Развлечение для детей старшей группы "Посиделки "В гостях у народных умельцев".
материал (старшая группа)
Данный материал знакомит детей с видами народного прикладного искусства, воспитывает интерес к искусству родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Развлечение для детей старшей группы
«Посиделки
«В гостях у народных умельцев»
Разработал:
Воспитатель: Гусарова Н.Е.
Ядрин, 2022 г.
Цели и задачи:
-познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, богородская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями;
-развитие речи и творческих способностей через знакомство детей с изделиями народных промыслов;
-воспитание интереса к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Материал и оборудование: изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, Жостов, Городец, Филимоново, Богородец, краски гуашевые, кисточки, баночки с водой, вылепленные из солёного теста чашки и тарелки, альбомы и рисунки изделий народных промыслов.
Словарная работа: орнамент, умелец, гжель, хохлома, жостов, дымково, богородец, городец, филимоново.
Предварительная беседа: беседа с детьми о народном прикладном искусстве, рассматривание альбомов, рисунков, изделий народных промыслов, чтение стихов о народных промыслах, лепка из солёного теста посуды, изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, как называется та страна, в которой мы свами живём?
Дети: Нашу страна – это Россия.
Воспитатель: Наша страна – большая, великая, много городов, деревень в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем?
Дети: Человек, который очень хорошо выполняет свою работу.
Воспитатель: Откуда же берутся такие умельцы? Послушайте такую сказку:
«Жила – была в одной станице девушка. Она была очень трудолюбивой и умелой – и пряла, и вышивала. А посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марья – искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел…Марья – искусница превратилась в жар – птицу и, улетая, стала ронять на землю свои красивые пёрышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы». Вот такая сказка.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на посиделки по мастерским народных умельцев. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия русских мастеров делались вручную.
Дети подходят к первому столу, где расставлены предметы из дымковской росписи
Воспитатель: Это Дымка. Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Они сделаны из глины.
Воспитатель: Это дымковские игрушки. С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Дымково – это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом: это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью. Потом их стали раскрашивать яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки. Знамениты, также, дымковские «Барыни» в пёстрых сарафанах, индюки, олени, козлы, всадники.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую игрушку,
Дети: Конечно, для этого нужно хорошо уметь лепить и рисовать.
Воспитатель: А сейчас посмотрим на изделия, расписанные сине – голубым узором. Нежно – голубое чудо – сказочная гжель. Так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель – это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, цветочков, сеточек бордюров. А ещё есть сказка – легенда:
«Пошли как – то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать бельё на речку. А в речке небо отражается. Река синя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда – то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде».
Психогимнастика:
Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
А на вечер все цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, глазки закрывают.
Воспитатель: Следующий народный промысел – Филимоновская игрушка. Это жемчужина народного искусства. В деревне Филимоново изготавливали игрушки – свистульки. Это птицы, коровы, медведи. Использовали три основных цвета: малиновый, жёлтый, зелёный, а узор – это полоски.
Дети подходят к следующему столу
Воспитатель: Следующий народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Этой росписью расписывают мебель, посуду. Изделия вырезали из мягких пород дерева. Умельцы использовали жёлтый, красный, зелёный, чёрный цвета. Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент. Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку.
Воспитатель: Городецкая роспись – это роспись по дереву. Эта роспись возникла в городе под названием Городец. Расписывали сани, прялки, доски, сундуки, мебель, шкатулки. На изделиях изображались сцены народного быта, праздники, прогулки, чаепитие, охота и мн. др. Также, были изображены птицы, животные и цветы. Элементы росписи – цветы.
Физкультминутка:
Конь меня в дороге ждёт,
Бьёт копытом у ворот,
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
Воспитатель: Народный промысел – Жостово. В небольшом посёлке Жостово расписывали металлические подносы. Чёрный и красный фон – основные жостовские росписи. Рисунок промысла – цветочные композиции, цветы в виде букетов (розы, астры, пионы, тюльпаны, георгины).
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу». На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных помыслов. Вам надо найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу:
1.Там травка вьётся, цветы растут
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые (хохлома).
2.Умельцы в той деревне живут,
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят (гжель).
3. И листочки, и цветы,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит… (Городец).
Воспитатель: Эти игрушки из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей: медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
Воспитатель: Вот и завершилось наше знакомство мастерскими народных умельцев. Хочу его закончить пословицей: «Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано». Ребята, а вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в мастерскую и предлагаю расписать наши заготовки гжельским орнаментом: распишем посуды нежно – голубой росписью.
Дети садятся за стол и принимаются расписывать вылепленные посуды гжельской росписью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-149004-1474828133.jpg)
Посиделки "В гостях у народных умельцев "
Основные задачи решаемые в ходе организации образовательной деятельности: Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483341-1411154511.jpg)
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: "Подвижные народные игры"
Развлечение по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста очень увлекательное, веселое, а главное развивает у детей умение работать в команде, ловкость, силу и скорость движений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503080-1413908006.jpg)
« В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-667277-1443071748.jpg)
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства»
Конспект развлечения на тему "День народного единства"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/25/picture-1000036-1587847972.jpg)
Конспект открытого физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Сундучок народных игр»
Конспект открытого физкультурного развлечениядля детей старшего дошкольного возраста«Сундучок народных игр»Цель: формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к русски...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1373818-1640168788.jpg)
Развлечение для детей старшей группы к дню народного единства
Развлечение для детей старшей группы к дню народного единства«Какие народы живут в нашей стране» Цель: воспитание у дошкольников любви к нашей большой, многонациональной, единой Родине &nd...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-948629-1505647510.jpg)
Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Кубанские народные игры».
Развитие познавательной активности и обогащения знаний детей о народных играх на Кубани....