Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию
консультация

Шипулина Оксана Владимировна

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12»

Консультация для воспитателей по теме:

«Беседы по патриотическому воспитанию. Цель, темы и формы»

Подготовила воспитатель первой категории:

Шипулина О.В.

г. Руза, р.п. Тучково

2022г.

Беседы по патриотическому воспитанию. Цель, темы и формы.

        Патриотическое воспитание дошкольников – это актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина.

        Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

        Принцип работы по  нравственно-патриотическому  воспитанию  с детьми. Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;

- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;

- «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);

- Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;

- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

         Технологии  нравственно-патриотического  воспитания.

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии. Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники. Примером может служить флеш-анимация. Флеш-анимация – это вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы. Так же к инновационным нововведениям можно отнести и рименение метода проектов, компьютерных игр, web-квестов и других.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

        Еще одна интересная технология – квест.

В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду, и в школе, и в лагерях отдыха, и в компаниях, специализирующихся на организации праздников. В чем секрет успеха такой формы досуга? Что же такое «квест»? Слово «Quest» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.

В игре этого жанра всегда предполагается наличие задания, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует поразмыслить, решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений – это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.

         Методы  и  формы,  виды  и  средства  в   работе с  детьми.

В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

        Работу по нравственно-патриотическому воспитанию рекомендую осуществлять по плану, содержащему следующие разделы бесед:

1. «Тучково - край родной», «Мы славим город свой».

 Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе.

2. «Наша Родина – Россия».

 Цели: знакомство детей с историей и многонациональностью России; формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа. знакомство детей с государственной символикой России.

3. Цикл бесед «Исконные символы России».

Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах

4. «Знакомство с флагом России».

Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о

его значении для страны и обозначении всех цветов флага.

5. «Орле преславный».

Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб

был и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.

6.  «Моя дружная семья».

 Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

7. «Беседа о Дне защитников Отечества».

Цель: продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23

февраля - День Защитника Отечества; - закрепить знания об армии, о рядах

войск; - воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины.

8. «Великой Победе посвящается».

 Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

9. «Мой любимый детский сад». Цели: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.

10. «Хлеб - богатство России».

Цель: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство

нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное

отношение к хлебу.

11. «Изба –жилище русского человека».

Цель: Познакомить детей с жилищем русских людей в старину, дать

представления о предметах быта; продолжать развивать интерес к русским

традициям: гостеприимству, почитанию старости. Приобщать детей к русской

национальной культуре.

12. «Наши космонавты», «Герои – земляки».

 Цели: знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины.

13. «Я и мое имя», «Права ребенка».

 Цели: формировать первичные представления ребенк  о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.

        

Пояснительная записка.

        Беседы направлены на ознакомление детей с историей возникновения

русского государства, о героическом прошлом страны, о традициях,

культуре, исконных и современных символов России, о труде взрослых.

Вывод.

        В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

        Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"

В копилку старшего воспитателя.Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Консультации для воспитателей по патриотическому воспитанию

Консультации для воспитателей по патриотическому воспитанию...

Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5143395","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"250","style":"width: 106px; height: 150px;","width":"176"}}]]О важности приобщения ре...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...