Психологический тренинг на сплочение коллектива "Мы одна команда"
материал по психологии

Загуменная Александра Сергеевна

Цель тренинга:
сплочение коллектива; снятие эмоционального напряжения для укрепления
психологического здоровья воспитателей.
Задачи тренинга:
- способствование позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между
воспитателями;
- повышение групповой сплоченности;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения воспитателей;
- развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих
задач;
- создание в группе атмосферы эмоциональной свободы и открытости,
дружелюбия и доверия друг к другу;
- усовершенствование профессиональных качеств: коммуникативных
способностей, рефлексии, способности к эмпатии.
Вступление
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы провести для
вас психологический тренинг под названием «Мы вместе».

Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Что такое психологический климат?  Психологический климат - это межличностные отношения в коллективе, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Групповая сплоченность является необходимым условием комфортного микроклимата в коллективе. Групповая сплоченность способствует положительному эмоциональному состоянию педагогов, положительные взаимоотношения и симпатии. И все это ведет к тому, что участники коллектива приобретают уверенность в себе, стремятся работать и творить.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Современный педагог, часто находится в ситуации крайнего эмоционального
напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния
здоровья. Поэтому педагоги современных образовательных учреждений
нуждаются в психологической поддержке. И сейчас мы будем снимать с
вами эмоциональное напряжение.
Упражнение 1. «Сочинение сказки» (сказкотерапия)
Участники тренинга расположены на стульях в кругу. Психолог предлагает
им придумать сказку, при этом передает соседу игрушку и предлагает

первым зачин сказки. Каждый по кругу должен продолжить мысль
предыдущего, в результате чего получится коллективная сказка.
- Мы сочиним сказку о жизни животных в лесу, в которой нет
конфликтов, где все счастливы и любимы. А сказка начинается так: «В
одном сосновом лесу на огромной освещенной солнцем поляне встретились
бельчонок, зайчонок и лисенок...». Психолог передает игрушку воспитателю,
сидящему по соседству для продолжения сказки.
- Нам всем захотелось жить в таком лесу. Когда мы счастливы, мы
ощущаем себя здоровыми и полноценными.
Упражнение 2. «Я – животное»
- Продолжим тему о животных. В мире существует огромное
количество животных. Каждого человека можно сравнить с одним из них:
либо по характеру, либо по внешности. Это и будет нашим следующим
заданием. Каждому из вас я дам маленький бланк, в котором вам необходимо
написать ваши имя и отчество, а также указать животное, которое, на ваш
взгляд, символизирует вас, при этом отметив, сравнение с этим животным вы
приводите по внешним данным или по характеру. Данная информация
должна оставаться конфиденциальной.
Итог: После того, как все участники тренинга отдадут бланки психологу, он
перемешивает их и начинает называть животное, в то время как другие
участники тренинга отгадывают участника.
- Вот видите, как хорошо вы знаете друг друга... Это говорит о
сплоченности коллектива. Но...

Упражнение 3. «Чёрно-белый коридор»
...каким бы сплоченным не был коллектив, в нем часто находят место
недопонимание, обида, злоба, а все потому, что есть такой порок в женском
коллективе как распространение своих мыслей о коллегах своему
ближайшему окружению, от ближайшего окружения – к другому
ближайшему окружению и так пока цепочка не замкнется на том, кто
вдохновил на такие мысли.
- У каждого из вас имеются кружки с определенным цветом (педагог
выдает кружки: один - красный, остальные поровну белые и черные). Прошу
вас занять места в соответствии с обозначенным цветом на полу.
На полу параллельно друг другу размещены полосы черного и белого цвета,
по центру - маленькая полоска (на одного человека) красного цвета.
Психолог выдает карточки участникам в соответствии с цветом их
кружка (белые и черные), на которых написаны выражения:
Белые:
Какая она хорошая! Никогда не откажет в помощи!
Замечательный человек! Она всегда на стороне справедливости!
В работе она очень аккуратна и своевременна.
Какая же она умница!
Вот ОНА – пример всем нам!
Вы видели ее открытые занятия!?! Разве можно придумать лучше!?!
Как она к детям хорошо относится!?! Они ее очень любят!
Черные:
Она вечно выражает своё недовольство на окружающих её на работе
людей.
Посмотрите на неё: опять новую сумку купила! Деньги рисует что ли!?!
Никогда не поделится своими наработками, зато с других хватает совести
их спрашивать!
Не место ей в дошкольном учреждении!
У нее даже улыбка-то лживая.

И чему она только, интересно, может детей научить!?!
Это не тот педагог, на которого «нужно равняться»!
- Владелец красного кружка проходит сначала по черной дорожке.
Сравниваясь с каждым человеком, коллеги читают ему свои высказывания,
которые имеются на карточках (все они негативные), затем проходит по
белой дорожке – коллеги высказывают ему свои фразы, все они позитивные).
Затем упражнение рефлексируется по вопросу: Какие чувства испытывали
Вы на обеих дорожках?
- Вот видите, всегда лучше попадать на белую дорожку, что я желаю
каждому из вас...

Упражнение 4.  «Комплимент»

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Тома, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 6. «Цветок»
Участникам предлагается занять свои места на стульях. На лепестках
заранее приготовленного «цветка», в центре которого изображена надпись
«Мы вместе», который будет передан психологом по кругу, написать
качества, которые сплочают членов педагогического процесса.
Рефлексия занятия: Что понравилось? Что не понравилась? (Возможность
участников высказать свое мнение о проведенном занятии).

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

    Что для вас сегодня было важным?

    Какие чувства вы испытывали?

    Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

— Ну вот, все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Бланк
ИМЯ, ОТЧЕСТВО_________________________________________
ЖИВОТНОЕ______________________________________________
(ВНЕШНЕЕ СХОДСТВО, ХАРАКТЕР)
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО_____________________________
 


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг с педагогами "Вместе мы команда!"

Тренинг включает в себя упражнения на сплочение педагогического коллектива, развитие эмпатии и товарищества....

Психологический тренинг для сплочения педагогического коллектива

Тренинг направлен на достижение хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе...

Психологический тренинг для педагогов «Мы- дружная команда»

Психологический тренинг проводился с целью построения эффективного командного взаимодействия, раскрытия творческих способностей.При проведении тренинга реализовывались следующие задачи:1. Снятие ...

Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы команда!»

Сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия....