Использование нестандартных пособий и игр для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста
методическая разработка

Орлова Елена Сергеевна

В данной методической разработке рассматривается проблема развития мелкой моторики и сенсорного воспитания, занимающая одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста в ДОУ. Особое значение для становления разных форм произвольного поведения детей имеет дидактическая (развивающая) игра. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению в непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики и ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, развитие речи. В этом их развивающая роль. Работа над обозначенной проблемой показывает, что дидактическая (развивающая) игра является основой познания мира для дошкольников раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_svoimi_rukami.docx656.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование нестандартных пособий и игр для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста».

Из опыта работы

воспитателя I квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 112 Невского района Орловой Е.С.

    Аннотация: в данной методической разработке рассматривается проблема развития мелкой моторики и сенсорного воспитания, занимающая одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста в ДОУ. Особое значение для становления разных форм произвольного поведения детей имеет дидактическая (развивающая) игра. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению в непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики и ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, развитие речи. В этом их развивающая роль. Работа над обозначенной проблемой показывает, что дидактическая (развивающая) игра является основой познания мира для дошкольников раннего возраста.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                   В.А. Сухомлинский

Актуальность

   Актуальность моей разработки заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

  К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно

Цели и задачи игр и нестандартных пособий в непрерывной образовательной деятельности:

-Стимулировать интерес и играм, к познанию окружающего мира.

-Совершенствовать навыки развития мелкой моторики рук и индивидуальных и творческих способностей у детей.

-Способствовать развитию речевой функции (слушать небольшие стихи, потешки, рассказы, сказки), формированию интереса в разгадывании загадок.

-Способствовать развитию фантазии и воображения, памяти и внимания, сообразительности и логического мышления.

-Соблюдения техники безопасности и важных правил в процессе развития мелкой моторики у детей.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Виды игр с нестандартными пособиями для развития мелкой моторики рук.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослого); - игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, наливать – выливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстие и т.д.;

- рисование карандашом (фломастером, кистью и т.д.);

- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Условия для развития мелкой моторики.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также журнал «Дошкольное воспитание».

На основе данной литературы разработала:

- перспективный план по развитию мелкой моторики;

- систематизировала игры, с использованием нестандартного оборудования (Приложение №1);

- дополнила предметно-развивающую среду нестандартным дидактическим материалом.

Создание предметно-развивающей среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.

Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, изготовлены игры и пособия для развития мелкой моторики, побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей и развивают другие психические функции (внимание, мышление, память).

Для индивидуальных занятий с детьми использую песочную терапию, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рождения куклы Маши». В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

Важные правила: 

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

     Занятия должны напоминать игру. Можно придумать по ходу какой-то забавный рассказ или даже сказку.

  1. Игры должны быть постоянными и ежедневными.
  2. В ходе игры старайтесь больше общаться с малышом.
  3. Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс игры.
  4. Ни в коем случае не заставляйте играть насильно. Дайте ему право выбора.
  5. Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию.
  6. Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  7. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  8. Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех.
  9. Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально.
  10. И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

   Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

Вывод:     

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Приложение №1

 Нестандартные пособия:

Картотека нестандартных развивающих игр и пособий (сделанные своими руками): Я бы советовала молодым родителям и воспитателям творчески подходить к играм для развития мелкой моторики с малышом и стараться по возможности мастерить игрушки своими руками, ведь в них вы вкладываете частичку своей души и любви к малышу. Предлагаю игры, сделанные своими руками из подручного материала в домашних условиях.

  1. Массаж ладошек.

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. «В гости к зверятам»

Игра сделана из бросового материала, из бутылок от

молока и кефира. С помощью   ниток и ткани созданы игрушки. Взрослый может придумать сказку или рассказ, а может придумать историю и сам ребенок.  Дети приходят к   зверятам в гости и угощают их (сняв крышки -это ротик) вкусными     орехами, семечками, желудями, каштанами. При этом происходит развитие мелкой моторики рук, развитие речи, сообразительности, мышления.

3. «Цветная гусеничка-пирамидка» (гусеница –трансформер).          

Следующая игра сделана из контейнеров от бахил. Ребенок берет цветные чашечки и выставляет   их в той последовательности, как ему хочется. Взрослый может сопровождать игру чтением фольклора:

 

     Гусеница жила-была.

     И по веточке ползла.

    Возможно, желает бабочкою стать,

                                 Чтобы в небе полетать…

Также эта гусеница может превратиться в пирамидку. Ребенок может посчитать цветные чашечки, назвать цвет, понимать математическое понятие много-один, развитие мелкой моторики, творческого мышления, сообразительности.
       

4. «Цветной коврик»

Для создания этого пособия взята пластиковая решетка и цветная ленточная тесьма равной длины. В решетке сделаны дырочки и сквозь них ребенок продевает цветную ленту сверху вниз. Получился цветной коврик.

«Сколько много мы трудилась,

Подбирали лоскутки,

Ленточки вставляли, и учились
Мастерству нашей  руки.
Шаг за шагом шли к успеху

Удивляя всех вокруг,
Мы соткали чудный коврик,
                  Мелкая моторика – наш лучший друг!»

5. «Цветное домино»

Цветное домино сделано из крышек от коробок молока, по диаметру крышки из самоклеющейся бумаги вырезаны кружки разных цветов и наклеены сверху на крышку. Совершенствует развитие мелкой моторики рук, цвет, сообразительность, логическое мышление.

6.«Яблонька»

Игра сделана из коробки от конфет и бутылок от йогуртов с крышками разных размеров и цветов. На резьбу от бутылок закручивается крышка определенного размера и цвета. Эта игра развивает моторику рук, математическое понятие: много-один, сообразительность, развитие речи (играя, можно читать стихи о яблочках:

                        «Яблочки спелые -желтые, красные.

                        Яблочки с кожицей гладкою.

                                                                   Я с дерева их соберу

                                                                   И всех конечно угощу».                

                           

6. «Горох»                               Крючком связаны горошины и сшиты стручки из ткани. Горошины можно выкладывать и складывать в стручок. Очень развивает мелкую моторику, сообразительность, логическое мышление, формирует математическое представление: много-один. Можно придумать сказку и всех мышат угостить горошком.

8. «Цветные змейки»

Змейки связаны крючком из цветных ниток. Подобраны баночки с цветными крышками по цвету змеек, но цветных змеек-5, а баночек с цветными крыжками-4.Надо подумать куда спрятать лишнюю змейку (кармашек на штанишках, мешочек, сумочку, в ладошки). Можно придумать сказку, рассказ о змейках подружках, загадывать загадки. Все это развивает мелкую моторику, творческие способности, мышление, сообразительность.

Извивается, скользит
И на солнышке блестит,
Длинный хвост и чешуя
Называется ...

9. «Творческие карандаши»

Карандаши сделаны из простых круглых палочек разной длины и толщины, но так чтобы малышу было удобно держать карандаш в руках. Творить (рисовать) ими можно на сыром песке. Это развивает фантазию, творчество, сообразительность и готовит руку к письму, т.е. развивает мелкую моторику рук.
 

Спят в коробке малыши,
Малыши – карандаши.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными. 

 Проанализировав дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, сделала вывод, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Я уверена, что успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку. Ведь дидактическая игра – средство не только обучения, но и воспитания. Я стараюсь использовать игровые мотивы, неожиданные повороты, сама придумываю варианты – это помогает мне сохранить интерес детей к игре при ее повторении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

«Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

    Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того,...

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Картотека игр направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихо...

Использование нестандартных пособий и игр для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

В данной методической разработке рассматривается проблема развития мелкой моторики и сенсорного воспитания, занимающая одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста в ДОУ. Особое значени...