Семинар-практикум для педагогов «Учимся конструктивному общению»
презентация

Семинар-практикум для педагогов

«Учимся конструктивному общению»

Цель: формировать навыки конструктивного общения с родителями

Задачи:

  1. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативныхумений.
  2. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
  3. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Учимся конструктивному общению»

Цель: формировать навыки конструктивного общения с родителями

Задачи:

  1. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативныхумений.
  2. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.
  3. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

Добрый день уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим об конструктивном (эффективном) общении. И научимся, как правильно общаться, чтобы вас слушали и понимали собеседники.

По вашему мнению, какое общение можно назвать конструктивным (эффективным)?

Ответы педагогов.

Конструктивное общение - это не просто передача информации, это  такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное.

Существует четыре стадии общения

ПЯТЬ ПРАВИЛ ВСТУПЛЕНИЯ В КОНТАКТ

Существует  пять правил вступления в контакт.

Первое правило контакта — это приветствие. В приветствие входят три составляющих. Первая составляющая — это обращение к человеку по имени или по имени-отчеству (как принято в данной ситуации). Имя для любого человека очень важно, поэтому необходимо запоминать имя, и в беседе периодически обращаться к родителю по имени. Если вы забываете имя родителя, то лучше перед обращением к нему посмотреть в «сведениях о детях».        

Перепутав имя, вы можете обидеть человека, то есть загнать его в угол. Некоторые воспитатели, позабыв имя родителя, стараются говорить обезличенно, это плохо, так как в результате ваш собеседник не будет считать себя ответственным за принятые в беседе решения. Считается, что если имя человека не упоминалось в беседе, то он отвечает за результат только на 10%.

Вторая составляющая — это улыбка в момент приветствия, демонстрация доброжелательности. Но необходимо помнить, что некоторые люди могут неправильно истолковать вашу улыбку, могут подумать, что вы смеетесь над ними или, что вы несерьезный человек. Поэтому в деловой беседе нужно улыбаться примерно столько, сколько улыбается ваш собеседник.

Третья составляющая — это рукопожатие (если оно уместно) или просто наклон головы.

Второе правило — это контакт глаз. Контакт глаз необходимо поддерживать примерно 10—15% от всего времени общения. Встречаемся взглядом с собеседником, затем смотрим в сторону или на его руки, позу, жесты, затем опять в глаза и так далее. Если собеседник избегает зрительного контакта, то это воспринимается как стеснительность, замкнутость или даже как готовность солгать.

Третье правило — сокращение социальной дистанции. Чем короче

социальная и физическая дистанция, тем теснее и надежнее контакт. Например, при входе в приемную не стоит начинать говорить от двери, лучше подойти ближе к человеку.  Опять же не стоит находиться слишком близко к собеседнику, так как нарушите его личное пространство.

Четвертое правило — это сказать человеку о его значимости. Хороший способ дать ему понять, что он является для вас значимой личностью - это, например, сказать о том, что к встрече с ним вы готовились целый вечер, что вы очень цените его мнение. Основная идея — сказать человеку что-то приятное, но чтобы это не выглядело лестью или просто манипуляцией.

Пятое правило — нельзя вести переговоры на ходу: в коридоре, возле подоконника, то есть там, где встретились с человеком случайно. Это правило важно помнить потому, что в нашей культуре «в порядке вещей» говорить с человеком о делах где угодно, даже поймав его по дороге в туалет. Люди часто без должного уважения относятся к себе и собеседнику; это приводит к тому, что о такой беседе складывается негативное впечатление. Единственное, что можно сделать при случайной встрече, это договориться о времени и месте предполагаемой беседы. Или написать пригласительное, где указывается время, день и место встречи.

 Эти правила носят рекомендательный характер, они почти всегда работают «в плюс», хотя в какой-то ситуации, может быть, что-то сработает и «в минус». В любом случае, использование этих правил повышает шансы установить доброжелательный, доверительный контакт с родителями.

Подведем итог сказанного: «Что нужно делать для установления хорошего доверительного контакта?»

Ответы педагогов.

Несколько секретов при вступлении в контакт:

  • когда к вам относятся отрицательно, любые правила вступления в контакт могут оказаться неэффективными. Для группы лучше сразу сказать человеку, что он мешает или что разговор носит конфиденциальный характер, и попросить его подойти в другое время, иначе ситуация будет для всех очень неприятной и психологически тяжелой.
  • если вас принимают, это сразу видно, и вступить в контакт очень легко.
  • нейтрального отношения нет.

Отношение может быть только в «плюс» или «минус», и, следовательно, необходимо сразу определить свое отношение к человеку и ему об этом сказать.

ВТОРАЯ СТАДИЯ «ОРИЕНТАЦИЯ»

Существует три момента:

Существуют техники активного слушания.

  1. Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывание партнера, при этом он может начать с вводной фразы: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…» «Другими совами…»
  2. Перефразирование. Собеседник воспроизводит высказывание партнера  в сокращенном или обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в его словах: «Вашими основными идеями, как я поняла, являются…» «Итак…»
  3. Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из  высказываний партнера «Если исходить из того, что вы сейчас сказали, то выходит, что…» «Вы так считаете потому, что…»

Следующий важный момент на стадии ориентации – это невербальные формы общения.

  1. Характеристики речи: ритм, темп, интонации, паузы и т. д.
  2. Взаимное расположение, дистанция и позы
  3. Движения и жесты.
  4. Мимика.
  5. Контакт глаз.

Задание:

Как вы встретите родителей и сообщите им о новой теме месяца?

Используйте каждый   тему месяца своей группы,  ориентируя   родителей на тему месяца    учитывая  стадию контакта.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ - «ПОИСК СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ»

Стадию поиска совместного решения часто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнера. Многие, к сожалению, не умеют и не пытаются услышать друг друга в процессе общения и понять аргументы другого, а ведь это и есть самое важное для общения. И если уметь «вплетать» аргументы собеседника в свои, и на этом строить свою аргументацию, то собеседник быстрее согласится с вами. Или вам обоим будет легче выработать совместное решение. Возможно, принципиально новое решение.

Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие- то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения, но нельзя игнорировать аргументы собеседника.

На что имеет смысл обратить внимание в беседе? Чем дольше длится беседа, тем больше необходимо аргументов. Если у вас много аргументов, то, соответственно можно не беспокоиться о времени общения, но если аргументов мало, то время беседы следует ограничить.

Существует две основные стратегии аргументации — по восходящей и по нисходящей. Если ваш собеседник слабее психологически, если он сомневается в своей точке зрения, тогда имеет смысл начинать с самого сильного аргумента. Партнер сразу соглашается, а дальше идут аргументы послабее, чтобы просто завершить ситуацию и подтвердить правильность вашей позиции.

Если собеседник убежден во мнении, противоположном вашему, то есть он жестко стоит на своих позициях, то надо начинать со слабых аргументов и постепенно наращивать их силу, чтобы партнер шаг за шагом согласился с вами. И в то же время вы его не «сломаете» вначале самым сильным аргументом, он просто от аргумента к аргументу будет убеждаться в правильности вашей точки зрения.

Задание:

Приглашаются  2 человека: необходимо сыграть роли «родитель» и «воспитатель»

  1. Воспитатель утверждает:  «Родительский дом – основа жизненного пути»

         Родитель аргументирует: «Детский сад – начало и основа   жизненного пути»

  1. Родитель утверждает:  «Полноценное образование не зависит от знания сказок»

Воспитатель аргументирует: «Без мудрости, заключенной в сказках, самое блестящее образование неполноценно»

  1. Воспитатель утверждает: «Ребенок должен быть верен своему Отечеству»

Родитель аргументирует:  «Он еще мал, чтобы веровать в Отечество»

  1. Родитель утверждает:  « Не всегда в воспитании должно присутствовать только «Доброе слово», но и ремешок.

Воспитатель аргументирует: «Доброе слово всегда к месту».

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ - «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ»

Четвертая стадия — стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Это очень важно для четвертой стадии. Здесь важно уделить внимание тому, чтобы было принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент — это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом его принятия, а, следовательно, и общением друг с другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова. Например: «Рад с вами работать...», «Большое спасибо за сотрудничество...» и т.д.

Задание:

Участники группы  те же. Принцип - групповая дискуссия, аргументация, принятие решения. Назовите сказки, которые, по вашему мнению, не играют положительной роли в воспитании детей. И почему?

Это последнее выполненное задание на нашем семинаре.  Вы молодцы, хорошо справились с заданием, быстро пришли к решению, учли мнение всех участников.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРГУМЕНТАЦИИ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ПОЗИЦИИ, РЕШЕНИЯ

1.        Оперировать простыми, ясными, точными понятиями.

2.        Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику:

а)        открыто признавать правоту собеседника, а потом приводить собственные аргументы;

б)        продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;

в)        сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводите собственные аргументы;

г)        сохранять вежливость.

3.        Учитывать личностные особенности собеседника:

а)        нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника;

б)        избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события;

в)        употреблять понятную собеседнику терминологию;

г)        соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.

4.        Пытаться как можно нагляднее излагать свои доказательства, идеи и соображения:

а)        использовать ручку и бумагу для рисования схем, конспектировать ход беседы;

б)        использовать сравнения, но без преувеличений, так как они вызывают недоверие.

5.        Не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1—2 ярких довода достигают большего эффекта.

6.        Использовать специальные приемы аргументации:

а)        метод перелицовки — постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблем вместе с ним;

б)        метод «салями»— постепенное подведение собеседника к полному согласию с вами путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;

в)        метод расчленения — разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции;

г)        метод положительных ответов — такое построение разговора, когда партнер на ваши первые вопросы отвечает «Да... да... да...» и потом продолжает соглашаться с вами уже по более существенным для дискуссии вопросам;

д)        метод классической риторики — согласие с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнера);

е)        метод замедления темпа — умышленное медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера;

ж)метод        двухсторонней аргументации — указание как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого вами решения (этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника).

7.        Своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов.

Памятка

Передающий информацию должен следить за тем, чтобы:

  • говорить однозначно;
  • использовать простые слова;
  • важное проговаривать несколько раз;
  • структурировать сообщение, разбивать его на пункты;
  •  контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию;
  • «Вам все понятно?» не спрашивать, все обычно отвечают: «Да»; надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь?», — может быть, важные моменты проговорить еще раз;
  • если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение;
  • считывать темповые характеристики слушающего;
  • создать позитивную или негативную мотивацию: «Если все сделаете по инструкции то...», «Если не сделаете, то произойдет... »;
  • использовать техники типа «забор» — специальные фразы («Я специально обращаю ваше внимание... », «Я хочу, чтобы вы это запомнили...»).

Слушатель, получающий информацию:

  • пропускает информацию через личностный фильтр;
  • незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает;
  • непривычные слова заменяет на привычные;
  • обрабатывает информацию сообразно своей логике;
  • запоминает необычные «жареные», факты, но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное;
  • истолкует то, что может истолковать.

Как разговаривать с родителями

У каждого воспитателя найдется несколько воспитанников, родители

которых уделяют слишком много внимания работе педагога или своему ребенку.

 Такие мамы и папы часто возмущаются, ругаются, ищут виновных по поводу и без него. Можно ли найти с ними общий язык? Вероятно, что да. И мы постараемся дать несколько советов на этот счет.

1. Будьте терпеливы с родителем

Родители могут возмущаться по любому поводу: ваши методы обучения, слишком большая домашняя работа, слишком маленькая домашняя работа, другие дети. Вы чтолибо говорите, а они находят сотни причин несогласия с вами. Очень тяжело держать себя в руках перед кричащим родителем, обвиняющим вас в некомпетентности. Но самое важное как раз в том, чтобы оставаться со свежей головой. Не надо принимать оборонительную позицию, не надо отвечать грубостью. Этого подсознательно или сознательно ожидает родитель. Если же вы начинаете вести себя спокойно, вы беретелидерство в беседе в свои руки. Скорее всего вы не сделали ничего плохого, поэтому нет поводов расстраиваться и волноваться из-за невоспитанных родителей.

2. Будьте ответственны перед родителем

Так как вы воспитатель, имеющий специальное образование и опыт, вы знаете, как надо учить детей. Сложность возникает, если родитель также является педагогом. В любом случае вы должны быть готовы обосновать и объяснить свои действия. Но объяснение не должно быть ничем большим, если вы не совершили никаких нарушений или ошибок.

3. Ограничивайте время разговора с родителем

Некоторые родители могут вас отвлечь от детей на долго, чтобы  узнать об успехах своего ребенка. С одной стороны в этом можно найти множество положительных моментов. Однако часто ситуация может выйти из-под контроля, а разговор затянуться на часы. В этом случае оставайтесь тверды и сообщите родителю, что вам нужно подготовиться к завтрашним занятиям, помыть игрушки и ь. д.

После этого добавьте, что с радостью обсудите все оставшиеся проблемы на родительском собрании или при личной встрече, можно родителя направить к педагогу-психологу или учителю-логопеду  в назначенное время. Не стоит после этого делать паузу, дожидаясь согласия родителя, - просто улыбнитесь и продолжайте свою работу.

4. Обращайтесь за помощью

Иногда ситуация выходит из-под контроля. Порой, мы не компетентны решать вопросы, с которыми к нам пришли родители. Часто мы перестаем удерживать себя в руках. В этом случае не смущайтесь попросить помощи у заведующего, методиста. Как правило, они имеют больший опыт работы с трудными родителями. Кроме этого, родители обычно остывают перед лицом начальства.

Будьте терпимы с родителями, которые иногда кажутся младше своих детей. Помните, что вы педагог. Это подразумевает вашу компетентность во всем, что касается вашей работы.

Поэтому грубость со стороны родителей не стоит принимать на свой счет, а следует списывать на их недостатки. В то же время будьте честны с собой и умейте признавать собственные ошибки, которые случаются в работе даже самого опытного профессионала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель МБДОУ Краснохолмский детский сад №1 «Теремок» Исламгареева Любовь Николаевна Семинар-практикум для педагогов: «Учимся конструктивному общению»

Слайд 2

Контакт Ориентация Поиск решения Принятие решения Стадии общения

Слайд 3

Контакт Приветствие Контакт глаз Сокращение социальной дистанции Сообщение собеседнику о его значимости Определение места и времени о предстоящей беседе

Слайд 4

ориентация Умение говорить Умение слушать Невербальные формы общения 1. Проговаривание 2. Перефразирование 3. Развитие идеи 1. Характеристики речи: ритм, темп, интонации, паузы и т. д. 2. Взаимное расположение, дистанция и позы 3. Движения и жесты. 4. Мимика . 5. Контакт глаз.

Слайд 5

ПОИСК СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ Правило. Если мы научимся «вплетать» аргументы собеседника в свои, и на этом строить свою аргументацию, то собеседник быстрее согласится с нами . Стратегии аргументации Восходящая Низходящая

Слайд 6

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ Принцип принятия решения: - групповая дискуссия, - аргументация , - принятия решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Играя, учимся"

Семинар - практикум  для  родителей  состоит из  двух  частей .Теоритическая   часть  знакомит  родителей  с  блоками  Дьеныша,  палочками К...

Семинар – практикум «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»

Цель семинара-практикума: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности....

Семинар-практикум для педагогов «Учимся конструктивному общению»

Цель: формировать навыки конструктивного общения с родителямиЗадачи:1. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативныхумений.2. Способствовать повышению у педагогов уровня...

Семинар - практикум для воспитателей "Театрализованные игры в общении с детьми"

Театр – это всегда праздник для детей! С театром связаны радость, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребенка. Через театр ребенок знакомить...

Презентация . Семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей "Общение педагога с родителями"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативной культуры общения. Поэтому педагогу важно знать психологические...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагог и ребенок: общение без барьеров"

Подготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна2018 г....

Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения»

Цель: формирование коммуникативных навыков педагогов.Задачи:— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;— отработка навыков понимания других людей, себя, ...