Педагогическое партнёрство в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.
статья

Педагогическое партнёрство подразумевает и то, что между взрослыми и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Педагог подаёт пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Л. Ведерникова

Россия, г. Челябинск

Педагогическое партнёрство в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.

Реформирование образования, изменение его роли в процессе становления личности ребёнка сегодня связывают с изменением качества педагогического общения и взаимоотношений между миром взрослых и миром детства,  следовательно, с установлением между ними равноправных отношений. Подобная форма  ведения образовательного процесса предоставляется возможной в виде педагогического партнёрства, которое возникает в процессе деятельности с целью решения общих задач, представляя собой личностный контакт воспитателя и воспитанника.

В данном взаимодействии решаются задачи:

  • развитие общих познавательных способностей;
  • активизация инициативности детей во всех сферах деятельности;
  • формирование способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах: построение связной картины мира.

Педагогическое партнёрство отличается наличием равноправной позиции взрослого и возможностью свободного размещения, перемещения и общения детей в образовательном процессе. Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Характерными особенностями педагогического партнёрства являются:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
  • наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Основными приёмами и методами работы могут служить  как «старые», так и «новые», которые подбираются адекватно возрасту дошкольника, ориентируясь на его зону ближайшего развития:

- «старые»: игра, беседа, наблюдение, рассматривание, чтение, экскурсия;

- «новые»: коллекционирование, реализация проектов, мастерская, моделирование и т.д.

  Существенной особенностью педагогического партнёрства взрослого с детьми является открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с  интересами детей. Педагог, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, педагог  стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Педагогическое партнёрство подразумевает и то, что между взрослыми и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Педагог подаёт пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного.

Психолого-педагогические условия по Коротковой Н. А.. как нельзя лучше определяют позицию педагогического партнёрства с воспитанниками: 

  • стиль поведения взрослого: от авторитарного к непринужденно – доверительному; 
  • рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «воспитательским» столом к месту за общим столом рядом с детьми; 
  • отношение взрослого к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

При организации любой  деятельности в форме партнерской меняется и положение детей.

1.  Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе.

У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объём работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

В организации педагогического партнёрства непосредственным стимулом для дошкольника является мотивация, без которой ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для дошкольного возраста:

1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги.

2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми: «Я не могу решить задачку, кто мне поможет?»

4. Мотивы самолюбия и самоутверждения: «Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание».

5. Познавательные и соревновательные мотивы: «Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?»

6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? » и т. д.

7. Нравственные мотивы: «На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать?»

8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы: «Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?»

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пытаться освоить новые действия, не опасаясь совершить ошибку. Все эти моменты порождают стремление к достижениям, что, безусловно, благоприятствует эмоциональному комфорту и работу под девизом: «Мы включены в деятельность, связаны желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Таким образом, возникновение новых тенденций в образовании приводит к переосмыслению роли педагога,  который становится в большей степени «партнёром», «наставником», чем непосредственным источником информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Оптимизация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ с использованием «Психологических уголков»

Цель:  Проанализировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического...

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками»

«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной по...

Педагогическое проектирование. Планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ".

Рекомендации к разработке и написанию календарно - тематического плана воспитателя....

Представление опыта работы на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»

Представлен опыт работы методиста по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО...

«Социально-педагогическое партнёрство с родителями в процессе организации традиционных событий в группе.»

Уважаемые коллеги!«Люди считают счастливыми те периоды своей жизни, когда они вместе делали одно дело, жили интенсивно, когда у них была настоящая команда. Здоровая команда-делает людей счастлив...

Педагогический совет «Эффективность педагогических инноваций в воспитательно - образовательном процессе ДОУ» Тема: «Йога, как средство оздоровления младших дошкольников»

Йога адаптированная для детей дошкольного возраста, построена на основе традиционных динамических упражнений и поз с игровыми вставками. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного...