Консультация для родителей в детском саду. «Как воспитать ребенка успешным.»
консультация (подготовительная группа)

Климчук Ирина Александровна

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным в общении со сверстниками, в игре, в образовательной деятельности в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_v_detskom_sadu.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей в детском саду.

«Как воспитать ребенка успешным.»

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным в общении со сверстниками, в игре, в образовательной деятельности в детском саду. Помочь ему в этом — первостепенная задача родителей. Кто, как не они, знает о возможностях и достоинствах своего ребёнка, которые позволят ему справиться с бытовыми и учебными задачами в коллективе сверстников, а также о трудностях, которые могут помешать ему стать успешным? Как же помочь ребёнку?
Прежде всего, несмотря на занятость, родителям необходимо узнать как можно больше о жизни своего ребёнка вне дома — в детском саду — и постараться включиться в эту жизнь, чтобы проживать её вместе с ним.

Если в детском саду планируется проведение праздника, настройте своего ребёнка на активное участие в нём, чтобы он получил удовольствие от демонстрации собственных достижений. Программа «Успех» предполагает комплексно-тематический принцип планирования, основанный на событиях и праздниках, которые отмечаются в детском саду. Воспитатели будут благодарны вам, если вы поможете сделать процесс подготовки к празднику интересным для детей.
Утром по пути в детский сад поговорите с ребёнком о предстоящем празднике: почему он появился, как его празднуют и т. п. Узнайте, как ребёнок хотел бы участвовать в нём: какую роль мечтает сыграть в спектакле, какой подарок хочет подготовить имениннику, какой рисунок нарисовать для выставки и т. д.
Поделитесь с ребёнком своим опытом участия в подобных праздниках в детстве: в детском саду, в школе. Дайте ему советы о возможных формах участия в празднике: «На празднике ты мог бы...», «У тебя хорошо получилось бы...», «Детям было бы интересно, если бы ты...». Ориентируйтесь при этом на возможности и способности ребёнка, его умения. Можете предложить ребёнку свою помощь в подготовке к празднику: «Мне было бы приятно вместе с тобой...», «Всей семьёй мы можем успеть подготовить к празднику...».
По пути в детский сад не забудьте также понаблюдать за явлениями природы, отмечая происходящие день за днём изменения. Рассматривая объекты живой и неживой природы, активизируйте фантазию ребёнка. Пусть малыш поупражняется в составлении диалогов: о чём шепчутся Дерево и Ветер, что обсуждают Солнце и Трава, о чём спорят Небо и Земля, почему так недовольны встречей кошка и собака, о чём рассуждают купающиеся в луже голуби. Эти диалоги помогут ребёнку принять идею бережного отношения к природе, ценности всего живого. Хорошо, если такие диалоги будут предшествовать празднованию Всемирного дня животных (2-я неделя октября).
Вечером дома или в выходной день постарайтесь найти время, чтобы почитать ребёнку книжку по теме праздника и обсудить с ним прочитанное. Можно вместе с ребёнком поискать сведения в Интернете, распечатать подходящие картинки, рассмотреть их, придумать рассказ, загадку, подобрать стихотворение, сделать коллаж по теме праздника, используя картинки из старых журналов и рисунки ребёнка.
Старайтесь стимулировать творческие проявления малыша: не спешите предлагать свои варианты, пусть ребёнок сам сделает выбор, внесёт свои предложения, проявит самостоятельность при выполнении совместного проекта. Чувствуя вашу поддержку, он сможет сделать то, чего прежде не умел, решиться на то, что раньше не получалось, проявить те способности, о которых не подозревал сам. Это станет значительным шагом в развитии ребёнка, который помогли ему сделать вы.
Найдите время, чтобы поиграть с ребёнком. Некоторые игры не требуют вашего активного участия: вы можете резать салат, мыть посуду и в то же время играть с ребёнком. Например, игра «Моя комната» (или «Наша кухня», «Наша гостиная») позволяет развивать внимание, наблюдательность, обогащать словарь детей. Предложите ребёнку осмотреться в комнате и хорошо запомнить её обстановку. Затем завяжите ему глаза, и пусть он по памяти ответит на вопросы. Какого цвета шторы в комнате? Сколько плафонов у люстры? Сколько фотографий на стене? Какой формы настенные часы? Сколько створок у шкафа? Какого цвета абажур настольной лампы? И т. д. Затем можно повторить игру, поменявшись с ребёнком ролями. Такие игры развивают наблюдательность, при этом ребёнок учится формулировать вопросы.
В процессе совместного чтения книг обсуждайте с детьми их содержание. Для трёхлетнего малыша достаточно узнать на иллюстрации героев и по вопросам взрослого воспроизвести сюжет сказки или стихотворения.
С ребёнком четырёх лет важно найти положительных и отрицательных героев сказки (плохих и хороших), ориентируясь на их главные поступки. Например, после чтения сказки «Заюшкина избушка» поговорите с ребёнком о том, кто из героев ему понравился. Кого он хочет пожалеть? Почему ему жалко зайчика? Кто не понравился? Кто в сказке самый смелый? Предложите вспомнить песенку про петушка и спеть её. Можно нарисовать одного из персонажей сказки.
Для ребёнка старшего дошкольного возраста семейное чтение и совместное обсуждение прочитанного имеют огромное значение. При чтении произведений социально-нравственного содержания (рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой и др.) обращайте внимание ребёнка не только на поступки героев, но и на мотивы этих поступков. После прочтения рассказа В. Драгунского «Друг детства» порассуждайте с ребёнком о том, кого можно считать настоящим другом, что такое предательство и верность дружбе. Вспомните и расскажите ребёнку о своих друзьях детства. Спросите, есть ли у него друг и почему он считает его своим другом. Вместе с ребёнком вспомните литературные произведения, мультфильмы, кинофильмы, в которых рассказывается о дружбе. Предложите вместе поискать в библиотеке книги на подобные темы.
Рассматривая иллюстрации в книге, обращайте внимание малыша на эмоциональное состояние, настроение героев, на то, как оно передаётся с помощью мимики, позы, жестов. Предложите ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния, глядя на себя в зеркало. Включитесь в игру и предложите отгадать, какую эмоцию изображаете вы. Поговорите о том, могут ли передавать своё настроение животные, как они это делают. Понаблюдайте за домашним питомцем: предложите ребёнку описать состояние животного, придумать способы улучшить его настроение (поиграть, дать лакомство). Пусть ребёнок изобразит сердитую кошку, ласковую мурлыку, хитрого охотника, трусливого котёнка.
В выходные дни сходите вместе с ребёнком на экскурсию, в театр, зоопарк, музей. Всё увиденное станет богатым содержанием для общения в течение всей следующей недели. Вспомните вместе с ребёнком: «Что интересного мы узнали на экскурсии? Что тебя больше всего удивило? Что осталось непонятным? Что больше всего понравилось? С кем из детей группы ты хотел бы обсудить это? Что ты можешь рассказать им об экскурсии? Не забудь сказать о ..., обратить внимание на ..., показать буклет... С кем из друзей ты хотел бы сходить на эту экскурсию ещё раз?»
Ребёнок трёх лет с радостью узнаёт на фотографии! себя, своих близких, называет их имена. Рассмотрите фотографию малыша в раннем возрасте, обратите внимание на то, какие у него были маленькие ручки, ножки, на то, что он не умел сидеть, ходить. Поговорите о том, что теперь умеет делать ребёнок (ходить, бегать, умываться, говорить, читать стихи, рисовать, лепить и т. д.), предложите ему показать свои умения. Расскажите, как вы ухаживали за ним, когда он был совсем маленьким. Предложите ребёнку рассказать, что он уже умеет делать сам без помощи взрослых (одеваться, убирать свою тарелку со стола, собирать игрушки, аккуратно складывать на стульчик одежду), как помогает маме и папе.
С пяти- и шестилетним ребёнком рассмотрите фотографии, сделанные в период раннего детства. Предложите расположить их в хронологическом порядке, поищите признаки взросления. Вместе с ребёнком придумайте весёлые подписи к фотографиям. Поговорите о людях, которые изображены на семейных фото, может быть, кого-то из них ребёнок не знает или не помнит. Спросите, какое, по его мнению, настроение у людей на фотографиях. Выясните, знает ли ребёнок, кто в семье кем и кому приходится (мама, папа, двоюродный брат, сестра, племянница, тётя, дядя, дедушка, бабушка). Объясните ребёнку значение этих родственных связей. Рассмотрите фотографии, на которых ребёнок запечатлен с друзьями. Вспомните ситуации, в которых были сделаны фото, ситуации знакомства, поговорите о его взаимоотношениях с этими детьми. Предложите подумать, с кем из друзей он хотел бы сфотографироваться.
Ребёнку шести лет можно показать свои детские фотографии, предложить найти признаки сходства с другими членами семьи. Показать фото своих друзей, вспомнить интересные истории из детства. Рассказать по фотографиям историю семьи, упомянуть о семейных традициях. Предложите ребёнку подумать, какие традиции он хотел бы иметь в семье. Спланируйте с ним предстоящие семейные фотосессии.
Привлекайте ребёнка к участию в бытовых делах, сопровождая их обсуждением, рассуждением. Так, помощь ребёнка трёх-четырёх лет в сервировке стола может сопровождаться разговором о том, какого цвета чашка, почему она подходит к блюдцу (по цвету, форме, размеру), сколько приборов поставлено на стол, где лучше разместить сахарницу, конфетницу. С ребёнком шести-семи лет при накрывании стола обсудите, по какому принципу составлен столовый сервиз, какие предметы посуды он включает, как сочетаются узоры на разных предметах сервиза и их форма, как удобнее расположить сервиз на столе. Это будет способствовать обогащению словаря ребёнка новыми словами или активизации этих слов в речи (салфетница, бульонница, сливочник, перечница, солонка и т. д.), использованию в речи сложноподчинённых предложений.
В процессе обсуждения обращайтесь к ребёнку с вопросами, наталкивающими его на рассуждение: «Как ты считаешь?.. Как ты думаешь?.. Как будет удобнее?..» Эти варианты вопросов активизируют мышление ребёнка, способствуют использованию в речи сложноподчинённых предложений: «Я думаю, что...», «Мне кажется, что лучше будет, если...»
С детьми трёх-четырёх лет поиграйте в игры с пальчиками: «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Ну-ка, братцы, за работу» и др. В этих играх дети учатся слышать и понимать речь, согласовывать слова с движениями пальцев рук. Поупражняйте детей в умении различать голоса животных в игре «Кто как кричит?».
С ребёнком четырёх-пяти лет поиграйте в словесные игры, которые помогут ему быть внимательным к окружающим предметам, развить память, речь, воображение. Это игры-загадки: «Узнай по описанию», «Отгадай загадку», «Что подарили Кате?», «Когда это бывает?» (описание времён года), «Что бывает высокое (широкое, длинное, глубокое, узкое, низкое)?» Все эти игры предполагают узнавание предмета по описанию.
Например, в игре «Что подарили Кате?» вы предлагаете ребёнку следующий сюжет. У куклы Кати день рождения. К ней в гости пришли друзья и подарили много подарков. Но Катя же кукла, она живёт в игрушечном магазине и не знает названий многих предметов. Поэтому ей надо помочь узнать их. Ёжик принёс корзинку, а в ней лежит что-то круглое, гладкое, с одного бока зелёное, а с другого — красное, откусишь — вкусное и сочное. Растёт на дереве в саду. Что это? Что с ним можно делать? Что из него можно приготовить? (Сок, фруктовый салат.)
Можно поупражнять детей в образовании названий детёнышей животных в игре «Большие и маленькие». Взрослый называет животное, а ребёнок — его детёныша (медведь — медвежонок, ёж — ежонок, собака — щенок, овца — ягнёнок). Эту же игру можно использовать для упражнения детей в использовании в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка — чашечка, кнопка — кнопочка, самовар — самоварчик, стол — столик, скатерть — скатёрочка).
Для развития чувства ритма и рифмы поиграйте с ребёнком в игру «Доскажи словечко складно».

Мишка плачет и ревёт:
Просит пчёл, чтоб дали... (мёд).

Доски на гору везём
Будем строить новый... (дом).

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный... (пёс).

Как на тоненький ледок
Выпал беленький... (снежок).

А слониха, вся дрожа,
Так и села на... (ежа).

Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни, ... (малютка).
С детьми 5—7 лет можно использовать словесные игры на обобщение и классификацию: «Назови одним словом» (стол, кровать, диван, шкаф, табурет — это мебель), «Что лишнее?» (яблоко, слива, свёкла, груша, лимон; лишнее — свёкла; бабочка, жук, синица, оса, пчела; лишнее — синица),«Доскажи словечко» (шляпа, панамка, косынка... бейсболка).
Поупражняйте ребёнка в подборе антонимов и синонимов в играх «Скажи наоборот» (день — ночь, маленький — большой, жара — холод, приходить — уходить, найти — потерять, веселиться — грустить, грязно — чисто), «Скажи по-другому» (неправда — ложь — обман, машина — автомобиль, спешить — торопиться, огромный — большой — громадный, храбрый — смелый — отважный).
Для развития общения можно использовать словесные игры, которые научат ребёнка формулировать вопрос и отвечать на него, разовьют сообразительность, умение высказывать свое мнение и доказывать правоту, формировать культуру диалога.
Что в сумке?
Найдите в сумке какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребёнку (например, расчёску). Предложите отгадать, что это за предмет. Ребёнок задаёт вопросы, а взрослый на них отвечает. За каждый вопрос — очко.
После того как ребёнок угадает, надо спросить, почему он так думает. Если не угадает, можно подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы сделать причёску. Можно загадать загадку: «Какого гребешка нет у петушка?»
Затем надо дать возможность загадать предмет ребёнку.
Ошибка
Взрослый: «Я буду сообщать тебе о чём-то. Если ты заметишь ошибку в моих рассуждениях, исправь её и объясни, почему ты так считаешь. А если ты согласен с моим утверждением, то скажи: «Я согласен с тобой».
Примеры суждений:
• Карлсон жил в маленьком домике у леса.
• Пятница наступает после среды.
• Буратино — один из жителей Цветочного города.
• Мыть руки вредно для здоровья.
• Если слушаться взрослых, то ничего интересного происходить не будет.
• Если на деревьях есть листья, значит, сейчас лето.
Будь внимателен!
Взрослый говорит ребёнку о том, что людям очень часто хочется поделиться своими радостями или неприятностями. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад за тебя», «Очень приятно», «Я горжусь тобой». На невесёлое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе» или «Мне очень жаль».
Чтобы правильно отреагировать на сообщение, ребёнок должен быть очень внимательным. Взрослый сообщает ему о чём-нибудь хорошем или неприятном, а ребёнок должен порадоваться или посочувствовать.
Утверждения:
• Я сегодня иду на день рождения.
• Я победила в соревновании по плаванию.
• У меня сегодня очень сильно болит голова.
• Я купила себе красивое платье.
• Я потеряла свои любимые перчатки.
И т. д.
Дорогие родители, это лишь некоторые примеры игр и упражнений, которые могут помочь вам развить коммуникативные способности ребёнка. Став хорошим собеседником, ваш ребёнок легко войдёт в группу сверстников и в детском саду, и в школе. А успешное взаимодействие с окружающими — залог личностных достижений вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в детском саду: "Как учить ребенка считать?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»...

Консультация для родителей в детском саду: «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети и...

Консультация для родителей в детском саду «Чем занять ребенка летом»

Настало замечательное время года - лето! Это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Дети, так же как и взрослые нуждаются в полноценном отпуске, наполненном впечатлениями, солнцем, совместными иг...

Консультация для родителей в детском саду «Чем занять ребенка летом»

Рекомендации предназначены в помощь родителям для организации летней прогулки с детьми (от 2 до 7 лет). Содержит перечень игр и упражнений для интересной и познавательной прогулки....

Консультация для родителей в детском саду «Чем занять ребенка летом»

Консультация для родителей в детском саду «Чем занять ребенка летом»...

Консультация для родителей в детском саду "Как научить ребенка слышать и слушать"

laquo;Как научить ребенка слушать  и слышать родителя»Как часто такое бывает? Вы попросили ребенка о чем-то, а в ответ полное игнорирование или лаконичное «нет», «не буду...