Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников
методическая разработка

Русанова Наталья Ивановна

Материал предназначен  для воспитателей , инструкторов по физической культуре , а также родителей воспитанников детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc913 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников

Собери флаг

Разрезные картинки: «Собери Флаг России», «Андреевский флаг», «Георгиевский флаг», «Георгиевская лента».

Задачи: закрепить цвет флага: российский триколор (какие цвета, сколько полос на флаге?), познакомить с Георгиевским флагом, Андреевским флагом, Георгиевской лентой.

Материал: разрезные картинки с изображением флага России, «Андреевский флаг», «Георгиевский флаг», «Георгиевская лента».

Ход игры: воспитатель показывает картинку на выбор с изображением флага и предлагает ребенку собрать пазл, опираясь на картинку. Участвовать могут 1–4 детей.

Немного истории: Флаг России – это прямоугольник с тремя горизонтальными полосами. Полосы трех цветов: вверху – белый, посередине – синий, внизу – красный. Его еще называют российский триколор. У Флага России есть свой день – 22 августа.

Андреевский флаг. История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. После октябрьской революции его перестали устанавливать. Вернулся Андреевский флаг Указом Ельцина (Президент страны в тот период времени) от 21 июля 1992 года. С 2000 года стал официальным флагом Военно-Морского Флота. Андреевский флаг представляет собой полотнище прямоугольной формы. На белом фоне расположены две диагональные полосы синего цвета, которые образуют косой крест.

Георгиевский флаг – флаг, которым в качестве высшей награды награждался корабль, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести Военно-Морского Флага.

Каждый год 9 мая мы надеваем себе на грудь Георгиевскую ленточку. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной Войне – одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране.

Флаг России

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33725925/

Андреевский флаг

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33726036/

Георгиевский флаг

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33726273/

Георгиевская лента 

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33726274/

Угадай по картинке

Задачи: познакомить детей с основными, главными праздниками России, закрепить времена года, цвета, развитие речи.

Материал: 14 штук карточек с изображением праздников, «карточки-поля» – 4 штуки, цвета: синий – зима, красный – весна, желтый – осень, зеленый – лето, фишки – 14 штук.

Ход игры:

Вариант 1: воспитатель предлагает поиграть в игру на «полях» карточки с изображением

разного цвета. Участники берут себе карточку. Выбирается ведущий. Ведущий достает из

коробочки карточку и показывает остальным игрокам.

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33727013/

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33727016/

Вариант 2: карточки лежат на столе рисунком вниз. Ребенок должен взять карточку и рассказать, какой праздник на ней изображен (на усложнение, какого числа отмечаем этот праздник). Бонус к игре: за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры дети подсчитывают количество фишек. У кого больше, тот и победил.

Вариант 3: карточки лежат на столе рисунком вверх. Ребенок на выбор берет карточку. Например, если он взял карточку с изображением праздника «Новый год», то он должен вспомнить сказку на зимнюю тему. При затруднении остальные участники могут помогать. Бонус к игре: за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры дети подсчитывают количество фишек. У кого больше, тот и победил.

Участвовать могут от 1 до 4 детей.

Немного истории: День Победы отмечают 9 мая. Праздник посвящен победе советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне. День России отмечают 12 июня. В нашей стране этот праздник называют Днем независимости.

Юный призывник

Задачи: дать представление об армии России, родах войск, воинских званиях.

Материалы: карточки с изображением военной техники, карточки с изображением военных разных рода войск, карточки с загадками.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть.

Вариант 1: карточки с изображением солдат лежат картинкой вниз. Ребенок выбирает любую карточку, рассматривает ее и рассказывает, что на ней изображено, как называется военнослужащий определенного рода войск. Если затрудняется с ответом, то остальные участники могут помочь ответить.

 

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33727037/

 

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33727038/

Вариант 2: карточки лежат изображением вверх. Воспитатель загадывает загадки. Ребенок должен выбрать правильную карточку. Если затрудняется с ответом, то остальные игроки помогают с ответом. Участвовать могут от 1 до 3 детей.

 

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33727115/

 

Вариант 3: карточки лежат изображением вверх. Ведущий показывает карточку. Нужно соотнести ее по признаку рода войск. Например: самолет – летчик, танк – танкист. Участвовать могут от 1 до 3 детей.

 

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33727116/

 

Немного истории: наша страна независимая и огромная. У каждой страны есть своя армия. Армия должна быть сильной, чтобы никто не хотел с ней связываться. Виды войск: Сухопутные, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот, а еще Войска Воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска.

Сгруппируй по признакам

Задачи: закреплять знания детей о символике Российской Федерации, знания о гербе родного города, национальных костюмах. Формировать начало патриотических чувств у детей. Развивать внимание, скорость мышления. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и уважения к своему народу, стране, городу, в котором живут.

Вариант 1. В игре участвуют 4 человека. Для начала изучите весь материал, просто рассмотрите картинки с изображением государственных символов, флагов, костюмов, с гербами городов Пермского края.

Выбирается ведущий. Он держит колоду картинок перевернутым изображением вниз. Поочередно их по одной открывает. Показывает изображения. При этом считает до 5. Участники должны сгруппировать карточки по признакам. У каждого игрока свой признак.

Первый игрок собирает флаги, второй игрок – гербы, третий игрок – костюмы. Если игрок видит Флаг РФ, национальный костюм, герб города Перми, должен сразу хлопнуть в ладоши. Если игрок не успевает хлопнуть в ладоши или не забрал по своему признаку до окончания счета, ведущий забирает карточку. Кладет ее вниз под колоду картинок.

Выигрывает тот, кто быстрее соберет все картинки по своему признаку. Дальше идет суперигра. Кто выиграл, должен быстро из пазлов собрать герб нашей страны. Засекается время, при котором оставшиеся участники считают медленно до 15. Если победитель справляется с заданием, то он считается абсолютным победителем.

Вариант 2. Выбирается ведущий. Он держит колоду картинок перевернутыми изображением вниз. Поочередно их по одной открывает. Показывает изображения. При этом считает до 10. Участники должны сгруппировать карточки по признакам и назвать страну, к которой относится тот или иной флаг, или названия города Пермского края. Если игрок не знает, ведущий забирает карточку. Кладет ее вниз под колоду картинок.

Дальше идет суперигра. Кто выиграл, должен быстро из пазлов собрать герб нашей страны. Засекается время, при котором оставшиеся участники считают медленно до 15. Если победитель справляется с заданием, то он считается абсолютным победителем.

Вариант 3. Выбирается ведущий. Он держит колоду картинок с изображением флагов перевернутыми изображением вниз. Поочередно их по одной открывает. Показывает изображения. При этом считает до 5. Участники должны сказать, присутствует ли (отсутствует) цвет Российского флага. Назвать их. Карточку забирает тот, кто быстро назвал. Если возникает спорная ситуация, игроки кладут ее на середину стола. Забирает ее тот, кто правильно назвал цвета в следующем поединке. Таким образом, можно забрать 2, 3 карточки. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все карточки.

Дальше идет суперигра. Кто выиграл, должен быстро из пазлов собрать герб нашей страны. Засекается время, при котором оставшиеся участники считают медленно до 15. Если победитель справляется с заданием, то он считается абсолютным победителем.

«Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь

на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Расскажи о своей семье»

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Моих родителей зовут…»

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

«Страны и народы»

Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира. Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

 Цель:обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Оборудование:картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие, а какие плохие. Затем показывает картинку детям и просит их описать то, что на ней изображено

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

Дидактическая игра по ознакомлению

с истоками русской народной культуры

«Русские матрёшки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Русская матрёшка - чудный сувенир

Прославила Россию и покорила мир.

Красой твоей любуемся,

Мы взор не отводя.

Матрёшка-чудо-куколка

Все любим мы тебя!

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.

Дедушка Мазай

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! Где мы были — мы не скажем, А что делали — покажем.

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

Дударь

Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Ножки болят. Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Здоров!

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

Дидактические игры подходят для индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей, позволяют постепенно детей ввести в игру .Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: привитие детям чувства патриотизма и гордости за нашу страну, армию, традиции посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. расширить знание детей о своей стране, ее культурных ценностях, традициях;
  2. побуждать интерес детей к разным видам дидактических игр, пополнять словарный запас, развивать речь;
  3. воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам, к своей стране, армии.

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь,фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной 
профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; 
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. 
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Дидактическая игра «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры.
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. 
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение. 
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

«Защитники Отечества»

 Цель: сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии. Материал: картинки и фотографии с изображением военных. Ход игры: воспитатель дает домашнее задание нескольким детям подготовить рассказ о военном (танкист, моряк, летчик и др.). Дети рассказывают, воспитатель дополняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед по патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека бесед по патриотическому воспитанию дошкольников...

Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста...

Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников....

Картотека бесед по патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека бесед по патриотическому воспитанию дошкольников...

Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников 4-5 лет

Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников 4-5 лет...