Методическая разработка Использование дидактических игр на занятиях по «Весёлому счету»
методическая разработка

Лариса Юрьевна Трофимова

Использование дидактических игр на занятиях по «Весёлому счету»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrazrabotka.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Использование дидактических игр на занятиях по «Весёлому счету»

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Актуальность использования:

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры облегчают индивидуальную работу с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

3. Разработать систему занятий по «Весёлому счёту» с использованием дидактических игр.

Для решения поставленных задач были использованы методы:

- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение,

- диагностика,

- математическая обработка данных.

Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня  сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Объект элементарные математические представления у дошкольников.

Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Новизна опыта заключается в том, что в работе предлагается подробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями.

Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

- учитываются особенности психики ребенка;

- учитываются общие особенности детей;

- педагог использует личностно ориентируемый подход к дошкольникам;

- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

Предполагаемый конечный результат: использование дидактических игр способствует  формированию элементарных математических представлений дошкольников.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.

Практическая часть

1. Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую 2 раза в неделю. Она состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. Дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний. Дидактическую игру включаю как одно из средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10(20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Например: «Теремок», «Кот и мыши»- формирование навыков счёта в пределах 10, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

«Весёлые цифры»- ребенку необходимо к каждой цифре подобрать картинки с соответствующим количеством предметов. Данная настольная игра поможет обучающимся научиться соотносить цифры и количество предметов, закрепить навыки количественного счёта.

«Разноцветные фонарики» - игра проводится перед изучением чисел и направлена на формирование представлений о количестве и овладению терминами «много»- «мало». Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет.

Игра «Решаем примеры» предназначена для закрепления навыков счёта, освоения математических действий сложения и вычитания, а так же поможет при составлении и решении задач.

Игра «Поезд». В ходе данной игры дети закрепляют знания о числах, тренируются в счёте и решении примеров.

«Числовые домики» настольная игра в ходе, которой дети познакомятся с цифрами, количественным и порядковым значением чисел, основными математическими знаками, составом числа, а также научаться составлять т решать простые примеры на сложение и вычитание.

«Поиграем, посчитаем» в ходе этой игры обучающиеся осваивают навыки счёта, повторяют цифры, закрепляют знания о составе числа.

«Чудесный мешочек» - в ходе этой игры у детей закрепляются знания о визуальном представлении цифры (В мешочек кладу вырезанные из картона или пластиковые цифры, ребенок должен определить какую цифру он достал. Назвать соседей числа, отсчитать нужное количество фигур). Вышеперечисленные и многие другие дидактические игры используются на занятиях и в свободное время, с целью развития детей.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. К этой группе относятся игры: «Что изменилось?», «Оденем кукол», «Гаражи», «Наш день», «Когда это бывает?», «Наоборот».

Например, игра «Учим часики» научит ребенка определять время по часам, называть время, познакомит с режимом дня, временем суток (утро, день, вечер, ночь).

В дальнейшем, можно использовать следующие игры.

"Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Например: игра «Подбери схему» позволяет ребенку тренировать пространственное мышление.

«Слева - справа. Сверху - снизу», «Путешествие по комнате» - дети научаться определять положение предметов относительно чего-либо, различать направления и ориентироваться в пространстве.

Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятии. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку».

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

К играм с геометрическими фигурами я отнесла:

«Геометрическое лото» данная игра учит детей сравнивать предметы с геометрическими фигурами и подбирать нужные предметы по форме. Формировать умение выделять основные признаки фигур.

«Найди свою фигуру» - формирование у детей представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Игра «Подбери по форме» - обучающийся подбирает к каждой геометрической фигуре предметы похожие на неё по форме. Данная игра познакомит детей с геометрическими фигурами, научит детей подбирать похожие на эту геометрическую фигуру предметы, поможет усвоить понятие формы и закрепить знания о цвете.

«Большой, средний, маленький» данная игра нацелена на то, чтобы ребенок научился разделять предметы по группам: большие – к большим, маленькие – к маленьким, средние – к средним.

«Отгадай, что в мешочке?» С помощью этой игры можно закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах.

Логические блоки Дьенеша знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение. Так же можно использовать такие игры как: «Игра в поручения», «Достань мяч» - научат детей составлять алгоритм действий, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели.

«Какая игрушка спряталась?» - развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, связной речи, умения отвечать на вопросы.

«Кто больше запомнит» - проведение этой игры развивает память, логику, пространственное мышление. Ребенок должен запомнить, какой предмет, где находиться. После того как педагог изменит месторасположения предметов дети должны вернуть все на свои места.

Игра «Загадочные домики» помогает развить логическое мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание. Дети научаться подбирать предметы, нарисованные на крыше и располагать их так, чтобы ни в одном ряду и ни в одном столбике они не повторялись.

«Похожий – непохожий» - развитие логики, умения конструировать, развитие речи. Ребенку необходимо правильно собрать все картинки, найти парные и рассказать, чем они похожи и чем отличаются.

«Собери картинки в ряд»- в ходе игры у детей развивается зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и логика. Ребята научатся относить предметы к определенной группе и называть их обобщающим словом.

«Часть и целое»- ребенок научится сравнивать, анализировать, логически размышлять и определять функциональное назначение любых предметов изображенных на карточке.

«Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Листик» - это логические игры с геометрическими фигурами, играя в которые ребенок научиться моделировать. Они стимулируют образное, пространственное и творческое мышление, развивают память и воображение.

«Что делают матрёшки?» данная игра развивает логику, позволяет закрепить математические понятия: большой — маленький; один – много, ни одной; выше — ниже.

Не заменимыми играми в работе с дошкольниками являются также очень любимые детьми палочки Кюизенера, которые помогут ребенку научиться:

•различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху);

•осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т.д.), сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

•осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

•освоить навыки – сложение и вычитание;

•с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

При этом происходит сопоставление понятия и символа.

Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей, использую следующие методы контроля:

- анализ деятельности детей на занятиях;

- анализ деятельности детей в процессе дидактических игр, анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, развитию памяти, мышления, внимания, связной речи, учат анализировать, систематизировать.

Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения, а сложная наука математика казалась простой и интересной.

Свою разработку я начала с высказывания великого педагога В.А. Сухомлинского и хочу закончить его же словами «Игра - это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности».

Так пусть каждый педагог сможет зажечь в себе этот огонек и отдать частичку огонька своим воспитанникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлый счет

Развитие логики и мышления у детей старшего возраста....

Загадки-обманки, весёлый алфавит, весёлый счет

Загадки-обманки для детей. Ответ не в рифну, а над ним необходимо подумать. Веселый алфавит поможет с помощью игры повторить буквы, а веселый счет научит ребёнка считать....

Дидактическое многофункциональное пособие из фетра для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Весёлый счет»

Дидактическое многофункциональное пособие из фетра для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Весёлый счёт"Данное пособие позволяет совершенствовать навыки счёта в пределах 5 и 10, ...

программно-методические и дидактические материалы. открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Материал для проведения открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игр Воскобовича.Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр; формировать ум...

«Весёлый счет». Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Весёлый счёт"....

«Весёлый счет». Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе.

laquo;Весёлый счет». Открытое занятие по ФЭМПв подготовительной группе....

Методическая разработка: «Весёлый счет».

Цель: развитие математических способностей воспитанников.Задачи:1. Закрепить счет в пределах десяти, в прямом и обратном порядке;2. Развивать логическое мышление детей;3. Закреплять знания о геометрич...