Аналитический отчет
материал

Зянгильдяева Марина Юрьевна

Аналитический отчет для сдачи на категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аналитический отчет97.15 КБ
PDF icon portfolio-1ppt.pdf1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

Аналитический отчет

за период работы

с 2021 по 2022 год

         Зянгильдяева Марина Юрьевна

         Должность: педагог-психолог

         

пос. Рефтинский 2022

Содержание

Стр.

1.

Введение..............................................................................................

3

2.

Анализ результатов образовательной деятельности………….....        

...7

3.

Заключение..........................................................................................

23

4.

Список литературы.............................................................................

26

ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции развития системы дошкольного образования в России на сегодняшний день определяются подходом, содержательно объединяющим две парадигмы: внимание к условиям проживания дошкольного детства в рамках дошкольного образования и к личностным особенностям ребенка. В основе формирующихся сегодня представлений о целях и содержании образования детей-дошкольников лежит ориентация на нетравматичность условий жизни детей в интересах повышения их благополучия, убежденность в ценности дошкольного периода как такового в противовес господствовавшей ранее сосредоточенности на идее подготовки к будущему к школе.

Современный запрос на дошкольное образование – это в первую очередь выравнивание стартовых возможностей детей через присмотр и уход, а также через реализацию образовательных программ, индивидуализацию организационных форм, предоставление консультационных и коррекционных услуг семьям с детьми. Дошкольная организация, таким образом, становится своеобразным центром компетентностей в области детского развития. Дошкольное воспитание и обучение детей призваны обеспечить раннюю социализацию, освоение соответствующих возрасту навыков и умений, развитие творческих способностей, научить детей эффективно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.

Выше перечисленные тенденции развития системы дошкольного образования определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией содержания непрерывного образования  (дошкольное и начальное звено) и Концепцией дошкольного воспитания, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности программ дошкольного образования. Моя психолого-педагогическая деятельность ориентирована на мониторинг содержания и организации  образовательного процесса, в соответствии с вышеперечисленными нормативными документами и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; развитие индивидуальных особенностей детей, интересов, способностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов; создание благоприятного психологического климата для развития ребенка, который определяется, прежде всего, организацией продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками; оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, педагогам.

Целью моего аналитического отчета является самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за  период моей работы педагогом-психологом.

С позиции достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета мной решались задачи:

  1. Выявить системообразующие проблемы в прошедший  период.
  2. Проанализировать полученные результаты моей деятельности.
  3. Выявить противоречия,  возникшие в этот период, и спроектировать пути решения этих противоречий в следующий межаттестационный период.
  4. Оценить эффективность собственной деятельности.

        Актуальность данного направления  заключалась в необходимости  создания психолого-педагогических условий для развития  дошкольников, так как ее недостатки могут стать причиной отклонений в развитии высших психических функций, возможных коммуникативных трудностей, проблем последующего обучения. 

Тема готовности ребенка к школе в  опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.И.Божовича, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.

Эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Для успешного обучения должны быть сформированы тонкая моторика пальцев рук, умение ориентироваться  на образец, точно копировать его, ребенок должен уметь выделять причинно-следственные связи в предложении, логически мыслить, обобщать и анализировать, необходимо иметь определенный уровень произвольного внимания и пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, сформированность умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор; ребенок должен уметь точно выполнять задания взрослого, предлагаемые в устной форме  и способность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

В целом уровень подготовки к школьному обучению находится на среднем уровне.

Анализ методической литературы по данному вопросу, а также собственные наблюдения позволили выделить следующие типичные проблемы развития дошкольника: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь); недостаточный словарный запас; несформированность произвольлного внимания и пространственных представлений, низкая слухо-речевая память, это не позволяет ребенку выполнять инструкции, предлагаемые в устной форме, неразвитость мелкой и крупной моторики мешает освоить письмо.

В связи с этим становится важным включение в педагогическую деятельность технологий, способствующих созданию условий для развития произвольного внимания, пространственных представления, слухоречевой памяти, а также развития мелкой и крупной моторики у детей  дошкольного возраста, так как  они во многом определяет  успешность обучения.

Целью мониторинга готовности к школе являются: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников; выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса; определение причин трудностей детей в освоении Основной образовательной программы; выявление детских склонностей, способностей, признаков одаренности; изучение готовности к получению образования в новых образовательных условиях (при поступлении в детский сад, при переходе к начальному образованию, а также в условиях инклюзивного образовательного процесса);  выявления отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет своевременно их скорректировать, а значит избежать проблем в дальнейшем психическом развитии ребенка.

На основании вышеизложенного, можно выделить следующие противоречия между: наличием в педагогической теории и практики эффективных педагогических и психологических технологий, способствующих развитию  дошкольников и недостаточным их применением в педагогической практике  детского сада.

Следовательно, выявленная проблема заключается в необходимости изучения и создания психолого-педагогических условий, для развития  высших психических функций дошкольников.

Поставленная проблема определила цель психолого-педагогической деятельности: мониторинг развития дошкольников для получения информативных данных об индивидуальных особенностях и проблемах готовности  к обучению, а так же создание условий для полноценного психического развития, каждого ребенка в образовательном учреждении и в семье.

Объект психолого-педагогической деятельности: образовательный процесс, способствующий  гармоничному развитию ребенка дошкольного возраста.

 Предмет педагогической деятельности: психолого-педагогические условия для гармоничного развития каждого ребенка

Для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательную  активность детей.
  2. Использовать психологическую профилактику для формирования у педагогов и родителей или лиц, из заменяющих общей психологической культуры и желания использовать психологические знания в работе с детьми.
  3. Составить и реализовать комплексную программу коррекционно-развивающих занятий.
  4. Организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса для обеспечения  полноценного психического развития ребенка, начиная с раннего возраста.
  5. Обеспечить систему мониторинга условий качества образовательной деятельности.

Таким образом, ведущей целью моей психолого-педагогической работы в данный период являлось определение и создание психолого-педагогических условий для  полноценного психологического развития  дошкольников.

2. Анализ результатов образовательной деятельности в  период 2021-2022г.

Мои достижения

У меня высшее образование: УрГПУ,  специальность «Педаг-психолог»

Стаж педагогической работы 1 год, в данной должности психолога 6 лет; в данном учреждении 1год.

Проанализировав итоги своей психолого-педагогической деятельности,  я пришла к выводу, что на достаточно высоком уровне развиты следующие ее компоненты: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический,  и самосовершенствования. Девиз моей  деятельности: «Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».   Соответственно,  в этом случае, главной моей задачей становится: создать такие условия, которые  позволят успешно развиваться ребенку с самого раннего возраста. Детский мир намного интереснее и богаче, чем мир взрослого. Моя задача не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их, ведь будущее принадлежит тому, кто верит в успех. Поэтому главное для меня: поощрять людей, считая ситуацию успеха, залогом счастливого будущего ребенка.

В своей психолого-педагогической деятельности я руководствуюсь основными нормативно-правовыми документами, актуальными для дошкольного образования и применяю в своей  деятельности современные технологии: здоровьесберегающие; проектной деятельности; исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные;  игровые; «ТРИЗ». Развиваю коммуникативные, социальные, познавательные, эмоциональные способности воспитанников детского сада, осуществляю активное взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников. Активно использую принцип индивидуализации. Для повышения познавательного и эмоционального развития  дошкольников  разрабатываю проекты, программы, методические и дидактические материалы с использованием современных ИКТ.

Мой личный вклад в развитие нашего образовательного учреждения состоит: в разработке и реализации  проекта «В стране эмоций»; обмене положительным опытом с коллегами; способствование продвижению сайта ДОУ, обогащение его новыми материалами. Принимала участие в качестве организатора в работе педагогического форума, а также организации стажировки «Система работы по профилактике риска возникновения нарушений эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий». Результаты своей педагогической деятельности я публикую  на сайте нашего детского сада, на официальной странице в социальной сети Вконтакте, участвовала во Всероссийском  конкурсе, имею почетные грамоты, дипломы и сертификаты. Имею собственный мини-сайт: https://nsportal.ru/zyangildyaeva-marina-yurevna.

Грамоты:

  • Благодарственное письмо Главы Городского округа Рефтинский 2019г.
  • Благодарственное и рекомендательное письмо для аатестационных комиссий  «За отличные результаты в учебе, использовании современных ИКТ технологий в рамках курса. А также успешное подтверждение квалификационных компетенций по итогам прохождения обучения».
  • Диплом лауреата во Всероссийском  конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Развивающие игры и пособия. Стартап».
  • Сертификат участия в Муниципальном фестивале эффективных педагогических практик «Путь к успеху». Представила дидактический материал на тему: «Эмоции» летбук.
  • Сертификат организатора стажировки «Система работы по профилактике риска возникновения нарушений эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий» в рамках реализации регионального проекта «Образовательный тур».

Сведения о повышении квалификации:

  • Диплом о профессиональной переподготовке по программе «Психология дошкольного образования. Организация и содержание деятельности психолога в условиях реализации ФГОС ДО» 2021г.
  • Удостоверение о повышение квалификации «Нейропсихология детского возраста» 2022г.Т
  • Удостоверение о повышении квалификации «Применение методов АВА-терапии в коррекционной работе с детьми в расстройством аутистического спектра» 2022г.
  • Удостоверение о повышении квалификации «Организация и содержание деятельности школьных служб примирения. Практика восстановительной медиации в современном образовательном пространстве» 2022г.
  • «Оказание первой медицинской помощи обучающимся в образовательной организации» - 2021г.
  • Удостоверение о повышении квалификации «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ» 2021г.

Также принимала активное участие в вебинарах и семинарах:

  • Курс вебинаров по актуальным проблемам дошкольного образования «Воспитатели России» 2022г.
  • «Организация среды для оптимального развития ребенка раннего возраста и повышения качества жизни семьи» 2020г.
  • «Содействие двигательному развитию детей раннего возраста группы риска» 2022г.
  • «Синдром Дауна у детей. Особенности состояния речи. Содержание работы по коррекции нарушенных функций» 2021г.
  •  «Коррекция нарушения эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития » 2021г.
  • «Летняя школа-2022 для педагогов-психологов» 2022
  • «Проблемы профессионального выгорания в педагогической деятельности: работа психолога с педагогами»  2021г. и
  • «Формирование социально-приемлемого поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с поведенческими нарушениями» 2022г.
  • «Интеллектуально-речевые техники и приемы в работе педегога с дошкольниками и младшими школьниками с ОВЗ: практический инструментарий» и.т.д.2022г.

Полную информацию о повышении квалификации и моих достижениях можно посмотреть в моем портфолио.

Анализ профессиональной деятельности

Изучение методической литературы и передового педагогического опыта позволил выделить следующие психолого-педагогические условия развития  дошкольников:

  •  создание в кабинете педагога-психолога развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей во всех видах деятельности;
  • применение в психолого-педагогической деятельности современных психологических и педагогических технологий  стимулирующих развитие ребенка;
  • использование возможностей нейропсихологической коррекции, здоровьесберегающих технологий, игровой коррекции, песочной терапии и т. д. для развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, в соответствии с  возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут чувствовать детям уверенно и комфортно.
  • организация сотрудничества всех участников образовательного процесса способствующего сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников, родителей и педагогов.

Начала свою деятельность в качестве педагога-психолога с  создания  в кабинетах психолога   развивающей среды, стимулирующей познавательную активность, провела учет, перестановку, перегруппировку методических пособий и игр, имеющихся в кабинете педагога-психолога, в процессе разработки коррекционно-развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ, создала новые пособия и игры, необходимые для коррекционно-развивающей работы.  Создала  пособия для развития межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, игры на тренировку зрительной и слуховой памяти, игры на внимание, а также  развития тактильных ощущений. Мною были созданы пособия для развития эмоционально-волевой сферы: плакат «Мое настроение» и лепбук «Эмоции», с которым я принимала участие в  Муниципальном фестивале эффективных педагогических практик «Путь к успеху» и Всероссийском  конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Развивающие игры и пособия. Стартап». Для применения нейропсихологической коррекции мною были подготовлены тренажер Бильгоу и тактильные мешочки. Для использования техник песочной терапии подготовлена песочница и несколько рамок для разнообразных форм работы с песком. Мною была изучена возможность применения, имеющегося в кабинете оборудования в процессе коррекционно-развивающей работы. Это и мячи из тяжелой резины, хорошо применять для развития крупной моторики, тактильные диски, фитбол, карусель, бизиборд, сенсорный тоннель. Все эти  оборудование активно включено в мои занятия, особенно с детьми с ОВЗ, и является одним из компонентов развивающей среды дошкольника. Для проведения групповой работы с детьми мною был подготовлен методический материал, включающий предметные картинки, шаблоны, дидактические игры, необходимые для организации развивающих занятий с детьми (См.Приложение1).  

 В процессе изучения готовности к школьному обучению  мною был проведен мониторинг воспитанников старшего дошкольного возраста. Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, А.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Индивидуальная психолого-педагогическая оценка может определить уровень готовности в целом и сформированность в соответствии с возрастными нормативами отдельных сфер и психических процессов.

Цель психологического обследования: определить уровень сформированности компонентов психологической готовности к школьному обучению (работоспособность, внимание, зрительная, пространственная, слуховая и смысловая память, мышление, воображение и готовность руки к овладению письмом).

Для определения уровня готовности детей к школьному обучению мною было обследовано 66 человек при переходе из старшей группы в подготовительную в октябре 2021 с помощью методик:

«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко;

 «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Семаго и М. Семаго.

По итогам диагностики можно было оценить следующие критерии:

•        Сформированность тонкой  моторики пальцев рук;

•        Работоспособность и темп деятельности;

•        Умение ребенка ориентироваться на образец; точно копировать его, выявление уровня произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки;

•         Развитие слуховой кратковременной памяти;  

•        Оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении;  

•        Развитие логического мышления, уровня обобщения и анализа;

•        Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок;  

•        Сформированность умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор;  

•        Сформированность достаточных образных и пространственных представлений;

•        Сформированность наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей;

•        Уровень развития воображения ребенка, оригинальность и гибкость мышления;

•        Уровень произвольности, определение внутренней позиции школьника;

•        Умение ребенка точно выполнять задание взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Первичные  результаты мониторинга готовности к школе представлены на рисунке 1.  

Рис. 1. Первичные результаты мониторинга готовности к школе.

В результате исследования высокий уровень познавательного развития можно было наблюдать у 3% детей ребенка, средний – у 62% и низкий у 35% детей. Таким образом, в результате первичного обследования у младших дошкольников был выявлен недостаточный уровень развития основных компонентов  познавательного развития: логическое мышление,  низкий уровень обобщения и анализа; неумение устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок; недостаточная   сформированность  образных и пространственных представлений; недостаточное умение ребенка ориентироваться на образец; точно копировать его, низкий уровень произвольного внимания, слабое развитие слуховой кратковременной памяти. Эти данные позволили вносить коррективы в образовательный процесс (См. Приложение 2).

Была организована групповая консультативная поддержка педагогов и родителей. Были  проведены родительские собрания в 4 подготовительных группах. Родители были ознакомлены с критериями готовности ребёнка к школе,  были показаны игровые методы развития памяти, внимания,  пространственных представлений детей, а также словесно-логического мышления. Были даны рекомендации, как готовиться к школе «играя», для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению.  Главной задачей родительских собраний, была  мотивация родителей на совместную работу с детским садом для улучшения подготовки детей к школе. А родители рассказали о своих страхах и ожиданиях. Родители смогли задать волнующие их вопросы, что обеспечило полноценную обратную связь. Также для родителей были организованы  индивидуальные консультации, которые посетили 73%. Наиболее часто родители обращались с вопросами, как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок». Значительная часть вопросов, составляющих содержание индивидуальных консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика».  Как правило, в таких случаях предметом работы становятся личностные проблемы взрослого или ребенка, причем изначально родители приходят с запросом по поводу уровня развития психических процессов, а в ходе беседы определяются проблемы взаимоотношений в семье. Здесь задача - определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы. Своевременная консультация родителей и избавление их от подобных воспитательных заблуждений является важным фактором профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребенка (см. Приложение 3).

Также большая индивидуальная и групповая  работа была организована с  педагогами детского сада. В ходе индивидуальных и групповых консультаций, семинаров и тренингов повышалась психологическая компетентность педагогов, связанная с обучением и развитием воспитанников. Повышалось сотрудничество  в решении проблем и задач развития отдельных воспитанников и групп. Всего в течение года разнообразными формами психологической работы было охвачено 92% педагогов. Например, с педагогами был проведен игровой тренинг «Скоро в школу», на котором обсуждали вопросы преемственности, начиная с того, когда ребенка надо учить правильно держать ложку, чтобы в последствии ребенок правильно брал ручку. Также решали логические задачи, сравнивали, исключали лишнее, рисовали мнемотаблицы, развивали воображение с помощью друдл (см. Приложение 3).

По результатам, проведенного мониторинга с детьми старшего дошкольного возраста была организована групповая коррекционно-развивающая работа с дошкольниками по программе Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников», а также проводилась индивидуальная коррекционно-развивающие занятия для формирования психологических феноменов, необходимых для обучения в школе. Для стимулирования развития ребенка мною применялись  современные психологические и педагогические технологии: сказкотерапия, игровая коррекция, песочная терапия, элементы нейропсихологической коррекции, дыхательные техники, метод ТРИЗ, релаксационные техники. Сказкотерапия — как один из основных методов работы с детьми, используя сказочную форму для психологического воздействия на отдельные структуры психики ребенка с целью исправления неправильно сформированных функций, позитивного изменения поведения, развития самосознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

  Использование данного метода в коррекционной работе с детьми позволяет   создать дополнительную мотивацию и снизить естественное сопротивление.  Читаем сказки, а потом отвечаем на вопросы: «Ребята, а как вы думаете, о чем эта сказка? А права ли была белочка? А как нужно было сделать? А что если… и т.д.  В это время активизируем активность ребенка, задействуем его слуховую память, развиваем фантазию и речевые навыки. А в программе Куражевой «Цветик-семицветик» - сказка, это основной метод воздействия на ребенка.                                                                                           Игровая коррекция – это онтогенетически ориентированный метод коррекционного воздействия на психические структуры ребенка с использованием игровой формы для исправления особенностей развития и формирования психологических новообразований. Игровой метод используется в коррекционной работе с детьми разных возрастов, но меняется содержание игры в зависимости той деятельности, овладение которой является особенно актуальным для определенного этапа психического развития ребенка. Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности. Игры применяю различные:  по виду деятельности (двигательные, интеллектуальные, психологические), по характеру  педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, диагностические и т. д.), по характеру игровой методики, по содержанию  (музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.), по игровому оборудованию (настольные, компьютерные, сюжетно-ролевые). Известные психолог Д.Б. Эльконин связал развитие игры с динамикой развития ребенка. Любой предмет может стать объектом игры, важно наполнить его содержанием. В результате таких игр улучшаются не только внимание и мышление, но и глазодвигательная координация, межполушарное взаимодействие, чувство ритма и т. д.

        Песочная терапия это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.  У ребенка есть возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Также применяю возможности игровой и песочной терапии для  развития мелкой моторики и функциональности  рук у детей дошкольного возраста.

        Важным элементом коррекционной работы является нейропсихологическая коррекция:

  • методы межполушарного взаимодействия - именно в дошкольном возрасте закладывается интеллектуальная основа — зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.  Специальные упражнения (кинезиологические) помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшить координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготовить дошкольников к обучению в школе;
  • двигательная коррекция — метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие нейронные связи, применяю  глазодвигательные упражнения, включение слухового внимания,  упражнения с закрытыми глазами и т. д.
  • диафрагмальное дыхание — дыхание животом, усиливает газообмен, происходит интенсивный массаж внутренних органов.

                Также задействую ТРИЗ для дошкольников- систему коллективных игр, упражнений по решению творческих и изобретательских задач, содействует развитию творческой личности, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, развивает самостоятельность и активность ребенка.

        В конце занятий  детям необходимы релаксационные техники — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они в отличии от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

        Все эти техники и методы применялись мною в процессе групповой и   индивидуальной  коррекционной работы. В течение 2021-2022 года мною проводились занятия по коррекции и развитию у дошкольников, 45% дошкольника были включены в групповую работу, индивидуальные занятия проводились с 25% дошкольниками, в том числе с детьми с ОВЗ (см.Приложение 4).

В апреле 2022г вторично был проведен мониторинг готовности к школьному обучению подготовительных групп.

Динамика в готовности к обучению  представлены на рисунке 2.  

    Рис.2.Динамика в готовности к обучению.

В результате исследования высокий уровень познавательного развития можно было наблюдать у 17% детей ребенка, средний – у 75% и низкий у 8% детей.

Родителям детей, у которых степень сформированности компонентов для успешного обучения  была недостаточна, было предложено пройти ТПМПК для  решения, нужна ли ребенку особая поддержка (педагогическая, медицинская, психологическая) без которой ему очень трудно в детском дошкольном учреждении. Либо решался вопрос о переносе школьного обучения еще на год.

Важным этапом моей деятельности стало участие в муниципальном мероприятии «Педагогический форум», как организатора стажировки на тему «Система работы по профилактике риска возникновения нарушений эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий», также  имею сертификат института развития образования Свердловской области Министерства образования и молодежной политики Свердловской области за организацию стажировки «Система работы по профилактике риска возникновения нарушений эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий» в рамках реализации регионального проекта «Образовательный тур».  Суть этого проекта состоит в организации непосредственно педагогическими работниками, методическим корпусом стажировочных практик для осуществления различных видов профессиональной деятельности. Участие в стажировочных практиках является формой методической поддержки педагогических работников для мотивации к самосовершенствованию и саморазвитию.

На форуме представляла тему «Методы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями». Для подготовки материала на данную был проведен мониторинг  детей от 2 до 3 лет. Подготовлен видеоматериал о развитии детей раннего возраста. Также мною была изучена литература и интернет ресурсы по данному вопросу (см. Приложение 3).

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Раннее детство - период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его взрослую жизнь.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Психолого-педагогическая диагностика проводилась путем наблюдения за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты наблюдения за ребенком раннего возраста дают возможность определить наиболее приоритетные задачи, направления в работе с конкретным ребенком, а, следовательно, разработать индивидуальную программу развития. На эту тему мною был подготовлен материал «Методы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями». Мною были озвучены причины нарушения раннего развития ребенка. Были даны рекомендации для педагогов, способствующие организации перенаправленного наблюдения за детьми, для выявления нуждающихся в педагогической и психологической помощи. Здесь возникло противоречие, родители не всегда воспринимают такую сложную информацию, поэтому обсуждался вопрос – как донести до родителей столь деликатную информацию. На основании этого наблюдения, так как были выявлены дети с особенностями в развитии, были подготовлены и проведены родительские собрания  на тему «Особенности развития детей раннего возраста», на котором родители были ознакомлены с особенностями  развития ребенка раннего возраста. На собрание был приглашен врач-невролог, который ознакомил родителей, с нормой и патологией в развитии детей раннего возраста. В дальнейшем родители детей с особенностями в развитии были приглашены на индивидуальные консультации, где им были даны необходимые рекомендации. Также были  организованы семинары практикумы для педагогов на тему «Методы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями» (см. Приложение 3).

        В летний период мною была реализована программа с детьми средней группы от 5 до 6 лет  «В стране эмоций», по итогам которой была подготовлена статья на сайт детского сада «Путешествие в страну эмоций». Программа “В  стране  эмоций” была проведена  с 16-ю дошкольниками (5 лет) в течение июня и июля 2022г., обычно занятия проводились 2 раза в неделю группами по 5 человек. Всего было проведено 14 занятий.

Цель программы:

  1. развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи программы:

  1. Расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения;
  2. Развивать и совершенствовать умения детей распознавать собственные  эмоциональные состояния.
  3. Формировать и развивать умения детей распознавать эмоциональные
  4. проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).
  5. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (вербальными, творческими).

Реализация  данной программы проводилась по следующим основным направлениям:

  1. Психодиагностика эмоциональной сферы, направленная на выявление проблем эмоционального развития и наблюдения за динамикой развития ребёнка в условиях целенаправленной развивающей работы.
  2. Развивающая работа, направленная на гармонизацию и оптимизацию развития эмоциональной сферы ребёнка.

Диагностика состояла из 3 методик: графическая методика «Кактус» и диагностические задания Л.П.Стрелковой, также была проведена социометрия по методике «Два домика».

        Программа «Страна эмоций» помогла ребятам научиться распознавать эмоции и понимать их. На занятиях дети искали карточки с изображением определенных эмоций, рассматривали картинки с изображением сказочных героев и угадывали их настроение, а также собирали разрезные картинки-эмоции. Они искренне удивлялись, когда собирали «роботов», совмещая отдельные части тела – картинки друг с другом, так что можно было создать любого «робота» из любых карт с самым разным настроением.  Возможность комбинировать разные детали интриговала, позволяя придумывать, фантазировать. Ребята радовались, когда складывали «Мозартику» – игру с множеством разноцветных геометрических фигурок. Методика «Мозарт-терапия» позволяет нейтрализовать эмоциональные и поведенческие проблемы, стимулирует межличностное взаимодействие, формирует навыки коммуникации, а также развивает фантазию. Воспитанники грустили вместе с несчастной принцессой, сочувствовали жителям сказочной страны и помогали найти волшебную палочку, выполняя задания квест-игры.

Особое внимание в процессе тренингов уделялось работе с таким негативными эмоциями как страх и злость. В гости к ребятам приходил настоящий Бармалей (воспитатель Гребенкина И.А.), которого ребята сначала боялись, а потом учились вместе с ним преодолевать не только свои страхи, но и злость: громко кричали, колотили мягкие модули, мяли и рвали бумагу и пр. А также они научили, Бармалея распознавать радость, грусть и удивление. Бармалей, в свою очередь показал ребятам веселые подвижные игры.

В конце занятий дети сделали вывод, что надо быть более внимательными и отзывчивыми по отношению к окружающим, потому что дружить и общаться, вместе удивляться новому и интересному гораздо лучше, чем злиться, грустить и ссориться   (см. Приложение 5).

В результате коррекционно-развивающей работы, после проведения итоговой диагностики, можно сделать выводы, произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов, формирование адекватной самооценки, снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностном развитии. Результаты  диагностики узнавания графического изображения эмоции представлены на графике Рис.3.

Рис.3 .Диагностика узнавания графического изображения эмоции

         Также в летний период мною проводился мониторинг адаптации детей к детскому саду. Была проведена консультация педагога на тему: «Готовим руку к письму с рождения», показаны игры для развития крупной моторики малышей  (см. Приложение 3)

Участвовала в проведении собрания в группе от 1г. До 2 лет  на тему: «Наши страхи и ожидания». Родители поделились своими страхами, один боялся, что малыш будет ходить мокрым, другой, что его чадо будут обижать, также били страхи, что малыша укусит клещ на детской площадке. На все вопросы были даны ответы. Также была предоставлена информация, об адаптации детей к детскому саду, были даны рекомендации по оказанию помощи детям в период адаптации (Приложение №3).

В своей деятельности с воспитанниками разного возраста я активно использую достижения современных информационных технологий: готовлю мультимедийные презентации к занятиям,  родительским собраниям. Использую возможности  интерактивной  SMART доски при подготовке к родительским собраниям, работе  с педагогами. . Я сама активно использую все возможности ИКТ: повышаю свою квалификацию; оформляю все необходимые документы, информационные стенды; подбираю интересный материал, иллюстрации к занятиям; создаю памятки, буклеты для родителей и коллег; пишу интересные статьи на сайт нашего детского сада. Имею свой собственный мини-сайт: https://nsportal.ru/zyangildyaeva-marina-yurevna. Таким образом, у меня есть возможность дублировать все свои объявления, сообщения, рекомендации, а также выкладывать интересные фотографии детей, сценарии и конспекты  занятий.

В моей деятельности, способствовавшей достижению положительных результатов,  использовались современные технологии, направленные на индивидуализацию педагогического процесса: здоровьесберегающие; проектной деятельности; исследовательской деятельности; игровая; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; «ТРИЗ» и др.

Результаты своей психолого-педагогической деятельности я обобщаю и публикую  на сайте детского сада, на своем сайте, участвовала во всероссийском и муниципальном конкурсах.  Постоянно занимаюсь самообразованием, повышаю свою квалификацию обучаясь на разнообразных курсах, семинарах и вебинарах (см. Портфолио).

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что наиболее успешной в моей деятельности была коррекционно-развивающая работа   с детьми дошкольного возраста по развитию в эмоционально-волевой и познавательной сфере  Мониторинг изучения качества коррекционно-развивающей работы показал наличие положительной динамики в развитии дошкольников, посещавших психологические занятия.

В результате работы были выявлены системообразующие проблемы, которые послужили основой для проектирования моей деятельности на следующий межаттестационный период. Необходимо продолжать работу по формированию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, так как  настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния.    Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующей главе моего отчета.

3. Проектная деятельность на межаттестационный период

2023-2028 гг.

Развивать эмоциональный интеллект нужно  в дошкольном возрасте, через осознание роли и значимости окружающих его людей. Ребенок должен овладеть такими способностями эмоционального интеллекта, как умение контролировать свои чувства, и принимать их такими, какие они есть. Использовать свои эмоции на благо себе и окружающим. Уметь эффективно общаться с людьми.

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Понятие эмоциональный интеллект, т.е.  способность человека управлять самим собой и другими людьми, используется с 1990г., впервые термин был употреблен Дж. Мейером и П. Саловеем. Существует ряд качеств, связанных с эмоциональным интеллектом, например эмпатия, т. е. процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Его актуальность  обосновывается тем, что, по мнению Л.Выготского: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».

Успешность человека, согласно последним исследованиям, почти на 80% зависит от эмоционального развития. Человек, который не понимает свои эмоции и эмоции окружающих его людей, не может правильно оценивать реакции окружающих, поэтому не может быть успешным.

Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кэнон, Л. Моррис, Э. Ореоле, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Современные психологи уверены, что эмоциональный интеллект намного важнее, чем интеллектуальный. Соответственно, развивающую работу необходимо организовывать в следующих направлениях: расширения знаний детей о чувствах и эмоциях, развивать и совершенствовать умения детей распознавать собственные эмоциональные состояния; формировать и развивать умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации); способствовать открытому проявлению чувств различными социально приемлемыми способами. Проведенный анализ методической литературы показывает, что в психолого-педагогической практике развития эмоционального интеллекта вполне достаточно разработаны программы его развития,  но основное направление работы педагогов  приходится на познавательную деятельность.  Исходя из вышеизложенного, мы выделяем существующее противоречие: необходимость применения в дошкольной образовательной организации программ развития эмоционального интеллекта  дошкольников в игровой деятельности, учитывающих все  компоненты  и недостаточная их разработанность и   использование в практике дошкольного воспитания.

Выделенное противоречие позволяет сформулировать проблему дальнейшего исследования: каким должно быть содержание программы мероприятий, направленных на формирование правильного эмоционального интеллекта  у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Таким образом, целью моей педагогической деятельности на следующий межатестационный период является разработка и последующая реализация программы мероприятий, направленной на формирование  эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Задачи:

1.        Проанализировать методическую литературу по проблеме формирования эмоционального интеллекта старшего дошкольного возраста с учетом его компонентов: знать чувства и эмоции, уметь определять свои чувства и эмоции, распознавать чувства и эмоции других людей.

2.        Подготовить и реализовать программу формирования эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста в игровой деятельности.  

3.        Создавать условия для организации развивающей среды, способствующей созданию у детей дошкольного возраста знания эмоций.

4.        Повысить компетентность родителей в вопросах эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.

5.        Определить дидактические условия, определяющие возможность внедрения игровых технологий для формирования эмоционального интеллекта.

Объект педагогической деятельности: процесс формирования эмоционального интеллекта у детей  дошкольного возраста.

Предмет педагогической деятельности: программа мероприятий, направленных на формирование эмоционального интеллекта  у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий.

Этапы работы на межаттестационный период с 2023 по 2028 гг.

  1. Этап 2023-2024гг – диагностический. Содержание: выявление системообразующих проблем; анализ получаемых результатов ; проектирование деятельности; мониторинг условий.
  2. Этап проведение этап 2025-2027г. – формирующий. Содержание: разработка и внедрение технологии; создание развивающей предметно-пространственной среды; организация сотрудничества участников образовательного процесса; апробирование программы по формированию  эмоционального интеллекта в игровой деятельности.
  3. Этап 2027-2028гг. – заключительный. Содержание: проведение итогового мониторинга.

        Таким образом, подводя итоги сказанному выше можно сделать следующие выводы. Целью моей работы в следующий межаттестационный период является создание условий для  развития эмоционального интеллекта в игровой деятельности. Ее актуальность обусловлена, тем что успешность человека зависит от эмоционального интеллекта, умения понимать свои эмоции, эмоции окружающих людей, правильно оценивать реакции окружающих.   Для  достижения поставленной цели необходимо создание в группе развивающей среды, стимулирующей развитие эмоционального интеллекта; включение в педагогическую деятельность современных педагогических технологий деятельностного характера, способствующих стимулированию эмоционального развития; подготовить и реализовать программу формирования эмоционального интеллекта, применяя игровые технологии  для детей дошкольного возраста;   повысить компетентность родителей в вопросах эмоционального развития ребенка дошкольного возраста, побуждения их к деятельности по эмоциональному развитию ребенка в семье.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью моего аналитического отчета являлся самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.  Проанализировав итоги своей психолого-педагогической деятельности,  я пришла к выводу, что на достаточно высоком уровне развиты следующие ее компоненты: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический,  и самосовершенствования.

Девиз моей  деятельности: «Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать».   Соответственно,  в этом случае, главной моей задачей становится: создать такие условия, которые  позволят успешно развиваться ребенку с самого раннего возраста. Детский мир намного интереснее и богаче, чем мир взрослого. Моя задача не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их, ведь будущее принадлежит тому, кто верит в успех. Поэтому главное для меня: поощрять людей, считая ситуацию успеха, залогом счастливого будущего ребенка.

        В своей психолого-педагогической деятельности я руководствуюсь основными нормативно-правовыми документами, актуальными для дошкольного образования и применяю в своей образовательной деятельности современные педагогические технологии: здоровьесберегающие; проектной деятельности; исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные;  игровые; «ТРИЗ». Развиваю коммуникативные способности своих воспитанников, осуществляю активное взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников. Активно использую принцип индивидуализации . Для повышения познавательного и эмоционального развития дошкольников  разрабатываю психолого-педагогические  программы, методические и дидактические материалы с использованием современных ИКТ.

Мой личный вклад в развитие нашего образовательного учреждения состоит: в разработке и реализации  проекта «В стране эмоций»; обмене положительным опытом с коллегами; способствование продвижению сайта ДОУ, обогащение его новыми материалами. Принимала участие в качестве организатора в работе педагогического форума, а также организации стажировки «Система работы по профилактике риска возникновения нарушений эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий». Результаты своей педагогической деятельности я публикую  на сайте нашего детского сада, на официальной странице в социальной сети Вконтакте, участвовала во Всероссийском  конкурсе, имею почетные грамоты, дипломы и сертификаты. Имею собственный мини-сайт: https://nsportal.ru/zyangildyaeva-marina-yurevna.

Задачи, поставленные на 2021-2022 учебный год, выполнены в полном объеме. В кабинетах психолога была создана    развивающая среда, стимулирующей познавательную активность, провела учет, перестановку, перегруппировку методических пособий и игр, имеющихся в кабинете педагога-психолога, в процессе разработки коррекционно-развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ, создала новые пособия и игры, необходимые для коррекционно-развивающей работы. Мною были созданы пособия для развития эмоционально-волевой сферы: плакат «Мое настроение» и лепбук «Эмоции», с которым я принимала участие в  Муниципальном фестивале эффективных педагогических практик «Путь к успеху» и Всероссийском  конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Развивающие игры и пособия. Стартап». Мною была изучена возможность применения, имеющегося в кабинете оборудования в процессе коррекционно-развивающей работы.

В течении года мною были проведены родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями и  педагогами, также проводились тренинги для педагогов, т. е. оказывалась помощь всем участникам образовательного процесса.

В процессе работы была повышена психологическая компетентность всех участников образовательного процесса. Организовано  продуктивное  сотрудничество  по разрешению проблем и задач развития детей дошкольного возраста нашей образовательной организации.

По результатам проведенного мониторинга готовности детей к школе с дошкольниками была составлена комплексная программа коррекционно-развивающих занятий. Корррекционно-развивающие занятия проводились индивидуально и группами. Особое внимание уделялось детям с ОВЗ.  Большое внимание уделялось организации своевременной помощи детям раннего  и младшего дошкольного возраста, а также их родителям.

За отчетный период в учреждении  осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение  участников образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Была выстроена система повышения уровня просвещения родителей в психолого-педагогических вопросах и формировании личностных компетенций. Успешно использовались в гармонизации личности детей и взрослых современные технологии, эффективные методы и подходы такие песко-терапия,  сказкотерапия и другие.

Анализ проделанной работы позволил выделить проблему, решение которой легло в основу планирования дальнейшей работы. Данные  диагностики и наблюдений показали, что, несмотря на активно проводимую психолого-педагогическую работу по развитию  воспитанников, остаются проблемы эмоционально-волевого развития.   Поэтому я выбрала на следующий межаттестационный период направление проектной деятельности, связанное с развитием эмоционального интеллекта дошкольного возраста в игровой деятельности.  Ее актуальность обусловлена там, что человек, который не понимает свои эмоции и эмоции окружающих его людей, не может правильно оценивать реакции окружающих, поэтому не может быть успешным.

Таким образом, считаю свою психолого-педагогическую деятельность эффективной и результативной.

Список литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Концепция о правах ребенка.
  2. Декларация прав ребенка.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от  29.12.2012г
  4. Сан ПиН, от 15.05.2013 г. (2.4.1.3049-13).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.
  6. Концепция непрерывного дошкольного и школьного образования.
  7. Устав МАДОУ «Детский сад «Колобок» пос. Рефтинский.
  8. Образовательная программа Детского сада №50 «Колобок».
  9. Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  10. Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 "О введении должности психолога в учреждении народного образования";
  11. Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ";
  12. Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи";
  13. Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений";
  14. Приказ № 636 от 22.10.99.г. "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" с приложением;
  15. Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования";
  16. Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. "О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908;
  17. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений";
  18. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
  19. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 "Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе";
  20. Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений";
  21. Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную";
  22. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва);

Методическая литература

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников  / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.— М.:2007.  
  2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. -  СПб., 2012 г.
  3. Бережнова О.В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. – М; Изд-во «Цветной мир», 2014 г.
  4. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020.
  5. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 2008.
  6. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019.
  7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  8. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) Волосова Е.Б. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  9. http://www.kidly.ru/ot_2_do_3_let/osobennosti_razvitija_i_vospitanija_rebenka_tretego_goda_zhizni.html.
  10. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Питер, 2009. — Серия «Мастера психологии».
  11. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  12. Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н. и др. Воспитание малыша в семье. От рождения до трех лет. М.: Аркти, 2004.
  13. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. Питер, 2009. Анализ профессиональной деятельности
  14. Глущенко А. А. Нейропедагогика как новейшее направление педагогики: технологии, принципы, методы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13013/ (дата обращения: 20.12.2018).
  15. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
  16. Семенович А.В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.
  17. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб.пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006. — 296 с. — (Серия «Библиотека психолога»).
  18. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо — влево, вверх — вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 -7 лет.-М.: Творческий центр «Сфера», 2004. Кузниченкова С.О. Нейройога: воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. — М.: Сфера, СПб: Речь, 2010.
  19. Лалаева Р.И. Логопедия: Методическое наследие / Под ред.Л.С. Волковой.- М.: ВЛАДОС, 2003. 1
  20. Левина P.E. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. -133 с.
  21. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов.- М.: Просвещение, 1974.
  22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — СПб.; Питер, 2008.
  23. «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001
  24. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ( Давайте жить дружно») программы эмоционального развития детей под ред. С.В. Крюковой. М.1999.
  25. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2014.
  26. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
  27. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – М, Когнито-Центр, 2009.
  28. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
  29. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. практический психолог в детском саду. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
  30. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
  31. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. (Методики, тесты, опросники. _- Волгоград, 2014.
  32. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014
  33. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
  34. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
  35. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
  36. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад – Волгоград: Учитель, 2013.
  37. Лесина С.В. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. – Волгоград: Учитель, 2016.
  38. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 2004.
  39. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.
  40. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2016.
  41. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2013.
  42. Практические семинары и тренинги для педагогов: Выпуск 1,2. – Волгоград: Учитель, 2014.

Список приложений

1.        Приложение 1 «Развивающая среда»

1.1.        Лепбук «Эмоции»;

1.3.        Лепбук «Математика»;

1.4.    Плакат «Мое настроение»;

1.5.    Дидактическая игра «Шумовые коробочки».

2.        Приложение 2 «Результаты мониторинга готовности к школьному обучению»

2.1.        Аналитическая справка на конец года;

2.2.    Аналитическая справка на начало года.

3        Приложение 3 «Консультативно-просветительская и психо-профилактическая деятельность»

3.1.    Материалы к  «Образовательному туру».

3.2.    Материалы к «Педагогическому форуму».

3.2        Материалы к работе с педагогами.

3.2.1. Материалы к семинару-практикуму ««Методы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями»;

3.2.2.  Материалы к семинару-практикуму «Скоро в школу».

3.3.    Материалы работы с родителями.

3.3.1.  Материал к собранию «Адаптация»;

3.3.2.  Материалы к собранию «Особенности раннего развития»;

3.3.3.  Материалы к собранию «Скоро в школу».

3.4.    Статьи.

3.4.1. Готовим руку к письму с рождения;

3.4.2. Научите ребенка держать ручку;

3.4.3. Предостережение родителям;

3.4.4. Путешествие в страну эмоций.

4        Приложение 4 «Коррекционно-развивающая деятельность»        

5.        Приложение №5 «Программа «В стране эмоций».

6.        Приложение №6 «Фото и видеоматериалы».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год"

Организация итогового педсовета либо заседания ГМО - обязательное мероприятие в конце года, которое необходимо провести эффективно и интересно в форме "Компьютерной презентации аналитического отчета п...

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год" (для учителей-дефектологов, учителей-логопедов)

Основная задача при подготовке к данной форме отчета - суметь связать в единое целое и отразить в презентации то, что было реализовано в течение учебного года, наглядно показать работу с детьми, родит...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет"Педагогические достижения за 2011-2012 учебный год"

Повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий сегодня напрямую связаны с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ).Использование ИКТ на итоговом педсов...

Аналитический отчет инструктора по физической культуре

Вашему вниманию предлагаю аналитический отчет инструктора по физической культуре о результатах педагогической деятельности за период 2011-2012 учебный год....

Аналитический отчет по теме инновационного педагогического опыта

Кинезиология - развитие интеллекта дошкольников через движение....