Опыт работ с детьми с ОВЗ.
методическая разработка (старшая группа)

Едомских Наталья Ивановна

ОПЫТ РАБОТЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_edomskih.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в условиях ДОУ (из опыта работы воспитателя Едомских Натальи Ивановны)

  «Мы исключили эту часть людей из общества,

                                                                и надо вернуть их назад, в общество, потому

                                                                что они могут нас чему-то научить»

                                                                                                    Жан Ванье «Из глубины»

На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской  инвалидности в частности весьма актуальна. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Вся  моя работа с детьми ОВЗ построена на системном подходе к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.

Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время группы общеразвивающей направленности детского сада  посещают 15 детей  с задержкой психического развития. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников с ОВЗ и оказании помощи детям  этой категории  в освоении основной образовательной  программы дошкольного образования – главная цель .

Основными задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями я считаю:

  1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства  через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
  2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными  потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
  3. Укрепление  здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
  4. Создание  условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

В соответствии с поставленным диагнозом и рекомендациями  ПМПК ,учетом психофизических особенностей ребенка, в соответствии образовательной программы ДОУ, с учетом общеобразовательной программы  дошкольного  образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой, составила ИОМ ( индивидуальный образовательный маршрут), для каждого ребенка.

Чтобы создать  ИОМ  ребенка ОВЗ. Наблюдала, беседовала  с ребенком, диагностировала ( только с письменного разрешения родителей) проблемные и успешные зоны развития, а затем работала над индивидуальным подбором заданий и занятий. Дети были включены в разные формы обучения и воспитания: фронтальные, подгрупповые, индивидуально коррекционные занятия.

ИОМ  включает следующие направления смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно – действенного мышления до словесно – логического, расширение и накопление пассивного словаря, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания. Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий в образовательном процессе  использовала следующие формы работы.

Основные направления коррекционной работы

Формы работы

Время в режиме дня

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

В течение дня

Гимнастика с включением упражнений для профилактики осанки  и плоскостопия

После дневного сна «Гимнастика пробуждения»

Упражнения на развития внимания,мышления, упражнения на закрепление звукопроизношения,слоговой структуры слова, лексико- грамматически дидактические игры и упражнения

2 половина дня  «коррекционный час»

Организованная образовательная деятельность ( в соответствии с планированием). Включение коррекционных задач во время проведения ООД по продуктивной и конструктивной деятельности.

По расписанию ООД

Коррекционная работа воспитателя в совместной деятельности с ребенком в режимных моментах, по организации трудовой, игровой, познавательно – исследовательской деятельности, продуктивной, чтение художественной литературы.

В течение дня по плану образовательной работы

Контроль свободного общения с ребенком, закрепление речевых и коммуникативных навыков свободной деятельности ребенка в повседневной жизни.

В течение дня

С  учетом требований ФГОС ДО при оценке динамики продвижения ребенка, не сравниваю его ресурс с достижениями других детей, а с его собственными достижениями на предыдущем этапе развития.  Индивидуальную работу я провожу с детьми во второй половине дня.

Работа с родителями

Дата

Формы и методы

Содержание работы

Каждый  месяц

Индивидуальные встречи с родителями

Беседы о развитии ребенка, его интересах, способностях и отрицательных черт характера

Каждый четверг

Родительские пятиминутки

Индивидуальные консультации специалистов (воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра)

1 раз в месяц

Индивидуальные консультации

Познакомить родителей с проблемами и успехами по усвоению ребенком программы

В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.

 Сопровождение детей осуществляют:

- Медицинский работник - мониторинг здоровья воспитанников.

- Педагог-психолог  - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

- Музыкальный руководитель,  реализацию используемой программы музыкального воспитания.

- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию  программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит  рекомендации для воспитателей.

- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы. Предметно - пространственная  среда в ДОУ организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

В моей  группе имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь, сухой бассейн. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Учитывая наличие воспитанников с двигательными нарушениями, группы  оснащены  мягкими модулями и мягкой игровой мебелью. В связи с этим, можно отметить эффективность психолого – педагогического сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами образовательного учреждения, позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Перспектива дальнейшей работы группы:

- Разработать план массовых мероприятий с детьми ОВЗ.

Список методической литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Гербова В.В., ФГОС Развитие речи в детском саду. (5 -6 лет). Старшаая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

.

Дыбина О.В., ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (5 -6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Комарова Т.С., ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (5-6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Помораева И. А., Позина В. А., ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (5-6 лет). Старшая группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников».

Бояркова Н. Ю., Косицина М. П., Коррекционная педагогическая работа в детском саду для детей ЗПР,, - Секачев, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"

Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...

опыт работы с детьми и родителями

В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....

Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....

Опыт работы с детьми раннего возраста.

Раннее детсво - это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы,  и прежде всего функций коры головного мо...

Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»

 Опыт работы с детьми старшей группы  в трудовой деятельности:  «Дежурство»  Приготовила:  Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори...

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровой гимнастики Екатерины Железновой

Нетрадиционные подходы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста: Игровая гимнастика Екатерины Железновой....

Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми

Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...