Статья на тему "Экологическое воспитание в игровой деятельности для младшей группы"
статья (младшая группа)

Светлана Александровна Алексеева

Консультация для воспитателей на тему «Экологическое воспитание в игровой деятельности для детей дошкольного возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 ГБДОУ

д/c 100 Алексеевой С.А.

«Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста»

«Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения» С.Н.Николаева.

Моей темой   является «Экологическое игры –как один из основных

видов деятельности детей младшего дошкольного возраста для формирования экологического сознания дошкольника.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мир живой и неживой природы не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому основы экологического воспитания должны закладываться еще в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такие ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения.

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Одним из методов экологического воспитания является игра. Именно игра помогает приобщить ребенка к природе и сделать это эффективно, легко и радостно. Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения между ними.

Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности: 1. Создание развивающей экологической среды 2. Работа с детьми и самостоятельная деятельность детей 3. Работа с родителями Направления работы в рамках методической темы:

В нашей группе создана предметно-развивающая среда: имеется уголок природы, окошко со сменными картинками «Времена года», экологические игры, муляжи овощей и фруктов. Дети очень любят играть в дидактические игры, часто игры экологического содержания возникали по инициативе самих детей, что говорит о их заинтересованности. Экологические игры я включаю не только в свободное время, но и использую в образовательной деятельности, составление описательных рассказов, придумывание загадок, рассказов из личного опыта.

 Игры для обогащения экологических представлений: — о многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай, мы отгадаем», Магазин «овощи-фрукты», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Чудо — дерево», «Волшебный цветок», «Птицы в природе». — о взаимосвязях в природе: «Волшебный круг», «Закончи предложение», «Не ошибись!», «Берёзка», «Лягушка – путешественница» «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Какое время года?», «Путешествие», «Кроссворды», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Лиса и зайцы», «Выбери правильную дорогу»; «Картина природы» — о человеке как части природы: «Не ошибись!», «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Природа и человек», «Подбери пару»; — о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Экологическая тропа», «Пирамидки», «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».

Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе: — для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов», «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»; — для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».

Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Кто помогает сохранять красоту леса», «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа».

Предметные игры — игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно-печатные игры — «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Я живу в лесу», «Найди пару. Растения», «Найди пару. Животные», «Подбери листья», и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях и животных нашего региона, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех игр. Вначале педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно — два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, педагог наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, педагог предлагает новый ее вариант.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они имеют сюжет, а также роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. Сюжетные подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми использую большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Ящик сюрпризов» и др.) имеют определенное дидактическое содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Со старшими дошкольниками использую как часть занятия. Использую игры-путешествия, игры с литературными персонажами, игры-загадки, игры-беседы, игры-приключения, а также игровые обучающие ситуации.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты закладываются в раннем возрасте, они прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование игровой деятельности в младшей группе.

Этот материал можно использовать для планирования игровой деятельности во 2 младшей группе на год....

планирование игровой деятельности в младшей группе

разработанна система работы   игровой деятельности  на год детей младшего дошкольного возраста...

Познавательно-речевое развитие в игровой деятельности (вторая младшая группа)

Презентация "Развитие познавательно-речевых способностей через игровую деятельность"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Развитие игровой деятельности детей младшей группы с помощью инновационного игрового оборудования ПМК"Мозаичный парк"

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитыват...