Методическая разработка по дополнительному образованию "Шахматная королева" 6 -7 лет
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Данная программа расчитана на детей дошкольного возраста на один год в возрасте 6 - 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №73 «Алёнушка»» городского округа города Шарья костромской области

Согласовано                                                                                   Утверждена

На педагогическом совете                                                 Заведующий МБДОУ № 73 «Алёнушка»

Протокол №    от                                                                                        Приказ №    от      2021г.

Дополнительная общеразвивающая

программа

«Шахматная королева»

Возраст участников реализации программы

6-7 лет

Срок реализации программы – 1 год

Автор – составитель: Крохина Нина Геннадьевна

педагог дополнительного образования

                                                             

                                                          Шарья, 2021г.

                                                     

                                                       

  Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………..3 – 4 ст.
  2. Перспективное планирование………………………………………………..5 - 11 ст.
  3. Ожидаемые результаты освоения программы. Диагностика на конец года….12 ст.
  4. Методический инструментарий…………………………………………………13 ст.
  5. Методический аппарат…………………………………………………………...14 ст.
  6. Заключение………………………………………………………………………..15 ст.
  7. Список литературы……………………………………………………………….16 ст.
  8. Приложение 1………………………………………………………………..17 - 18 ст.
  9. Приложение 2………………………………………………………………..19 – 27 ст.
  10. Приложение 3………………………………………………………………..27 – 39 ст.

                                                     

                                                       

                                                   

                                                     

                                                  Пояснительная записка

В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка. Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы развивает наглядно-образное и логическое мышление, внимание и память, способствует развитию воображения и творчества, воспитывает усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений. Как правило, дети, умеющие играть в шахматы, намного лучше учатся в школе. Шахматы являются маленькой моделью жизни: все навыки, приобретенные в процессе занятий шахматами, помогут ребенку в будущем, кем бы он ни стал. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить и запомнить материал: 1 -е занятие — это первоначальное знакомство с новой темой. Сюда входит подробное объяснение темы, беседа с детьми по наводящим вопросам по данной теме, разнообразные задания детям с целью выяснения усвоения материала, индивидуальные задания для закрепления и обязательно – творческое задание.

Творческие задания - это особый вид заданий для формирования устойчивого интереса малышей к шахматам. Такие задания представляют собой часть занятия, на котором дети занимаются творческой деятельностью, столь любимой дошкольниками — они получают задание нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру так, как они ее себе представляют. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе. Можно организовать в группе выставку детских работ, которую следует постоянно пополнять новыми работами или использовать их для украшения праздников и досугов.

2- е занятие — продолжение темы, в процессе которого новая тема повторяется и закрепляется с помощью разнообразных дидактических игр-заданий. Некоторые задания даются с усложнениями - это игры-задания более сложной конструкции для детей, быстрее других справившихся с предыдущими заданиями.

3- е и последующие занятия — это, как правило, тоже закрепление материала с вариацией различных игр, упражнений и индивидуальных занятий, а в дальнейшем уже и игровая практика, или практические занятия, в процессе которых дети разбиваются на пары и уже за шахматной доской — в режиме, приближенном к реальной игре — закрепляют изученный материал.

Цель программы: 

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи:

  1. Создать предметно - развивающуюся среду для обучения детей игре в шахматы.
  2. Расширить кругозор, способствовать запоминанию, умению сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы).
  3. Развивать изобретательность и логическое мышление.
  4. Вырабатывать целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
  5. Помочь довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до участия в муниципальных конкурсах.

                                                         Актуальность:

Актуальность обучения игре в шахматы – формирование инновационного общества, умеющего думать, решать задачи. И именно шахматы превосходная школа последовательного логического мышления. Обучение детей с раннего возраста воспитывает у них мировоззрение, мироощущение, знание законов логики, место человека в реальном мире. Повышает самосознание и воспитывает самоуверенность в своих силах. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б. С. Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д. Б. Богоявленская); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н. Ф. Талызина), развития интеллектуальных способностей (Н. Г. Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В. А. Сухомлинский); формирования образного мышления (Л. А. Венгер). В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта, компьютерными играми и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весовым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Мы должны готовить с дошкольного возраста в дошкольных учреждениях, для этого необходимо создать все условия для развития каждого ребенка.

Новизна:

Новизна программы по обучению детей игре шахматам заключается в том, что она насыщена большим количеством дидактических игр и заданий разного уровня сложности, а совместная деятельность составлена по принципу интегрированных видов деятельности, с учётом личностного ориентированного подхода к ребёнку. Программа помогает выявить шахматные дарования среди детей, привлечь родителей к развитию таланта у своего ребёнка.

Обоснования необходимости:

В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта, компьютерными играми и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Имея опыт, обучения игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что, шахматы, могут служить хорошим тренажёром развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весовым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Мы должны готовить будущих спортсменов со стен дошкольных учреждений, для этого необходимо создать все условия для развития каждого ребенка.

                                       

               

                                         

                                           Перспективное планирование: 

Месяц

Тема

Цель

Программные задачи. Содержание.

Сентябрь

1.

Вводное: «В стране шахматного королевства»

Ознакомление детей с понятием «Шахматная игра». Ведение новых понятий — «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.

1. Знакомство с историей возникновения шахмат.

Способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Чтение сказки о шахматах. Беседа с детьми.

2. Путешествие по шахматной стране.

Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.

3. Закрепление изученного материала. Игры-задания.

2.

«Волшебная доска»

Повторение пройденного материала. Ознакомление с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.

1. Повторение пройденного материала. Дать детям понятие о том, что в шахматы играют два соперника.

2. Познакомить с новыми понятиями.  Начать знакомство с «шахматным» алфавитом.

3. Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

3.

«Волшебная доска» (продолжение темы)

Повторение понятия «диагональ», продолжение знакомства с «шахматным» алфавитом.

1. Вспомнить, что такое «диагональ».

Игры-задания на закрепление этого понятия.

2. Повторить «шахматный» алфавит. Упражняться в нахождении «адреса» поля на шахматной доске.

3. Индивидуальное задание (в тетради).

4.

Обобщающее  на тему «Волшебная доска»

Повторение и закрепление знаний о шахматной доске.

1. Разделить детей на 2 команды, предложить задания.

Повторить и закрепить знания о шахматной доске — горизонтали,

вертикали, белые и черные поля, чередование полей, шахматный алфавит, шахматная нотация.

2. Работа парами за шахматной доской.

3. Индивидуальная работа. Графический диктант.

Октябрь

5.

«Шахматные фигуры»

Знакомство детей с шахматными фигурами.

1. Использование сюрпризного момента.

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), формировать у детей умение сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

2. Игры-задания для закрепления нового материала.

3. Состязания.

6.

«Шахматные фигуры» (продолжение темы)

Закрепление знаний детей о шахматных фигурах.

1. Повторить названия шахматных фигур.

Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Умение определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

2. Дидактические игры - задания. Закрепить полученные знания с помощью дидактических

игр-заданий.

3. Предложить детям побыть настоящими художниками и нарисовать свои любимые шахматные фигуры.

                                                               

7.

«Начальное положение»

Знакомство детей с новыми понятиями.

1. Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет».

2. Повторить с детьми название всех шахматных фигур и показать, какое место занимает каждая из фигур в начальной позиции.

3. Дидактические игры-задания.

8.

«Шахматная фигура Ладья»

Знакомство детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием

«ход фигуры».

1. Вспомнить названия шахматных фигур и расставить на доске начальное положение.

2. Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием

«ход фигуры», «взятие».

3. Закрепить изученный материал.

9.

«Шахматная фигура Ладья» (Закрепление темы).

Продолжение знакомства детей с шахматной фигурой «ладья»,

знакомство с новым понятием «взятие».

1. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья».

2. Вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие».

3. Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

Ноябрь

10.

«Шахматная фигура Слон»

Знакомство детей с шахматной фигурой «слон».

1. Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «Ладья».

2. Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

3. Закрепить изученный материал.

11.

«Ладья против слона» (игровая практика)

Закрепление полученных детьми знаний о шахматных фигурах «ладья»

и «слон».

1. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья»

и «слон» в игровой практике на шахматной доске; умении детей следовать определенным правилам во время шахматной партии — делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход; формирование у детей умения понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

2. Работа парами за шахматной доской.

3. Игра-задание «Разыгрывание позиций».

                                           

12.

«Шахматная фигура Ферзь»

Знакомство детей с шахматной фигурой «ферзь».

1. Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции.

2. Познакомить детей с ходом ферзя.

3. Закрепить изученный материал.

13.

«Шахматная фигура Ферзь» (продолжение темы - игровая практика)

Закрепление полученных знаний детей о шахматной фигуре «ферзь».

1. Закрепить полученные знаний детей о шахматной фигуре «ферзь» в

игровой практике на шахматной доске; умение детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход.

2.  Продолжать формировать у детей умения понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

3. Игра-задание «Разыгрывание позиции»

Декабрь

14.

«Шахматная фигура Конь»

Знакомство детей с шахматной фигурой «конь».

1. Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции.

2. Ход коня, взятие.

3. Закрепить изученный материал.

15.

«Шахматная фигура Конь» (продолжение темы - (игровая практика)

Закрепление полученных детьми знаний о шахматной фигуре «конь»

1. Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске. 2. Формировать у детей умение правильно взаимодействовать между

фигурами в процессе выполнения игровых заданий.

3. Вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игр.

16.

«Пешка»

Знакомство детей с «пешкой».

1. Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки.

2. Формировать знания о понятии - «Взятие на проходе».

3. Закрепить изученный материал.

17.

«Шахматная фигура Пешка» (продолжение темы)

Закрепление полученных знаний о шахматной фигуре «пешка».

1. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки.

2. Познакомить с новым понятием — «превращение пешки».

3. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Январь

18.

«Шахматная фигура Король»

Знакомство детей с шахматной фигурой «король».

1. Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в

начальной позиции. Ход короля. Взятие.

2. Закрепить изученный материал.

3. Индивидуальная работа. Игры – задания.

19.

«Шах»

Знакомство детей с новым понятием «шах».

1. Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха, умение находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.

2. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, умение правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.

3. Индивидуальные игры – задания, для закрепления нового материала.

20.

«Шах и мат»

Знакомство с новым понятием «мат».

1. Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат».

2. Формировать умение находить позиции, в которых объявлен «мат», в ряду остальных, где мата нет.

3. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, развивать у детей умение правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Февраль

21.

«Шах и мат»

Закрепление темы.

1. Закрепить значения понятий -  «шах», «мат».

2. Формировать умение находить позиции, в которых объявлен «мат», в ряду остальных, где мата нет.

3. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, развивать у детей умение правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

22.

«Мат в один ход»

Знакомство с новым понятием  - «мат в один ход».

1. Вспомнить значение понятия «мат». 2. Познакомить с новым понятием – «мат в один ход». Развивать умение определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

3. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий.

23.

«Ничья и пат»

Знакомство детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат».

1. Познакомить детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат».

2. Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

3. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий.

24.

«Ничья и пат» (продолжение темы)

Закрепление детей новых понятий - «ничья» и «пат».

1. Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций.

2. Формировать умение находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

3. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий.

                         Март

25.

«Рокировка»

Знакомство детей с новыми понятиями: «рокировка», «короткая рокировка».

1. Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «короткая рокировка».

2. Познакомить с правилами рокировки.

3. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

26.

«Рокировка» (Продолжение темы)

Продолжать знакомство детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная рокировка».

1. Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная рокировка».

2. Познакомить с правилами рокировки.

3. Закреплять полученные знания посредством игры.

27.

«Шахматная партия»

Знакомство детей с новыми понятиями - «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур».

1. Познакомить детей с правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

2. Познакомить детей с новыми понятиями - «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек).

3. Вспомнить с детьми значение понятия «ценность фигур» Дидактические игры-задания.

Апрель

28.

«Шахматная партия» (продолжение темы)

Продолжать знакомство детей с правилами ведения шахматной игры.

1. Продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры.

2. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов.

3. Закреплять полученные

знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

29.

«Шахматная партия» (продолжение темы)

Продолжать знакомство детей с правилами ведения партии.

1. Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии.

2. Познакомить с новыми понятиями «ловушка».

3. Игровая практика. Разыгрывание шахматных партий между детьми.

30.

«Шахматная партия» (продолжение темы)

Продолжать знакомство детей с правилами ведения партии.

1. Продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами. 2. Познакомить с новыми понятиями «детский мат».

3. Игровая практика. Разыгрывание шахматных партий между детьми.

                         Май          

31.

«Шахматные часы»

Знакомство с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

1. Вспомнить с детьми, что такое шахматная партия, правила

поведения партнеров во время партии, основные дебютные принципы.

2. Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во

время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

3. Игровая практика. Разыгрывание шахматных партий с определенным контролем времени.

32.

«Шахматный досуг»

Итоговое мероприятие.

1. Выход команд.

2. Задание-разминка. Загадки-рифмы.

3. Задание-эстафета.

4. Задание —контрольные вопросы.

5. Задание для капитанов команд.

6. Задание-сюрприз.

7. Слово жюри - награждение участников.

34.

Диагностика.

1. Ориентироваться на шахматной доске;

2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

3.        Правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

4.        Правильно расставлять фигуры перед игрой;

5.        Называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

6.        Различать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

7.        Рокировать;

8.        Объявлять шах;

9.        Ставить мат;

10.        Решать элементарные задачи на мат в один ход.

35.

Диагностика.

                         Ожидаемые результаты освоения программы:

- Создать предметно - развивающуюся среду для обучения детей игре в шахматы.

- Расширить кругозор, способствовать запоминанию, умению сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы).

- Развить у детей изобретательность и логическое мышление.

- Выработать в детях целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.

- Помочь довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до участия в турнирах.

                                     Диагностика на конец года:

  1. Ориентироваться на шахматной доске;
  2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  3. Правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
  4. Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  5. Называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
  6. Различать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  7. Рокировать;
  8. Объявлять шах;
  9. Ставить мат;
  10. Решать элементарные задачи на мат в один ход.

                                 Методический инструментарий

Формы:

  • Дополнительное образование, обеспечивающее наглядность, системность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная деятельность.

      Учебный материал распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

      Продолжительность деятельности с детьми подготовительной группы (6 – 7 лет) – 30 мин.

      Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю, состоит из 3 частей. Первая -теоретическая часть; вторая работа в рабочих тетрадях (на развитие мелкой моторики рук); третья часть – практическая, непосредственное обучение игре в шахматы. В ходе обучения проводится повторение и закрепление пройденного материала. Всего в год 35 занятий.

Методы: дидактические игры, пальчиковая гимнастика, игры – задания, блиц – опросы, логические задания, соревнования, конкурсы (на лучшее логическое задание, лабиринт, фигуру-силуэт), метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала), развлечения.

Приёмы: игровой, побуждение к действию, сюрпризный момент, выставка разных видов шахмат, указания, напоминание, беседа, познавательные видеофильмы, обыгрывание учебных заданий, знакомство со знаменитыми шахматистами.

Используемый материал: Магнитная шахматная доска, шахматы, наглядные пособия, шахматные задания, карточки – задания, дидактические игры, загадки, фото шахматистов, пособие для начинающих шахматистов - «Шахматная тетрадь для дошкольников»

                                            Методический аппарат

Рекомендации:

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

    Итогом являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

                                                               Заключение.

«Чтобы переварить знания, надо

 поглощать их с аппетитом»,

–  любил повторять А. Франс.

         Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Шахматная игра дарит ребёнку-дошкольнику радость творчества, является универсальным средством развития его интеллектуальных способностей, обогащает духовный мир, расширяет кругозор, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремлённость, усидчивость, дисциплинированность, силу воли, спортивный характер, развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение, планировать свое время, системно мыслить.

        В детском саду уделяется большое внимание развитию логическому мышлению старших дошкольников. И одно из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы.

Список литературы:

Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы». – Москва «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995.

Костенюк А., Костенюк Н. «Как научить шахматам.» - «Дошкольный шахматный учебник» Москва 2008.

Петрушина Н. «Шахматный учебник для детей» серия «Шахматы». «Феникс» Ростов – на – Дону 2007.

Сухин И. «Приключения в шахматной стране». – Москва: Педагогика, 1991.

Приложение 1

Картотека игр и заданий для обучения игре шахматы.

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Воспитатель словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Воспитатель загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Воспитатель берёт две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Воспитатель берёт две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Воспитатель произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Воспитатель играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ребёнок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с воспитателем следующим образом: на каждый ход воспитателя ребёнок отвечает двумя своими ходами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей дошкольного старшего возраста по подготовке к обучению в школе "Букваренок"

Методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет на 2 года обучения и предусматиривает обучение по разделам: Обучение грамоте и Развитие математической логики. Занятия проходят в рамках дополни...

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, фрукты, челов...

Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"

АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности " Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, ф...

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе студии «Детский АРТ» «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга....

Методическая разработка программы дополнительного образования «Лаборатория чудес»»

Ведущей идеей программы «Лаборатория чудес»,  заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных ...