Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Тема: "Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой".
методическая разработка (младшая группа) по теме

Методическая разработка

раздела основной общеобразовательной программы

Тема: " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_novaya_.docx63.59 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Арзамаса

Методическая разработка

раздела основной общеобразовательной программы

Тема: " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение д/с № 44

Гвоздиковой  И.В.,

I квалификационная категория.

г.Арзамас 2013 год

Аннотация.

Одной из самых острых проблем современности является взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов земли, всего живого на земле

Важную роль в решении этих проблем играет экологическое воспитание всего населения и особенно молодого поколения

Эта методическая разработка посвящена проблеме экологического воспитания детей  раннего возраста посредством игры. Она может быть полезна воспитателям и родителям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3                                                                                                                                  

Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познание».………………………………… 6          

Глава II.    Характеристика образовательной области «Познание»

 2.1. Содержание образовательной области «Познание»

2.2. Задачи образовательной области

Глава III. Организация опыта освоения содержания образовательной области «Познание» 3.1. Уровень развития  воспитанников на первом этапе

3.2.Цели, задачи, и пути их реализации

3.3. Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями

3.4. Методы и приемы при организации работы

3.5. Взаимодействие с родителями

IV. Результаты работы                                        

 Заключение …………………………………………………………………………… 22                                                                                                                                        

Литература ……………………………………………………………………………. 24                                                                                                                                          

Приложения  …………………………………………………………………………… 26                                                                                                                                      

«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах…»

                                   Ч.Дарвин

Введение.

        На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

        Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение к природе, растениям, животным, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которое потом определяют мотивы поступков и поведения. За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, тем более что большая часть населения земли оторвана от природы, так как живет в городах. Да и природа все больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняется земля, вода в реках и морях. Не потому чтобы мы, «вносим» в природу в городские квартиры, служебные помещения, офисы, инстинктивно чувствуя опасность остаться вне общения с ней. Сейчас редкая семья не содержит кошки или собаки, попугайчика или черепахи, редкий офис не украшает красивый аквариум или комнатное растение. Это не удивительно, ведь мы устаем от потока людей и машин, от компьютера и  телевизора, от шума,  спешки в толпе большого города.

        Все мы должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинству и красоте природы, чтобы, уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней.

        В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и  способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. А в наше время – время скоростей, возрастание агрессии, эгоизма особо остро чувствуется  необходимость прививать эти чувства в наших детях.

        Убедившись, насколько это сейчас актуально, остро,  я и решила свою работу посвятить этой теме.

        Экологическое воспитание, я думаю, надо рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

        Критерием сформированности осознанно-правильного отношения к природе, результатом экологической культуры является действенная готовность детей участвовать  в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.

       Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

   

Глава I

Теоретические основы психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познание».

       Актуальность проблемы экологического воспитания обусловлена современным кризисным состоянием окружающей среды. Одним из путей преодоления экологического кризиса является создание эффективной системы экологического воспитания, что подчеркивается в нормативно-правовых документах (закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»,  закон «Об образовании», Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»).

       В настоящее время проблемой экологического воспитания дошкольников занимаются многие исследователи (Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, А. Рыжова). В их работах подчеркивается, что экологическое воспитание дошкольников – это длительный процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, развития экологической культуры.

       Большое наследие в области воспитания младших дошкольников окружающей средой оставил советский педагог В.А. Сухомлинский.

      Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка «Человек был, и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры.

       Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе».

       Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит. Земля, преобразованная нашим трудом. Как подтверждают исследования многих ученых, формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром, и развитие личности -  это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.

       Проблемами становления и развития познавательного образования посвящено значительное количество исследований.  Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенностей его личности. «Мысль рождается, -  писал Л.С. Выготский, –  не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции».

       Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского). Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из форм познавательного интереса представляется любопытство. Проявляется оно в ярких мимических реакциях, и вопросах типа «Кто это?», «Что это?»,  

       Л.В. Занков писал:  «…мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности, и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта».

       Любопытство является источников появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как  «…общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений».                              

        Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов.

Глава II

Характеристика образовательной области «Познание»

 2.1. Содержание образовательной области «Познание»

       В Программе  «Детство», на основе которой составлена основная общеобразовательная программа ДОУ, основной акцент сделан на деятельный подход в реализации содержания  программы в условиях активного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

        Программа разработана на принципах единства всего живого. Имеет светский, гуманистический характер, и направлена на формирование нравственных и гуманных  чувств и элементов нравственно-гуманного поведения. В единстве с развитием познания и чувств, осуществляется линия творчества.

       Задача Программы «Детство» - пробудить творческую активность ребенка, стимулировать развитие воображения, желание включиться в творческий процесс.

       Образовательная область «Познание» включает в себя три взаимосвязанных блока:

«Развитие сенсорной культуры», «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе», «Развитие математических представлений»,

       Все эти три блока обеспечивают развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; предлагаемая педагогическая технология работы с детьми основана на их комплексном осуществлении в образовательном процессе в первой младшей группе.

       Определены развивающие образовательные ситуации для осуществления организованной образовательной деятельности по каждому блоку; предложены разнообразные игры, наблюдения, тематические прогулки, эксперименты, ситуации взаимопомощи, которые позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание, образовательные области «Познание» в различных видах детской деятельности, и развивать в единстве познавательную, эмоциональную, и практическую сферы личности ребенка.

2.2. Задачи образовательной области

Развитие сенсорной культуры

       Дети третьего года жизни только начинают вхождение в предметный мир, который таит опасности, связанные  с неумелыми действиями, неправильными способами обращения с предметами и использованием их не по назначению, поэтому перед педагогом стоят следующие задачи:

  • Помочь ребенку получить отчетливые представления в предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их  в разнообразных видах детской деятельности.
  • Поддержать чувство удивления и радости от открытия предметного мира: воспитать у детей ценностное отношение к предметам, созданным трудом человека.
  • Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?»), к простейшему сенсорному анализу, выделению с помощью взрослого наиболее ярко выраженных в предметах качеств и свойств.
  • Помочь освоить соответствующий словарь, научиться правильно называть предметы ближайшего окружения.
  • Овладеть безопасными способами обращения с предметами, окружающими ребенка в детском саду и дома.

Ребенок открывает мир природы

       Задачи педагога:  

  • Постепенное расширение и усложнение представлений детей о природе
  • Стимулирование освоения детьми посильных навыков и умений по уходу за растениями и животными в единстве с развитием представлений  о них.
  • Воспитание у ребенка системы отношений к природе – гуманного, эстетического, познавательного отношения.

Развитие математических представлений

Задачи педагога:  

       Привлекать внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов; называние цвета и формы, расположения предметов, их размеров, назначения и количества, уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью;

Организация разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорное развитие.

       Таким образом, задачи и содержание работы с детьми первой младшей группы по освоению образовательной области «Познание», направлены на достижение цели – становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека.

Глава III

Организация опыта освоения содержания образовательной области «Познание»

  •   Уровень развития  воспитанников на первом этапе

           В образовании дошкольника есть важный момент проведение диагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога.

       В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группы дошкольников произойдут качественные изменения в показателях их экологической воспитанности, которые являются результатом использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей, одним из направлений которого является воспитание любви к природе родного края, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающих изучение каждого ребенка.

      Хотелось бы заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении дидактические игры это лишь небольшая часть системы использования дидактических как одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

       Мониторинг детского развития проводится два раза в год – в сентябре и в мае.

      Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенка образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

       Мониторинг образовательного процесса основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

       С помощью средств мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольников в  образовательной программе.

       Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности.

       Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

       Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы, и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

        По результатам обследования выявлен факт, что некоторые дети плохо различают основные формы конструктора (Саша Б., Диана Б.,Ваня Б.), и путают виды деревьев (Максим Е., Илья М.). Так же дети затрудняются в элементарных представлениях в сезонных явлениях природы.

       Исходя из данных фактов, необходимо работать с детьми по повышению их уровня знаний о разнообразных объектах и явлениях природы. Помогать малышам правильно называть предметы ближайшего окружения, постепенно расширять и усложнять представления детей о природе, привлекать внимание к свойствам и соотношениям окружающих предметов. Организовывать разнообразную интересную деятельность, направленную на сенсорную развитие детей.

       Итак, важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка является проведение диагностики познавательного развития ребенка. Это позволяет оценить успехи детей, зону ближайшего развития, и проанализировать степень эффективности работы педагога.

       В ходе работы у группы детей происходят качественные изменения в показателях их познавательного развития.

       Формируются экологические представления о мире животных, растений, об объектах живой и неживой природы, а так же бережное отношение к объектам природы.

3.2.Цели, задачи, и пути их реализации

        Реализуя основной общеобразовательной программу, изучая новинки методической литературы по данному вопросу, целью работы описание видов деятельности при изучении познавательных способностей средствами  ознакомления с природой.

Вся дальнейшая работа направлена на реализацию следующих задач:

  1. Раскрыть сущность познавательных способностей.
  2. Формировать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  3. Разработать перспективный план по познавательному развитию средствами ознакомления с природой.
  4. Написать картотеку наблюдений на прогулке и картотеку экспериментирования.  

Образовательная область «Познание» способствует развитию познавательной активности, выделение особенностей предметов и объектов природы на основе приемов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа и  обобщения.  Познавательное развитие расширяет представление о природе, стимулирует трудовые навыки и умения по уходу за растениями и животными в единстве с развитием представлении о них. В процессе наблюдений за природными объектами  формируется познавательный интерес и любознательность.  Через экспериментирование мы знакомим воспитанников с природным материалом, со свойствами различных предметов, закрепляем элементарные  представления о форме, величине, цвете, развиваем тактильные ощущения. Весь процесс приобщения  к природе мы осуществляем в интересной игровой форме, эмоционально, вызываем радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов.      

                                                                                                                     

  1.  Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями

Принцип интеграции образовательных областей является одним из принципов, на которых строится содержание и структура общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции, задачи одной из образовательных областей осуществляются не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.

Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями

Здоровье

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей при знакомстве с различными видами спорта, формирование элементарных математических представлений при ориентировке в пространстве.

Безопасность

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

Коммуникация

Обогащение словаря, развитие всех компонентов устной речи, а также свободного общения со взрослыми и детьми в процессе формирования целостной картины мира, расширения кругозора, интеллектуального развития детей.

Труд

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

Социализация

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире.

Чтение художественной литературы

Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра.

Художественное творчество

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.

Музыка

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

  •  Методы и приемы при организации работы

       Освоение образовательной области «Познание» осуществляется в разнообразных методах и приемах. Это дидактические игры и упражнения, беседы, рассказы педагога, загадки детям, наблюдение на порогулке, работа в уголке природы.

 Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

       Как же приучить малыша беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

      Для этого в группе созданы благоприятные условия для формирования у детей экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы, для организации процесса познания. Создана материальная развивающая предметная среда, которая соответствует программе. Она постоянно обновляется, создавая условия для знакомства с новыми предметами и материалами.

     В задачи педагога входят:

  • Постепенное расширение и усложнение представлений детей о природе.
  • Стимулирование освоения детьми посильных трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными в единстве с развитием представлений о них.
  • Воспитание у ребенка системы отношений к природе – гуманного, эстетического, познавательного отношения.

       В работе использованы наиболее эффективные методы приобщения ребенка к природе.

       Прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием фольклорных форм, коротких стихов, поговорок, потешек.

       Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов.

      В природном уголке с ребятами проводятся различные опыты с водой, песком, организую наблюдения за цветами.

      Малышам важно показать многообразие комнатных растений, приучить к бережному отношению к ним.

      Рассматривая с детьми растение, обращается внимание на его структурные части, называю их.

      Все комнатные растения нашей группы соответствуют программе. Цветы должны обильно и долго цвести: это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («Огонек») и др.

            Ухаживая за растениями, педагог называет свои действия, рассказывает, как нужно поливать цветы, привлекаю к этому детей.

     В группе есть растения в двух экземплярах, чтобы дети могли учиться находить одинаковые.

      В уголке природы есть мини-огород, где зимой выращивается лук,  морковь, зелень, свеклу. Дети наблюдают, как они растут, ухаживаем за ними. Педагог показывает, как правильно посадить луковицу (в землю и в банку с водой),  предварительно  рассмотрев ее с ребенком.

     У ребят развиваются такие качества , как трудолюбие, доброта  и забота об окружающем нас мире.

     Малышам очень нравятся игры - эксперементирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.

      Обращается внимание на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой.

       В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения.

     В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся  - заблестят.

           Все действия должны сопровождаться речью воспитателя и карточками-помощниками. Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами.

  • «Что же там спрятать?» В песок прячется какой либо предмет, ребенок его ищет.
  • «Золушка». Смешиваются камешки мелкого и среднего размера. Ребенок их перебирает в разные формы.

      Разнообразный посильный труд доставляет детям много радости, и вызывает интерес к трудовой деятельности.

      В то время, когда осуществляется уход за растениями  уголке природы, дети привлекаются к помощи. Они придерживают лейку, притирают листья фикуса, опрыскивают растения.

       Для ухода за ними имеется яркая красивая лейка (без ситечка).

      Всякий раз инициатива детей поощряется, достижения ими положительного результата.

       Осуществляя экологическое воспитание, педагог заботитсяо том, чтобы в группе были довольно широко представлены дидактические предметные и сюжетные картинки и картины, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы для малышей.  Они помогают подробно, внимательно рассмотреть те или иные объекты и явления природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях просто не  попадают в поле зрения ребенка.

       Иллюстрированный материал помогает уточнить и конкретизировать представления, полученные с помощью наблюдений.

      На несколько дней возле уголка природы помещаются репродукции с художественных картин, соответствующих сезону или той ситуации, которая встретилась в жизни детей, время от времени дети привлекаются к ним, с ними ведутся беседы о содержании картины, стимулирую проявление эмоций. Детям очень нравится большая картина «Кошка с котятами».

      Средством экологического воспитания малышей являются дидактические игры с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе игровые упражнения и игровые обучающие ситуаций.

      Все это помогает педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др.

      На третьем году жизни существенно изменяется понимание речи окружающих, что обеспечивает возможность использования в экологическом воспитании детской природоведческой художественной литературы.

      Слушая и запоминая содержание художественных произведений, малыши не только узнают о природе нечто новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически.

       Дети знакомятся с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающиеся иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, №Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина , К. Ушинского и др.

 Особенно нравятся малышам фольклорные тексты: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси..», «Сорока-сорока» и др.

       Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.

      В группе много дидактических игр природоведческого содержания:

  • лото «Овощи и фрукты»
  • «Сбор урожая»
  • «Назови предмет»
  • «Путешествие бабки-коробки»
  • «Большой - маленький»
  • Посади бабочку на цветок»

      Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой.

      Ни картина, ни рассказ не заменит живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка  в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку с малышами, я сознаю, что доя них это начало путешествия в большой, многообразный мир.

      На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Дети с удовольствием бегают и играют.

      Что, прежде всего, интересно малышу на улице? Погода! Ее состояние и постоянные изменения. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер.. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами.

      Дети часто смотрят на небо. Какое оно огромное, высокое, какой простор открывается вверху!

А какое оно разное по цвету! – голубое, синее; облака белые и темные плывут по небу. Чудесная картина!

      На участке имеется вертушка из пластиковых бутылок, покрашенная  в яркий цвет.

     Каждую прогулку проводится наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный.

      Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращается их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» - это ветер дует.

     

       Чья вина в том, что из любопытнейших человечков в раннем детстве, наши малыши превращаются в равнодушных людей? Взрослые вовремя не поддержали интерес, не научили видеть, замечать, понимать окружающий мир. Взор ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому, при наблюдениях на прогулках, я выбираю отельные, самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года.

      Каждый сезон по-своему прекрасен! Осень – унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…»

       Время расцвечивания листьев и листопада – красивое и удивительное явление в жизни природы.

       Ребенку предлагается положить листочек на ладошку.  «Большой он или маленький? Да, правильно, большой. Больше ладошки, всю ее закрыл. Нравится тебе листик? И мне нравится, он очень красивый. А какого он цвета?».

       Дети собирают листочки и составляют из них букет. При наблюдениях используются стихи:  Листопад, листопад,

                    Листья желтые летят,

                     Листья под ногой шуршат,

                     Скоро голый будет сад.

       Очень важно сочетать наблюдения с разнообразными играми. Дети с удовольствием делают шапочки из собранных листьев, складывают их черенками.

       Осенью проводятся наблюдения за дождем. Эти наблюдения всегда интересны малышам. Дождь стучит по крышам и дорожкам: «Кап-кап-кап». Обращается внимание на лужи в разных местах. Педагог напоминает, что в лужи не нужно наступать, чтобы не промочить ножки.

       С похолоданием обращается  внимание малышей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли».

       Дети наблюдают за воробьями, голубями, воронами, которые остаются с нами в холодное время.  Поясняется, что птиц нужно покормить, насыпать им зернышек. Наблюдаем, как улетают стаи птиц в теплые края. Малыши любят подражать птичкам. Поэтому мы играем с ними в подвижные игры. «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках» (птички летают и клюют).

       Зима – это время холода и мороза,  коротких дней, и ослепительного снега. Идет снег, он приносит тишину. Во время снегопада малыши наблюдают, что снег белый, очень красивый.

       Белый снег пушистый

       В воздухе кружится,

       И на землю тихо

       Падает, ложится.

       Вместе с детьми рассматриваются снежинки на одежде. Их много - много! Они белые, холодные!

       Снег пушистый, серебристый

       Мягким стелется ковром.

       И снежинки, как пушинки,

       Вьются весело кругом.

       Ребята убеждаются сами, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. А на земле они не таят, и образуют много снега, сугробы.

       В теплую погоду дети узнают, что снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, колобка и др.)

        «У меня в руке снежок, я слепила пирожок».

       Обращается внимание  детей на то, что снег пушистый, сухой, рассыпается (подбрасываю его лопаткой вверх, из такого снега лепить нельзя).

       Малыши любят принимать посильное участие в работе по уборке снега на участке, расчищают дорожку.

       В зимнее время деревья и кусты стоят голые, без листьев. Ребятам предлагается отыскать дерево, выделить у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни уже распознают зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проводятся игры: «Раз, два, три, елочку найди!», «Раз, два, три, к березе беги!».

        Зимой педагог заботится о том, чтобы малыши заботились о птицах, кормили их. Поэтому на каждую прогулку берется корм для них, его кладут в кормушку. Малыши наблюдают за птицами. «Вы заметили, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотрите, клюют ли они корм?».

       Предлагается рассмотреть внешний вид птиц, сравнить их по величине:  Кто больше – воробей или голубь?  Ведется наблюдение за поведением птиц и дети отличают: одни храбрые, а другие пугливые. Они уже называют характерные действия птиц:  клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц.

       Весна – особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени.

       С потеплением ребята наблюдают за таянием снега, появлением первой зеленой травы, зеленых листочков на деревьях и кустах, птицами  и насекомыми.  Малыши узнают, что солнышко стало греть сильнее, светит ярко, потеплело.

  Педагог предлагает им подставить личико и протянуть ручку к солнышку: «Чувствуете, как тепло рукам и лицу, как греет солнце?».

       Обсуждается  с детьми, почему они сменили шубки, теплую одежду  и обувь на более легкую.

       Малыши любят играть у воды: в ручейки пускают лодочки, щепки, бумажки. В апреле мы с ними  наблюдаем за травкой: «Поищем вокруг, где еще выросла красивая, зеленая травка?».

       Стало солнышко пригревать,

       Землю мокрую ласкать,

       И трава очнулась,

       К солнцу потянулась.

       Нравятся малышам искать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже – одуванчики.

«Ах, какие красивые желтые цветы!» Мы не только любуемся красотой растений, но и рассматриваем их.

       Одуванчик золотой –

       Цветик милый и простой.

       Он сидит среди травы, Средь зеленой муравы

       Прямо к солнышку лицом.

       Педагог постоянно приучает детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы.

       Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому.

        Малышам важно показать многообразие красивых цветущих растений.

       Большую радость у детей  вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею.

Обращается  внимание на то, какие цветы разные, большие и маленькие. Предлагается понюхать их. Детей приучают беречь цветы, не рвать их.

      Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Педагог объясняет, что  этого делать нельзя, что ими нужно любоваться. Дети «превратиться в бабочек», бегают и махают крылышками. Так дети постепенно учатся понимать природу. Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми.

       Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научиться всматриваться, любоваться, и восхищаться, беречь и заботиться об окружающей природе – нашем доме – вот задача взрослых.

  • Взаимодействие с родителями

       Родители детей – это большая опора во всех делах. Они принимают активное участие в жизни детей в стенах дошкольного учреждения, прислушиваются к советам воспитателя. Помогают в обустройстве природного уголка, шили фартуки для детей. Пополняют предметно-развивающую среду (приобретают дидактические и настольные игры, книги для чтения детям и др.).

      Каждый раз весной участок обустраивается, красится и производится ремонт оборудование. Родители так же  принимают в этом активное участие.

      Благодаря этому, участок с каждым годом становится все красивее. Красивые клумбы – это тоже заслуга родителей. Они приносят нам готовую рассаду однолетних и многолетних растений.

     Вместе с родителями организуем выставки:

  • «Поделки из природного материала»
  • «Золотые ручки мамочки моей»
  • «Папа мой умеет все»

      Раз  в квартал  проводятся родительские собрания. На одном из таких собраний затронута тема экологического воспитания, объяснена  актуальность данной темы, рассказано, какие игры природоведческого содержания есть в группе, они показаны родителям.

       Таким образом, взаимодействие с родителями  значительно влияет на повышение знаний, умений и навыков по данному направлению.

Глава IV

Результаты работы

       После проведения большой и кропотливой работы по повышению уровня знаний детей о разнообразных объектах и явлениях природы были получены такие результаты:

       Получена положительная динамика роста показателей развития ребенка. В дальнейшем намечена работа,  по повышению уровня развития интегративных качеств личности ребенка. Необходимо проводить мероприятия для познавательного развития совместно с родителями: родительские собрания, анкетирования, консультации.

       Намечено пополнять предметно-развивающую среду дидактическими играми, так как именно они являются важным компонентом для развития ребенка. При подготовке к НОД необходимо использовать больше материалов по экологическому воспитанию: альбомы, книги, картины.

       

       

Заключение

    В заключении хочется сказать, что начинающие воспитатели могут взять мою методическую разработку себе на вооружение, так как познавательное развитие является актуальным направлением дошкольной педагогики, формирует у детей экологическое сознание, результатом которого является экологическая культура личности. Формирует практические навыки и умения в природе, воспитывает гуманное отношение к ней. Это очень важно в наше время, когда весь мир ведёт борьбу за сохранение хрупкого экологического равновесия на планете.

       Общение с природой положительно влияет на человека, делает его мягче,будит  в нём лучшие качества. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

        Нами были изучены особенности познавательного развития у детей младшего возраста. Выяснили, что познание включает в себя три блока,которые обеспечивают развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.

        В процессе  наблюдений у детей развиваются такие качества, как доброта, забота об окружающем нас мире, удивление, радость, любовь к природе и стремление защищать её.

        В работе мы увидели, что воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений,а от них- к интересу на более высокую ступень.

        Пройдут года, дети вырастут, и мы верим, что у них сохранится правильное отношение к природе, доброта и отзывчивость ко всему живому. Дети, прошедшие школу "зелёного" воспитания смогут увидеть и оценить прелесть букета в вазе, красоту клумбы или газона, очарование пейзажа. Они смогут самостоятельно вырастиь не только комнатные ратсения, но и "чудесные сады".

Литература

  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
  • Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию. С-Пб.,2004
  •  Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования ХМАО. Тюмень, 2000
  • Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002
  • Гончарова Е.В. Экология для малышей. Тюмень, 2000
  • Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.М., 1981
  • Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.М., 2000
  • Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2004
  • Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997 и др.
  • Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
  • Логинова ВИ. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 1988
  • Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 1998
  • Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004
  • Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» – Минск изд. центр Асар. 1999
  • Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  • Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  • Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
  • Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002
  • Л.М. Потапова  детям о природе – экология в играх – Ярославль, 2003
  • Программа экологического образования детей Мы. С-Пб, 2003
  • Практическое пособие: Экологическое воспитание дошкольников. М., 2003
  • СорокинаА.И.,.Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. - М.,-1962.
  • Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
  • Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников., Минск, 1976
  • Урунтаева А.Г.. Дошкольная психология. М.,1999.
  • Удальцова. Дидактические игры. М.1967.
  • http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/ekologicheskoe-vospitanie-detei-rannego-vozrasta Опубликовано 24.09.2012 - Ярошенко Тамара Петровна
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/konsultatsiya-priroda-i-nravstvennoe-vospitanie-detey

Приложения

Приложение 1

Игры с предметами

Формирование экологических представлений о мире животных

Игра №1: « Найдите и покормите зимующих птиц»

Цель. Учить детей находить и правильно называть перелетных и зимующих птиц.

Материал. Картинки с изображениями птиц, кормушки.

Ход. Взрослый сообщает, что сегодня к ним прилетели друзья птицы, достает, показывает и называет перелетных птиц. Вместе с детьми рассматривает и описывает каждую птицу, знакомых птиц называют сами дети. Далее взрослый предлагает детям взять по одной понравившейся ему птице и назвать ее. Затем взрослый знакомит детей с зимующими птицами.

Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает детям найти зимующих птиц и посадить их в кормушку, говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им подкармливать их хлебными крошками, зернышками. ПТИЦЫ: зимующие (синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка); перелетные (ласточка, грач, скворец, жаворонок, кукушка); перелетные, зимующие (гуси, лебеди, утки, снегирь).

Игра № 2: «Что сначала что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Формирование экологических представлений о растениях

Игра № 3: « Детки на ветке».

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: Детки, найдите свои ветки ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Явления природы:

Игра №4: «  Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра № 5: « Что это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

 

Приложение 2

Игры  настольно-печатные

Формирование экологических представлений о животных

Игра № 1: « Четыре картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т. д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Формирование экологически бережного отношения к природе

Игра № 2:      "Ухаживаем за растениями"

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют дети показывают соответствующую карточку.Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.

Приложение 3

Игры словесные

Формирование экологических представлений о животных

Игра № 1: « Кто в домике живет?»

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: Тук-тук-тук, кто в этом домике живет? Дети отвечают: Му-му-му!, Бе-е-е, Мяу-мяу! и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Формирование экологических представлений о растениях

Игра № 2: « Что растет в саду»

Цель. Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развивать мышление, речь детей.

Материал. Карты с разными пейзажами для взрослого. Маленькие карточки для детей.

Ход. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

Явления природы:

Игра № 3 :  «Это когда?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игра № 4: «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

        

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей раннего возраста посредством игры

п/п

Темы и задачи образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и детей

Связь с другими видами деятельности

1.

Наблюдение за осенними листьями

Задачи:

Учить собирать осенние листья в ведерки, относить к определенному месту. Создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву.

Совместно с воспитателем собирать листья в ведерки, относить к определенному месту. Собирать овощи на огороде. Собирать природный материал и раскладывать его в коробки. Найти самый большой, самый маленький листок на участке. Сбор осенних листьев.

Чтение: М. Пришвин «Листопад».

Д/игра «Парные картинки».

Труд: Вместе со взрослыми сгребать листья около дома.

ИЗО: рисование «Листопал, листопад, листья желтые летят».

Октябрь

2.

Наблюдение за котенком.

Задачи:

Научить кормить котенка кормом, приготовленным педагогом. Показать: какую миску выбрал для орма? Сколько корма положить?

Сгребание листьев на участке. Уход за растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив).

Сбор фруктов в саду.

Уход за животными (кормление, уборка).

Чтение: Е. Чарушин «Кошка».

Д/игра «Разрезные картинки».

Труд: Аместе со взрослыми помыть тарелочку для кормления.

ИЗО: лепка «Клубочки для котенка.

Ноябрь

3.

Уход за комнатными растениями.

Задачи:

Познакомить детей с признаками хорошего состояния комнатных растений. Воспитывать желание за ними ухаживать: поливать, обтирать пыльные листья.

Совместно с воспитателем протирать крупные листья комнатных растений, поливать их, мыть поддоны.

Чтение: потешка «Ты водичка лей, лей! Ты цветочек пей, пей!».

Труд: Вместе с родителями порыхлить землю у растений. Познавательное развитие: рассматривание иллюстраций.

Декабрь

4.

Рассмотрим нашу елочку.

Задачи:

Воспитывать бережное  отношение к живому дереву, желание помогать ему – не ломать ветки, стряхивать с них снег.

Полив комнатных растений под руководством взрослого. Подкармливание птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. Сгребание снега, расчистка дорожек. Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т.д. лепка различных форм из снега. Украсить елку игрушками-самоделками.

Музыка: пение песенки «Маленькой елочке холодно зимой». ИЗО: рисование «Разноцветные огоньки на елке».

Труд: Вместе со взрослыми смастерить игрушки для елки. Рассматривание иллюстраций: новогодний праздник.

Январь

5.

Посадка лука.

Задачи:

Познакомить детей с жизненно-важными условиями произрастаниями растений (влага, тепло). Учить сажать луковицы в землю.

С помощью педагога посыпать дорожки песком.

Подкармливать птиц на прогулке. Очистить вместе с педагогом места для игр от снега.

Полив лука

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т.д.

Украшение построек льдинками.

Окапывать снегом кусты, деревья.

Загадка: «Сто одежек и все без застежек..»

Д/игра: «Угадай на вкус».

Труд: Вместе со взрослыми насыпать землю для посадки лука.

Февраль

6.

Рассматривание воробьев.

Задачи:

Познакомить детей с кормом, которым можно подкармливать воробьев (различными зернами, кусочками белого хлеба).Учить аккуратно класть корм в кормушку.

Подкормка птиц на прогулке. На прогулке совместно с педагогом собирать снег в кучи и свозить для построение снеговика. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Украшение участка цветными льдинками.

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройка из снега домика для куклы, зверушек и т.д. лепка различных форм из снега.

Поискать птичьи следы на рыхлом снегу.

Сметать снег с построек.

Чтение: А. Барто «Села птичка на окошко». Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль».

ИЗО: рисование «Зернышки для птиц».

Труд: Вместе со взрослыми сделать кормушку для птиц.

Март

7.

Сравнение воробья с вороной.

Задачи:

Учить различать птиц по размеру и окраске.

Поддерживать интерес к жизни птиц, продолжать учить их подкармливать.

Совместно с педагогом продолжить полив комнатных растений и уход за ними. Уборка с площадки кусочков льда

Уборка участка от веточек.

Продолжить подкармливать птиц. Совместно с педагогом посыпать песком ледяные дорожки.

Стряхивать тяжелый снег с веток деревьев.

Чтение: П. Золотов «Ворона».

Познавательное развитие: беседа «Какие птицы прилетают на кормушку», рассматривание иллюстраций.

Подвижная игра: «Ворона и собачка».

Труд: Вместе со взрослыми очищать кормушку от снега.

Апрель

8.

Наблюдение за талым снегом: «Кругом вода».

Задачи:

Познакомить детей со свойствами снега.

Побуждать детей оказывать помощь взрослым: разбрасывать снег, делать стоки для воды.

Уборка мусора на участке.

Уход за комнатными растениями.

Совместно с педагогом выбрать картинки, отражающие явления погоды и поставить их в уголке природы.

Делать стоки для воды с участка (ручейки).

Чтение: Л. Толстой «Пришла весна». Конструирование «Лодочка».

Познавательное Развитие: «Беседа о весне», рассматривание иллюстраций.

Труд: Вместе со взрослыми смастерить кораблики.

Март

9.

Знакомство с одуванчиком.

Задачи:

Показать новое растение, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок; длинный гладкий стебель).

Воспитывать бережное отношение к растениям, эмоциональный отклик на красоту растения.

Игры с вертушками.

Уборка участка от мусора, сбор камешков, веток.

Протирание крупных листьев комнатных растений от пыли влажной тряпочкой, полив растений в уголке природы.

Рассматривание иллюстраций с сезонными изменениями в природе.

Полив грядок с овощами, клумб с цветами и уход за ними.

Чтение: Е.Серова «Одуванчик».

ИЗО: рисование «Солнышки на травке».

Д/игра: «Найди такой же».

Труд: Вместе со взрослыми собирать мусор около дома, смастерить вертушки.

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной культуры младших дошкольников при ознакомлении с природой посредством использования исследовательской деятельности.

Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных...

Презентация разделов Основной общеобразовательной программы

Характкристика разделов основной общеообразовательной программы по ФГОСТ...

Методическая разработка раздела основной общеобразовательно программы. Образовательная область: "Физическое развитие". Тема: "Сеансы активного движения как эффективная форма работы с родителями по здоровьесбережению"

Методическая разработка раздела основной общеобразовательно программы. Образовательная область: "Физическое развитие". Тема: "Сеансы активного движения как эффективная форма работы с родителями ...

Методическая разработка раздела основной образовательной программы «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко

Презентация«Использование метода замещения и наглядного моделирования в развитии связной речи  детей младшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ»

Бережное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательно-воспита...

Методическая разработка " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"

laquo;Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее...