ТЕМА: « КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ИМЕЮЩИХСЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ЛОГОРИТМИКИ И БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ»
проект (средняя группа)

Актуальность проекта для детей дошкольного возраста заключается в том, что  двигательная активность является мощным стимулятором жизненных функций растущего организма. Движения в любой форме, всегда выступают как оздоровительный фактор - у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. А с использованием фитболов, биоэнергопластики и логоритмики повышается эффективность коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Дюймовочка» города Волжска, РМЭ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

(в рамках экспериментальной  площадки ДОУ)

ТЕМА: « КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ИМЕЮЩИХСЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ЛОГОРИТМИКИ И БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ»

Организатор экспериментальной площадки:

Чистякова О.В., заведующий МДОУ

Автор: Белоусова Ю.А.,

учитель-логопед,

инструктор по физической культуре;

Дружинина Л.Ю., старший воспитатель.

Руководитель экспериментальной площадки:

Дружинина Л.Ю., старший воспитатель.

г. Волжск, РМЭ.

Актуальность

           В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера,  приобретаются жизненно  важные умения и навыки.

           Идеального ребенка нет - любой ребенок обладает индивидуальными и возрастными особенностями. И нам, взрослым, необходимо обучать, чтобы развивались, а не угасали его природные способности.

           Особая роль в дошкольном воспитании отводится развитию двигательных, умственных и речевых умений.   Всё это поможет ребенку  полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт со взрослыми, всесторонне развиваться, быть уверенным в себе, в своих силах.

            Для сохранения психического и физического здоровья необходимо учиться способам более адекватного реагирования на окружающую среду. Один из возможных способов такого обучения – работа напрямую с телом.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения рук и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Еще Кант И. в своих трудах писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». А двигательная активность является мощным стимулятором жизненных функций растущего организма.

Движения в любой форме, всегда выступают как оздоровительный фактор - у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.  

Исследованиями установлено, что дети с речевыми нарушениями часто имеют и  двигательные расстройства: нарушении координации движений, изменения мышечного тонуса, несфoрмированности общей, мелкой. Дети часто неуклюжи, раскoординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений. И тогда мы задумались: а нельзя ли объединить эти две важные области детского развития?

           Биoэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук, особый вид движения, направленный на психофизическую, коммуникативную и энергетическую балансировку и, в котором удовольствие является естественным результатом. 

«Логоритмика»-  имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

            Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике.

            Так как, кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.  

           Упражнения на фитболах- одна из эффективных форм работы с дошкольниками. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

            Кроме того, мячи обладают еще и вибрационным воздействием-механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. 

             Актуальность проекта для детей дошкольного возраста заключается в том, что  двигательная активность является мощным стимулятором жизненных функций растущего организма. Движения в любой форме, всегда выступают как оздоровительный фактор - у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. А с использованием фитболов, биоэнергопластики и логоритмики повышается эффективность коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры речи.

           Актуальность создания проекта  так же определяют принципы обозначенными ФГОС:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной организации с семьёй воспитанников ;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

           Проект учитывает возрастные особенности речевого и физического развития  детей. В проекте используются такие методы и приемы развития и коррекции физических и речевых качеств, которые бы способствовали максимальной активности развития ребенка.

            Привлекательная игровая форма занятий даются детям легко, приносят удовольствие и не требуют дополнительной мотивации.

            Реализация проекта помогает развивать у детей и коммуникативные качества - через игру у детей появляется потребность в общении, раскрепощенность в движениях , в результате чего пропадает страх дефектов речевого развития.

          Авторы проекта: Белоусова Юлия Анатольевна – учитель-логопед, инструктор по физическому развитию, старший воспитатель Дружинина Лариса Юрьевна.

           Руководитель проекта: старший воспитатель Дружинина Лариса Юрьевна.

            Организатор экспериментальной площадки: заведующая МДОУ Чистякова Ольга Владимировна.

           Исполнители: Белоусова Юлия Анатольевна учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

           База: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 17 «Дюймовочка».

           Срок реализации: ноябрь 2018 г.- май 2019 г.

   Основная идея проекта: внедрение и реализация научно-исследовательского проекта « Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетании логоритмики и биоэнергопластики».

           Объект исследования: дети 4-5 лет.

           Гипотеза: сочетание применения методик  биоэнергопластики и фитболов в игровой форме повысят эффективность  моторного и речевого развития у детей с нарушением слоговой структуры слова.

           Цель исследования: коррекция речевого развития детей на мячах фитболах через применение здоровьесберегающих технологий биоэнергопластики и логоритмики.

Задачи:

Образовательные:

1.Научить детей:

- координировать движения и речь,

-подчинять движения тела заданному темпу интонации голоса, амплитуды и выразительности.

2.Адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным и речевым особенностям детей с нарушением слоговой структуры слова.

3.Синхронизировать работу речевой и общей  осмысленной моторики.

Воспитательные:

1.Воспитывать через игру коммуникативные качества:

-приобрести навыки совместной деятельности,

-умение понимать эмоции окружающих,

-положительное эмоциональное отношение к взрослым, к сверстникам, к самому себе, к занятиям.

2. Оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей.

Оздоровительные:

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе эмоционального благополучия.

2.Улучшать моторные, двигательные возможности ребёнка по всем параметрам;

 3.Убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

4.Создать условия для организации  логоритмики с использованием здоровьесберегающих технологий.

5.Внедрить современные эффективные технологии для коррекции речевых нарушений  детей.

Планируемые результаты:

1. Расширится словарный запас по лексическим темам,

2.Разовьется умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

3.Сформируются:

- умения ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- модуляция голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание;

- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;

- умение выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные упражнения (по А. Стрельниковой) и пальчиковые психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;

- способность координировать движения в мышечных группах, быстро реагировать на смену движений;

           Методы достижения поставленных целей:

Наглядный, словесный, практический.

Эмперические: наблюдения, занятия в кружковой работе, эксперимент.

Статистические: в качестве вспомогательных использованы методы статистической обработки результатов эксперимента.

Концептуальная основа эксперимента:

- Программа «Логопедическая ритмика», учебное пособие для студентов высшей школы Волкова Г.А.

- «Двигательный игротренинг для дошкольников» Овчинникова Т.С., Потапчук А.А.

- «Логопедическая технология по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» (под редакцией Л.И. Беляковой).

- «Биоэнергопластика. Опыт постижения (интеграция традиционных знаний в биоэнергопластики)» . И.Курис.

Новизна:

           То, что речевой аппарат связан с мелкой  моторикой все конечно знают. Но почему артикуляционный аппарат и общую моторику тренируют по отдельности?  Оказывается можно их объединить! Мы попробовали в своем проекте используя фитболы объединить биоэнергопластику и логоритмику ..

           Новизна и уникальность  применяемых технологий в проекте заключается в создании  системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной (использование самомассажа и мячей фитболов).

 Теоретическая значимость проекта:

1.Применение  комплексов упражнений  на  фитболах с биоэнергопластикой и логоритмикой  способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений,  что усиливает положительный эффект от коррекционных занятий.

2.Возможность гибкого использования комплекса игровых упражнений и занятий педагогами в дошкольных учреждениях, родителями дома полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу регламентированной модели обучения.

Практическая значимость:

1.У детей разовьются навыки правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи,

2.Тренируются основные группы мышц, что способствует развитию общей моторики.

3.Корректируются дефекты звуков и развивается речевая активность.

4. Реализация данного проекта позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности  воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Реализация проекта обусловлена следующими факторами:

1.Нововведениями в системе образования по внедрению новых путей реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

2.Желание педагога внедрять в педагогический процесс инновационных технологий, направленных на решение коррекционных задач.

3.Социальный заказ родителей.

4. Необходимостью разработки нового (инновационного) способа подачи учебного материала.

Предполагаемые риски:

1.В случае нерегулярного посещения занятий ребенок не сможет усвоить материал.

Основные этапы эксперимента и прогнозируемый результат

1 этап. Подготовительный (сентябрь- октябрь). Определение проблемы исследования и его отдельных концептуальных положений, формулировка гипотезы исследования, его цели и задач. Анализ теоретических  источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы. Разработка и обоснование плана проведения основной экспериментальной работы.

2-й этап. (ноябрь-апрель)- основной этап, на котором осуществляется практическая реализация проекта целенаправленного на развитие детей 4-5 лет.

3-й этап ( май)-завершающий этап, на котором осуществляется обработка, осмысление интерпретация полученных результатов. Написание программы.

1этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

Задача

Содержание работы

Оформление результатов

Информировать педагогический коллектив о проведении эксперимента.

Беседа с педагогическим коллективом с целью знакомства с содержанием, задачами, гипотезой, этапами эксперимента.

Определить проблему исследования, сформулировать гипотезу исследования, его цели и задачи.

Анализ теоретических источников с целью  установления степени разработанности исследуемой проблемы. Изучение опыта психолого-педагогической деятельности по составлению плана кружка.

Составление научно-исследовательского проекта. Составление конспектов к занятиям исходя из цели и задач.

Подобрать диагностический инструментарий

Определение методик для проведения диагностики детей.

Составление диагностического материала.

2 этап. Практический  (формирующий эксперимент)  (ноябрь-апрель)

Цель этапа: реализация плана  занятий  в рамках экспериментальной площадки.

Тематический план работы для детей 4-5 лет

Ноябрь

1

«Обещание»    (обучение)

Задачи:

Формировать навык правильной осанки;

Укреплять и развивать речевое дыхания. При смысловой и эмоциональной речи организовать работу дыхательных мышц; 

Учить произносить гласные звуки с сильным направленным выдохом.

2

«Обещание»     (закрепление)

Задачи:

Развивать и корректировать основные виды движений, формировать правильную осанку;

Закреплять  длительный, сильный, направленный выдох при произношении гласных звуков;

Тренировать дыхательные мышцы со звуком и без него;

Закрепление правильного речевого дыхания, синхронизируя с движениями пальцев рук и глаз, а также в ходе упражнений совершенствуются зрительно-пространственные ориентации, способность к переключению и тактильные ощущения.

3

«Настоящая красавица»   (обучение)

Задачи:

Развивать мышечную систему через упражнения на мячах- фитболах; 

Развивать навык совместной деятельности, уметь понимать эмоции окружающих;

Формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;

Развивать способность к переключению и тактильным ощущениям;

Обучать выполнению артикуляционных упражнений и одновременно движением обеих рук имитируя, повторяя движения органов речевого аппарата;

Дифференциация гласных звуков.

4

«Настоящая красавица» (закрепление)

Задачи:

Закреплять речевого дыхания без участия речи и с речью;

Закреплять умение дифференцировать гласные звуки;

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам, самому себе;

Способствовать развитию навыка группового взаимодействия;

Декабрь

1

«Подарок лесовичка» (обучение)

Задачи:

Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания и просодики у детей с нарушением речи;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Автоматизация свистящих звуков в речи, сопровождая действие движением;

Дифференциация согласных звуков (Б Д Т М П);

Учить делить слова на слоги в ритмичном движении.

2

«Подарок лесовичка» (закрепление)

Задачи:

Закрепить дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков;

Развивать творческие способности и воображение, память;

Закрепить умение произносить слова с заданным звуком, отбивая ритм.

3

«Про то, как дети птицу радости искали» (обучение)

Задачи:

Развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка); 

Развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы;

Создать условия для уточнения произношения сонорных звуков в изолированном виде и слогах;

Обучать из двух слов складывать одно слово. 

Дифференциация согласных звуков (Г, К, Х,  С ,С*)

4

«Про то, как дети птицу радости искали» (закрепление)

Задачи:

Закрепить воспроизведение дыхательно-голосовых игр и упражнений на материале слогов;

Продолжить развитие динамической координации (коррекции опорно- двигательного аппарата);

Повторение комплекса упражнений, направленный на снятие спазма бронхов ( упражнения -гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности);

Дифференциация согласных звуков (Г, К, Х , С ,С*)

Январь

1

«Просто так» (обучение)

Задачи:

Закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, на дифференциацию звуков [с]-[ш];

Развивать переключаемость внимания, развивать общую моторику;

Автоматизация сонорных и шипящих звуков;

Учить, балансирую на мяче- фитболе, проговаривать стихи.

2

«Просто так» (закрепление)

Задачи:

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз;

Закреплять умение делить слова на слоги;

Продолжить развитие вербальной памяти (балансировать  на мяче, проговаривая стихи).

3

«Как звери филина лечили» (обучение)

Задачи:

Способствовать улучшению координации движений, равновесия;

Учить  быстрому переходу с одной артикуляционной позы на другую;

Развивать  навыки словообразования в составлении слов приставочным и суффиксальным способами.

4

«Как звери филина лечили» (закрепление)

Задачи:

Развитие осмысленной моторики, воображения, создание положительного эмоционального настроя и одновременно активизации биологически активных точек кожи опыта детей с  нарушениями речи;

Автоматизация в речи звуков, сопровождая действия пальцами и руками;

Продолжить развитие звукоподражанию.

Февраль

1

«Заяц- огородник» (обучение)

Задачи:

Учить концентрировать внимание и быстрой переключаемость  с одного задания на другое;

 Заучивать стихотворный текст на автоматизацию звуков [л], [л`];

Развитие фонематического слуха и восприятия при определении правильности звуконаполняемости слов;

Учить дифференцировать шипящие и свистящие звуки.

2

«Заяц- огородник» (закрепление)

Задачи:

Формирование  положительных личностные качества: умение рассчитывать свои силы, смелость, решительность, самоконтроль при выполнении физических упражнений;

Автоматизация звуков [л], [л`] в стихотворной форме;

Стимулировать фантазию, двигательно-речевое творчество (звукоподрожание);

Продолжить дифференциацию свистящих и шипящих звуков в слогах, словах.

3

«Серая звездочка» (обучение)

Задачи:

Расширять арсенал средств коррекционных воздействий на дыхательно-голосовую систему, отвечающую за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование, голосоведение, просодия);

Формировать длительный, сильный направленный выдох со звуком в сопряженной гимнастике;

Развивать умение управлять своими действиями в движении, сопровождая их речью;

Учить подбирать и договаривать нужные окончания в 2-х,3-х сложных словах со течением согласных.

4

«Серая звездочка» (закрепление)

Задачи:

Закрепление умения к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости;

Продолжить развивать речевую активность, зрительную память и моторику;

Продолжить учить правильно проговаривать 2-х, 3-х сложные слова со с течением согласных.

Март

1

«Маленький лягушонок» (обучение)

Задачи:

Развивать способность формированию связной речи, координационных навыков, ассоциаций и образов,

Учить дифференциации звуков [с]-[ш], [р]-[л];

Развивать координацию движения, умение балансировать на фитболе в движении под проговаривание текста.

2

«Маленький лягушонок» (закрепление)

Задачи:

Закрепить умение, выполняя артикуляционные упражнения,  удерживать позы с одновременным движением обеих рук имитируя и повторяя движения артикуляционного аппарата;

Продолжить учить дифференцировать свистящие и шипящие звуки в речи.

3

«Как воробей с карасиком дружил» (обучение)

Задачи:

Учить ритмичному выполнению упражнений, применяя счет, музыку, стихотворные строки;

Автоматизировать в речи поставленные звуки;

Отрабатывать слоговую структуру слова на материале чистоговорок и потешек.

4

«Как воробей с карасиком дружил» (закрепление)

Задачи:

Стимулировать фантазию и двигательное творчество;

Продолжить отрабатывать умение ритмично двигаться на фитболе под проговаривание текста.

Апрель

1

«Невоспитанный мышонок» (обучение)

Задачи:

Синхронизировать  работу полушарий головного мозга (выполняя движения двумя руками одновременно), развивать способность, улучшающую внимание, память, мышление, речь;

Заучивать речевки в процессе движения.

2

«Невоспитанный мышонок» (закрепление)

Задачи:

Координация речи и движения, развитие слухового восприятия, автоматизацию звука [ц];

Стимулировать развития фонематических представлений (придумывание чистоговорок и подбор рифмы по образцу).

3

«Откуда у тигра полосочки»  (обучение)

Задачи:

Корректировать дефекты звуков, автоматизировать и дифференцировать их;

Развивать фонематические представления в подборе нужного окончания слов;

Учить правильно проговаривать слова со стечением согласных звуков в середине слова.

4

«Откуда у тигра полосочки»  (закрепление)

Задачи:

Корректировать и развивать все свойства внимания: концентрация, переключаемость, устойчивость и распределение;

Развивать умение ориентироваться в пространстве, ловкости, артикуляционной моторики, произвольной и образной памяти, эмоциональной выразительности;

При проговаривании стихотворного текста  автоматизировать звуки [л], [л`], [р], [ш];

Продолжить учить проговаривать слова со стечением согласных звуков в середине слова.

Май

1

«Близко- далеко» (обучение)

Задачи:

Развивать воображение, эмоции, мимику, артикуляционный аппарат;

При произношении стихотворного текста  дифференцировать звуков [р]-[л];

2

«Близко- далеко» (закрепление)

Задачи:

Продолжить развивать вербальную память (балансирование на фитболах с проговариванием стихов);

Дифференциация сонорных звуков в чистоговорках.

3

«Кто поможет воробью» (обучение)

Задачи:

Развивать общую и  мелкую моторику;

Автоматизировать в речи звуки, сопровождая действия движением на фитболах.

4

«Кто поможет воробью» (закрепление)

Задачи:

Закреплять умение вырабатывать сильный направленный выдох при произношении стихов с поставленными звуками;

Продолжить развитие вербальной памяти (балансирование на мяче- фитболе с проговариванием стихов и чистоговорок).

3 этап. Обобщающий (май)

 Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Задача

Содержание работы

Оформление результатов

Определить эффективность реализации проекта

Проведение контрольного эксперимента.

Получить результаты контрольного исследования

Диагностирование детей

Составление сводных таблиц и анализ результатов.

Сделать анализ контрольного этапа эксперимента.

Осуществление математической обработки, осмысление и интерпритация полученных результатов.

Литературной и техническое оформление работы. Написание программы

« Егоза» (Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетании логоритмики и биоэнергопластики).

           В ходе реализации проекта необходимо учитывать особенности взаимодействия с семьями воспитанников. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Одним из немаловажных направлений программы является работа с родителями. Поэтому, ведущей целью взаимодействия педагога с родителями является –создание необходимых условий для ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольников, повышение компетентности родителей в области воспитания, формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

Формы взаимодействия с родителями:

1.Индивидуальные и групповые консультации.

2.Оформление информационных стендов.

3.Мастер-классы.

4.Открытые мероприятия.

5.Размещение информации на сайте МДОУ.

Формы представления результатов эксперимента:

-Распространение опыта работы на городских и республиканских семинарах, ГМО.

- Публикация материалов в печатных изданиях.

Перечень литературных источников.

1.Бабушкина Р Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005.

2. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

3.Брюханова Н.А. Оздоровительная аэробика: Метод, указания / Сост. Брюханова Н.А. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 35с.

4.Власенко Н.Э. « Фитбол -гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

5. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

6.Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий/ Учебно-метод.пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия -Пресс, 2001. 64с.

7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

9. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.

10. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001.

11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

12. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

13. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Когито-центр, 1998.

14.Курис И. Танец в биоэнергопластике. Трансперсональный опыт исследования. СПб, 2004, 2008).

15. Фирилева  Ж.Е., Е.Г.Сайкина «Фитнес- данс лечебно-профилактический танец»

Мониторинг оценка эффективности занятий                Приложение

 

Цель: Оценка психомоторного и речевого развития детей.     

Для оценки непосредственного обследования слоговой структуры слова используется О.И. Крупенчук «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста», материалы и труды А.К. Марковой по обследованию детей дошкольного возраста.

Для оценки психомоторного развития дошкольников  используется диагностическая методика Г.А. Волковой.

Задания для оценки речевого развития

Слоговая структура слова

Ребенку сначала предлагается повторить трудные классы слов, затем постепенно переходить к легким.

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).

13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).

12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).

4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).

3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).

2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).

1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).

Отметить:  За начальную точку начала обследования  принят класс (по А.К. Марковой), который соответствовал нормальному уровню развития слоговой структуры слова для данного возраста ребенка.

Норма:

 4 года-  12 класс-  – двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

 5 лет-13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов .

 6 лет-14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных.

Слоговая структура не нарушена- 3 балла

Не значительно нарушена- 2 балла

Нарушена- 0 баллов

Задания для оценки психомоторного развития

Общая моторика:

пятка правой (левой) ноги прижата к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища. В этой позиции с закрытыми глазами необходимо находиться в течение 10 сек.

посадка на мяч, покачивание на мяче, прыжки на фитболе с ручками.

  прыжки на двух ногах сидя на мяче- фитболе;

отбивание мяча –фитбола об пол;

бросок и ловля мяча- фитбола  двумя руками;

   Мелкая моторика:

показать второй и третий пальцы, сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках (по 5-6 раз);

попеременно соединять все пальцы с первым, начиная со второго на правой руке, затем тоже повторить в обратной последовательности;

одновременно на обеих руках положить вторые пальцы на третьи.

выполнить артикуляционную гимнастику, сопровождая движения руками и корпусом тела.

Координация движений:

ребенку предлагается поднять правую руку и левую ногу вперед, а затем наоборот, левую руку и правую ногу;

менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши);

маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями;

проделать ритмичные подпрыгивания на мяче- фитболе под счет, считалку и т.д.

Задания выполняется: правильно- 3 балла

с некоторым напряжением, неточностями- 2 балла

выполнить не удается-0 баллов

Критерии оценки:

Уровень

Количество баллов

Норма

От 2,5 до 3 баллов

Средний

От 1,8 до 2,4 баллов

Низкий

От0 до 1,7баллов

Диаграмма динамики речевого и психомоторного развития детей

за 2018-2019 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

К вопросу о формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, с народным русским языком, имеющих отклонения в речевом развитии.

В статье выделены аспекты формирования коммуникативной компетенции, детей- инофонов с речевыми нарушениями. ...

Консультация для родителей на тему «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владен...

КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ИМЕЮЩИХСЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СОЧЕТАНИЯ ЛОГОРИТМИКИ И БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Упражнения на фитболах- одна из эффективных форм работы с дошкольниками. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и...

«Комплексная профилактика различных отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Родители год от года все больше обеспокоены речевым развитием своих детей, но и статистика говорит о том, что детей с речевыми нарушениями не становится меньше. Но родители уверены, что профилактикой ...