных условиях общения. В результате многократного повторения конкретного умения возникают речевые навыки. Дошкольники учатся высказываться не только об увиденном или услышанном, но и о прочитанном.   Формирование навыков общения и взаимодействия происходит в имитируемых и реальных ситуациях, при использовании интерактивных игр и упражнений направленных на сближение воспитанников группы. Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.

Второй этап включает задания, позволяющие дошкольникам проявлять инициативу и личные способности. Например, задания на составление коммуникативных актов по аналогии. (Я вчера катался на лыжах. А ты? – А я играл в снежки).

  • На 3-ем этапе (рефлексивном) осуществляется систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков и их дальнейшее совершенствование. К этим коммуникативным умениям можно отнести умения дошкольников самостоятельно решать вербально - коммуникативные задачи в различных ситуациях общения.

Третий этап – творческие задания, адекватные естественному общению, которые предполагают возможность свободно конструировать высказывания и переносить их в другие ситуации. Например, задания, в которых предполагается создание самостоятельных высказываний

  • задания, в которых предполагается увеличение объема высказываний и количества сформированных умений.
  •  Проигрывание проблемных ситуаций позволяет обыграть ситуации, доступные и близкие дошкольникам, и в совместном обсуждении вывести правила поведения.
  • Так, например, проблемная ситуация «Ваня построил дом» отражает конфликтную ситуацию, с которой дети сталкиваются повседневно: мальчик сломал дом, построенный другими детьми. При совместном обсуждении данной ситуации необходимо подвести детей к решению конфликтов и разработать модель поведения, обыграв ее в игровой ситуации.
  •        Педагог подбирает ситуации, различные по сложности, в соответствии с целью занятия, особенностями речевого развития воспитанников с ТНР. Например, педагог предлагал следующую ситуацию: «Ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели ли они ee».
  •         Более сложными являются задания, в которых детям предлагается лишь тема для разговора, четкого распределения ролей, смысловых языковых подсказок собеседникам не дается. Предлагаются следующие ситуации: «Ты пришел в группу детского сада, познакомься с детьми и расскажи о себе»; «В детский сад пришел новенький (-ая-). Ты хочешь познакомиться с ним (с ней)?»; «В гости к Диме пришел Игорь. Дима предлагает Игорю посмотреть интересную книжку с картинками, рассказывает, о чем она».
  • Виды проблемных ситуаций:
  •  Моделирование проблемных ситуаций с заданным сюжетом. В этом случае детям предлагается готовое решение проблемы.
  • Например, три друга хотят играть в «гонки», но у них только две машинки. Они договорились между собой по-хорошему, не поссорившись.
  • 2. Моделирование проблемных ситуаций с неоконченным сюжетом. Детям предлагается придумать, чем закончился сюжет и разыграть ситуацию.
  • Например, на улице Иван встретил своего друга, который долго не ходил в детский сад. О чем Иван спросил друга? Что тот ответил?
  • 3. Моделирование реальных ситуаций. На занятиях и в свободное от занятий время моделируются различные варианты речевого общения: знакомство с взрослым в группе, на улице, предложение по поддержанию беседы с незнакомым взрослым, обращение с просьбой, вопросом к взрослому.
  • 4. Моделирование игровых ситуаций. Ситуации создаются на занятиях или во время одевания на прогулку. Детям предлагается спросить у прохожих о погоде, о играх на прогулке. Сначала детям предлагаются образцы вопросов-просьб. Затем дети делают это самостоятельно.
  •      Моделирование и совместное проигрывание разных ситуаций общения первоначально проходит при участии педагога, который предлагает и показывает речевой образец, сопровождая его соответствующими невербальными средствами, следит за его точным воспроизведением. Педагог отрабатывает с детьми речевое и неречевое поведение в данной ситуации. Тем самым у детей формируются навыки общения в различных ситуациях: со сверстниками, взрослым и другими окружающими людьми.
  •       Таким образом, основной коррекционный эффект  состоит в специальном обучении дошкольников с ТНР планированию коммуникативных действий с учѐтом конкретной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....