Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе студии «Детский АРТ» «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет»
методическая разработка

Вылегжанина Алла Николаевна

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pravopolusharnoe_risovanie.docx149 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное казенное учреждение города Москвы

        Центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок»      

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

   

Согласовано                                                                                     утверждаю

на методическом совете

                Методическая разработка  

к дополнительной общеобразовательной программе студии    «Детский АРТ»

«Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Составила:

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                   Вылегжанина А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 г. Москва

2020 г.


Пояснительная записка.

До недавнего времени система образования поощряла обучающихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний.

Но подходы к воспитанию и обучению меняются. Педагоги из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов.

Акцент переносится на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия.

Данные направления находят воплощение в Федеральном государственном образовательном стандартенацеливая содержание образовательного процесса на:

          Раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;

           Содействие трансляции культуры, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;

           обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими.

Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет художественно-продуктивная, в т.ч. изобразительная, деятельность.

Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

Одним из эффективных методов раскрытия творческого потенциала и обучения навыкам рисования является метод правополушарного рисования.

 

Что такое правополушарное рисование

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.

Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования Б. Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.

Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.

Метод правополушарного рисования позволяет:

                Упростить  творческий процесс,

                Исключить  анализ деятельности,

                Избавить  от внутренних преград,

                Обрести внутреннюю гармонию,

                Раскрыть творческие способности, и проявить индивидуальность.

Актуальность

Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Дети, у которых сгармонизирована работа обоих полушарий, меньше устают, более работоспособны.

Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребенка.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

 

Направленность метода правополушарного рисования

            «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет» имеет художественно-эстетическую направленность.

Обучение рисованию направлено на воспитание художественной культуры детей, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность   представлены в их содержательном единстве.

 

Педагогическая целесообразность метода правополушарного рисования

В процессе реализации дети не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции, которые, зачастую, малыши не могут вербализировать.

Воспитанники вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

 

Задачи

Посредством правополушарного рисования:

              формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;

              развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения;

              развитие интереса к самостоятельной изобразительно-творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, формирование уверенности в своих силах.

 

Возраст детей

 для детей 4-5 лет.

 

Форма занятий – индивидуальная, групповая

 

Приемы, используемые в работе:

1.           Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию межполушарного взаимодействия;

2.           Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы.

3.            Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключится, за работу принимается правое.

4.           Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а просто-напросто пустое место. Пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, чтобы тратить на них время. Тогда за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и с превеликим удовольствием справляется с поставленной задачей)

5.           Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.

6.           Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) - включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени.

 

Ожидаемые результаты в освоении метода правополушарного рисования

               владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета,  передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его части;

              используют в одной работе разные изобразительные материалы;

              освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;

              самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно выражать свой замысел в творческой работе;

              получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;

              уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно оценивать свою работу;

              общий кругозор воспитанников расширен, т.к. занятия проходят в соответствии с календарно-тематическим планом;

              расширен и обогащен художественный опыт детей;

              сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; 

              дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием;

              побуждение детей к творческим поискам и решениям;

              развитие мелкой моторики рук.


Перспективно-тематическое планирование

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1

Вводное занятие (о технике) 

  Познакомить детей с нетрадиционным   способом рисования. Провести вводный инструктаж. Просмотр видео фильма «Рисовать может каждый». Знакомство с необходимыми материалами. Учить детей создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Подвести к выводу, что разное время суток имеет разную освещенность.

2

Одуванчики

 

 Создавать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Формировать умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, создавать фон в диагональном направлении  гуашевыми красками, используя разные кисти. Знакомить с формой, объемом, светом и тенью. Формировать навык работать в технике  «тычок», жесткой кистью. Развивать художественное восприятие и творческое воображение.

3

Осенний натюрморт

 Продолжать способствовать накоплению  знаний о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех- четырех предметов. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.  Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке.

Октябрь

1

   Осень золотая

 Продолжать учить детей создавать образы веток дерева, подбирая красивые цветосочетания, создавать фон, круговыми движениями. Познакомить с техникой «двойной мазок». Формировать композиционные умения, умение подбирать цветовую гамму наиболее подходящую для данного времени года. Поощрять детей воплощать в  художественной форме свои представления, чувства, переживания.

2

Осеннее дерево.

  Формировать умение создавать фон в горизонтальном направлении. Продолжать учить детей рисовать несложные сюжеты. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы, дать элементарные понятия о законах линейной перспективы.

Ноябрь

1

  Лист.

   Формировать умение создавать фон в вертикальном направлении. Побуждать к самостоятельному поиску изображения лесных животных. Способствовать формированию умения создавать композиционный ансамбль, используя в рисовании уже знакомые приемы. .

2

 Натюрморт

(работа с использованием видоискателя)

 Способствовать развитию умения создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Знакомить с формой, объемом, светотенью, учить использовать прием активизирующий работу правого полушария «Видоискатель». Формировать навык  видеть  и  переносить пропорции выбранного предмета. Продолжать знакомство с жанровым многообразием искусства. Показать особенности натюрморта.

Декабрь

1

  Зимний пейзаж

 Продолжать знакомить с техникой смешивания цветов, ориентируясь на свою интуицию. Учить использовать в одной работе несколько видов кистей. Познакомить с новым приемом рисования ели;

Продолжать знакомить с техникой «набрызга» с помощью жесткой кисти. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть прекрасное. Развивать художественно-творческие способности: воображение, фантазию, чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к природе в зимний период.

 

 

2

 Скоро, скоро Новый год!!!

 Развивать творческие способности и воображение. Закреплять умение создавать фон, круговыми движениями. Способствовать освоению детьми техники  «набрызг».

Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге. Развивать композиционные умения.

Продолжать воспитывать смелость, художественную уверенность.

Январь

1

  Снеговик.

Продолжать учить рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Формировать умение создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Закреплять приемы рисования  сухой кистью.

2

 Маленький совенок.

Побуждать передавать свои эмоции в рисунке, развивать творческое воображение.

  Формировать умение передавать пропорции элементов в рисунке, создавать композицию, развивать пространственное мышление и самостоятельность в выполнении рисунка.

 Продолжать знакомить с видами птиц, их повадками и особенностями.

  Развивать внимательность и последовательность определенных действий.

 Продолжать учить создавать фон круговыми движениями. Познакомить с техникой – монотипией. Развивать пространственное мышление, глазомер, координацию движений. Предложить детям придумать сказочную историю про героя своей картины.

Февраль

1

 Медуза

 Познакомить детей с подводным пейзажем, побуждать  передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей. Продолжать способствовать умение  создавать  фон. Вызвать интерес детей  рисовать мятой бумагой морское дно. Закреплять навык рисования в технике «двойной мазок» и «набрызг». Воспитывать эстетическое отношение к природе.

 

2

 Открытка для друга.

  Продолжать знакомить с праздником посвящённому «Дню защитника Отечества», развивать у детей чувство любознательности, формировать нравственно-патриотическое отношение к празднику, уважение к защитникам охранявших наше мирное спокойствие, воспитывать у дошкольников доброе отношение к дедушкам, папам, ветеранам.  Расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества и знакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов. Закреплять умение рисовать технику, развитие творчество.

Март

1

 Ромашка.

  Продолжать закреплять умение создавать фон гуашевыми красками в диагональном направлении, используя разные кисти. Продолжать знакомить с формой, объемом, светотенью, продолжать знакомить со способом рисования – «набрызг», «двойной мазок». Поддерживать самостоятельность, уверенность, в поиске средств художественно-образной выразительности. Воспитывать художественный вкус.

2

 Морской пейзаж.

  Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить создавать просой рисунок. Закрепить знания детей о теплых цветах и оттенках. Упражнять в смешивание красок на палитре. Развивать чувство цвета.

Апрель

1

  Космос.

 Закреплять знания об освоении космоса. Продолжать обучать детей приему «набрызга», изображать планеты, небесные светила элементами пальчикового рисования. Учить выделять главное в композиции. Развивать внимание, память, художественно-творческие способности, свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей стране. Продолжать учить смешивать различные цвета красок прямо на листе бумаги, учить рисовать кометы, планеты пальцами, звезды в технике «набрызг».

 

 

 

 

 

2

 Светлая Пасха.

  Продолжать знакомить детей с особенностями празднования Пасхи в России. Прививать чувство уважения к народным традициям. Развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков).  Вызвать у детей активный интерес, желание внимательно рассматривать пасхальный  натюрморт, любоваться красотой предметов, цвета, сочетанием предметов, композицией, дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте, вызвать ассоциации с собственным опытом детей, стимулировать эстетические оценки и суждения.

Май

1

Салют победы.

 Создавать условия отражать в рисунке впечатления о празднике. Формировать композиционные умения. Познакомить детей с техникой «рисование солью». Развивать творческое воображение, фантазию.  Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: Формировать патриотические чувства. Упражнять в смешивание красок, вливание цвет в цвет.  Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и её защитников.

2

Бабочка.

Продолжать формировать умение детей передавать в рисунке несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни, учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

 

 

 

 


 

Литература:

1.     «Искусство и развлечения» Анастасия Истомина, 2015г.

2.      «Как нарисовать все что угодно» 2015г.

3.     «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.

4.     «Ты – Художник» Бетти Эдвардс, 2010г.

5.     «Цвет», Бетти Эдвардс 2010г.

6.     А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПБ.: КАРО, 2007г.

7.      И. А. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.

8.     И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.

9.     О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПБ.: Речь; М.: Сфера,2011.

11. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения

12.    Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

13. СанПиН 2.4.1.3049–13


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Примеры упражнений, активизирующих работу правого полушария 

Понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано - ваза или два профиля? Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно разрезать эту картинку пополам. Правшам взять левую часть, левшам - правую. Картинку с половинкой вазы кладем на чистый лист бумаги. Начинаем упражнение: Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием - рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит, логика возобладала. Когда удается абстрагироваться от слов и рисовать линии, включается правополушарное рисование.

 

 Кверху ногами

 Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением черт относительно листа и других частей рисунка. Не нужно сначала переносить общий контур рисунка, а потом прорисовывать мелкие детали. Малейшая ошибка в этом случае приведет к нарушению всей композиции. Можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия - это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.

 

Контурное рисование

Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость - примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги. Продолжайте неотрывно рисовать в этой манере, пока не сработает таймер. За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения - не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема - либо глаза будут двигаться слишком быстро, либо рука - забегать вперед. Главная цель - добиться синхронизации зрения и движения карандаша. Задание предназначено для того, чтобы максимально усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и другими предметами, с множеством разнонаправленных линий. Уже после нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.

 Видоискатель

 Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию. Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.

Зеркальное рисование

1. Обведение двумя руками

Рисунок  простой, с минимумом деталей (домик ниже). Постороннюю (не относящуюся к рисунку) линию мы проводим намерено. Она помогает малышам на начальном этапе различать правую и левую части рисунка, находить точку для начала рисования. Ребятам постарше можно объяснить, что это особая линия. Если лист бумаги по ней согнуть, то половинки рисунка совпадут.

2.     Опора на часть рисунка

Нарисуйте половину предмета: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка бумажным скотчем. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.

3.     Без опоры на часть рисунка

 Свободную работу двумя руками лучше всего начинать с каракулей. Рисование двумя руками начинается от линии симметрии. Обе руки стараются воспроизводить одинаковый, но симметричный вид.

           

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Тема: "Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой".

Методическая разработкараздела основной общеобразовательной программыТема: " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Методическая разработка раздела основной общеобразовательно программы. Образовательная область: "Физическое развитие". Тема: "Сеансы активного движения как эффективная форма работы с родителями по здоровьесбережению"

Методическая разработка раздела основной общеобразовательно программы. Образовательная область: "Физическое развитие". Тема: "Сеансы активного движения как эффективная форма работы с родителями ...

Методическая разработка на тему:Конспект совместной деятельности «Ералаш в сказках К.И.Чуковского» ОО Художественно-эстетическое развитие Театрализованная деятельность старшая группа

Конспект совместной деятельности «Ералаш в сказках К.И.Чуковского»ОО Художественно-эстетическое развитиеТеатрализованная деятельностьстаршая группа  Цель: Способствовать раз...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Применение техник правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии ребенка

Особенности метода правополушарного рисования и некоторые приемы в работе с детьми....

Доклад " «Применение метода правополушарного рисования с детьми 4-5 лет»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга....