Статья на тему : "Песочная терапия как средство психологической адаптации детей раннего возраста"
статья

Смирнова Алина Александровна

Песочная терапия — это погружение в мир детских переживаний, релаксация и экзистенциальный поиск. Благодаря песочной терапии мы можем узнать о себе чуть больше, можем проложить символическую «тропинку», которая приведет нас к пониманию и принятию себя, своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: песочная терапия как средство психологической адаптации детей раннего возраста ДОУ

                                                        Подготовила:

                                                                                                  ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                ГБДОУ № 34 Кировского района

                                                                                 г. Санкт- Петербурга

                                                                                Смирнова Алина Александровна

        2022 г.

Адаптация -это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Т.е вхождение ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям.

Адаптационный период- серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка.

Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.

В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:

- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);

- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);

- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);

- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

Процесс адаптации может протекать по разному, одни дети скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативным поведенческими реакциями.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса.

Легкая степень адаптация (до 1 месяца) обычно свойственна физически здоровым, коммуникабельным детям с высокой психологической устойчивостью. О том, что адаптация проходит легко можно судить по нескольким признакам:

  • Ребенок с радостью идет в детский сад и заходит в группу;
  • Налажен контакт с воспитателем;
  • Малыш играет с другими детьми;
  • Нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов (прием пищи, прогулки, занятия, сон);
  • Общий эмоциональный фон стабильно положительный.

В целом, в ходе адаптации у малыша может снижаться аппетит, ухудшаться сон, наблюдается болезненность, плаксивость и капризность. Это нормально, ведь организм ребенка испытывает стресс и мобилизует все силы на то, чтобы справиться с ним.

Средняя степень адаптации (1 – 2 месяца) характеризуется тем, что ребенок при посещении сада не испытывает серьезных трудностей. Эмоциональные всплески ситуативны и кратковременны. Может отмечаться снижение иммунитета. Особенности проявления адаптации средней степени:

  • Тяжелое расставание с мамой (или другим значимым взрослым) перед заходом в группу;
  • Снижение активности, ухудшение речи и временное исчезновение навыков;
  • Малыш некоторое время после ухода мамы плачет, не контактирует с окружающими;
  • Однако напряжение быстро сходит на нет, ребенок начинает обращать внимание на игрушки, сверстников, воспитателя, включается в общую деятельность;

Большинство режимных моментов не вызывают трудностей.

Тяжелая степень адаптации (2-6 месяцев) сопровождается частыми болезнями, капризами и истериками, подавленным эмоциональным состояние малыша в течение большинства времени пребывания в детском саду. Напряжение ребенка может быть настолько сильным, что отражается на его поведении дома и взаимоотношениях с родителями. К признакам тяжелой адаптации также относят следующее:

  • Ребенок систематически не хочет идти в сад;
  • Малыш пугается и не доверят воспитателю;
  • В группе он не отвлекается на игры и постоянно находится в напряжении; плачет.
  • Отсутствие контакта со сверстниками;
  • Агрессия по отношению к другим детям.

Формы и способы адаптации детей раннего возраста

Воспитатель в своей работе может применять следующие формы и методы:

Элементы телесной терапии (обнять, погладить)- Хорошо знакомые всем игровые упражнения «Сорока-сорока», «Ладушки – ладушки», «Кто у нас хороший» , «Дай ладошечку» , «Водичка-водичка» также содержат в себе элементы телесной терапии. Ведь во время этих игр взрослый гладит малыша по голове, касается его лица, ладоней, пальчиков.

Музыкальные занятия и развитие движений-музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние  связи с музыкой проявляется ярко особенно в  совместных играх: «Хоровод»,  «Прыгай веселей»,  «Самолеты», «Каравай», «Зайка серенький сидит».

Игровые методы взаимодействия с ребенком.- Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.    

Метод сказкотерапии - направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Так же использую элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».

Релаксационные игры (песок, вода)-  релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье.  Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах. Упражнения должны быть в доступной игровой форме. Снять напряжение в адаптационный период помогают такие игры: «Ловись, рыбка!». «Путешествие кораблика», «Плавание уточки», «Построй башню», «Повтори за мной».  

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Для этого мы рекомендуем использовать метод «песочной терапии».

Песочная терапия

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

Метод «песочной терапии»:

  • Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.  
  • В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Необходимое оборудование для занятий с песком:

 1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Чистый, просеянный песок(можно использовать кинетический) или манку.

 2. Фигурки: человеческие персонажи, животные ( кот, собака. петушок, курочка, цыплёнок)  транспорт , бросовый материал (пробки, формочки)

Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.

Занятие 1. Здравствуй, песок!

Ребенку предлагается прикоснуться к песку поочередно пальцами одной руки, затем – другой руки, затем – всеми пальцами одновременно. Сначала легко, затем – с напряжением, сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпать песок в песочницу. После предлагается прикоснуться к песку всей ладошкой: внутренней, затем – внешней её стороной. Далее перетирать песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из жителей песка».

Занятие 2. Игра «Песочный ливень»

 Педагог берёт в кулак песок и медленно сыплет его в руки ребёнка. Песочек может «поздороваться» с каждым пальчиком отдельно – тогда воспитатель сыплет песочек на отдельные пальчики (звучит музыка Н. Любарского «Дождик»).

Упражнение «Отпечатки рук» 

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”

Игра-упражнение «Песочные прятки»

 Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки (Угадай, что спрятано в песке?», «Кто спрятался в песке?»)

Упражнение "Необыкновенные следы" 

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

В заключении хочу отметить, что игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка, а так же для его легкой адаптации советую использовать не только игры с песком, но и многие другие релаксирующие игры.


Список использованной литературы.

  1. Ганичева И. В. « Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми «
  2. Лоуэн А. «Терапия, которая работает  с телом»
  3. Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника/О.В. Хухлаева. – М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с., илл.
  4.  Королева Л. Ранний возраст – раннее развитие // Воспитатель ДОУ. – 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Песочная терапия как средство снижения психофизического напряжения и развития художественных навыков детей»

«Песочная терапия как средство снижения психофизического напряжения и развития художественных навыков детей»...

презентация «ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

laquo;ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...

«ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

laquo;ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯКАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

Музыкальная терапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Проблема адаптации детей к условиям ДОУ остается актуальной. Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни ...