Межполушарная функциональная ассиметрия
презентация

Горбенко Дария Дмитриевна

Межполушарная функциональная ассиметрия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnaya_funktsionalnaya_asimmetriya.pptx580.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каждый индивидуум представляет собой как бы два рано дифференцировавшихся по продольной оси полуиндивидуума , правого и левого, развивающихся совместно» - В.В.Бунак (1926) «Межполушарна я функциональная асимметрия» Учитель-логопед ГБДОУ детского сада № 79 Горбенко Дария Дмитриевна Санкт-Петербург

Слайд 2

С чего всё началось? Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в 19 веке, когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половин мозга. Марк Дакс - сельский врач, в 1836 г. установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных. Позже Поль Брока обнаружил, что «центр» речи локализован в левой лобной доле (но на лекции А.П.Бизюка я узнала, никакого «центра речи» не существует ), Роджер Сперри (Нобелевский лауреат 1981 г.) открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций. С внедрением в 60-е годы прошлого столетия методик по расщеплению мозга и исследования каждого из полушарий в отдельности, появилась возможность выяснения взаимосвязи между функциями полушарий и такими феноменами, как мышление, способность к обучению, особенности познавательных процессов, адаптация и так далее (Сиротюк А.Л., 2001). Межполушарная асимметрия мозга - это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями (Психофизиологическая диагностика.., 2001).

Слайд 3

Функциональная асимметрия мозга в антропогенезе Труд для человека оказывается одним из важнейших социальных факторов, способствующих проявлению асимметрий функций мозга. Речь идет, в частности, об особом развитии анализаторных систем, вовлекаемых в обеспечение разных видов и о наибольшей асимметризации функций неокортикальных полей, специфичных только для человека. Именно в трудовых процессах на основе как бы обратной связи проявляется потенциально заложенная право — леворукость, руки совершенствуются как сложный рецептор; складываются динамические системы: мозг — рука, рука — глаз; зрительно-моторно-кинестетическая, зрительно-вестибулярная — определяющие мануальную ловкость, точность оценки пространственных отношений, пластику позы. В эволюции были приобретены принципиально новые выражения асимметрии функций полушарий мозга, которые могли определить главные этапы антропогенеза. — Появление речи и на ее основе — абстрактного познания. Последнее означает способность познать то, чего нет сейчас в пространстве, досягаемом органами чувств человека, чего он не видел, не слышал, не осязал в прошлом времени. Только таким образом человек стал способным приобщиться к общечеловеческому опыту — знаниям о мире и о самом себе в этом мире, накопленным предыдущими поколениями человечества.

Слайд 4

— Дифференцировка деятельностей человека, осуществленной в прошлом, реализующейся в настоящем времени и той, что состоится в будущем времени. Она стала возможной, по всей вероятности, посредством дифференцировки настоящего, прошлого, будущего в сознании человека. Здесь особо значимо будущее время и обращенность в него психомоторной деятельности человека. — Становление человека как социального субъекта. Это обязательно предполагает способность усвоения социальных влияний (обучаемость). Без последней немыслимо формирование полноценной психики, индивидуального сознания человека, включение его в активную социальную жизнь. — Формирование таких соотношений между мозгом и психикой человека, которые можно, видимо, обозначить как взаимозависимые. Психическое состояние человека определяется функциональным состоянием его мозга. Но и последнее может измениться вслед за изменением психического состояния в ответ на определенные социальные воздействия, на то, как конкретная ситуация осмысляется, оценивается субъектом. Теперь уже происшедшие сдвиги в функциональном состоянии мозга поддерживают измененное психическое состояние; чтобы его нормализовать, можно воздействовать на мозг. Но здесь нужна достаточная психическая зрелость, возможная лишь при достаточной степени асимметрии функций больших полушарий мозга, чтобы человек усваивал воздействия социальной среды.

Слайд 5

В литературе пока нет единого мнения о генезе функциональной асимметрии мозга. Существуют исследования, в которых показано влияние генотипа на формирование асимметрии (Богданов Н.Н., 1997; Bishop D.V., 1990), а также несколько генетических моделей, описывающих возможные варианты наследования ведущей руки ( Levy J., Nagylaki T., 1972; Annet M., 1995). Большинство авторов считает леворукость, а, следовательно, и праворукость, наследственным признаком, так как леворукие люди чаще рождаются в семьях леворуких . Семейная леворукость отмечена у 72% леворуких мужчин и 78% леворуких женщин ( Двирский А.Е., 1983). Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых ( социоэкологических ), генетических и патологических. Семейные исследования мануальной асимметрии дают немало оснований утверждать, что в определении ведущей руки решающую роль играют факторы генотипа. D.V. Bishop (1990) при изучении рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, показал, что приемные родители (в отличие от биологических) оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей. П. Бэкан считает, что леворукость имеет чисто патологическое происхождение вследствие родовых травм ( Bacan P. et al ., 1973). Другие авторы учитывают, как патологические, так и наследственные факторы, различая, таким образом, патологическую и генетическую леворукость ( Satz P., 1972, 1973; Satz P. et al ., 1985). Таким образом, исследование формирования мануальной асимметрии свидетельствует о том, что общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки (Аршавский В.В., 1988; Безруких М.М., 1998; Laland K. et all , 1995). Гипотезы о генезе функциональной асимметрии мозга

Слайд 6

Первый этап - от внутриутробного периода до 2 -3 лет. Здесь основными являются транскортикальные связи стволового уровня (мозговые спайки гипоталамо-диэнцефальной области) и базальные ядра. На этом этапе закладывается основа для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических асимметрий, которые лежат в основе соматического, аффективного и когнитивного статуса ребенка. Организуются сенсомоторные связи (такие как конвергенция глаз и реципрокная координация конечностей). К концу этого периода формируется избирательная стволовая активация — при выполнении ребенком вербальных задач усиливаются восходящие активирующие влияния на левое полушарие, а при выполнении невербальных — на правое. Уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе Второй этап - от 3 до 7 лет. Этот этап характеризуется активизацией межгиппокампальных комиссуральных систем, которые в данном возрасте обеспечивают полисенсорную , межмодальную , эмоционально-мотивационную интеграцию. В этом периоде онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня - второго блока мозга. Формируется преобладающая функция полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю, функциональной активности. При этом для созревания функций левого полушария необходимо нормальное течение онтогенеза правого полушария (например, в сфере пространственных представлений — прежде, чем появится вербальное обозначение пространственных характеристик (левое полушарие), должен сформироваться соматогнозис (правое полушарие).

Слайд 7

Третий этап (от 7 до 12-15 лет) На этом этапе происходит становление межполушарного взаимодействия, формируются трансколлозальные связи. До этого мозолистое тело обеспечивало преимущественно взаимодействие задних отделов левого и правого полушарий и контролировало нижележащие комиссуральные уровни. В 12-15 лет морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела обеспечивает взаимодействие лобных префронтальных отделов правого и левого полушария. И благодаря межполушарным взаимодействиям на этом этапе происходит закрепление функционального приоритета лобных отделов левого полушария в произвольной саморегуляции . Таким образом, после созревания гипоталамо-диэнцефальных структур мозга начинается созревание правого полушария, а затем левого. Созревание мозолистого тела завершается только к 12-15 годам. До этого возраста межполушарное взаимодействие осуществляется при помощи других комиссур. Созревание мозга в норме происходит снизу-вверх, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга- к передним.

Слайд 8

Подробнее об ссимметрии в онтогенезе Уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально с сомкнутыми ножками, первый шагательный рефлекс (движение вперед) осуществляется чаще правой ножкой. В первые недели после рождения преобладают повороты головы вправо. У 65 % младенцев голова, установленная в положении прямо, поворачивается вправо, и у этих детей в последующем отмечается праворукость; у 15 % преобладают повороты головы влево, у остальных не отмечается преобладания. Есть указания на ранние проявления сенсорных асимметрий. У новорожденных и младенцев (5 нед ) в ответ на звуки отмечена большая активация левого, а в ответ на вспышки света — правого полушария мозга. Вызванные потенциалы (ВП) на шум и музыкальные звуки выражены больше в правой гемисфере мозга. Активность правых конечностей (особенно руки) у младенцев (26–33 нед ) уменьшалась при речевых воздействиях больше, чем при музыкальных. При звучаниях музыки учащается сердцебиение у новорожденных, и в восприятии музыки у них преобладает левое ухо. Новорожденные: При дихотическом предъявлении числительных, одиночных пар слов дети 5½, 7½, 9½ и 11½ лет начинали воспроизводить те из них, которые были предъявлены на правое ухо. С возрастом достоверно увеличивается преобладание правого уха по числу правильно воспроизводимых стимулов, а левое ухо преобладает в восприятии бытовых звуков только у детей 11½ лет. При сравнении детей 7–11 лет (здоровых и глухих) оказалось меньше праворуких среди детей с глухотой, большинство их одинаково хорошо владело правой и левой рукой. Исследовав у детей 6–7 и 11–13 лет ВП при тахистоскопическом предъявлении 4 контурных изображений, имеющих черты сходства, Д. А. Фарбер и Т. Г. Бетелева (1985) заключили, что два разных типа опознания, присущих здоровому человеку, формируются в онтогенезе неодновременно: «свойственные правому полушарию механизмы полного структурного опознания изображений формируются в период от момента рождения до 5–6 -летнего возраста. Классификационный способ опознания изображений, реализуемый в левом полушарии взрослого человека, формируется в течение онтогенеза значительно более длительное время» — в возрасте 14–16 лет. Взросление:

Слайд 9

Проводились исследования 14 взрослых (18–30 лет), 11 подростков (13–14 лет) и 10 младших школьников (8–9 лет); они должны были нажимать на кнопку на каждый 17-й стимул (независимо от стороны предъявления и вида цифр) и на 7-е появление цифры «5»; регистрировали вызванные потенциалы. Пришли к заключению, что «полушарная специализация не присуща человеческому мозгу от рождения, а есть развивающийся процесс, проходящий через весь онтогенез. По-видимому, можно говорить о специализации полушарий лишь в связи с определенной функцией, с определенным возрастом и с определенными условиями тестирования». Асимметрия функций полушарий мозга в обеспечении речевых процессов в детском возрасте проявляется «даже более отчетливо, чем в зрелом»: объем воспроизведения дихотически предъявляемой вербальной информации уменьшался у взрослых при поражении не только левого, но и правого полушария, а у детей — при поражении только левого полушария; больше, чем у взрослых, у детей выражен «эффект очага» (уменьшение воспроизведения стимулов, предъявляемых на контралатеральное очагу поражения мозга ухо); при поражении левой височной области воспроизведение речевых стимулов с правого уха ухудшалось у детей сильнее, чем у взрослых. При поражении левого полушария у детей до 10 лет в слухоречевой памяти уменьшается объем воспроизведения, а после 10-летнего возраста присоединяется «повышенная тормозимость следов», которая, однако не достигает «взрослого» уровня. У детей с поражением правого полушария, в отличие от взрослых, воспроизведение дихотически предъявляемых стимулов изменяется с обеих сторон: уменьшается для предъявляемых на левое и увеличивается для предъявляемых на правое ухо. Нарушения перцептивных процессов при очаговом поражении мозга у детей более отчетливы, чем речевые нарушения.

Слайд 10

Нарушения зрительно-пространственных функций возникают чаще и выражены в большей степени при поражении правого полушария. Здесь у детей нарушается восприятие лиц, знакомых предметов. Восприятие реалистических изображений нарушается при поражении только правого, а схематических — при поражении того и другого полушария. Как и у взрослых, при поражении правого полушария у детей нарушаются топологические пространственные представления, при поражении левого — проективные представления и восприятие систем координат. Неизмеримо меньше публикаций о динамике асимметрий в позднем онтогенезе . Говорится об уменьшении асимметрии рук, о нивелировании присущей людям молодого и среднего возраста тенденции к запаздыванию ведущей руки в моторной реакции. Последнее суждение основано на результатах исследований, в которых испытуемые разного возраста должны были, услышав звук, быстро и одновременно снимать с контактов указательные пальцы. Время реакции у 64 % молодых правшей оказалось меньшим для левой руки, у 22 % — для правой и у 14 % — одинаковым для обеих рук; у пожилых соответственно 54, 30 и 16 %; у молодых леворуких соответственно 29, 64 и 7 %. Число праворуких в старшем возрасте, по данным А. М. Полюхова (1986), достоверно увеличивается, амбидекстров — уменьшается, а леворуких — остается без существенных изменений. Существует мнение о том, что в позднем онтогенезе правое полушарие мозга теряет свои возможности раньше, чем левое. Другие авторы считают необоснованным усмотрение связи между ухудшением памяти и интеллекта при физиологическом и патологическом старении, с одной стороны, и более ранней утратой функций правого полушария мозга — с другой.

Слайд 11

Право-лево? Индивидуальный профиль асимметрии Логически оправдано ожидание трех профилей: правого, смешанного, левого. Первый — сочетание только правых, второй — левых, правых асимметрий и симметрии, третий — только левых асимметрий органов движений и чувств. Но реальная действительность сложнее. Для большинства людей характерны правые асимметрии рук, ног, зрения (прицельная способность), слуха (восприятие дихотически предъявляемых слов) и преобладание левых частей органов осязания, обоняния, вкуса, левое ухо преобладает в восприятии музыкальных звуков; левое полушарие мозга доминирует в функциях обеспечения речи и основанных на ней психических процессов. Поэтому этот наиболее распространенный в человеческой популяции профиль асимметрии следовало бы обозначить как смешанный. Но он пока продолжает обозначаться как правый на основании того, что для таких лиц характерны правые асимметрии органов движений, слуха и зрения. Как смешанный обозначается профиль асимметрии того человека, у которого правые асимметрии одних из только что упомянутых органов сочетаются с левой асимметрией или симметрией других. Скажем, праворукость сочетается с левой асимметрией слуха в восприятии речевых стимулов. Левый профиль должен бы быть противоположным правому во всем, но он едва ли существует в человеческой популяции среди здоровых лиц. Как видно, в нашем понимании слова «правша», «левша» имеют значительно более широкий смысл, чем лишь обозначение право- или леворукости: в него входят асимметрии — симметрия парных органов чувств, определяемые асимметрией мозга особенности психики.

Слайд 12

К настоящему времени установлено, что среди обитателей нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди, то есть с преобладанием левого полушария. Остальное человечество делится на две неравные части: примерно от 5% до 20% составляют левши, у которых отмечаются доминирование правого полушария, и около 2-3% населения составляют амбидекстры - люди с одинаково развитыми руками. Естественно, что ведущая рука отражает доминирование полушарий мозга, поэтому правильно говорить о ведущем полушарии. Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она обнаруживается и в работе других органов, в первую очередь, органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. И в строении тела проявляется достаточно отчетливая асимметрия: у правшей правая рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове закручен по часовой стрелке и так далее.

Слайд 13

Бинауральное восприятие акустических сигналов человека также характеризуется асимметрией. При слухо -пространственном различении выявляется преимущество правого уха (Ананьев, 1961). Работы Э.А. Костандова (1977, 1985) показали, что обработка информации начинается в правом полушарии, так как оно воспринимает и анализирует поступающие сигналы быстрее. Однако существуют различные мнения относительно обработки информации полушариями. Так считается, что без тренировки в обоих полушариях обработка информации идет последовательно, а по мере тренировки левое полушарие переходит на параллельную обработку. Из всего потока информации каждое полушарие выбирает для обработки преимущественно ту часть информации, для которой оно предназначено или одну и ту же информацию, но тем способом, которым оно владеет (Додонова Н.А., Зальцман А.Г., Меерсон А.Я., 1984). В работах Э.А. Костандова (1977, 1985) было показано, что обработка зрительной информации начинается в правом полушарии, так как оно воспринимает и анализирует поступающие сигналы быстрее, чем левое. У здоровых людей профиль асимметрии, правый по всем четырем изученным парным органам (руки, ноги, зрение, слух), обнаружен только у 39,6%. Это означает, что много праворуких здоровых людей являются левосторонними в функционировании других парных органов. Так, у 7,3% здоровых испытуемых выявлена левая асимметрия слуха в дихотическом прослушивании слов. Левая асимметрия зрения обнаружена у 22,6% здоровых лиц (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1981). У большинства людей бинокулярный акт зрения осуществляется при явном преимуществе одного глаза: ведущий глаз определяет ось зрения, он первым устанавливается к предмету, в нем раньше заканчивается процесс аккомодации, изображение его преобладает над изображением подчиненного глаза (Сергиевский Л.И., 1951).

Слайд 14

Соотношение правого и смешанного профилей асимметрии оказалось различным у здоровых (Л. Г. Федорук) и у больных шизофренией [Введенский Г. Е., 1982, 1983], эпилепсией. Т. И. Тетеркина (1985) установила, что правый профиль асимметрии имеется у 39,6 % здоровых и у 17,8 % больных эпилепсией, смешанный профиль — у 60,4 % здоровых и у 84,5 % больных эпилепсией. Самое же главное в полученных ею данных состоит, пожалуй, в обнаружении левого профиля асимметрии только у больных (0,7 %). Интересно, как у здоровых и у больных эпилепсией составляется смешанный профиль асимметрии. Праворуких здоровых оказалось 86,8 % и больных эпилепсией — 73,6 %. Но правый по всем 4 изученным парным органам профиль асимметрии (руки, ноги, зрение, слух) среди здоровых обнаружен только у 39,6 %. Это означает, что много праворуких здоровых людей являются левшами в функционировании других парных органов. Так, у 7,3 % здоровых выявлена левая асимметрия слуха и у 22.6 % — симметрия слуха в дихотическом прослушивании слов. Левая асимметрия зрения обнаружена у 22,6 % здоровых лиц. У здоровых реже, чем у больных, представлены левые асимметрии и симметрия всех изученных парных органов. Так, в слухе левая асимметрия у здоровых меньше, чем у больных, почти в 2 раза: 7,3 % и 13,6 % соответственно. Подобные данные в пользу большего относительного числа левых асимметрий и симметрии по всем изученным парным органам у больных шизофренией по сравнению со здоровыми получены Г. Е. Введенским: левая асимметрия слуха им обнаружена при дихотическом прослушивании у 8 % здоровых лиц и у 70 % больных шизофренией, левая асимметрия рук — у 4,5 и 12,5 %). Выявились различия профилей асимметрии у здоровых и у больных эпилепсией мужчин и женщин. У здоровых женщин правый профиль асимметрии выявлялся в 2 раза чаще, чем у здоровых мужчин: 25 и 51,7 %, а смешанный — чаще у мужчин (75 %), чем у женщин (48,3 %). Приведенные данные свидетельствуют в пользу того, что среди здоровых лиц возможны, вероятно, два профиля асимметрии: правый и смешанный; левый же профиль асимметрии, отсутствующий среди обследованных здоровых лиц, обнаруживается у больных с патологией мозга, особенно при повреждениях левого полушария. Левый профиль асимметрии при поражениях мозга наиболее вероятен у женщин. Немного статистики. Это интересно!

Слайд 15

Нейропсихология индивидуальных различий Б.Г. Ананьев (1977) указывал на наличие проблемы связи функциональной асимметрии мозга с индивидуальными различиями и выделял два класса индивидных свойств - возрастно-половых и индивидуально-типических. Он считал, что «во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии - асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов)». Как указывает А.Г. Кураев и И.В. Соболева (1996) к признакам, коррелируемым с профилем функциональной асимметрии мозга, относятся: особенности основных свойств нервной деятельности; устойчивость организма к утомлению; характер течения заболевания связанных с нарушением регуляторных функций мозга; половые различия функциональной асимметрии мозга; особенности вегетативной регуляции у индивида; адаптационные свойства личности; типологические особенности личности; особенности анализа пространства - времени.

Слайд 16

У возбудимых психопатических личностей показано уменьшение праволатеральных признаков (по моторным функциям) « рукости » и по функциям слухового и зрительного анализаторов по сравнению со здоровыми испытуемыми (Москвин В.А., 2002). Отмечается также связь леворукости с повышенной тревожностью и эмоциональной нестабильностью ( Orme J. E., 1970; Hicks R.A, Pellegrini R.J., 1978). Ф.Б. Березин (1976) показал, что коэффициент соотношения силы правой и левой рук увеличивается при состоянии тревоги, напряжения (усиливается активность правой руки - левого полушария). Нарастание дисбаланса личностных свойств и снижение устойчивости к эмоциональному стрессу происходит по мере сглаживания функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что по мере нарастания левосторонних признаков увеличивается « нейротизм », «депрессия», « психотизм » (Москвин В.А., Клейн В.Н., Чуприков А.П., 1986). Преобладание левого полушария предрасполагает к формированию индивидуальных особенностей конвенционального типа (ригидности, консерватизма, зависимости, склонности к канцелярской работе и расчетам), а преобладание правого полушария - к профессиям «человек-природа», «человек-художественный образ» (Силина Е.А., Евтух Т.В., 2005). Правое полушарие, как, более генетически детерминированное и поэтому консервативное, способно к установлению более устойчивых, прямолинейных отношений со свойствами темперамента, которые должны обеспечить более гибкое, чем нервная система, приспособление к среде. В левом полушарии имеется больше возможностей для гибкого реагирования на среду, и это совпадает с приспособительной функцией свойств темперамента ( Евтух Т.В., 2002). Левое полушарие выступает как орган приспособления к социокультурной среде ( Голицин Г.А., Петров В.М.,1991).

Слайд 17

Н.П. Абаскалова , Н.Н. Пыжьянова (2002) выявили разницу в распределении межполушарной асимметрии среди здоровых подростков: среди девочек правый профиль асимметрии выявляется чаще, чем у здоровых мальчиков, тогда как смешанный профиль - чаще у мальчиков, чем у девочек. Кроме того, И.Ю Варвулева (2000) показала, что в течение первых лет обучения в школе изменения моторной асимметрии по руке отмечаются только у мальчиков, а изменения моторной асимметрии ног и сенсорной асимметрии глаза и уха затрагивают обе половые группы. Это свидетельствует о том, что у девочек быстрее, чем у мальчиков формируется правый профиль мозга (Соболева Н.В., Казараева Н.К., 2000). У мальчиков уже в к 6-летнему возрасту правое полушарие специализируется в формировании пространственных представлений, воображения, поэтому мальчики лучше ориентируются в пространстве, чем девочки ( Orsini A. et al ., 1982). До 10 лет девочки лучше запоминают цифры и решают задачи, превосходят в речевых способностях. В возрасте 7 - 8 лет мальчики успешнее решают наглядные задания, а девочки - словесные (Степанов В.Е., 1981). Половые различия функциональной асимметрии мозга Большинство исследователей склоняется к точке зрения, что среди женщин больше лиц с правополушарным типом, а смешанный тип, наоборот, встречается чаще у мужчин, чем у женщин ( Бериташвили И.С, 1969; Геодакян В.А., 1984; Кураев Г.А., Соболева И.В., 1996). Мужчины, как правило, лучше женщин решают пространственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений ( Кимура Д., 1992). Также было показано, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин, как по вербальным, так и невербальным функциям ( McGlone J.,1980). Дж. Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, т.е. отличается пониженной (по сравнению с мозгом мужчины-правши) специализацией полушарий ( Levy J., 1978). Автор считает, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что она воспитывает детей, а это требует словесного общения.

Слайд 18

При рассечении мозолистого тела и при избирательном поражении правого или левого полушария было установлено: У правшей при нарушениях правого полушария нарушения сознания проявляются утратой чувства реальности и собственной личности, окружающий мир теряет свое объективное значение. При поражении левого полушария - это «провалы или наплывы мыслей», отключения сознания по типу сумеречных с сохранением психомоторной активности. У левшей нарушения сознания мало зависят от стороны поражения. Преобладают галлюцинации, они неотчетливы , смазаны и полимодальны (зрительные, слуховые, осязательные), по силе близки к реальности. Гипотеза Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1981) выражена метафорой: правое полушарие адресуется к настоящему и прошлому, левое - к настоящему и будущему. Межполушарная асимметрия и сознание Е.Н. Пожарская (1996) в исследовании психофизиологических особенностей у лиц с разным профилем функциональной асимметрии мозга показала, что для праволатерального типа наиболее характерными типами темперамента являются сангвинический и холерический, для леволатерального - холерический и меланхолический, для амбидекстрального - флегматический, для равнораспределенного (моторные и сенсорные признаки разнесены по разным полушариям) - меланхолический, а для неравнораспределенного (и моторные и сенсорные функции разнесены по разным полушариям) - флегматический и меланхолический. Амбидекстральные типы асимметрии мозга отличались слабой подвижностью, а праволатеральные - наиболее сильной подвижностью нервной системы. Межполушарная асимметрия и темперамент

Слайд 19

При жизни последних 3 - 4 поколений существенно изменилась среда обитания. Эти изменения, с которыми не встречались ранее ни индивид, ни вид в целом (урбанизация, рост общей плотности населения, изменились качество воды, воздуха, пищи и т.д.). В изменившихся условиях организму необходимо: быстрая ориентация, целостное восприятие информации, выбор соответствующей тактики поведения. И именно эти качества может обеспечить доминирующее правое полушарие. Вероятно, происходит сдвиг функций в эту сторону: наблюдается рост «ручного» левшества , увеличивается количество иммунных заболеваний, аллергий, меняется поведение людей, оно становится более агрессивным. Согласно данным, детей с ведущим левым глазом больше в промышленных городах, чем в деревнях, в экологически «грязных» районах больше, чем в чистых. На основании этого делают вывод о том, что в местах с различными социально-экологическими условиями обнаруживается разная степень доминирования правого полушария. Не могли не сказаться глобальные характеристики — гравитация, геомагнитные поля (ГМП), смена дня и ночи, атмосферные и температурные режимы и т. д. Внезапные изменения напряженности ГМП сопровождаются сглаживанием функциональных асимметрий человека, в частности, асимметрии рук. На психическом состоянии человека отражаются изменения силы тяжести — гравитации. Об этом можно думать на основании данных изучения состояний, вызванных «снижением весомости» тела, моделирования этих состояний в гипнозе. При репродуктивном внушении частичной весомости — «гравитационной гипоэстезии », например, с помощью формулы: «Сейчас Вы в скоростном лифте. Он стремительно опускается (поднимается). Ваше тело, все органы стали во столько-то раз легче (тяжелее)». Л. П. Гримак (1978) наблюдал «весьма характерные изменения статической позы: осанка уплощается, нередко испытуемый приподнимается на носках, его руки несколько сгибаются в локтевых суставах и отходят от туловища... согласно словесному отчету испытуемых... они действительно ощущали необычайно приятное состояние легкости, пониженной весомости тела, что делало их движения плавными и свободными... Нередко это субъективное сопровождалось мимикой удовольствия и улыбкой». Функциональная асимметрия мозга и окружающая среда

Слайд 20

Асимметрия функций полушарий не является уникальным свойством головного мозга человека. Она обнаруживается и у животных. Советскому исследователю В. Л. Бианки принадлежит первая в мире монография (1985), систематизирующая данные, полученные «главным образом на млекопитающих, а также на птицах, но в отдельных случаях упоминаются факты, относящиеся к рыбам и насекомым». Различая асимметрию мозга индивидуальную (доминирование одного из полушарий каждой особи, но отсутствие полушарной специализации, характерной для вида) и видовую ( видоспецифическая латерализация доминирующего полушария), В. Л. Бианки говорит о существовании последней у животных. Перечисляет примеры латеральной специализации мозга животных: у кошек обнаружено доминирование (в зависимости от условий) правого или левого полушария по величине вызванных потенциалов. У крыс при обучении выявлена «определенная закономерность, динамизма латерализации , подчиняющаяся правилу право — левого смещения: при непрочном условном рефлексе доминировало правое полушарие, а после его упрочения — левое»; при исследовании эмоций, как правило, «более эмоциональным оказывалось правое полушарие, преобладающую роль в контроле помехоустойчивости зрительной системы также играло правое полушарие, в то время как моторный контроль осуществлялся преимущественно с помощью левого полушария»; у гибридных мышей обнаружено «предпочтение» правой передней конечности; у канареек «левое полушарие доминировало в осуществлении моторного контроля вокализации». На основании всего приводимого материала В. Л. Бианки заключает, что функциональная асимметрия является «общей фундаментальной закономерностью деятельности мозга позвоночных». Асимметрия в филогенезе Мозг кошки Мозг крысы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональный модуль «Логопед». Паспорт функционального модуля.

Функциональный модуль «Логопед». Паспорт функционального модуля.Перечень компонентов функционального модуля «Логопед»Назначение функционального модуляДля педагогов: - разв...

Функциональная ассиметрия головного мозга

Одна из важнейших теоретических предпосылок нейропсихологии - понимание психической функции как функциональной системы, состоящей из иерархически связанных между собой звеньев. При этом выделяются зве...

Нейропсихологические упражнения. Ассиметрия

Описаны варианты упражнений, которые сделают работу мозга интенсивнее и помогут легче и быстрее усвоить любые знания и навыки....

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.

Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...

Межполушарная и функциональная ассиметрия головного мозга.

За что отвечает левое и правое полушарие? Левое и правое полушарие развивается неравномерно? Они ассиметричны? На эти вопросы вы найдете ответ в этой статье....

Методики определения функциональной ассиметрии полушарий головного мозга

Исследования по функциональной ассиметрии полушарий головного мозга  позволяют специалистам лучше понять объективные причины и механизмы, лежащие в основе нарушений и отклонений в познавател...