Проект Путешествие по сказкам старшая группа
проект (старшая группа)

Панарина Ольга Ивановна
Проект «Путешествия по сказкам» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. 
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-pytehestvie-po-skazkam.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области
«Толмачевская СОШ
 61»
Дошкольное отделение Детский сад «Сказка»

Группа
10 «Солнечный город»

 ПРОЕКТ

« Путешествие по сказкам»

                               Авторы - составители:

                                        Панарина Ольга Ивановна

                                                воспитатель первой категории ,

                                                         Пилипенко Ирина Сергеевна Логопед

                                              Щедрова Елена Александровна

                                         Музыкальный руководитель

с. Толмачево 2022г

ПРОЕКТ

«Путешествие по сказкам»

Старшая группа коррекционной направленности 10 «Солнечный город»

По доминирующей деятельности: познавательно- речевой, социально-коммуникативный , творческий.

По количеству участников:  групповой, индивидуальный.

Характер контактов: среди детей ТНР (5 лет ) одной группы

По продолжительности:  2 недели;

Состав проектной группы: дети старшей  группы воспитатель, логопед,  и родители.

Воспитатели:

  • ставят цели и задачи;
  • организуют образовательный процесс,
  • готовят материал к совместной и самостоятельной деятельности детей, обеспечивают участие детей в конкурсах,
  • готовят презентацию проекта
  • консультируют родителей о проекте,
  •  организовывают совместную деятельность по обеспечению и оснащению проекта.

Дети: 

  • участвуют в образовательной и игровой деятельности,
  • совместно с родителями  готовят сообщения .

Специалисты:

  • организует образовательный процесс,
  • распределяют обязанности среди участников проекта,
  • консультируют родителей,
  • организовывают совместную деятельность,
  • проводят с родителями мастер классы.

Родители: 

  • участвуют в образовательном процессе в проведении и подготовке индивидуальных сообщений, мини-проектов.
  • закрепляют полученные детьми знания,
  • помогают в оснащении предметно-развивающей среды,
  • посещают мастер классы педагогов.

Актуальность проекта:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Проект «Путешествия по сказкам» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. 

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.

Проблема:

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Чтобы это не переросло в комплекс, мы создаем условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников.

Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды.

   

Цель:   

Создать благоприятные условия для ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями, формирование нравственных качеств личности через сказку.

Задачи :

Образовательные:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию литературных произведений и сказок.

2. Выявить первоначальные знания детей о сказках.

3.  Сформировать у детей знания о сказках посредством социально-коммуникативного развития ,художественного слова, изобразительных средств.

4. Формировать способность понимать и оценивать поведение героев и событий произведений, сопереживать им.

Развивающие: 

  • Развивать у детей познавательную и поисковую деятельность.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. Развивать умение согласовывать собственное  действие с действиями других детей.
  • Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа, основываясь на впечатлениях о художественном произведении по средствам театрализованной деятельности.
  • Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитывать: выдержку, самообладание, уважительное отношение к сверстникам, партнёрские отношения.

Воспитывать любовь к русским народным и авторским сказкам, интерес к книгам.

Речевые:

  • 1.Активизировать и обогатить словарь
  • 2.Упражнять в правильном звукопроизношении.
  • 3.Поощрять желание рассказывать сказки .

Физические:

  • Продолжать  знакомить с играми направленными на  укрепление здоровья детей, совершенствовать  умение двигаться в игре не наталкиваясь друг на друга,
  • развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость) и умение рационально использовать их в различных условиях,
  • развивать навык балансировки и координации движений;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать умение образовывать прилагательные от существительных (относительные прилагательные),
  • развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,
  • развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев рук,
  • развивать фонематический слух.

Методы, используемые для реализации проекта:

Наглядные методы:

- показ видеофильмов познавательного цикла;

- рассматривание иллюстраций, репродукций;

-демонстрация мультфильмов; фотографии животных в дикой природе;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений, народного фольклора;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы,

- сообщения, презентации, доклады.

Практические методы:

-организация проектной деятельности,

- организация продуктивной деятельности,

- эксперементирование

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных,  малоподвижных, эстафет, сюжетно-ролевых,  театраризованных. и др.);

- использование загадок и поговорок;

- проведение викторин, конкурсов.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Дети:

Сформировать интерес к литературным произведениям, произведениям народного творчества.

Сформировать умение давать элементарную оценку поступкам и действиям героев; выражать свое отношение к ним.

Сформировать умения: различать эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Сформировать умения создавать игровую ситуацию с использованием различных видов театра.

Уметь пересказывать, передавать  сюжет сказок.

Родители:

 Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

 Возрождение традиции читать детям дома сказки.

 Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Читательская культура – это культура общения ребёнка с книгой, культура восприятия прочитанного, наличие возрастно-сообразных теоретико-литературных восприятий.

Педагоги:

развитие творческого потенциала ребенка;

показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Практическая значимость.  

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «Путешествие по сказкам»; сблизила детей и педагогов нашей группы.

I этап – подготовительный –

Воспитатели:   Разработка проекта.

  • Довести до участников проекта важность данной темы.
  • Наметить план действия.
  • Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
  • Информировать родителей (законных представителей) с планированием  по теме  «Путешествие по сказкам ».
  • Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу         (по теме проекта).

Выбор темы

Воспитатель предложил детям поставить спектакль для детей младшей группы. Выбрать самим сказку и распределить роли. В ходе жарких споров ,дети назвали много разных сказок, но не знали как отличить русские народные от авторских и других сказок, пришли к выводу о проекте Путешествие по сказкам.

Метод трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно найти ответ?

Дети назвали много разных сказок

Перечисляли персонажей и сюжеты

  • Чем отличаются народные
  • Сказки от остальных и как их различать.(Серёжа)
  • Почему некоторые авторские сказки похожи на народные. (Софья)
  • Спросить у родителей, дедушки, бабушки
  • Спросить у воспитателя
  • Спросить у сестры, брата
  • Прочитать внимательно

II этап – основной 

Организация деятельности в центрах активности

Творческая мастерская

Рисование

«Моя любимая сказка», «Час загадки» (дети отгадывают загадки и рисуют к ним отгадки)

 Лепка    «Мои любимые герои».

Аппликация    

По сюжетам сказок, сказочных персонажей

Книжный мир

Заучивание:

 пословицы, поговорки, загадки о добре и зле, взаимопомощи, труде.

Пересказ:

 «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка».

Чтение художественной литературы:

 «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»)«Гуси-лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению»«Сказка про Бабу Ягу»«Семь Симеонов»«Морозко»«Снегурочка»«Финист – Ясный сокол»«Летучий корабль»«Волшебное кольцо».

Сюжетно-ролевой

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «Добрый доктор», «В гостях», «День рождение», «Кондитерская» и т д..

Строительный городок

Строим: Печку, Избу, Теремок, Горницу

Развивайка

  • Дидактические игры:

«Хорошо-плохо», «Угадай настроение», «Из какой сказки этот  герой», «Угадай по описанию», «Я начну, а вы заканчивайте», «Чудесный мешочек», «Угадай сказочного героя по вещам», «Кто лишний?», «Из какой сказки фраза?».

2. Настольно - печатные игры:  «Расскажи сказку», «Из какой  сказки?».

 

Природа и наука

Просмотр  мультфильмов

Театральная студия

Игра -импровизация 

Игры-драматизации:

Репетиции спектакля сказки «Колобок»

Прогулка

Спортивный

  • Игры со спортивными предметами,
  • Игры на развитие внимания «Ритмические рисунки»,
  • Игры с мешочками.
  • Физминутки

Подвижные игры:

«У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Совушка-сова», «Два Мороза», «Утки и охотники», «Бездомный заяц», «Медведь и дети».

 Игры соревнования:

 «Кто быстрее добежит», «Эстафета сказочных героев» (прыгать, бежать как сказочные герои)

Пальчиковые игры

Коррекционная работа

  • Артикуляционная гимнастика на звуки (Щ,Л.Р.Ш)
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Автоматизация звуков (Ш)
  • Игровые упражнения на ритм и движение.

Работа с родителями

  • Постановка спектакля.

  • Привлечение родителей к созданию образов персонажей .

  • Памятка с рекомендациями «Что можно почитать детям »

III этап – заключительный

Итоговое мероприятие: Спектакль «Колобок»

Заключение:

  • В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
  • Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
  • Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
  • Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
  • Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
  • Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический досуг "Путешествие по сказкам"(старшая группа)

Для закрепления счета в пределах 10, выполнение детьми заданий на логическое мышление, театрализация детьми русских народных сказок....

Игра-путешествие в сказку (старшая группа)

Данное открытое мероприятие не ставило конкретной цели познакомиться с новыми знаниями, а ставилась цель закрепить имеющиеся уже у детей математические представления, устный счет до 7, названия геомет...

КОНСПЕКТ НОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКЦИЙ “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ” (СТАРШАЯ ГРУППА)

Цель: Познакомить детей со свойствами камней и минералов...

Конспект НОД «Путешествие по сказкам» старшая группа

Конспект НОД Образовательная область:  речевое развитие.Тема: «Путешествие по сказкам»Возраст:  старшая группаЦель: обобщить представления детей о сказках....