Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
материал

Татьяна Владимировна Рыжова

Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс для педагогов

«Детское экспериментирование в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Воспитатель Рыжова Т.В.

 Цель: повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи: Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

                   Повысить уровень мастерства педагогов.

                   Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Ход мастер класс

Хочу начать свое выступление с китайской пословицы

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

 Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

 Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему  через опыт его личных ощущений,  действий, переживаний.

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгодский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность  удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее  и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

        Мы свою работу поделили ежемесячно на блоки: вода, воздух, магнит, песок, снег и лед и т.д.

       Дети очень любят играть  и слушать сказки,  поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю  это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать  новую информацию в близкой для них форме -  сказки.

Сказка называется «Три поросенка». 

 Жили-были три брата-поросенка. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят  Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.

Все лето они беззаботно бегали по полям и лесам, весело играли в прятки и салочки. Но пришла осень. Серые тучи заволокли небо, и солнце уже не согревало землю, как прежде. Приуныли братья и , чтобы не пропасть от холода, решили построить дом. А из чего не знают?

Осенью бывают очень сильные ветра и материал должен быть таким, чтобы его не сдуло.

Давайте проведем эксперимент и поможем поросятам.

- А мы сами сможем ветерок сделать? Как?

- А какие еще предметы могут сделать нам ветерок? (фен, веер..)

Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движения воздуха. (Дети повторяют)

- Что почувствовали? Ветерок.  

-А пока давайте поиграем.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо, (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише, (присесть)

Деревце все выше, выше. (потянуться вверх)

Это маленький ветерок, а нам нужен посильнее.

- Ребята, я знаю, как сильнее сделать ветерок. Нужно губы вытянуть трубочкой и подуть. Давайте попробуем на султанчиках.

«Игра с султанчиком»

Видите, как хорошо получается. Теперь можно выбрать материал для строительства дома.

У каждого в тарелочке есть разные предметы. Начнем наши эксперименты. Сначала возьмем перо, положим на ладонь и дунем, что происходит? Оно улетает. Кто может сказать почему? Потому что оно легкое, его можно легко сдуть. Как вы думаете, можно из пера сделать крепкий дом? …Нет.

Повторяем также с другими предметами: бумага, веточки, деревяшка и камень. И каждый раз делаем выводы.

- И что мы можем сказать поросятам? Из чего можно построить крепкий дом? Из дерева и камня. Поросята очень довольны, что вы им помогли и побежали дружно строить дом.

Сказка «Приключения Буратино..»

Когда Буратино нашел золотой ключик, ему нужно было передать ключ Папе Карло, но Дуремар шел по следу и хотел отобрать ключ у Буратино. Он уже наступал на пятки и вот-вот мог схватить Буратино. По пути Буратино встретилось маленькое кафе, в котором работали Лиса Алиса и Кот Базилио. Буратино некуда было деваться, он вбежал в открытую дверь и попросил помощи. В это время Базилио всем предлагал продегустировать свой новый молочный коктейль.  

Буратино незаметно для всех спрятал золотой ключик.

Дуремар ворвался в кафе и закричал страшным голосом, чтобы Буратино отдал ему ключик. Базилио сказал, что он видел, как Буратино выбросил ключик в кусты. Дуремар поверил и полез искать ключик. А Базилио предложил Буратино отдышаться и попить воды.

Ребята, а вы знаете куда Буратино спрятал ключик?

Когда Буратино вошел, у базилио в лапах были стакан с водой и стакан с молочным коктейлем.

Давайте проведем эксперимент и узнаем, где спрятан ключик.        

У каждого ребенка стакан с водой и стакан с «молоком» и ключ. Сначала дети кладут ключ в стакан с водой. Делают выводы, Что вода прозрачная и ключ видно. Потом кладут ключ в стакан с «молоком» и делают вывод, что «молоко» не прозрачное и ключ не видно. Значит Буратино спрятал ключ в стакане с молочным коктейлем. А пока Дуремар искал в кустах ключ, Буратино убежал очень далеко.

Вместе с детьми делаем вывод, что вода прозрачная.

Таким образом, экспериментирование на основе познавательного  сказочного сюжета является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей ВАО "Техника вокальной работы с детьми старшего дошкольного возраста".

Материал,содержащийся в данном занятии, позволяет более эффективно заниматься развитием детского голоса, формировать основные певческие навыки:дыхание,звукообразование,артикуляцию и другие....

Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...

Мастер-класс «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить  сложность вещей......

Мастер класс по теме: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родителей с приемами и способами изображения.Задач...