"Аппликация для самых маленьких"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Финогенова Ольга Александровна

"Аппликациядля самых маленьких"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finogenova_applikatsiya_2022.docx86.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Улыбка» г. Рассказово.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета    

протокол № 6 от 29.08.2022 г.

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка»

___________Л.Н. Борзова

Приказ  № 105 от 01.09.2022г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Аппликация для самых маленьких»

для детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

художественной направленности

Срок реализации: 1 год

                                                                            Составитель:

Воспитатель -   Финогенова Ольга Александровна

г. Рассказово

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «УЛЫБКА»  города Рассказово

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аппликация для самых маленьких»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Финогенова Ольга Александровна, воспитатель детского сада

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Постановление от 28.09.2020г. № 28;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" Постановление от 27.10.2020 года № 32;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Постановление от 28.01.2021 № 2.

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Уровень освоения программы

стартовый

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

2-3 года

4.7.Продолжительность обучения

1 год

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аппликация для самых маленьких» имеет художественную направленность и призвана решить проблему художественного развития и формирования художественных способностей в появлении новых художественных приемов и техник.

Уровень освоения: ознакомительный.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что  знания не ограничиваются рамками общеобразовательной программы ДОУ. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов аппликации их особенностями, многообразием материалов, используемых в аппликации, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна

 Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности, дети учатся работать в коллективе.

Программа «Аппликация для самых маленьких» носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей 2-3 лет.

Занятия проводятся в форме игр, цель которых – познакомить  детей при помощи разнообразных материалов с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники аппликации и научить применять их на практике. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Программа позволяет создать комфортную развивающую среду, оказывающую благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: игровую, проектно-исследовательскую, а так же совместную деятельность детей и родителей.

Нетрадиционными техниками очень легко осваивается детьми, не требует особых способностей, увлекает, не перегружает детей не умственно, ни физически.

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации дети имеют возможность не только овладеть умениями и навыками, развивают творческие и интеллектуальные способности, но и обогащают свои представления об  искусстве в целом, в полной мере реализуется их творческий потенциал, формируется эстетический вкус. Ещё один положительный момент – это то, что занятия по программе благотворно влияют на детский организм, помогают развитию речи.

Программа составлена на основе комплексно – тематического планирования ДОУ.

 Отличительной особенностью программы является то, что в предложенной продуктивной деятельности, дети сначала коллективно, а потом индивидуально, совместно с педагогом, не владея особенными изобразительными навыками, выполняют несложные композиции на определенный сюжет.

Нетрадиционные техники аппликации способствуют тому, что у детей возрастает интерес к аппликации. Они более творчески всматриваться в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

Адресат программы

Программа «Аппликация для самых маленьких» адресована детям от 2 до 3 лет.

Дети от 2 до 3 лет способны на ознакомительном уровне выполнять предлагаемые задания по нетрадиционной технике аппликации.

Раннее детство – самый интенсивный период в развитии речи и, следовательно, мышления. Интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями. Интенсивно развивается познавательная сфера.

Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

Аппликация с использованием нетрадиционных техник - игра, способствующая развитию ловкости пальцев и кистей рук, развитию творческих способностей, образного мышления, фантазии, наблюдательности, внимания и уверенности в себе. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. В процессе аппликации у ребёнка появляется ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что "это сделал Я – все это моё!"

На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Ребенку открывается не просто мир предметов, а мир взрослых, действующих с этими предметами, взаимодействующих между собой. В период с двух до трех лет изобразительная деятельность дошкольника (как и другая продуктивная деятельность) ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно-орудийная. Открытие, сделанное малышом, что на листе бумаги под его действием может появляться образ какого-то предмета, явления, сильно привлекает ребенка. Осваивая, мир предметов, ребенок накапливает опыт. Это и определяет содержание ассоциативных образов.

Ребенок с помощью воспитателя или самостоятельно выкладывает на бумаге предметные и сюжетные композиции различного содержания и степени сложности, составляет целое путём прикладывания, присоединения одной части к другой, намазывает клеем и приклеивает лёгким прижатием салфетки, будучи уверен, что у него получиться прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становление самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.

Наполняемость учебной группы 12 человек.

Программа «Аппликация для самых маленьких» рассчитана на 1год обучения (36 ч.).

Занятия проводятся один раза в неделю. Длительность учебного часа для детей 2-3 лет – 10 минут.

Количество учебных недель – 33.

Начало занятий – с 1 октября, окончание занятий – 31 мая.

Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.

Программа «Аппликация для самых маленьких» легко интегрируется.  В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

 -Социально-коммуникативное развитие

 -Познавательное развитие

 -Речевое развитие

 -Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие
Формы организации деятельности учащихся:

групповые занятия;

Целью данной программы является всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Содержание программы

I ступень обучения (ознакомительный уровень)

1 год обучения

Задачи рабочей программы:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами материалов (цветной бумагой, бархатной бумагой,  картоном, клеем.)

 2. Формировать у детей заинтересованность аппликационной деятельности, процессом создания аппликационного изображения путём выкладывания на бумаге предметных и сюжетных композиций различного содержания и степени сложности.
3. Развивать точность зрительного восприятия, сенсорно – моторного интеллекта, аналитико – синтетических процессов и способностей к комбинированию, преобразованию, нахождению одинакового отличительного путём сравнения и составления различных вырезанных фигур с натурой или одну с другой, а также развитие чувства целого, формы, цвета, ритма, равновесия, пространственного чутья.

4. Учить составлять целое из отдельных частей, одинаковых и отличающихся  по цвету, величине, форме, конфигурации. Учить детей объединять отдельные фигуры общим содержанием.

5. Формировать простейшие технические навыки аппликационных операций: выкладывание, составление целого путём прикладывания, присоединения одной части к другой, намазывания клеем, приклеивание, лёгкое прижатие тряпочкой. Индивидуально упражнять в вырезывании посредством ножниц.

6. Учить детей ориентироваться на листе бумаги, равномерно размещать однородные элементы по всей плоскости и в центре листа, если это одиночное крупное изображение, различать цветовые оттенки и называть отдельные цвета.

7. Формировать первоначальные навыки поисковой творческой деятельности. Учить работать осознано и целенаправленно.

8.Учить накапливать опыт драматизации посредством выкладывания сказочных и других персонажей.

9. Формировать первоначальные навыки совместной деятельности: умение работать рядом, замечать деятельность соседа, охотно помогать другим в нахождении нужных деталей, смело перемещать по периметру  или плоскости листа и т. д.

10. Побуждать детей к активному общению с воспитателем, друг с другом, связанному рассказыванию посредством несложных предложений.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники аппликации.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку,  познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

I

Раздел «Осень»                

7

1.1

« Помоги колобку найти его окошко»

1

выставка

1.2

« Помоги яблоку найти его половинку»

1

выставка

1.3

«Цветы на лужайке »

1

выставка

1.4

« Выросли грибы на полянке»

1

выставка

1.5

« Мы сидим на лесенке и поём всем песенки »

1

выставка

1.6

« Путешествие семьи шариков»

1

выставка

1.7

« Тучи по небу гуляют»

1

выставка

II.

Раздел «Зима»

12

2.1

« Собери листочки»

1

выставка

2.2

 « Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики»

1

выставка

2.3

 « Красивые коврики из листьев»

1

выставка

2.4

 « Выкладывание сказки « Репка»

2.5

« Мастерская игрушек»

1

выставка

2.6

«  Построим домики для замёрших зверей»

1

выставка

2.7

 « История про котёнка и птичку»

1

выставка

2.8

 « Коврики для котят и щенят»

1

выставка

2.9

« Чаепитие с игрушками»

1

выставка

2.10

« Кто уложит котёнка спать?»

1

выставка

2.11

 «С нами играют пирамидки»

1

выставка

2.12

« Найди чайнику крышку, подходящую по цвету и величине »

1

выставка

III.

Раздел «Весна»

13

3.1

« Весна красна»

1

выставка

3.2

«Матрёшки собрались на прогулку»

1

выставка

3.3

« Плывут кораблики по волнам»

1

выставка

3.4

« Детки на ветке»

1

выставка

3.5

« Поездка к бабушке Анюте»

1

выставка

3.6

« Составим красивый букет» или  Цветы в вазе»

1

выставка

3.7

« Летят самолёты »

1

выставка

3.8

« Путешествие на воздушных шарах»

1

выставка

3.9

 «Повесим платочки или одежду для кукол сушить на солнышке»

1

выставка

3.10

« Цветы и бабочки»

1

выставка

3.11

 « Строим новые дома для деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки»

1

выставка

3.12

« Спасательный круг»

1

выставка

3.13

 « Прятки»

1

выставка

Итого:

32

Содержание учебного плана

Раздел I. «Осень»

  1. Тема: «Помоги колобку найти его окошко».

Теория: Учить ориентироваться по цветам и находить правильный цвет окошка по нужному цвету колобка, указанного на картинке, учить правильному намазыванию клея и приклеиванию колобка на нужное окошко. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый картон с изображением домика с круглыми окошками для колобков разных цветов, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

  1. Тема: « Помоги яблоку найти его половинку».

Теория: Учить детей создавать изображение на белом листе из цветной бумаги, выкладывать и составлять целое путём прикладывания, присоединения одной части к другой одинаковой по цвету, форме, величине, учить намазывать клеем части яблока, приклеивать лёгким прижатием тряпочкой. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый картон, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

  1. Тема: «Цветы на лужайке».

Теория: Создание картин из цветов, вырезанных из цветной бумаги. Учить равномерно, располагать однородные элементы, по всей плоскости листа. Учить  намазывать клеем изображение цветов, приклеивать лёгким прижатием салфеткой. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый картон, цветная бархатная бумага, клей карандаш, салфетка).

     1.4.        Тема: «Выросли грибы на полянке».

Теория: Создание картин с изображением грибной поляны. Продолжать учить детей создавать изображение из цветной бумаги. Учить составлять целое из двух равных частей, стремясь соотносить их по размеру. Учить работать сообща на большом листе, быстро ориентироваться на его пространстве, помогать находить соседу нужные детали. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликации (большой лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетка).

     1.5.Тема: «Мы сидим на лесенке и поём всем песенки».

    Теория: Создание картин с изображением лесенки. Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов выкладывания лесенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

        1.6.Тема: «Путешествие семьи шариков».

Теория: Создание  картин с изображением воздушных шариков. Повышать у детей произвольность действий – выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине, плотно приставляя одну к другой. Способствовать различению и запоминанию основных цветов. Развитие чувства формы, цвета и мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый картон, цветная бумага, клей карандаш, салфетка).

        1.7. Тема: «Тучи по небу летают» (коллективная композиция)

Теория: Создание картин с изображением туч. Повышать у детей произвольность действий – выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя одну к другой, располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа, находить «верх», « низ». Формировать навыки самостоятельной работы. Развитие чувства формы цвета и мелкой моторики.

Практика: Аппликация (большой белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки ).

             Раздел II. «Зима

         2.1.Тема: «Собери листочки» (Диагностика)

Теория: Создание картин с изображением разных видов листочков. Развивать сенсорное восприятие детей, их способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить по форме, цвету, составлять целое из частей, плотно прикладывая их друг к другу.

Практика:  Аппликация (белый лист бумаги, цветная бархатная бумага, клей карандаш, салфетка).

       2.2.Тема:  «Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики ».

Теория: Создание  картин с изображением фигурок мальчиков, девочек, белочек и зайчиков. Формировать умение располагать фигурки напротив друг друга, чтобы держались за руки. Побуждать к совместным действиям.

Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

      2.3.Тема: «Красивые коврики из листьев».

    Теория: Продолжать учить детей создавать изображения из цветной бумаги. Закрепить опыт размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов. Формировать умение включатся в игровую ситуацию. Побуждать к совместным действиям.  

 Практика: Аппликация (большой лист белой бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

     2.4.Тема: Выкладывание сказки « Репка»

Теория: Создание картин с помощью изображения персонажей сказки. Повышать произвольность действий – выкладывать персонажи сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их, друг к другу. Закреплять знание текста сказки.

Практика:  Аппликация (большой белый лист, цветная бумага, клей карандаш, салфетки) (с родителями).

      2.5.Тема: « Мастерская игрушек».

 Теория: Создание картин с изображением игрушек. Продолжать формировать умение намазывать и склеивание отдельных частей целое. Уточнить знание детей о строении и отличительных особенностях частей тела некоторых животных. Закреплять навыки совместных действий  в аппликационной деятельности. Развитие  мелкой моторики.

  Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

        2.6. Тема: « Построим домик для замёрших зверей».

Теория: Создание образа домиков для зверей. Формировать умение в установлении связей и зависимостей величины и конфигурации от специально заданного условия. Упражнять  в плотном присоединении деталей друг другу. Побуждать к активной разговорной речи. Развития мелкой моторики.

Практика: Аппликация (цветной картон, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

      2.7. Тема: «История про котёнка и птичку».

Теория: Создание картин с изображением котёнка и птички. Продолжать развивать способность ориентироваться на всей плоскости как большого, так и маленького листа, находить: «верх», «низ», «под», «вверху», « рядом». Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист картона, цветная бархатная бумага, клей карандаш, салфетки).

      2.8. Тема: «Коврики для котят и  щенят».

Теория: Создание картин с изображением коврика для котят и щенят. Формировать умение намазывать клей на изображение и наклеивать. Упражнять в выкладывании разноцветных обрезков бумаги равномерно по всей плоскости большого листа бумаги. Приобщать к совместным действиям. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

      2.9. Тема: «Чаепитие с игрушками».

Теория: Создание картин из цветной бумаги. Упражнять в составлении целого из отдельных частей, а также составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений  по размеру и расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (большой лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

     2.10. Тема: «Кто уложит котёнка спать?».

Теория: Создание картин из цветной бумаги. Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально, заданных условий. Способствовать нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных. Формировать навыки совместной работы и помощи соседу. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

    2.11. Тема: «С нами играют пирамидки».

Теория: Создание картин с изображением пирамидки из цветной бумаги.  Формировать умение составлять целое изображение, ориентируясь на образец. Развивать точность зрительного восприятия и способность к воспроизведению картины по образцу. Воспитывать внимательность, целенаправленность и произвольность действий. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

  2.12. Тема: «Найди чайнику крышку».

Теория: Создание картин с изображением разных по цвету чайников из цветной бумаги. Закреплять образные, индивидуальные умения детей в нахождении одинаковых по цвету, форме и составление из них целого, а также намазывание клеем изображение чайников и крышек к ним, приклеивание их на белый лист бумаги. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

Раздел III. «Весна»

    3.1. Тема: «Весна красна».

Теория: Создание образа весны из цветной бумаги. Закреплять разнообразные, индивидуальные умения детей  в нахождении одинаковых частей и составлении из них целого, а также навыки намазывания, пользования салфеткой. Продолжать формировать навыки совместных действий, помогать находить товарищу недостающую деталь, не мешать другому при приклеивании.

  Практика: Аппликация (большой лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

     3.2.Тема: «Матрёшки собрались  на прогулку». (Коллективно)

Теория: Создание картин с изображением матрёшек. Упражнять в составлении целого из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру , плотно приставляя их друг к другу. Закрепить название цветов. Продолжать формировать умение работать  вместе на большом листе бумаги. Побуждать находить соседу  нужные детали.

  Практика: Аппликация (большой лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

      3.3. Тема: «Плывут кораблики по волнам». (Коллективно)

  Теория: Создание картин плывущих корабликов из цветной бумаги. Формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Продолжать формировать навыки совместных действий: ожидать завершений действий соседа, не торопить его, не мешать; если возникает необходимость - помочь. Закрепить опыт работы на большом пространстве листа. 

Практика: Аппликация  (большой бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

    3.4. Тема: «Детки на ветке».

 Теория: Создание картин с изображением веток с листочками разных видов деревьев из цветной бумаги. Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей; подбирать листики соответствующего веточке цвета. Упражнять в различении и назывании цветов. Продолжать развивать точность произвольных движений руки: прикладывать листики точно  к намеченным веточкам. Замечать действия соседа, в случае необходимости помогать ему.

Практика: Аппликация (белый лист, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

    3.5. Тема: «Поездка к бабушке Анюте».

Теория: Создание картин с изображением поезда с разными по цвету вагончиками. Формировать умение правильно располагать однородные элементы по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, составлению целого из нескольких частей.

 Практика: Аппликация (большой лист белой бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

   3.6. Тема: «Составим красивый букет» или «Цветы в вазе» (Коллективная композиция)

Теория: Создание картин с изображением букета цветов. Формировать умение составлять целое из отдельных деталей одинаковых по цвету и форме. Развивать точность зрительного восприятия.

 Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

    3.7. Тема: «Летят самолёты».

  Теория: Создание картин с изображением самолётов. Формировать умение составлять целое из отдельных деталей, разных по форме. Продолжать формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Развивать знание детей о строении и отличительных особенностях частей  самолёта.

  Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

    3.8.  Тема: «Путешествие на воздушных шарах» (Коллективная композиция)

 Теория: Создание образа разноцветных шаров из цветной бумаги. Формировать умение подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета. Повышать точность движения руки и глаза. Упражнять в произношении звуков "Ш", "С". Побуждать детей к пластической передаче поведения насекомых: жучков, бабочек, комаров и т. д. Развития чувства формы, мелкой моторики.

Практика: Аппликация (большой лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки)

   3.9. Тема: « Повесим платочки или одежду для кукол сушить на солнышке»

Теория: Создание картин из цветной бумаги. Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать. Сравнивать, сопоставлять и находить одинаковые по форме и разные по  цвету платочки. Развитие мелкой моторики.

 Практика: Аппликация (большой лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки) (с родителями)

 3.10. Тема: «Цветы и бабочки»

 Теория: Создание картин с изображением цветов и бабочек из цветной бумаги. Упражнять в намазывании, наклеивании, а также составлении целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного восприятия. Развитие чувства формы цвета и мелкой моторики.

  Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

     3.11.Тема: « Строим новые дома для деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки»

   Теория: Создание картин с изображением домов. Продолжать формировать умение составлять целое, ориентируясь на образец, а именно на последовательность расположения полосок (брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение (брёвна лежат или стоят). Закрепить название цветов. Воспитывать внимательность, целенаправленность, произвольность действий. Закрепить знание текста.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

     3.12.Тема: «Спасательный круг»

Теория: Создание картин  с изображением спасательного круга. Умение составлять целое, ориентируясь  на образец. Закрепить название цветов. Воспитывать внимательность, целенаправленность,  произвольность действий. Упражнять в намазывании, наклеивании, а также составлении целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного восприятия.

Практика: Аппликация (большой лист белой бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки).

    3.13.Тема: « Прятки»

Теория: Создание картин из цветной бумаги. Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из нескольких частей. Развитие мелкой моторики.

Практика: Аппликация (белый лист бумаги, цветная бумага, клей карандаш, салфетки)

1.4. Планируемые результаты

1. Результаты обучения (предметные результаты)

По окончании первого  года обучения учащиеся:

-будут знать, как  пользоваться цветной бумагой, бархатной бумагой, цветным картоном, клеем;

- будут, расширятся  представления о цветовой гамме.

-будут иметь представление о свойствах материалов (бумага, бархатная бумага, картон, клей  и т. д.;
-будут иметь представление о приёмах зрительного и тактильного обследования формы;

-получат умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
2. Результат воспитывающей деятельности

- будет сформирована  аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- получат навыки экспериментирования путём проб и ошибок, используя в своей работе техники нетрадиционного аппликации;
- будут уметь организовать своё рабочее место и убирать его.

3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)

-будут развиты художественно – творческие способности художественный вкус, фантазия, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание;
- будут стремиться познавать и открывать мир рисунка;
- будут развивать мелкую моторику рук.

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аппликация для самых маленьких» (ознакомительный уровень)

год обучения: 1

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1.

Октябрь

7

15.45

комплексное

1

« Помоги колобку найти его окошко»

Группа№1

выставка

2.

Октябрь

14

15.45

комплексное

1

« Помоги яблоку найти его половинку»

Группа№1

выставка

3.

Октябрь

21

15.45

комплексное

1

« Цветы на лужайке»

Группа№1

выставка

4.

Октябрь

28

15.45

комплексное

1

« Выросли грибы на полянке»

Группа№1

выставка

5.

Ноябрь

11

15.45

комплексное

1

« Мы сидим на лесенке и поём всем песенки»

Группа№1

выставка

6.

Ноябрь

18

15.45

комплексное

1

« Путешествие семьи шариков»

Группа№1

выставка

7.

Ноябрь

25

15.45

коллективное

1

« Тучи по небу гуляют»

Группа№1

выставка

8.

Декабрь

2

15.45

Совместно с родителями

1

« Собери листочки»

Группа№1

выставка

9.

Декабрь

9

15.45

комплексное

1

« Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики»

Группа№1

выставка

10.

Декабрь

16

15.45

комплексное

1

« Красивые коврики из листьев »

Группа№1

выставка

11

Декабрь

23

15.4.5

комплексное

1

« Выкладывание сказки «Репка»»

Группа№1

выставка

12.

Декабрь

30

15.45

комплексное

1

« Мастерская  игрушек»

Группа№1

выставка

13.

Январь

13

15.45

комплексное

1

« Построим домики для замёрзших зверей»

Группа№1

выставка

14.

Январь

20

15.45

комплексное

1

« История про котёнка и птичку»

Группа№1

выставка

15.

Январь

27

15.45

комплексное

1

« Коврик для котят и щенят»

Группа№1

выставка

16.

Февраль

3

15.45

комплексное

1

« Чаепитие с игрушками»

Группа№1

выставка

17.

Февраль

10

15.45

комплексное

1

« Кто уложит котёнка спать?»

Группа№1

выставка

18.

Февраль

17

15.45

комплексное

1

« С нами играют пирамидки»

Группа№1

выставка

19.

Февраль

24

15.45

комплексное

1

« Найди чайнику крышку»

Группа№1

выставка

20.

Март

3

15.45

комплексное

1

« Весна красна»

Группа№1

выставка

21.

Март

10

15.45

комплексное

1

« Матрёшки собрались на прогулку»

Группа№1

выставка

22.

Март

17

15.45

комплексное

1

« Плывут кораблики по волнам»

Группа№1

выставка

23.

Март

24

15.45

комплексное

1

« Детки на ветке»

Группа№1

выставка

24.

Март

31

15.45

комплексное

1

« Поездка к бабушке Анюте»

Группа№1

выставка

25.

Апрель

7

15.45

коллективное

1

« Составим красивый букет» или « Цветы в вазе»

Группа№1

выставка

26.

Апрель

14

15.45

комплексное

1

« Летят самолёты»

Группа№1

выставка

27.

Апрель

21

15.45

коллективное

1

« Путешествие на воздушных шарах»

Группа№1

выставка

28.

Апрель

28

15.45

коллективное

1

« Повесим платочки или одежду сушить на солнышко»

Группа№1

выставка

29.

Май

5

15.45

комплексное

1

« Цветы и бабочки»

Группа№1

выставка

30.

Май

12

15.45

комплексное

1

« Строим новые дома для деда, бабки, внучки, Жучки кошки, мышки»

Группа№1

выставка

31.

Май

19

15.45

комплексное

1

« Спасательный круг»

Группа№1

выставка

32.

Май

26

15.45

Совместно с родителями

1

« Прятки»

Группа№1

выставка

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

Занятия проводятся в групповой комнате. В комнате имеется классная доска, столы и стулья по количеству детей, стеллажи и шкафы для хранения дидактических пособий , также есть детский мольберт. В наличии имеется DVD –проигрыватель. Для занятий необходимы – листы плотной бумаги, цветная бумага бархатная бумага, цветной картон, клей-карандаш, салфетки или тряпочки на каждого ребёнка. Иллюстрации и картины с соответствующими изображениями.

        2.3. Формы аттестации

Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может проводиться в разных формах.

Для оптимизации образовательного процесса, 2 раза в год ОД по аппликации нетрадиционными техниками проводятся совместно с родителями (в конце первого полугодия – декабрь и в конце второго полугодия – май). Готовые работы, как коллективные, так и индивидуальные используются для оформления сезонных выставок в ДОУ, для оформления интерьера групп и детского сада, так же для участия в конкурсах разного уровня.

2.4. Оценочные материалы

В начале и в конце учебного года проводится педагогическая диагностика наличия навыков и умений у ребенка.

На начала учебного года

п /п

Ф.И.

ребенка

Технические навыки

Проявление самостоятельности

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратности и трудолюбия

Сила нажима

Расположение на плоскости листа

Ритмичность в повторении элементов

начало

конец

начало

конец

начало

начало

конец

начало

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1

Оценка умений и навыков детей по критериям в баллах:

3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно, проявляет творчество;

2 балла – ребенок справляется с небольшой помощью педагога, действует по шаблону;

1 балл – ребенок затрудняется самостоятельно выполнять задание, требуется постоянное  присутствие  и подсказка педагога, повторный показ способа действия.

Таблица оценки результативности работы взрослых (родителей) – начало года, конец года.

Ф.И.

родителя

Участие в совместном творчестве

Проявление интереса к работам ребенка

Создание развивающей среды дома.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

2.5. Методические материалы

Оформление методического обеспечения

п/п

Название

раздела,

темы

Материально-техническое

оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы,

приемы обучения

Формы подведения

итогов

1

«Помоги колобку найти его окошко»

Листы картона белого цвета с изображением домика с круглыми окошками для колобков, листы с изображением колобков разных цветов, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением колобка и цветных окошков для него.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

2

«Помоги яблоку его половинку»

Листы картона с изображением половинки яблока, листы с изображением второй половинки яблока, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением целого яблока.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

  Аппликаци

 (цветная бумага)

выставка

3

«Цветы на лужайке»

Лист белого картона, листы с изображением цветов разного цвета, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением цветов на лужайке.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

4

«Выросли грибы на полянке»

Большой белый лист бумаги, листы с изображением грибов, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением грибной поляны.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

5

«Мы сидим на лесенке и поём всем песенки»

Листы бумаги белого цвета, полоски из цветной  бумаги для лесенки, клей карандаш, салфетки

Иллюстрации с изображением лесенки.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

6

«Путешествие семьи шариков»

Листы с изображением воздушных шаров разного цвета, листы картона белого цвета, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением воздушных шаров.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

7

«Тучи по небу летают»

Большой лист белой бумаги, листы с изображением туч, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением туч на небе.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

8

« Собери листочки»

Листы белой бумаги с изображением половинок разных видов листочков, листы с изображением со вторыми половинками листочков, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрация с изображением целых листьев разных видов деревьев.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

коллективно-творческая работа;

Аппликация

(цветная бумага)

выставка

9

« Пляшут девочки  и мальчики, пляшут белочки и зайчики»

Силуэтные фигурки танцующих животных и детей, белый лист или картон, клей карандаш, салфетки. Иллюстрации с изображением танца детей и животных.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация

(цветная бумага)

выставка

10

«Красивые коврики из листьев»

Большой лист белой бумаги, листы с изображением листьев разных по цвету и форме.

Иллюстрации с изображением листопада.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

работа с родителями

Аппликация (цветная бумага)

выставка

11

«Выкладывание сказки «Репка»»

Большой белый лист, листы с изображением сказочных героев, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением сказочных героев сказки «Репка».

Занятие-играбеседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация

(цветная бумага)

выставка

12

«Мастерская игрушек»

Листы белой бумаги с  изображением сломанных игрушек, листы с изображением отдельных деталей сломанных игрушек,  клей карандаш, салфетки.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация

 (цветная бумага)

выставка

13

«Построим домик для замёрзших зверей»

Листы с изображением разных геометрических фигурок разного цвета для создания домиков для зверей, клей карандаш, манная крупа, салфетки.

Иллюстрации с изображением домиков для замёрших зверей.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

14

«История про котёнка и птичку»

Листы с изображением котёнка и птички, ёлки, пня, цветка, гриба и солнца разного цвета, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрация с изображением истории котёнка и птички.

Занятие-игра;

беседа;наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

15

«Коврики для котят и щенят»

Листы бумаги  белого цвета, полоски из цветной бумаги для коврика, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением ковриков для котят и щенят.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

Выставка

16

«Чаепитие с игрушками»

Большой белый лист бумаги, листы с изображением бокалов и блюдец из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением бокалов и блюдец для чаепития.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

 Аппликация (цветная бумага)

выставка

17

«Кто уложит котёнка спать?»

Листы белой бумаги, листы с изображением котёнка и кровати, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением котёнка и кровати.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

18

«С нами играют пирамидки»

 Листы с изображением колец пирамидки разного цвета из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением пирамидки.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

19

«Найди чайнику крышку, подходящую по цвету и величине»

Белые листы бумаги, листы с изображением чайников и крышек разного цвета и величины из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением чайников и крышек разных цветов.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный Аппликация (цветная бумага)

выставка

20

«Весна красна»

Большой лист белой бумаги, листы с изображением весеннего пейзажа, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением весны.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

21

«Матрёшки собрались на

прогулку»

Большой лист белой бумаги, листы с изображением матрёшек, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением матрёшек на прогулке.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

22

«Плывут кораблики по волнам»

Листы белой бумаги, листы с изображением кораблика из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением корабликов, плывущих по волнам.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

23

«Детки на ветке»

Листы белой бумаги с изображением веточки с одним листочком, листы с изображением листочков, подходящие по цвету и форме определённого вида дерева из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением ветки с листочками,  определённого вида дерева.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

24

«Поездка к бабушке Анюте»

Большой белый лист бумаги, листы с изображением  разноцветных вагончиков для детей, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением поезда с разноцветными вагончиками.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

  Аппликация

  (цветная бумага)

выставка

25

«Составим красивый букет» или «Цветы в вазе»

Листы белой бумаги, листы с изображением разноцветных цветов из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением букета цветов.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

26

«Летят самолёты»

Большой белый лист, листы с изображением самолёта из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением самолётов.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

коллективно-творческая работа;

Аппликация (цветная бумага)

выставка

27

«Путешествие на воздушных шарах»

Большой белый лист, листы с изображением разноцветных воздушных шаров из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением воздушных шаров разного цвета.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

28

«Повесим платочки или одежду для кукол сушить на солнышко»

Большой белый лист бумаги, лист с изображением разноцветных платочков из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением цветных платочков, которые сушатся на солнышке.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

коллективно-творческая работа;

Аппликация (цветная бумага)

выставка

29

«Цветы и бабочки»

Листы белой бумаги, листы с изображением цветов и бабочек из цветной бумаги, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением цветов и бабочек.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

30

«Строим новые дома для деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки»

Листы белой бумаги, листы с изображением разноцветных геометрических фигур для домиков сказочных героев сказки «Репка», клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением сказочных героев сказки «Репка» и их домиков.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

   Аппликация

  (цветная бумага)

выставка

31

«Спасательный круг»

Большой белый лист, листы с изображением разноцветных треугольников из цветной бумаги, для создания спасательного круга, клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением спасательного круга.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация

(цветная бумага)

выставка

32

«Прятки»

Листы белой бумаги, с изображением , клей карандаш, салфетки.

Иллюстрации с изображением черепахи.

Занятие-игра;беседа;

наглядный;

практический,

объяснительно-иллюстративный

Аппликация (цветная бумага)

выставка

2.6. Список литературы

  • Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет – форма – количество:  Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста» /Пер. с нем. Т. М. Юртайкиной. – М.: Просвещение, 1984. ;
  • Венгер Л. А., Пилюгина Н. Б., Венгер Н. Б. « Воспитание сенсорной  культуры ребёнка: Книга для воспитателя детского сада»  /  Под ред. Л. А. Венгера. – М.:  Просвещение, 1988. ;
  • Е.А.Ульева Творческие задания. « Раскрашивание, лепка, аппликация». : тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет. - М.;ВАКО,2014.-48 с. – (Умный Мышонок).;
  • Выготский Л. С. « Воображение и творчество в детском возрасте». -  М.: Просвещение, 1991.;
  • Пиаже Жан. Избранные психологические труды: Ч. 2: « Навык и сенсорный интеллект». – М.: Просвещение, 1969.;
  • В. А. Силивон « Аппликация для самых маленьких»: Пособие для педагогов в дошкольных учреждений – Мн.: Изд. В. М. Скакун, 2000 .    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Пальчиковые игры для самых-самых маленьких

Пальчиковые игры для самых-самых маленьких...

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

ЛЕПКА И АППЛИКАЦИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ...

2016_Шумелки (сказки с озвучиванием) для самых-самых маленьких

Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением разнообразят музыкально-развивающую, образовательную деятельность дошкольников...

Аппликация и лепка для самых маленьких.

Творческая работа:  "Гусеницы  и божьи коровки на ромашке"...

#оставайсядома - Аппликации для самых маленьких

К большому сожалению, самоизоляция еще продолжается.Но это не повод останавливать занятия! У нас для деток есть множество предложений чем их занять! Так как наша программа разработана до конца учебног...

Самое интересное, для самых маленьких

Реализация проекта "Свойства воды" в первой младшей группе...