Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе "То берёзка, то рябинка".
методическая разработка (младшая группа)

Новикова Ольга Александровна

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_to_beryozka_to_ryabinka.pptx245.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга. Проект «То берёзка, то рябинка». Подготовили Воспитатели младшей группы № 6 О.А.Новикова .

Слайд 2

Актуальность: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

Слайд 3

Вид проекта: Долгосрочный. Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Слайд 4

Задачи: 1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. 2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. 3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. 4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. 5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада. 6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. 7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Слайд 5

Участники проекта: - дети - педагоги - заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе - музыкальный руководитель - инструктор по физической культуре - родители воспитанников. Ресурсное обеспечение проекта : 1. Уголок в группе. 2. Методический инструментарий.

Слайд 6

1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей . 2. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека. 3. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение). 4. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый). 5. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников. 6. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Ожидаемые результаты :

Слайд 7

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». СЕНТЯБРЬ Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Определить уровень знаний детей о семье, доме, детском саде. 2. Формировать у дошкольников представлений о взаимоотношении в детском коллективе. 3. Познакомить с правилами речевого поведения во время знакомства, сопутствующими различными этикетными выражениями и знаками. 1. Наблюдение за общением детей в группе, выявление знаний по тематическим блокам. 2. Занятие «Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись». 3. Беседа «Винтики, конфеточки - мальчики и девочки». 4. Игры: «Кто умеет улыбаться», «Кто позвал?», «Говорящая ладошка», «Испеки пирог», «Найди свою пару». 5. Аппликация «Весёлые портреты». 6. Чтение стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой». 1. Анкета «Что в имени твоём». 2. Консультация «Неуправляемые детки: ну и как их воспитывать?». 3. Родительское собрание на тему «Посеять в детских душах доброту». 1. Обзор периодических изданий. 2. Составление проекта «То берёзка, то рябинка ». 3. Составление перспективного плана на учебный год.

Слайд 8

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». октябрь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Познакомить детей с устройством простейшего плана участка детского сада. 2. Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду. 3. Познакомить детей с трудом работников прачечной. 4. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, желание облегчить их труд. 1. Совместная деятельность «Мы - группа». 2. Создание символа группы. 3. Слушание песни В. Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает». 4. Рисование «Мой любимый детский сад». 5. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». 6. Оформление альбома «Мой любимый детский сад». 7. Целевое посещение прачечной детского сада. 1. Составить план-схему пути от своего дома в детский сад. 2. Консультация «Чем занять ребенка на прогулке?». 3. Тематический вечер «Дети - наша радость». 1. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2002. 2. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006. 3. Составление и выпуск буклета «Художественное слово. Мой любимый детский сад».

Слайд 9

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». ноябрь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам. 2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры. 3.Побуждать ребёнка к желанию рассказать о своём доме, как он помогает дома, проявляет почтение, внимание к близким. 4. Познакомить детей с трудом строителей. Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. 1. Совместная деятельность «Дом, в котором я живу». 2. Рисование «Моя комната». 3. Дидактические игры «Покажи, не называя», «Волшебная палочка», «Грязи нет! И пыли - нет!». 4. Познавательное чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздин . 5. Рассматривание иллюстраций с изображением людей строительных профессий. 6. сюжетно-ролевая игра «Строители». 1. Фотовыставка «Тепло родного дома». 2. Прогулка с ребёнком по своей улице с целью внимательного рассмотрения зданий. 3. Консультация «Будем вежливы…». 1. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988. 2. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук . – М., 2004.

Слайд 10

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». декабрь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье. 2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи. 3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека. 4. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших. 1. Занятие «Состав семьи - семь я». 2. Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я.Акима. 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья». 4. Игры: «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным». 5. Аппликация «Моя семья». 6. Мастерская Деда Мороза (изготовление украшений для группы). 7. «Новый год у ворот!». Разучивание стихотворений, песен, танцев к утреннику. 1. Предложить рассказать детям об истории своего рода, нарисовать родословное древо с фотографиями членов семьи. 2. Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья». 3. Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи». 4. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома». 1. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995. 2. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001. 3. Составление и выпуск буклета «Художественное слово. Состав семьи – семь я!».

Слайд 11

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». январь Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них. 2. Учить детей поиску конструктивных решений конфликта. 3. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей. 4. Формирование личного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм. 1. Совместная деятельность «Собака в жизни человека - верный друг». 2. Чтение стихотворения «Мордочка, хвост и четыре ноги» Людвиг Ежи Керн. 3. Беседа «Ссоры и споры». 4. Этюд «Котята» С.Маршак. 5. Дидактические игры «Чёрное - белое», «По кругу». 6. Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». 1. Помощь в оформлении фотовыставки «Мой четвероногий друг». 2. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» по разделу «Общение с детьми». 1. Виноградова Н.Ф., Куликова ТА. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. 2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006. 3. Консультация для педагогов «Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании».

Слайд 12

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». февраль Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. На эмоционально чувственной основе дать детям первые представления о военных, связав их с Днем Защитника Отечества. 2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину. 1. Беседа «Папин праздник». 2. Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества». 3. Изготовление подарков для пап и дедушек. 4.Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены», репродукции В.М. Васнецова «Богатыри». 5. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!». 6. Аппликация с рисованием «Папин праздник». 1. Конкурс «Парад военной техники на Красной площади». 2. Фотогазета «Мой супер – папа». 3. Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов. 1. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003. 2. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М., 2003.

Слайд 13

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». март Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. 2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения говорящих друг другу. 3. Воспитывать желание сделать что-нибудь приятное для близкого человека. 1. Совместная деятельность «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!». 2. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей". 3. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки». 4. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу». 5. Рисование портрета «Моя мама». 6. Утренник для мам и бабушек. 7. Разучивание стихотворений. 8. Изготовление подарков для мам, бабушек. 1. Вечер семейного общения «Посиделки». 2. Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка». 3. Выставка детских рисунков «Моя мамочка». 1. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание, 1996, № 12. 2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.

Слайд 14

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». апрель Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому. 2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. 3. Продолжать формировать представления о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека. 1. Музыкально – спортивный праздник совместно с родителями «Проводы Зимы». 2. Беседа «Что разрушает семью?» (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). 3. Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья». 4. Игра «Я умею делать сам». 5. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. 6. Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью». 1. Консультация «Как правильно общаться с детьми». 2.Час познания семейных традиций за круглым столом «Русский чай». 3. Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники». 1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг ., Ц. Г. Л., 2004. 2. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». - М.: Линка-Пресс , 2003.

Слайд 15

Перспективный план реализации проекта «То берёзка, то рябинка». май Обучающие задачи Средства решения Сотрудничество с родителями Самообразование 1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. 2. Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям. 3. Определение уровня знаний детей. 1. «Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). 2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. 3. Слушание и пение фронтовых песен. 4. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер». 5. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры. 1. «Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). 2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. 3. Слушание и пение фронтовых песен. 4. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер». 5. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры. 1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». - М.: Линка-Пресс , 2003. 2. «Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников» / сост.: О. Л. Князева. – М.: «Мозаика - Синтез», 2003. 3. Творческий отчёт. 4. Определение перспектив работы на следующий учебный год.

Слайд 16

Литература: 1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в средней группе» - М.: Элизе Трэйтинг ., Ц. Г. Л., 2004. 2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006. 3. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001. 4. Калинина Р. Р. « Психолого – педагогическая диагностика в детском саду». – С. П. б.: Речь, 2003. 5. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006. 6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. 7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988. 8. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003. 9. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым. – М., 1995. 10. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук . – М., 2004. 11. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» - М. Т. Ц. Сфера, 2003. 12. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М., 2002. 13. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми // Дошкольное воспитание, 1996, № 14.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Спб ., 2002. 14. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1997. 15. «Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников» / сост.: О. Л. Князева. – М.: «Мозаика - Синтез», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.

Былины как средство приобщения детей к устному народному творчеству....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему "Моя семья" (средняя группа).

Цель: формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи:1. Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.2. Развивать мелкую моторику, обогащать ...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию посредством фольклора.

Фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ

Данная методическая разработка включает в себя планирование работы музыкального руководителя в ДОУ по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"

Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию в младшей группе "Мое Коротчаево"

Актуальность и новизна «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь...