Межполушарная и функциональная ассиметрия головного мозга.
статья

Стряпихина Ирина Владимировна.

За что отвечает левое и правое полушарие? Левое и правое полушарие развивается неравномерно? Они ассиметричны? На эти вопросы вы найдете ответ в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnaya_assimetriya_gol.mozga_.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Межполушарная и функциональная асимметрия головного мозга.

Функциональная асимметрия головного мозга определяет распределение психических функций между правым и левым полушариями. Данный вопрос в науке исследуется уже около 1,5 веков. Установлено, что в функционал левого полушария входит чтение и счет, а также работа с вербально-знаковой информацией; в функционал правого – ориентация в пространстве и оперирование образами, различение музыкальных мелодий, невербальных сигналов, распознавание сложных объектов (например, человеческих лиц), создание сновидений.

Различие в функционале полушарий определяется как особенностями используемого вербального или образного материала, так и способами его организации, характером переработки информации, то есть преобладающим типом мышления. Несмотря на то что оба полушария воспринимают слова, образы и способны их перерабатывать, эти процессы осуществляются в них по-разному.

«Левополушарное» мышление является аналитическим и осуществляет свою деятельность дискретно. Оно позволяет осуществлять ряд последовательных операций, которые обеспечивают логически непротиворечивый анализ предметов и явлений окружающей действительности по определенному числу признаков. Это позволяет в учебно-познавательной деятельности формировать у учащегося внутренне непротиворечивую модель мира. Причем эту модель можно закрепить и однозначно выразить в условных символах, знаках или словах, что является непременным условием социального взаимодействия.

«Правополушарное» мышление является одновременным и синтетическим. Оно создает возможность одномоментно связывать друг с другом многочисленные свойства одного с многочисленными свойствами другого объекта, что способствует целостности восприятия окружающего мира. Такое взаимодействие образов сразу в нескольких смысловых плоскостях позволяет приобретать им свойство многозначности. В основе творчества лежит именно эта многозначность. Однако в учебно-познавательной деятельности она затрудняет установление связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже можетпрепятствовать их осознанию.

Несмотря на разницу в функциях, оба полушария работают взаимосвязанно, и каждое из них вносит свою лепту в работу мозга в целом.

Существует точка зрения, что предпосылки к становлению функциональной асимметрии головного мозга передаются генетически, но все-таки окончательное ее формирование происходит только в социальном общении. В зависимости от осуществления этого социального общения может наблюдаться относительное доминирование одного из полушарий, что во многом сказывается на психологических особенностях субъекта.

При организации учебно-познавательной деятельности учет асимметрии головного мозга может быть выражен в содержании и представлении учебных задач. Так, левополушарные дети результативнее справляются с задачами на анализ, поиск ошибок и применение правил. Для таких детей характерна работа в одиночку, не ограниченная во времени. Правополушарные дети справляются с учебными задачами на синтез, пересказ текста и чтение по ролям, правописание, нахождение взаимосвязи. Таким детям комфортно работать в группах, они легко применяют метод мозгового штурма.

Репрезентативная система. Репрезентативная система является одной из ключевой в теории нейролингвистического программирования. Репрезентативная система представляет собой основную систему, отвечающую за восприятие человеком окружающей действительности и помогающую личности ориентироваться в материальном и информационном пространстве.

Выделяют четыре типа репрезентативных систем, базирующихся на естественных данных человека.

Визуальная. Для людей-визуалов характерно восприятие окружающего мира преимущественно через зрительный анализатор. В учебно-познавательной деятельности такие учащиеся лучше усваивают и осмысливают информацию после наглядной демонстрации. На уроке чаще всего учителя обращаются к визуалам следующим образом: «видите», «посмотрите», «взгляните». Исходя из этого, педагогу, который владеет основами нейролингвистического программирования, для того чтобы заставить визуала серьезно воспринять изучаемый материал, запомнить его и проанализировать, можно использовать примерно следующие фразы: «Я вижу, что вас это заинтересует …», «Видимо, задача может быть решена так …», «Это выглядит интересно, взгляните …». При этом сознание визуала среагирует на кодовое слово.

Аудиальная репрезентативная система характеризуется доминированием слухового анализатора в восприятии информации. Слышимое врезается в память аудиала или стимулирует работу его воображения. Поэтому педагогу, работающему с аудиалами, предстоит быть настоящим оратором. Его речь должна быть выразительной и украшена различными художественными приемами и оборотами. Учителю для привлечения внимания можно использовать аудиальные слова «послушайте», «на слуху», «звучание» и прочие. Многие реагируют не только на слова, которые произносятся, но и на то, как они произносятся. Учащиеся могут обращать внимание не только на произношение звуков, громкость, тембр и интонацию, но и на смысл произносимых слов и фраз.

Кинестетическая репрезентативная система основывается на высокоразвитых рецепторах кожи, активно реагирующих на различные воздействия (механические, физические или химические). Кинестетики лучше воспринимают и запоминают информацию, если предоставляется возможность непосредственно ощутить изучаемый объект или выполнять какие-либо механические действия. Кинестетики реагируют на слова, связанные с действиямии ощущениями, такие как «чувствую», ощущается», «касается», «контактирует». Например: «Какие чувства вы испытали от прочитанного?». Для лучшего восприятия может даже присутствовать тактильный контакт, однако он не должен вызывать дискомфорта у обоих собеседников.

Дискретная репрезентативная система основывается на логическом анализе информации, которая была получена от остальных систем. Это означает, что для понимания материала, отображения его в воображении и запоминании дискрету нужно провести логический анализ данных, построить цепочку рассуждений. Чтобы повлиять на работу дискрета, можно обратиться к нему со следующими фразами: «Я думаю …» или «Не кажется ли вам, что …?» или «Как вы считаете …?».

Ориентация на ведущую репрезентативную систему позволяет, во-первых, привлечь учащихся к изучаемому материалу, а во-вторых, избежать негативного отношения, если таковое возникло.

В целом же мы не говорим о том, что в процессе учебно-познавательной деятельности на одном уроке должны быть учтены все индивидуальные психологические особенности учащихся. Это просто не возможно. Использование хотя бы одной из описанных особенностей позволит учителю повысить эффективность учебно-познавательной деятельности и достигнуть лучшего ее результата по сравнению с ориентацией на абстрактного «среднего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика неуспеваемости в школе: развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Практические рекомендации по развитию координации движений и моторики ребенка, способствующей развитию межполушарного взаимодействия головного мозга....

Практические упражнения для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей (на основе функциональной асимметрии головного мозга).

Здесь представлены авторские разработки дидактического материала с опорой на индивидуальные особенности детей. В качестве критерия индивидуальности взята функциональная асимметрия головного мозга (дом...

Функциональная ассиметрия головного мозга

Одна из важнейших теоретических предпосылок нейропсихологии - понимание психической функции как функциональной системы, состоящей из иерархически связанных между собой звеньев. При этом выделяются зве...

Логопедические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия в головном мозге

В публикации представлены эффективные логопедические игры, которые прошли апробацию на практике с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие левого и правого полушария головного мо...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

Межполушарная функциональная ассиметрия

Межполушарная функциональная ассиметрия...

Методики определения функциональной ассиметрии полушарий головного мозга

Исследования по функциональной ассиметрии полушарий головного мозга  позволяют специалистам лучше понять объективные причины и механизмы, лежащие в основе нарушений и отклонений в познавател...