Досуг – развлечение в подготовительной группе «Посиделки у самовара»
план-конспект занятия

Дороднова Марина Владимировна

«Посиделки у самовара»

Цель:

  • возрождение традиций русского гостеприимства.

Задачи:

  • повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух  времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;
  • формировать ведущие качества личности в рамках  компетентностного образования: способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных,  общественных явлений и традиций;  
  • приобретение опыта в бытовой и культурно-досуговой сфере;
  • дать детям и посетителям возможность взглянуть на чудо-самовар  по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей  страны;
  • пробуждать у детей интерес к творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее.
  • Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, игру на ложках.

Предварительная работа:

  • беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций, посещение выставки самоваров, просмотр презентации.

Оборудование:

  • музейные экспонаты - самовары;
  • русские народные костюмы для детей и ведущих;
  • памятка “Рецепт приготовления чая”;
  • выставки: “В мире самоварных профессий”, “Встреча у самовара” (творческие работы детей);
  • вёдра
  • колодец
  • 3 веника, мячи, кегли

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Досуг – развлечение в подготовительной группе «Посиделки у самовара»

Подготовила: педагог-дефектолог  Дороднова Марина Владимировна

«Посиделки у самовара»

Цель:

  • возрождение традиций русского гостеприимства.

Задачи:

  • повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух  времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;
  • формировать ведущие качества личности в рамках  компетентностного образования: способность к сотрудничеству, знание культурологических основ семейных, социальных,  общественных явлений и традиций;  
  • приобретение опыта в бытовой и культурно-досуговой сфере;
  • дать детям и посетителям возможность взглянуть на чудо-самовар  по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей  страны;
  • пробуждать у детей интерес к творческой деятельности; прививать детям культуру поведения в музее.
  • Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, игру на ложках.

Предварительная работа:

  • беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций, посещение выставки самоваров, просмотр презентации.

Оборудование:

  • музейные экспонаты - самовары;
  • русские народные костюмы для детей и ведущих;
  • памятка “Рецепт приготовления чая”;
  • выставки: “В мире самоварных профессий”, “Встреча у самовара” (творческие работы детей);
  • вёдра
  • колодец
  • 3 веника, мячи, кегли

Ход непосредственной - образовательной деятельности:

(развлечения)

Под музыку дети в народных костюмах, пританцовывая, входят в зал.

Ведущий 1:Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас так уютно, как дома. Смотрите, как лиц много в зале знакомых! Рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости!

Ведущий 2:Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.

Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

Ведущий 1: Отдых - это не безделки.

Ведущий 2: Время игр и новостей,

Ведущий 1: Начинаем посиделки,

Ведущий 2: Открываем посиделки.

Вместе: Для друзей и для гостей.

Ведущий 1.

Будем мы стихи читать и плясать, говорить о том, о сем.

А о чем же разговор завести сегодня нам?

Загадаю я вам загадку:

У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит
(Ответ детей:- Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

История самовара:

       Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.( Слайд 1)

Выставка самоваров:

       Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

       Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

       Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки- дыни”(Слайд2), “рюмки-груши”( Слайд 3), “шарик- арбуз »( Слайд 4). Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”( Слайд 5). А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”( Слайд 6).

Ведущий 1: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.(Слайд 7)

Ведущий 2: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же нам гостей дорогих угостить, да попотчевать?

Принимать гостей – это Божий дар, 
Щедрость нашей русской души. 
Водружай на стол скорей самовар, 
А потом хоть пой, хоть пляши.

Танец «Калинка- малинка»

Ведущий 1: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится, в тесноте, да не в обиде!

Ведущий 2: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Ребенок:

Он пыхтит, как паровоз

Важно к верху держит нос

Пошумит, остепенится

Пригласит чайку напиться

А потом стряхнув боками

Потанцует вместе с Вами.

Исполняется танец  «Самовар» на песню «Пых-пых, самовар» 

Ребёнок: 

Самовару - 300лет, даже чайнику он дед.

Привезли его к Петру из Китая поутру.

Этот чайный генерал всем чаёчек разливал.

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!

Самовар: 

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!

Силы новые дает и друзей за стол зовет!

Ведущий:

Надо чаю настояться,

Водой нам нужно запасаться.

Только где ж набрать водицы?

Эй, девчата, на криницу!

Ведра Вы берите,

Нам воды для чая принесите!

Входят 3 ребёнка, несут самовар и угощение.

Ребёнок 1: 

Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!

Ребёнок 2: 

Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.

Ребёнок 3: 

Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!

К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.

Вед: Ребята, помогите набрать водицы, а то самовар-то пуст.

Скорее к колодцу – воды набирайте,

Бегите к столу – самовар наливайте!

Игра “Наливаем самовар»

Дети делятся на две-три команды: встают в две-три шеренги, возле каждой команды стоит ведро. Звучит музыка. Ребёнок зачёрпывает воду из колодца(имитация) и, аккуратно несут «воду»-наливают в самовар, затем передают ведро следующему игроку.

Ведущий:Эх! Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?

Пословицы, поговорки:

  1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
  2. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
  3. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
  4. Пей чай, беды не знай!
  5. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
  6. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
  7. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
  8. Чай пить – приятно жить!
  9. Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
  10. Чай пить – не дрова рубить.
  11. Самовар кипит – уходить не велит.
  12. Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.
  13. В Тулу со своим самоваром не ездят.
  14. Выпей чайку - позабудешь тоску .
  15. С чая лиха не бывает!
  16. Пей чай, не вдавайся в печаль!

Ведущий:

Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

Посиделки хороши!

От души и для души!

Всем на удивленье  -

Большое представленье.

Ребята, выходите,

Гостей повеселите.

Песня-игра «Ложки»

Ведущий: 

Пока самовар поспевает,

Хозяюшки дом убирают.

А ну-ка, веник берите,

Сюда бегите,

Чистоту наведите!

Игра «Весёлый веник»

(две команды из детей и гостей, по очереди проводят маленький мячик веником между кеглями) 

Ведущий: А, ну - ка, гости, выходите! Веселил нас много раз русский танец-перепляс.

«Русская плясовая»свободная пляска гостей и детей

Ведущий:

Молодцы у нас ребята!

Наши гости и девчата!

Ну, ни в чем не уступали,

Очень весело плясали!

А теперь на чай зовем,

И чайку мы всем нальем.

Сверху — пар, снизу — пар,

Вот он, русский самовар.

Милости просим на чашку чая!  

Дети:

Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Ведущий.  Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником!( Слайд 8) А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение  –

Пряник-разгоняй! 

Посиделки – вечеринки,

У кого ты не спроси,-

Это – русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!

(Ведущие ставят перед гостями поднос с пряниками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"

Целью данного занятия является приобщение детей к народным традициям. Дети знакомятся с раздичными видами кукол, с помощью воспитателя делают куклу-стригушка....

Развлечение « Традиции русского гостеприимства. Посиделки у самовара».

Развлечение« Традиции русского гостеприимства. Посиделки у самовара»....

Развлечение для подготовительной группы «Посиделки у самовара»

развлечение для детей в русском народном стиле...

Досуг – развлечение в подготовительной группе «Посиделки у самовара»

Досуг – развлечение в подготовительной группе «Посиделки у самовара»Подготовила: воспитатель Зайцева Марина Владимировна «Посиделки у самовара»Цель:возрождение тради...

Досуг в первой ранней группе «Посиделки у самовара»

Досуг в первой ранней группе «Посиделки у самовара»...

Досуг – развлечение в подготовительной группе «Посиделки у самовара»

Цель:возрождение традиций русского гостеприимства.Задачи:повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух  времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет;формировать ведущие ка...