Методическая разработка. Дидактическая игра "Лото" по экологическому воспитанию для младшей группы.
методическая разработка

Светлана Александровна Алексеева

Конспект дидактической игры по экологии «Лото» в младшей группе,а также картотека игр по экологическому воспитанию,которые я использовала в течении года для подготовки игры в "Лото" по экологическому воспитанию с детьми младшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx76.58 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя ГБДОУ

д/c 100 Алексеевой С.А.

Конспект дидактической игры

 по экологии «Лото»

в младшей группе.

Цель: Закрепление знаний детей о животных растениях, об окружающем мире, показать многообразие окружающего мира, формировать умение выделять значимые качества природного обьекта,развивать мышление, обогащать кругозор детей.

Задачи:

-Развивать словарный запас.

-Воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности. -Формировать умения соблюдать в процессе игры правила культурного поведения, воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца

-Развивать зрительное восприятие.

-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук.

Правила:

Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку(фишку) не произвольно (вслепую) и озвучивает ее. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку(фишку) себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле. Побеждает тот, то первый закроет карточки.

Ход:

1.Сбор

Воспитатель:

Колокольчик поет

И ребят к себе зовет

Воспитатель: Ребятки, я предлагаю вам сейчас поиграть в Лото. У меня в руках вот такая коробочка (показываю)

Это игра, которая называется «Лото» (Открываем). В набор лото входят карточки (ставлю одну на мольберт), на карточках мы видим картинки разных животных, птиц, растений. Назовите мне, кого вы видите на этой карточке.

Дети перечисляют, что они видят на карточке.

Воспитатель: Молодцы.

И еще есть вот такой мешочек. В нем фишки с картинками.

Воспитатель: Правила игры: Ведущий достает из мешочка фишки, показывает их игрокам. Если картинка на фишке совпадает с одним из изображений на карточке, мы закрываем фишкой картинку.

(Приводиться пример)

Воспитатель:

Смотрим внимательно, какая картинка на фишке?

Вам нужно найти такую же картинку на карточке. Смотрим. Есть такая картинка на этой карточке?

Дети. Есть.

Воспитатель: показывает ее игрокам,

Нужно закрыть каждую картинку на карточке фишкой с такой же картинкой.

Кто первый закроет все картинки на карточках фишками, тот и выиграл. Вам все понятно?

Дети: Да.

Воспитатель: прежде чем мы начнем играть, нам нужно размять хорошенечко пальчики. Готовы?  

Дети: Да.

Физкультминутка.

(наклоны вперед, при этом указательными пальцами, приставленными к голове, «пугаем», как рогами)

На лугу пасется стадо-

Осторожными быть надо!

Кормит рыжая Буренка

Сладким молоком теленка. (свободные прыжки- вправо, влево, на обеих ногах и на каждой по отдельности)

Вот детеныш подкрепился

И вовсю развеселился:

Прыг- налево! Скок- направо!

И к быку несется прямо. (наклоны вперед, при этом указательными пальцами, приставленными к голове, «пугаем», как рогами)

Морду бык к земле склонил

И рогами пригрозил. (бег вприпрыжку)

Испугался постреленок,

К маме убежал теленок.

 

Воспитатель приглашает детей за стол. Сейчас я вам раздам вот такие интересные карточки (перемешаю карточки, чтобы было не обидно кому какая карточка попалась). На карточке картинки.  Рассмотрите их внимательно.

 Следущее действие воспитателя: перемешивая в мешочке, достаю фишку, показываю детям. Это кто? У кого есть такая же картинка? (Задаю вопросы по картинке, что ты знаешь про медведя? Назови детеныша собаки? И т.д.)

Играем

Определяется победитель, подводиться итог.

Во что мы сегодня играли? Вам понравилось играть? А что вам больше всего понравилось? Мы будем еще играть в эту игру? (будем и других детишек привлечем)

Молодцы, все сегодня молодцы и очень хорошо играли, вы замечательные игроки, всем спасибо большое.

Экологические игры - как один из основных видов деятельности младшего дошкольного возраста для формирования экологического сознания дошкольников

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Одним из методов экологического воспитания является игра. Именно игра помогает приобщить ребенка к природе и сделать это эффективно, легко и радостно. Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности:

Направления работы в рамках методической темы:

  1. Создание развивающей экологической среды
  2. Работа с детьми и самостоятельная деятельность детей
  3. Работа с родителями

В рамках работы по экологическому воспитанию были использованы как традиционные, так и авторские дидактические игры различного экологического содержания 

В группе создана предметно-развивающая среда: имеется уголок природы, календарь «Времена года», картотека экологические игры,, муляжи овощей и фруктов, настольно печатные игры экологического содержания.

  •  Игры для обогащения экологических представлений:
  • — о многообразии и разнообразии природных объектов«Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты»«Вершки и корешки»«Что за птица» «Чего не хватает животным», «Чудесный мешочек»«Назови меня»«Птички на кормушках»«Чудо — дерево»«Волшебный цветок»«Птицы в природе».
  • — о взаимосвязях в природе«Волшебный круг»«Закончи предложение»«Не ошибись!»«Берёзка»«Лягушка – путешественница» «Кто, что, из чего и чем?»«Кто дружит с деревом?»«Какое время года?»«Путешествие», «Садоводы» «Угадай, какой ты зверь»«Хищник-добыча»«Пищевые цепочки»«Загадочная тропинка»«Лиса и зайцы»«Выбери правильную дорогу»«Картина природы» 
  • — о человеке как части природы«Не ошибись!»«Кто и что делает из дерева?»«Что вырастили люди?»«Природа и человек»«Подбери пару»;
  • — о культуре поведения в природе«Путешествие в мир природы»«Угадай правило»«Выбери правильно дорогу»  «Экологическое домино», «Разрезные картинки»
  • Данные игры также дают возможность систематизировать знания детей о животных, растениях и явлениях природы.

При подготовке к игре в «Экологическое лото «я с детьми играла в следующие игры:

(Картотека дидактических игр по экологии для второй младшей группы)

«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинками.. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

 "Где живут витамины"

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: игрушечный медвежонок; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное.

Ход игрыВоспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.

 «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: упражнять детей в нахождение листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок ко мне!». Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такой же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

«Найди в букете такой же листок».

Цель: найти предмет по сходству.

Поиск похожего предмета.

        Листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Оборудование. Подобрать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажи!» Дети поднимают руку с кленовым листом.
Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

«Почтальон принёс посылку»

Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Составление загадок об овощах.

Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Ход игры:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Когда это бывает? »

        Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. 
          Ход игры:

         
1 вариант: У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки. 
         
2 вариант: Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. 
         
3 вариант: Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

«Живое – неживое»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

           Ход игры:

 Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.

«Быстро дай ответ»

Цель: Развитие внимания.

- Назови 1 домашнее, 1 дикое животное?

- Назови 1-2 дерева?

- Назови 1 фрукт, 1 овощ?

- Покажи, как дует сильный ветер, а потом слабый (Ши-ши-ши, ш-ш-ш?)

 «Кто живет в домике».

Цель: Закрепить знания о домашних птицах, умение правильно произносить звуки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на несколько групп. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находится в своих домиках и кричать так, как кричит та птица, которую они изображают. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый домик и говорит :

- Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают:

- Га га га

- Кря- кря

- Ко-ко ко

- Кукареку

-Бл-бл-бл

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Ответы воспитателя могут быть неправильными, что проверить знания детей. Может попросить отгадывать, другой домик, кого же изображают в этом домике. Импровизация может быть разной

«Тук-тук»

Правила. Выходят из круга только те дети, которых назначает воспитатель.

Ход игры:

 Дети сидят в кругу; четверо (с ними воспитатель договаривается об этом перед игрой) изображают разных животных (кошку, собаку, корову, лошадь). Эти дети стоят за кругом. «Кошка» подходит к кругу и стучит: «Тук-тук-тук». Дети спрашивают: «Кто там?» «Кошка» отвечает «мяу-мяу-мяу». «Это кошка», – отгадывают дети и спрашивают: «Хочешь молока?» «Кошка» входит в середину круга и делает вид, что пьет молоко. За кошкой к кругу подходит «собака», и аналогичные вопросы и ответы повторяются. Дальше стучатся другие животные. Игра повторяется 2-3 раза.

 «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

«Где спряталась рыбка?»

Игровое упражнение

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, транспорта. расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

Ход игры:

 Детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет- транспорт: машина, поезд, автобус. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

«Выбери нужное»

Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную

активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: 

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

« Я начну, а ты закончи»

Цель: Расширение словаря у детей.

Ход игры: 

Яблоко (какое) 2-3 прилагательных, машина (какая?), детский сад (какой?), дети (какие?), листья (какие?) и тд?

«Чудесный мешочек.»

Цель:  Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

Ход игры:

 Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.

Примечание. В последующем варианте при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.

«Найди листок»

        Найти часть по целому.        Поиск листьев, аналогичных висящим на дереве        Не срывать листья с дерева, только найти сходство        Листья различных деревьев и кустарников        Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дере-ве. «А теперь, попробуйте найти такие же на земле», - говорит воспитатель. Раз, два, три ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к вос-питателю.        7

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.

 «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»

Задачи: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

 Описание: на одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

 Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

 Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

«ЗАЙЦЫ И МЕДВЕДИ»

 Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры: ребенок- «медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

 Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

 «Медведь» встает, отвечает:

 Я медком не угостился

 Вот на всех и рассердился.

 1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

 После этого «медведь» ловит «зайцев».

«ПТИЧКИ И КОШКА»

 Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

 Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

 Правила: Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может касаться птичек, но не хватать их. Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

«ЗООПАРК»

Задачи: развивать двигательную активность; активизация речевой деятельности; расширение словаря и понятий  по теме животные.

Описание:

Дети выбирают себе роль какого – либо животного. Каждый зверь садится в свою клетку – в обруч или в круг, нарисованный на земле. Незанятые дети становятся за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего т.е. «садятся в поезд и едут»  в зоопарк. Подходят к «клетке», воспитатель спрашивает: Какой зверь живет в этой клетке? Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и изображая поезд едут домой.   

«ПАСТУХ И КОРОВЫ»

Задачи: развивать ориентировку в пространстве; совершенствовать навыки ползания на четвереньках; воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Описание:

Воспитатель – Пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к Пастуху, который в это время произносит:

Милые коровушки,
Белые головушки!
Злой колдун здесь побывал
И коров заколдовал.
На зеленом на лугу
Я буренкам помогу.
Будут все коровы
Веселы, здоровы.
Дети изображают коров, мычат,  приближаются к Пастуху. Он касается их рукой, расколдовывая, после чего дети пляшут.

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

 Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

 Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге

. Воспитатель говорит:

«Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».

Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!». Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

«ХИТРЫЙ ЛИС»

Задачи:  формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке; упражнять в лазании по гимнастической стенке; закреплять умение согласовывать движения со словами; воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.

Описание:

Дети  выполняют движения, проговаривая слова:

В огороде, во дворе
Курицы гуляли.
Зёрнышки клевали,
Червячка искали.                            Дети  ходят, имитируя движения кур.

Вдруг откуда ни возьмись,
Появился хитрый лис.
Куры быстро на насест!
А не то всех вас он съест!

Дети  бегают и забираются на гимнастическую стенку.

«МЫШИ В КЛАДОВОЙ»

Задачи: закреплять умение действовать по сигналу; развивать двигательную активность; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание:

Дети – это «мышки». Воспитатель рассаживает детей на скамейке, которая стоит вдоль стенки помещения. Скамейка играет роль «норки». На противоположной стороне от детей протягивается веревка так, чтобы детки смогли под нее пролезть. Пространство за веревкой – это «кладовая» для мышек. Недалеко от мышек спит «кошка», т. е. воспитатель. Пока кошка спит, мышки выбегают из своих норок и бегут в кладовую. Там они изображают, как будто что-то грызут, к примеру, сухарик. По сигналу,  кошка просыпается и начинает ловить мышек. Мышки же, испугавшись, разбегаются по своим норкам. Никого не поймав, кошка возвращается на место и опять засыпает. Мышки вновь бегут в «кладовку».

В эту подвижную игру можно играть не более 5 раз.

 

«ЖУРАВЛЬ И ЛЯГУШКИ»

 Цель: развивать внимание, ловкость; учить ориентироваться по сигналу.

Ход: на земле чертится большой прямоугольник – река. На расстоянии 50 см от нее сидят дети - «лягушки» на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

 Вот с насиженной гнилушки

 В воду шлепнулись лягушки.

 И, надувшись, как пузырь,

 Стали квакать из воды:

 «Ква, ке,ке, Ква,ке,ке.

 Будет дождик на реке».

 Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды.

«МЕДВЕДЬ И ДЕТИ»

Задачи: закреплять умение действовать по сигналу; развивать умение сохранять неподвижность; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание: 

Дети  стоят за линией с одной стороны площадки. Среди детей выбирают медведя. Медведь сидит в своей берлоге на площадке, в стороне от детей. На слова воспитателя «Дети в лесу гуляют», дети разбегаются по площадке, бегают, прыгают. На слова воспитателя «Медведь!» дети неожиданно замирают на одном месте. Медведь подходит к тому, кто пошевелился, и забирает его. Игра повторяется уже с другим медведем.

«ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Задачи: закреплять умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание:  

На  одной стороне площадки определяют место для гусятника, где живут гуси, а на противоположной - поле, где они пасутся. Между полем и гусятником место для волка - волчье лежбище.
Одного ребенка выбирают волком. Волк сидит в лежбище, а гуси - в гусятнике. Воспитатель начинает игру словами: «Гуси - лебеди, на поле!». Гуси вылетают, размахивая крыльями. Через некоторое время воспитатель зовет гусей: «Гуси - гуси, гусенята!» или «Гуси - лебеди, домой, серый волк под горой!». Дети останавливаются и вместе спрашивают: «Что он там делает?», - «Гусей щиплет», - отвечает воспитатель. «Каких?», - опять спрашивают дети. «Сереньких и беленьких. Прибегайте быстрее домой!». Гуси бегут к себе в гусятник (за линию), а волк выбегает и ловит их. Пойманных гусей отводит в логово. После двух выходов гусей в поле, выбирается новый волк. Игра повторяется 3-4 раза.

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК».

 Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

 Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек. Перебираться можно только по сигналу.

 Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

«ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»

Задачи: упражнять в беге, лазании; закреплять умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание игры:

Дети  стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают»  птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут

«КРОЛИКИ»

Задачи: закреплять умение действовать по сигналу; развивать умение пролезать через обруч; воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Описание: 

На одной стороне комнаты рисуются мелом кружки. Они будут «клетками для кроликов». Перед кружками ставятся стульчики с привязанными в вертикальном положении обручами. Вместо обручей можно просто протянуть веревку. У противоположной стены устанавливается стул – «дом для сторожа». На стул садится воспитатель, играющий роль «сторожа».  Промежуток между «клетками» и «домом сторожа» обозначается «лугом».

После всех приготовлений воспитатель делит детей на небольшие группы по 3-4 человека и рассаживает каждую группу  по своим «клеткам». По команде «кролики в клетке» дети садятся на корточки. Затем «сторож» выпускает «кроликов» из клетки (дети, пролезая через обруч, выходят из очерченного круга и начинают бегать и прыгать по комнате). Дается команда « кролики домой» и дети бегут назад к своим «клеткам», опять пролезая через обручи.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей 3-4 года

Персонаж

Ситуация

Положительное разрешение ситуации

 

Завязка

Развитие сюжета

Зайчик

Заблудился

Испугался

Надо ему помочь

Игра

“Беги, зайчик, за морковкой” [1]

Стихотворение:

“Ай - да, зайка, шалунишка
Зайка, серенький трусишка.
Ты беги домой скорей!
Ждут зайчата у дверей”.

Щенок

Пошел в гости

Надо угостить

Поиграть

Игра “Догони собачку”

Стихотворение:

“Наш щенок попрыгает
Лапками подрыгает.
Ушком потрясет
Хвостиком вильнет”.

Птичка

Ищет своих птенцов

Успокоить

Помочь искать

Игра “Птицы машут крыльями”

Стихотворение:

“ Птичка, птичка, успокойся
Никого теперь не бойся!
Мы же птенчиков нашли
И в гнездо твое снесли”.

Козочка и козлята

Оказались по разные стороны ручейка

Беспокоятся и волнуются

Надо построить мостик и помочь перебраться

Игра “Ползи по дорожке”

Стихотворение:

“Ох, и быстрые козлятки
Белобокие ребятки.
По мосточку пробрались
Возле мамы собрались”.

Курица и цыплята

Котенок хочет обидеть цыплят

Курица уговаривает этого не делать

Все подружились

Игра “Цыплята и наседка”.

Стихотворение:

“Курочка – Пеструшечка,
Где твои цыплятки?
Видишь, вместе с кошкой
Они играют в прятки”.

Персонаж

Ситуация

Положительное разрешение ситуации

Завязка

Развитие сюжета

Ежик

Пошел за яблоками, не нашел.

Опечалился.

Надо помочь.

Игра “Пойдемте за грибами”

Стихотворение:

“ Вот по дорожке ежик ползет
А на иголочках ежик везет:
Яблоко, грушу, банан, апельсин.
“Ежик, ты, верно, ходил в магазин?”.

Гусь

Шипит, хочет ущипнуть.

Боится.

Надо успокоить.

Игра “Дикие гуси”

Стихотворение:

“ Назовем тебя, гусь, Дорофеем
Мы напоим тебя, пожалеем.
И не будешь ты больше щипаться
И не будешь на деток кидаться!”

Пчелки

Прилетели на лужок.

Ищут мед.

Показать цветочки

Игра “Пчелки”

Стихотворение – загадка:

“Лапки мохнатые
Брюшко полосатое.
Над поляною летит
И жужжит, жужжит, жужжит.
(пчела)

Мишка

Полез в дупло к пчелкам.

Испугался.

Пожалеть, пожурить.

Игра “Поймаю, поймаю”

Стихотворение:

“ Проказник Мишка косолапый
Зачем в дупло засунул лапу?
Там пчелки добрые живут
Попросишь, мед тебе дадут”.

Бабочка

Намочила крылышки.

Не может полететь.

Помочь, положить на солнышко.

Игра “Бабочки”

Стихотворение:

1.“ Бабочка крылышки в дождь намочила
Грустная бабочка крылья сложила.
Ветер разгонит мокрые тучи
Снова появится солнечный лучик”.
2. “Солнышко веселое
Выйди из-за тучки.
Посмотри на наши ручки
Посмотри на наши ножки.
Пусти лучик по дорожке”.

Персонаж

Ситуация

Положительное разрешение ситуации

Завязка

Развитие сюжета

Лошадка

Бьет копытом, сердится

Хочет катать детей

Все помирились

Игра “Гоп, гоп, мой конь”

Стихотворение:

Лошадка, грозно не фырчи
Копытом звонко не стучи.
Ну, покатай, лошадка, нас
Много, много, много раз”.

Белка

Прячется в дупло

Боится

Угостить

Игра “Белка и шишки” Стихотворение:

“ Мы для белки соберем
И в корзинке принесем:
Ягоды, грибы, орешки.
Мы расскажем ей потешку”.

Муравей

Несет веточку

Потерялся

Успокоить

Игра “Наш муравейник”

Стихотворение:

“ Муравей искал свой домик
Муравейник полевой.
Мы на веточке зеленой
Отнесли его домой”.

Мышка

Убегает

Ищет норку

Предложить поиграть

Игра “ Кошки – мышки”

Стихотворение:

“Серая мышка, бусинки – глазки
Хочешь, тебе почитаем мы сказку?
Хочешь, мы хлеба тебе принесем
Игрушки покажем и песню споем?”.

Улитка

Ползет медленно

Опоздала

Помочь

Игра Улитка”

Стихотворение:

“Улитка, улитка, где твои ножки?
Медленно очень ползешь по дорожке.
Хочешь, тебе мы подарим сапожки?”

Игровые обучающие ситуации с игрушками аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.)

Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказок.

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков, выявить отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, и любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).

Аналогичные ИОС можно использовать в ознакомлении детей с птицами, черепахой и любыми другими животными, а также при сопоставлении игрушечной и живой елки.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои “выходят” за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную.

Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть “живой” - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.). Именно поэтому целесообразно использовать куклы би-ба-бо, а обычные куклы сделать управляемыми. Айболит, например, при осмотре растений совершает множество таких действий: со всех сторон их обходит, оглядывает, трогает рукой землю, качает головой, когда замечает неполадки, указывает на хилые стебли, желтеющие листья. Все свои действия доктор сопровождает словами, возгласами, оценкой - именно из них становятся понятными смысл его осмотра, общее заключение, которое он делает. Это и называется игровыми действиями и словами персонажа. К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он ее разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем успешнее будет решена и дидактическая задача.

Примеры дидактических игр с целями

Картотека игр воспитателей регулярно расширяется. Вариаций может быть очень много.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/2-Pokazhi-zhivotnoe-.jpg

Пример 1. «Викторина»

Цель игры: развитие внимательности у детей, расширение словарного запаса, получение знаний.

Суть игры: воспитатель ДОУ в быстром темпе задает вопросы. Ребенок должен как можно быстрее ответить. Будет интереснее, если у тех деток, кто знает ответ, будет поднята рука.

Примеры вопросов:

  • “Назовите 1 зеленый овощ”;
  • “Назовите 1 сладкий фрукт”;
  • “Какую ягоду любят детки?”;
  • “Что есть на небе?”.

Можно попросить малышей имитировать звуки или показывать на пальцах. Главное – развить интерес.

Пример 2. «Плохо или хорошо?»

Цель: развить понятия об экологии, любовь к природе. Привить понятия о том, что допустимо делать в окружающей среде, а что нет.

Суть: рассказать малышам, что есть вещи, приносящие вред природе и их осуществлять нельзя. Дошколята должны дать правильные ответы на вопросы.

Примеры вопросов:

  • “Рвать веточки с деревьев? (плохо)”.
  • “Ухаживать за цветком? (хорошо)”.
  • “Гулять на свежем воздухе? (хорошо)”.
  • “Бросать мусор на землю? (плохо)”.

https://vospitanie.guru/wp-content/uploads/2019/06/3-Ploho-ili-horosho-.jpg

Пример 3. «Покажи животное»

Цель: обучить детей знаниям о животных, развить воображение и умение отличать питомцев.

Суть: воспитатель должен описать животное, а ребенок – отгадать его.

Примеры вопросов:

  • “Живет дома, мурлыкает и любит молочко? (кошка)”.
  • “Друг человека, знает команду «дай лапу» и хорошо плавает? (собака)”.
  • “Ест травку, имеет большие длинные уши. Владелец пушистой шубки (кролик)”.
  • “Пасется на лугу, большая и дает молоко (корова)”.

В этом упражнении хорошо использовать загадки. Ответ можно называть устно или показывать на картинке, изображать звуками.

Стихи, загадки по экологии

«ЦВЕТОК ЗЕМЛИ»

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!...

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

 

ЗАГАДКИ

1. Что так в небе ярко светит?

Свет пускает мне в оконце.

Отвечайте дружно дети,

Это светит ярко ……….. (солнце).

 

2. Это что за красота,

На полянке у ручья?

Распустился очень нежный,

Беленький цветок , …………….. (подснежник).

 

3. Спит зимой, весну он ждет.

Очень любит сладкий мёд.

Нравится ему реветь.

Этот зверь лесной, …………… (медведь ).

 

4. Зиму в шубке белой был,

А весной её сменил,

Стал он серый попрыгайка,

Маленький трусишка ………. (зайка).

 

СТИХОТВОРЕНИЕ.

                       ***

Солнышко светит, журчит ручеек.

Зимушка мчится еще на денек.

Утром зима весела и красна,

Ну а под вечер ушла вдруг она.

Стану я зимушку громко просить:

«Не сможешь весну к нам опять пригласить?»

Зимушка снегом покрыла поля

 

И отвечает в тиши мне она:

«Нет, я еще веселиться хочу,

Ну, а весну я в три счета скручу».

Где же ты, спрятала нашу весну?

Может в сугробы? А может – в лесу?

Но, я молодушку скоро найду,

К солнцу, на волю, её отпущу.

Тогда ты, заплачешь, голубка – зима!

Будешь ты, таять в лесочке одна.

 

Загадки

по

экологии

Загадки о природных явлениях

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти.

Ответ (Радуга)

 

В синем небе, как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их? …

Ответ (Облака)

 

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает – иногда

Из мешков течёт вода.

Спрячемся получше

От дырявой …

Ответ (Тучи)

 

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …

Ответ (Солнце)

 

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!

Ответ (Небо)

 

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня …

Ответ (Луной)

 

Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

Ответ (Ветер)

 

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это — …

Ответ (Дождь)

 

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

Ответ (Снег)

 

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке.

Ответ (Снежинки)

 

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка …

Ответ (Мороз)

 Загадки о деревьях

 

 

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ (Дерево)

 

Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень –

И в ней окажется …

Ответ (Сирень)

 

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Ответ (Черемуха)

 

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем.

Ответ (Тополь)

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Ответ (Дуб)

 

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Ответ (Березки)

 

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём грустит, никому не говорит.

Ответ (Ива)

 

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ (Осина)

 

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.

Ответ (Рябина)

 

Белые овечки бегают по свечке.

Ответ (Верба)

 

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

Ответ (Лиственница)

 

Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ответ (Ель)

 

 Загадки об овощах

На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный.

Ответ (Огурец)

 

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Ответ (Горох)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Ответ (Помидоры)

 

Золотая голова — велика, тяжела.

Золотая голова — отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

Ответ (Тыква)

 

Щёки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

Ответ (Редиска)

 

Круглый бок сидит на грядке

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

Ответ (Репка)

 

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

Ответ (Свекла)

 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …

Ответ (Лук)

 

И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

Ответ (Картошка)

 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.

Ответ (Морковь)

 

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Ответ (Капуста)

 

 

 Загадки о ягодах и фруктах

 

 

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко,

Откусишь — сладко.

Ответ (Яблоко)

 

Синий мундир, белая подкладка,

В середине — сладко.

Ответ (Слива)

 

Маленькая печка с красными угольками.

Ответ (Гранат)

 

Как кровь, красна.

Как мед, вкусна.

Как мяч, кругла,

Мне в рот легла.

Ответ (Вишня)

 

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

Ответ (Арбуз)

 

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек,

Разгребаем стебельки,

Собираем огоньки.

Ответ (Земляника)

В сенокос — горька,

А в мороз — сладка,

Что за ягодка?

Ответ (Калина)

 

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь

Всю руку обдерешь.

Ответ (Крыжовник)

 

Красненькая Матрешка

Беленькое сердечко.

Ответ (Малина)

 

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет.

Ответ (Красная и черная смородины)

 

И красна, и кисла

На болоте росла.

Ответ (Клюква)

 

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Ответ (Ягода)

 

 Загадки о цветах

 

 

На клумбе у окошка

Посажена картошка.

Цветки её огромные

И светлые, и тёмные.

Ответ (Георгин)

 

Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу.

Ответ (Астра)

 

На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это…

Ответ (Розы)

 

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ (Мак)

 

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк.

Ответ (Одуванчик)

 

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает.

Ответ (Подснежник)

 

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка…

Ответ (Мимоза)

 

Золотое решето,

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ (Подсолнух)

 

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный…

Ответ (Тюльпан)

 

Он – цветочный принц-поэт,

В шляпу желтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам …

Ответ (Нарцисс)

 Загадки о грибах

 

 

 

 

У кого одна нога,

Да и та без сапога.

Ответ (Гриб)

 

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три — и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.

Ответ (Боровик)

 

Зашёл мужик в сосняк,

Нашёл слизняк,

Бросить — жалко,

Съесть — сыро.

Ответ (Груздь)

 

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

Ответ (Мухомор)

 

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.

Ответ (Подосиновик)

 

 

Посмотрите-ка, ребята:

Тут — лисички, там — опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые…

Ответ (Поганки)

 

У тенистого лога

Вырос гриб-недотрога:

Чуть нажмешь на бочок –

Глядь, уже синячок.

Ответ (Моховик)

 

Рыжие ушки с лисьей макушки

В травке лежат — для малых ежат.

Ответ (Лисички)

 

В роще у березки

Повстречались тезки!

Ответ (Подберезовики)

 

Растут на опушке

Рыжие подружки,

Их зовут …

Ответ (Волнушки)

 

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть — нет головы.

Ответ (Гриб)

 

 Загадки о животных

 

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт.

Ответ (Лиса)

 

Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

Ответ (Волк)

 

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

Ответ (Заяц)

 

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ (Медведь)

 

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Ответ (Белка)

 

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Ответ (Ёж)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает.

Ответ (Крот)

Водяные мастера,

Строят дом без топора.

Ответ (Бобры)

 

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Ответ (Кролик)

 

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Ответ (Осёл)

 

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

Ответ (Баран)

 

 

У порога плачет, коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

Ответ (Кошка)

 Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Ответ (Собака)

 

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

Ответ (Свинья)

Идёт, идёт, бородой трясёт,

Травки просит:

«Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е».

Ответ (Коза)

 

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки; боится кошки.

Ответ (Мышь)

 

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

И всё же называются

Они — морские …

Ответ (Свинки)

 

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

Ответ (Верблюд)

 

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит …

Ответ (Крокодил)

 

Что за коняшки — на всех тельняшки.

Ответ (Зебры)

 

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку.

Ответ (Леопард)

 

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

Ответ (Черепаха)

Загадки о птицах

 

 

 

Спереди — шильце,

Сзади — вильце,

Сверху — чёрное суконце,

Снизу — белое полотенце.

Ответ (Ласточка)

 

Всю ночь летает

- мышей добывает.

А станет светло

- спать летит в дупло.

 Ответ (Сова)

 

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …

Ответ (Снегири)

 

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По ночам кочует — коноплю ворует.

Ответ (Воробей)

 

Птица говорливая,

самая болтливая.

Верещунья белобока,

а зовут её …

Ответ (Сорока)

 

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?

Ответ (Кукушка)

 

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Ответ (Грач)

 

На шесте — дворец,

во дворце — певец.

Ответ (Скворец)

 

Серая птаха в лесу живет,

Повсюду чудесным певцом слывет.

Ответ (Соловей)

 

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина …

Ответ (Орла)

 

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Ответ (Гусь)

 

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Раньше всех встаёт, голосисто поёт.

Ответ (Петух)

 

 

 Загадки о насекомых

 

 

 

 

Черен, да не ворон,

рогат, да не бык,

шесть ног без копыт;

летит – воет,

падет – землю роет.

Ответ (Жук)

 

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

Ответ (Комар)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Ответ (Стрекоза)

 

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

Ответ (Кузнечик)

 

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Ответ (Пчела)

 

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Ответ (Муравьи)

 

 

Кто над нами вверх ногами

Ходит — не страшится,

Упасть не боится,

целый день летает,

Всем надоедает?

Ответ (Муха)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Ответ (бабочка)

 

 

Загадки о рыбах

 

 

 

Он в самом омуте живет, И в морях, и в океанах

Хозяин глубины. Рыба страшная живет.

Имеет он огромный рот, Пасть с ужасными зубами

А глазки чуть видны. И большой- большой живот.

Ответ (Сом) Ответ (Акула)

 

У нее во рту пила. Рыбка плавает в тиши

Под водой она жила. Любит он и камыши

Всех пугала, всех глотала. За добычей лезет в грязь

А теперь — в котел попала. Называется …

Ответ (Щука) Ответ (Карась)

 

Ах, какой же ты колючий! Блещет в речке чистой

Плавники и хвост — липучки! Спинкой серебристой.

Ты меня не проведёшь! — Ответ (Рыбка)

Я тебя поймаю,…!

Ответ: (Ёрш)

 

Сидят рыбаки, Стеклянный домик на окне

Стерегут поплавки. С прозрачною водой,

Рыбак Корней С камнями и песком на дне

Поймал трех… И с рыбкой золотой.

Ответ: (Окуней) Ответ(Аквариум)

 

Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живет на самом дне.

Очень странные дела

Это рыба…

Ответ: (Камбала)

Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой:

  • 1. «Не навреди».
  • 2. «Познавая, не разрушай».
  • 3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
  • 4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
  • 1. Что я хочу сделать?
  • 2. Зачем мне это нужно?
  • 3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
  • 5. «Подумай о последствиях!»

Литература:

  • 1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005.
  • 2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  • 3. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.
  • 4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 1998.
  • 5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
  • 6. Бочкарёва Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1998.
  • 7. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
  • 8. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
  • 9. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.
  • 10. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. - Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактическая игра "Стиральные машинки" в младшей группе

Дидактическая игра с целью развития сенсорного восприятия у детей раннего возроста...

Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание дошкольников 3 — 4 лет».

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: "Экологическое воспитание дошкольников 3 - 4 лет"....

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию: «Приведи в порядок свою планету»

Экологическое воспитание в группе младших школьников с использованием техники плетения из газетных трубочек...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе "То берёзка, то рябинка".

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым бли...

Методическая разработка "Синичкин день" по экологическому воспитанию в младшей группе

Актуальность проекта:Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очен...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию в младшей группе "Мое Коротчаево"

Актуальность и новизна «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь...

Методическая разработка- занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Лес - кладовая природы"

Занятие по экологическому воспитанию ,образовательная  область "Познавательное  развитие" с интеграцией областей  " Социально-коммуникативное  развитие", "...