Аналитический отчет по теме инновационного педагогического опыта
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Кинезиология - развитие интеллекта дошкольников через движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konkursa_analiticheskaya_zapiska.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка/ аналитический отчет

Тема инновационного педагогического опыта « Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии  А.Л. Сиротюк»

Реализуется на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Журавушка» города Ртищево Саратовской области

Ф.И.О. Претендента Толкачева Елена Юрьевна

1.Воспитатель Толкачева Е.Ю.  считает целью в своей работе развитие личности каждого ребенка, его познавательных способностей, а также охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Отмечено, что в настоящее время в группах дошкольных учреждений становится больше детей с задержкой психического развития. Характерной особенностью этих ребят являются общедвигательные  нарушения, слабо развитая тонкая моторика рук, как следствие отмечается незрелость эмоционально – волевой сферы, недоразвитие познавательной сферы, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире.

Чтобы помочь таким детям, воспитатель Толкачева Е.Ю .стала внедрять в свою практику инновационную технологию – программу «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии  А.Л.Сиротюк».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.

Единство головного мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие мозолистого тела происходит у детей до 7-8 лет. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий ( правое – гуманитарное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную активность детей.  Межполушарное взаимодействие возможно развивать при  помощи специальных  кинезиологических  упражнений, таким образом стимулируя интеллектуальное развитие. Работы таких ученых, как В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, И.М.Сеченова, доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

 Данную идею развила в своих работах Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.  Она разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. За основу развивающей программы по кинезиологии  был взят материал ее книги «Коррекция развития интеллекта дошкольников», использовались статьи по данной тематике в журнале «Дошкольное воспитание».

Условия реализации программы следующие:

1.            Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

2.            Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3.            От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4.            Упражнения проводятся стоя или сидя

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий.

Толкачевой Е.Ю был составлен план реализации программы по развитию интеллекта старших дошкольников  методами кинезиологии А.Л.Сиротюк

Реализация программы по развитию интеллекта старших дошкольников  методами кинезиологии А.Л.Сиротюк

Сроки и этапы

Задачи

Содержание деятельности

Планируемый результат

Участники и ответствен

ные

2009- 2010 учебный год.

1 этап. Подготовительный.

Подобрать и изучить литературу по проблемному вопросу.

Определить алгоритм выполнения кинезиологиче

ских технологий по вышеуказанной программе.

Диагностика исходной ситуации.

Разработка методики реализации  программы, согласование ее с администрации

ей ДОУ.

Разработка показателей мониторинга по использованию развивающей кинезиологиче

ской программы А.Л.Сиротюк.

Создание программных документов.

Обеспечение готовности группы к реализации программы по развитию интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Обсуждение и утверждение программы «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии А.Л.Сиротюк».

Прогноз ожидаемых результатов.

Воспитатель Толкачева Е.Ю.

2010-2011 учебный год.

2 этап.

Организацион

но – исполнитель

ский.

Создать условия, необходимые для реализации программы по развитию интеллекта воспитанников  группы методами кинезиологии.

Апробировать комплексы упражнений развивающей кинезиологической программы.

Создание условий, обеспечиваю

щих эффективность применения кинезиологических упражнений.

Установление взаимодействия с родителями по закреплению сформирован

ных навыков.

Реализация развивающей кинезиологической программы.

Вовлечение специалистов детского сада (музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, педагога – психолога) в единую деятельность по реализации программы.

Улучшение уровня развития способностей детей: памяти, внимания, речи, мышления, мелкой моторики.

Максималь

ное снижение уровня дезадаптации детей в процессе воспитания и обучения в ДОУ и на перспективу в школе.

Систематическая проверка результативности.

Своевремен

ная корректировка программы.

Учитель – логопед Нефтулаева Е.А.

Воспитатель

 Толкачева Е.Ю.

Музыкальный руководитель Кореннова В.А.

Педагог дополнитель

ного образования Пожарская Н.А.

Педагог – психолог Журавлева Е.С.

2011-2012 учебный год.

3 этап.

Контрольно – регулировоч

ный.

Обеспечить мониторинг использования развивающей программы А.Л.Сиротюк.

Обобщить результаты.

Организация текущего и итогового контроля (мониторинг).

Своевременная коррекция и регуляция реализации программы на основе полученных данных.

Сбор и обработка показателей.

Обобщение результатов инновации.

Оценка текущего и итогового состояния познаватель

ных психических процессов у детей: мышления, памяти, внимания, речи.

Формулировка заключения  о результатах реализации программы.

Анализ результатов.

Обобщение опыта.

Воспитатель

 Толкачева Е.Ю.

Музыкальный руководитель Кореннова В.А.

Педагог дополнительного образования Пожарская Н.А.

Педагог – психолог Анофрикова А.В.

Используя в работе кинезиологические упражнения,  Толкачева Е.Ю.  преследует следующие цели: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизацию работу полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.

Детям предложен алгоритм выполнения кинезиологических технологий по программе «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии А.Л.Сиротюк».

  1. Формирование пространственных  представлений;
  2. Меполушарное взаимодействие;
  3. Моторная сфера (общая моторика и развитие саматогностических  функций, самомассаж, перекрестные движения, артикуляционная моторика, мимические движения, мелкая моторика, тактильный гнозис, зеркальное рисование, симметричное рисование);
  4. Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения;
  5. Дыхательные упражнения.

Воспитателем составлен план работы. Кинезиологические упражнения реализуются в играх  в качестве части в непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах.

2. Толкачевой Е.Ю . разработаны показатели мониторинга по использованию кинезиологической программы А.Л.Сиротюк.

Мониторинг использования развивающей кинезиологической программы А.Л. Сиротюк

№/№

Содержание

Наблюдение

Прогноз

Результат

1

Формирование пространственных представлений

Происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений , физкультурном, музыкальном

Усложнить ориентацию в пространстве не только по отношению к ребенку, но и другому лицу.  

Развитие пространствен

ных представлений, необходимых при обучении в школе.

2

Развитие межполушарного взаимодействия

Проводится во время занятий по развитию речи

Усложнить перекрестные движения не только  руками, но и ногами

Выполнение перекрестных движений образует большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций

3

Общая моторика и развитие саматогностиче

ских функций

Проводятся на физкультурных занятиях, включаются в комплексы утренней гимнастики

Разучить растяжку по осям (лежа): напряжение и расслабление верх-низ (только верхняя половина тела, затем - нижняя), лево -право (напряжение и расслабление левой, потом правой половины тела), перекрест (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги одновременно, затем правой руки и левой ноги одновременно)

Оптимизация тонуса мышц, координации и точности движений, а также двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, улучшение навыков самообслужива

ния

4

Смосассассаж

Проводятся во время закаливающих процедур после дневного сна, включаются в общеразвиваю

щие упражнения на физкультурных занятиях, во время подготовки руки к письму

Использовать при самомассаже стихотворный текст, который задаст темп массажным движениям. Дополнить массажи ежедневным обтиранием влажным махровым полотенцем, хождение по массажным коврикам, плавание, прокатывание «бревнышком»

Массажи оказывают тонизирующее воздействие  на центральную нервную систему

5

Перекрестные движения

Проводится в совместной деятельности, на физкультурных занятиях, зарядке

Разучить с детьми различные перектрестные движения: ходьбу с похлопывание себя по коленям, ползанию на четвереньках, руки крест – накрест, скоординирован

ных движений одновременно правой рукой и левой ногой, выполнять перекрестные движения из положения лежа

Улучшают межполушарное взаимодействие, способствуют двигательных навыков, динамической координации

6

Артикуляционная моторика

Проводится в совместной деятельности,

  в индивидуаль

ной работе

Разучить с детьми движения языком, челюстью, выполнять упражнения совместно с движениями глаз, ползанием на четвереньках

Артикуляцион

ная гимнастика готовит артикуляцион

ный аппарат к постановке звуков

7

Мимические движения

Проводится в совместной деятельности,  в индивидуаль

ной работе, в работе психолога

Разучить с детьми различные мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбку  и т.д.

Укрепляют мышцы лица, развивают эмоции детей

8

Мелкая  моторика рук

Происходит на занятиях ИЗО, в совместной деятельности,

Побуждать детей больше лепить из пластилина, отщипывать кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях по аппликации, нанизывать бусы на нитку, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (для усложнения выполнять  за спиной)

Развитие пальцевой моторики влияет на уровень развития речи

9

Тактильный  гнозис

Проводится в совместной деятельности

Узнавание на ощупь бытовых предметов, мелких игрушек, геометрических фигур различной величины и фактуры, определение материала, степени нагрева предметов и т.д.

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения: узнавание предметов по кожно – кинестическим ощущениям

10

Зеркальное рисование

Проводится в совместной деятельности, зарядке после сна, на физминутках

Рисовать с детьми в воздухе узоры, буквы, цифры руками и ногами, горизонтальную восьмерку одной, затем двумя руками, вращать кистями рук однонаправлено и разнонаправлено, выполнять упражнения в парах

Синхронизация работы полушарий головного мозга

11

Симметричное рисование

Проводится в совместной  деятельности с детьми соответствии с изучаемой лексической темой по прописям для левшей и правшей под редакцией И.В.Мальцевой

Шире практиковать рисование обеими руками по замыслу детей, включая подобные задания во фронтальные, подгрупповые занятия с  детьми по логопедии

Рисование одновременно двумя руками гармонизируют работу головного мозга

12

Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения

Проводится во время занятий

Глазодвигательные  движения  усложнить совмещением с дыханием, движениями языка, челюстей, рта, дыханием

Профилактика близорукости, снятие напряжения

13

Дыхательные упражнения

Включаются в комплекс утренней гимнастики, в закаливающие процедуры после дневного сна

Усложнить выполнение дыхательных упражнений с упражнениями глаз и языка

Повышение энергетического обеспечения деятельности мозга, снятие стрессов

 Проведенная диагностика исходной ситуации следующая:

 уровень познавательных психических процессов и речи

Мышление

Память

Внимание

Речь

Высокий уровень

0%

0%

0%

0%

Средний уровень

30,8%

53,9%

53,9%

30,8%

Низкий уровень

69,2%

46,1%

46,1%

69,2%

3. Учитывая требования санпина, предусматривающие определенную нагрузку и занятость детей в течение дня, воспитатель и педагоги, работающие по реализации развивающей программы,  не имеют возможности проводить отдельные занятия с использованием комплексов, разработанных А.Л. Сиротюк. Упражнения применяются как часть занятия в виде отдельных игровых заданий, динамических пауз, организационных моментах.

4. Толкачевой Е.Ю. составлен перспективный план работы с детьми по реализации развивающей программы программы А.Л. Сиротюк


Перспективный план работы старшей группы №12 по кинезиологии

Основные направления

Место использования в  воспитательно- образовательном процессе

Месяцы  учебного  года

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

Формирование пространственных представлений

На занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи,

 в совместной деятельности

Д/у «Пространство

листа»

 Д/у «Покажи правую (левую рку) стр.27

Д/и «Карточки»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Ду «Возьми предмет»

Д/и «Мое место»

Д/у «Где находится предмет»

Д/и «Холодно-горячо»

Д/у «Задания»

стр.28

Д/и «Ла

биринт»

Д/у «Задания»

стр.29

Д/и «Ось

миножки»

Д/и «Клад»

Д/и «Моя рука.

Твоя рука»

Д/и «Тень»

Д/и «Пространство моего тела»

Д/и «Пространство за спиной»

Д/и «Пространство тела моего соседа»

2

Межполушарное взаимо

действие

На физкуль

турных занятиях,  

На занятиях по заданию логопеда

«Колечко»

«Лягушка»

«Кулак-ребро-ладонь»

«Лезгинка»

«Ухо – нос»

«Рисую

щий слон»

«Прыжки»

Вариант 1

«Прыжки»

Вариант 2

«Прыжки»

Вариант 3

3

Общая моторика и развитие саматогностиче

ских  

функций

«Кобра»

стр.72

«Расстяжки по осям» (верх-низ)

«Расстяжки по осям»

(лево – право)

«Расстяжки по осям»

(перекрест

ные)

«Расстяжки по осям»

(все вместе)

«Дерево»

«Бревнышко»

«Кошечка»

«Лучики»

4

Самомассаж

В совмест ной деятель ности

Самомассаж  рук

Самомассаж  ушей

 Самомассаж тела

Самомассаж  ног

5

Перекрестные   движе ния

На физкуль

турных занятиях,  в совместной

деятеьности

«Змейка»

стр.34

«Горизонтальная восьмерка»

стр.35

«Перекрест

ные движения»

Выполнять перекрестные скоординированные движения одновремен но правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

стр.36

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

стр.40

Ходьба с похлопыва

нием себя по коленям, левой по правому, правой по левому

Лежа на полу коснуться локтем колена,ле вым правой ноги, правым – левой ноги

В ходьбе

коснуться локтем колена,ле вым правой ноги, правым – левой ноги

Поза скручивания

Сидя на стуле

стр.36

«Перекрест

ные движения»

Выполнять перекрест ные скоордини рованные движения одновремен но левой рукой и правой ногой(впе ред, в сторону, назад)

стр.36

6

Артикуляционная моторика

В совместной деятельности, на занятиях по заданию логопеда

Движения языком

Движения челюстью в разных направлениях

Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистыва ние

Движения языком в определен ной последова тельности,

стр.40

«Ползание на четверень ках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается за рукой стр.40

«Ползание на четверень ках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается в противоположную стророну»

Совмест ные движения глаз и языка. Однонап равленные движения

Совмест ные движения глаз и языка.Разнонаправлен ные  движе ния

Движения языка в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание, свертыва ние в трубочку

7

Мимические движен ия

На занятиях по заданию логопеда

«Рожицы»

Надуваем щеки»

«Рожицы»

Вытягиваем губы трубочкой

«Рожицы»

Широко открываем рот

«Рожицы»

Выдвигаем язык

«Рожицы»

Хмурое сдвигание бровей

«Рожицы»

Улыбка

«Рожицы»

«Рожицы»

«Рожицы»

8

Мелкая моторика

На занятиях по заданию логопеда, в ИЗО - деятельности

Раскаты вать на доске неболь шой комочек пластили на   по очереди пальцами правой руки

Раскаты вать на доске неболь шой комочек пластили на   по очереди пальцами левой руки

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

Перекаты вать  орехи или шарики в каждой ладони

Перекаты вать  орехи или шарики между пальцами

«Волна» стр.75

Отщипыва ние коньчиками пальцев клочков бумаги

Нанизыва ние бус

9

Тактиль ный гнозис

«Горячо – тепло – холодно»

Наощупь опреде лить  степень нагрева предметов (грелка – лед – мягкая игрушка – металлическая ложка)

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана

«Пальчико вый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

«Волшеб ный мешочек»

На ощупь  угадать мелкие игрушки

«Волшеб ный мешочек»

На ощупь  угадать

геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

«Волшеб ный мешочек»

На ощупь  угадать

буквы и цифры различные по размеру и фактуре

«Волшеб ный мешочек»

На ощупь  угадать

предмет одной рукой , а затем выбрать из нарисован ных  предметов такой же  другой рукой

«Волшеб ный мешочек»

На ощупь  угадать предмет одной рукой, а затем другой рукой нарисовать такой же предмет

10

Зеркаль ное рисова ние

Упражне ние в парах. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен зеркально отобразить

стр.41

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправ ленно)

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно)

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе, стр.36

Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметрич ные рисунки

стр.34

Рисовать одновременно двумя руками буквы

стр34

Лежа на спине, поднять ноги и писать ими в воздухе узоры

стр41

Лежа на спине, поднять ноги и писать ими в воздухе

цифры

стр41

Лежа на спине, поднять ноги и писать ими в воздухе

буквы

стр41

11

Симмет ричное рисова ние

На занятиях по заданию  логопеда

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей  

12

Зритель ное  восприя тие  и глозодвигатель ные  упраж

нения

Следить глазами за движениями пальцев по траекто рии горизон тальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком , стр.35

Гимнастика для глаз по плакату – схеме, стр.36

«Внутри – снаружи»

Следить глазами по контуру воображае мой фигуры                          (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д)

Совмест ные движения глаз и языка. Однонап равленные движения .стр.40

Совмест ные движения глаз и языка.

Разнонап равлен ные  движе ния

.стр.40

С закрытыми глазами опозна вать неболь шой предмет, данный в руку, стр.41

С закрытыми глазами опозна вать неболь шой предмет, данный в руку, Другой рукой промахать данный предмет в воздухе стр.41

С закрытыми глазами опозна вать неболь шой предмет, данный в руку, Другой рукой нарисовать его на бумаге

стр.41

13

Дахательные  упражнения

ульНа физк

турных занятиях,  в совместной

деятеьности

«Качание головой» стр.35

«Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха» стр.36

Сесть на пол по – турецки, сложить руки на диафрагму, поднимать руки вверх – вдох, опускать - выдох, стр.38

Задержка дыхания. Сделать глубокий вдох, выдох задержать насколько возможно.

Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз , стр.39

Дуть на игрушки, «Флюгер». «Мельни ца», «Воздуш ный аквариум»

Поддува ние на мелкие предметы

Вдох – медленный выдох , упр 2

Вдох глубокий, выдох толчками


Формирование пространственных  представлений происходит в непосредственной образовательной деятельности в познании, физкультуре, музыке. Цель: развитие пространственных представлений, необходимых при обучении в школе через дидактические игры «Пространство моего тела ( за спиной, тела моего соседа)», «Покажи правую (левую) руку», «Карточки», «Возьми предмет», «Мое место», «Где находится предмет», «Задания», «Клад», «Тень». Таким образом, задания усложняются: ориентировка в пространстве проводится не только по отношению к ребенку, но и к другому лицу.

Развитие межполушарного взаимодействия реализуется в   непосредственной образовательной деятельности на  физкультуре, используются на динамических паузах. Выполнение  перекрестных движений образует большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. («Колечко», «Лягушка», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Рисующий слон», «Лезгинка», «Прыжки»)

Отклонение от оптимального тонуса мышц – это и причина, и следствие возникших изменений в психической и двигательной активности детей. Так гипотонус мышц сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и быстрой утомляемостью. Наличие гипертонуса, как правило, проявляются в двигательном беспокойстве, эмоциональной нестабильности. Именно поэтому в развивающей работе с детьми большое значение придается оптимизации тонуса мышц при помощи растяжек, которые  Толкачева Е.Ю.  выполняет с детьми  на физкультурных занятиях, включая их в общеразвивающие  упражнения ( упражнения «Кобра», «Дерево», «Кошечка», «Лучики»)  Результатом выполнения растяжек по осям ( низ – верх, лево – право, перекрест) является оптимизация тонуса мышц, координация и точность движений, а также двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы.

Самомассаж проводится во время закаливающих процедур после дневного сна, включается в общеразвивающие упражнения на физкультуре, во время подготовки руки к письму. Массаж оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. При самомассаже используется стихотворный текст, который задает темп массажным движениям. Дети  обучены приемам самомассажа рук (поглаживание, растирание, разминание, выжимание), массажу ушных раковин. Систематический массаж улучшает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами .Массажи дополняются хождением по массажным коврикам, плаванием в бассейне Физкультурного Оздоровительного Комплекса «Юность».

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Различные перекрестные движения используются в совместной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах, на физкультуре, зарядке. Они улучшают межполушарное взаимодействие, способствуют развитию двигательных навыков, динамической координации.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных  движений гортани языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Поэтому

артикуляционной моторике уделяется особое внимание. С детьми разучиваются движения языком, челюстью, выполняются упражнения совместно с движениями глаз, ползанием на четвереньках и т.д.

Мимические упражнения «Рожицы» укрепляют мышцы лица, развивают эмоции детей.

Развитие мелкой моторики рук влияет на уровень развития речи. Воспитатель Толкачева Е.Ю. побуждает детей в самостоятельной деятельности больше лепить из пластилина, заниматься обрывной аппликацией, нанизывать бусы на нитки, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки. 50% детей группы посещают занятия кружка «Удивительный мир оригами», который ведет Толкачева Е.Ю.

Развитие мелкой моторики проходит и через тактильные ощущения: узнавание бытовых  предметов и игрушек на ощупь  по кожно – кинестическим ощущениям   («Пальчиковый бассейн», «Волшебный мешочек», нахождение мелких игрушек, геометрических фигур разной величины и фактуры (« Найди, из чего сделано»), определение степени нагрева предметов («Горячо – тепло»).

Синхронизации  и гармонизации работы полушарий головного мозга  способствует зеркальное и симметричное рисование по  уникальным прописям для левшей и правшей под редакцией И.В. Мальцевой. Уникальность их состоит в том, что это прописи для двух рук. Дети, работая с такими прописями  улучшают координацию ведущей и ведомой руки, зрительное и пространственное восприятие. Именно при обводке симметричных изображений одновременно двумя руками : глаза и руки не напрягаются, а, наоборот, расслабляются и одновременно с этим гармонизируется работа головного мозга.

Моторика глаз – неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимых для обучения.

Глазодвигательные упражнения и зрительное восприятие ведут к профилактике близорукости, снятию напряжения с глаз. Постепенно они совмещаются с движениями языка, челюстей, рта.

Дыхательные упражнения «Ритмичное дыхание», «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум», «Качание головой» и др. включаются в комплексы утренней гимнастики, в закаливающие процедуры после дневного сна.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

5.Внедряя в свою практику инновационные технологии,  Толкачева Е.Ю. проводит диагностику воспитанников с целью проследить развитие познавательных психических процессов два раза за учебный год: в начале  и в конце. По результатам диагностики составляется таблица развития динамики каждого ребенка. Она позволяет увидеть положительную динамику развития мышления, памяти, внимания, речи детей. Так в 2009 – 2010 учебном году низкий уровень познавательных процессов имели 61,1% детей, на конец учебного года – 13,4%, средний уровень составлял соответственно 31,2% и 53,9%, высоким уровнем развития обладали в начале года 7,7% воспитанников, в конце учебного года – 32,7%.

Показатели 2010 -2011  учебного года следующие:

восприятие

внимание

память

Мышление

Нач.уч. г.

Конец уч.г.

Нач.уч. г.

Конец уч.г.

Нач.уч. г.

Конец уч.г.

Нач.уч. г.

Конец уч.г.

Высокий уровень

0%

15%

8%

15%

0%

8%

8%

23%

Средний уровень

23%

31%

30%

31%

23%

31%

30%

31%

Низкий уровень

77%

23%

62%

54%

77%

61%

62%

46%

6. Для получения данных  об  эффективности апробации инновационной методики  Толкачевой Е.Ю. использует следующие  диагностические методики:

Беседы с детьми, дидактические игры.

Логические задачи.

Индивидуальные задания.

Работа с картинками, раздаточным материалом.

Контроль за выполнением заданий.

Анализ результатов художественного творчества детей.

Тестирование детей.

7. Толкачева Е.Ю. обобщает и распространяет свой педагогический опыт.  16 февраля 2008 года воспитатель на заседании районного объединения воспитателей выступила  с сообщением «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии А.Л.Сиротюк» при рассмотрении новых форм и методов работы с детьми.29 апреля 2009 года на МО воспитателем Толкачевой Е.Ю. была показана презентация по развивающей программе А.Л. Сиротюк и подготовке руки к письму.

 В феврале 2011 года Толкачева Е.Ю. приняла активное участие в проведении районного методического объединения воспитателей по теме «Инновационная деятельность в детском саду»   .Собравшимся была представлена  презентация из опыта работы по теме  «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии А.Л.Сиротюк». Толкачева Е.Ю. получила сертификат за показ комплекса №1 кинезиологических  упражнений. Работая с детьми по программе А.Л.Сиротюк, воспитатель пришла к выводу о том, что под влиянием  кинезиологических тренировок в организме детей происходят структурные изменения, данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить возможности его мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Приложение к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»

Приложение наглядно - методического  материала к собственному инновационному педагогическому опыту по теме:  «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности пе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА воспитателя Едуковой Людмилы Ивановны на тему: «Приобщение детей с ОВЗ к культуре мордовского края»

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области свя...

Отчет по теме инновационного педагогического маршрута за 2020-2021 г.

План  реализации инновационного педагогического маршрута  за 2020-2021 учебный годПедагог _Пушкарева Ирина Вильгельмовна_Тема инновационного педагогического маршрута: «Воспитание морал...