Формы педагогического взаимодействия с семьей в соответствии с ФГОС ДО
статья

В воспитании детей заинтересованы и родители и педагоги. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Следовательно, задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_vzaimodeystviya_s_semyami_statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведерникова Е.Л.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 369 г. Челябинска»

Формы педагогического взаимодействия с семьей  в соответствии с ФГОС ДО

 Воспитание детей – это одна из актуальных проблем человечества. Человек ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни. Проблема воспитания детей обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.

Концепция дошкольного воспитания гласит: «…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

 Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и закон РФ «Об образовании» дают ориентир педагогам и родителям на установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

 В воспитании детей заинтересованы и родители и педагоги. Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Следовательно, задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

 Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении может решаться в нескольких направлениях:

- информационно-аналитическое - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;

- познавательное - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

- наглядно-информационное - знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье;

- досуговое - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, доверительных отношений между родителями и детьми.

Взаимодействие может осуществляться как в традиционных формах, так и в нетрадиционных.

 К традиционным формам относятся: консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек и стендов, информационные уголки, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, посещение открытых мероприятий, родительские конференции, доска объявлений и так далее.

Использование в педагогической практике педагогами традиционных форм взаимодействия позволяет организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями. Однако их использование не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики  детей. Поэтому в целях разнообразия и совершенствования работы, наряду с использованием традиционных форм взаимодействия с семьёй, рекомендуется настроиться на поиск новых, перспективных, нетрадиционных форм сотрудничества дошкольного учреждения с родителями, которые предполагают их подключение к активному участию и в образовательном процессе, и в жизни детского сада.

 К нетрадиционным формам можно отнести: сайты детского сада и группы, презентации, фотовыставки, выпуски семейных газет и плакатов, проведение мастер-классов, акций, почта доверия, проведение родительских собраний в форме круглого стола, семинара-практикума, тренинга и деловой игры; мини-собрания; выпуск брошюр, листовок и буклетов; совместные прогулки и экскурсии; родительская копилка, выставка семейных реликвий; организация кружков, секций, мини-клубов.

При работе с родителями в нетрадиционной форме можно использовать и методы активизации родителей:

- «Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности;

- «Ассоциация» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или её существенный момент. Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придёт подходящая идея решения;

- «Коллективная запись» - на листе бумаги сформулирована проблема и даются ответы для её решения - родители не зависимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации;

- «Запись на листах» - Например: как успокоить ребёнка, если он расстроен? Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводиться запрет на критику.

 Тематика форм работы с родителями может охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, знакомство родителей с трудностями и достижениями детей, информирование родителей о создании безопасных условий дома через оформление стендов, стенгазет, плакатов, трудовое воспитание;

- познавательное развитие – интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду, знакомство с окружающим миром, развитие конструктивных способностей;

- речевое развитие - совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, список тематики чтения;

- художественно-эстетическое развитие - музыкально-художественная деятельность, развитие интереса к рисованию, лепке, аппликации;

- физическое развитие - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов».

 Для успешного сотрудничества детского сада и семьи необходимо составить перспективный план работы с родителями, который позволит эффективно организовать совместную деятельность педагогов и родителей. 

 Систематическая и разнообразная работа с родителями даёт  положительные результаты:

- повышается педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в детском саду;

- увеличивается количество родителей-исполнителей, а не наблюдателей;

- у родителей проявляется интерес к жизни дошкольного учреждения и группы;

- у родителей меняется характер вопросов к педагогам и специалистам;

- повышается овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и образования детей дошкольного возраста;

 - повышается процент посещения родителями различных мероприятий в детском саду;

- обобщается передовой опыт семейного воспитания.

 Таким образом, внедрение новых федеральных государственных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ С УЧЕТОМ ФГОС ДО...

Направления и формы работы с семьей в соответствии с ФГОС

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителям...

Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

В презентации содержатся новые формы работы с родителями, такие как "Родительские уроки", совместные проекты, "Дни добрых дел", опыт семейного воспитания, проведение совместных праздников, создание ст...

Проектная деятельность как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС

Стендовый доклад к теме "Проектная деятельность  как одна из эффективных форм развития детской активности в соответствии с ФГОС"...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть ком...

«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в соответствии с ФГОС ДО. Формы работы МДОУ с родительской общественностью.»

laquo;Обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьив соответствии с ФГОС  ДО.Формы работы МДОУс родительской общественностью.»...