Особенности проектной деятельности с детьми раннего возраста
статья

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проектной деятельности с детьми раннего возраста

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.

В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников:

первый – от 2 до 5 лет – подражательно исполнительский;

второй – от 5 до 6 лет – развивающий;

третий – от 6 до 7 лет – творческий.

Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей.

Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. Что бы ребенок получил полноценное, качественное развитие нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. В группах раннего возраста выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая детей к деятельности.

Этапы проекта:

-  постановка цели;                                                                                               

-  поиск формы реализации проекта;                                                                     

-  разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;                                                                                                       

-  организация развивающей, познавательной, предметной среды;                              

-  определение направлений поисковой и практической деятельности;                        

-  организация совместной (с воспитателями, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;                                                                                

-  работа над частями проекта;                                                                                 

- коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

- постановка цели проекта;

- разработка плана движения к цели;

- привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;  

- составление плана-схемы проекта;                                                                            

- сбор, накопление материала;                                                                                        

- включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;

- домашние задания и задания для самостоятельного выполнения;         

- презентация проекта, открытое занятие.

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;                    

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

По продолжительности проекты могут быть:

- краткосрочными (от 1 дня до 1 месяца);

- длительными (от 6 месяцев до 12 месяцев).

С детьми раннего возраста чаще всего реализуют краткосрочные проекты.                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми раннего возраста

Проектная деятельность с детьми раннего возраста...

Организация проектной деятельности с детьми раннего возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Сегодня метод проектов приобрёл большую популярность и активно совершенствуется, рационально сочетая в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем.Данные реко...

Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"

Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста Тема: «Сказка учит говорить».

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях,...

Особенности реализации проектной деятельности с детьми раннего возраста: реализация основных положений и идей ФГОС

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....

Особенности организации проектной деятельности с детьми раннего возраста

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, разв...