Методическая разработка «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Андреева Екатерина Ивановна

Бережное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательно-воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников.

Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель должен сознательно выбирать те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ»

                                       Андреева Екатерина Ивановна,

                               воспитатель ГБДОУ № 60 комбинированного вида 

                 Невского района г. Санкт-Петербурга

                                        

2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        . . . . . . . .           3      

1. Роль природы в воспитании и развитии дошкольников. . . . . . . . . . . . . . .     4  

2. Методы ознакомления детей с природой, развивающие познавательный интерес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    7  

3. Создание условий для развития познавательной сферы дошкольников. .  16  

4. Работа с родителями по ознакомлению дошкольников с природой . . . . .  19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   20

Список литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   21

Приложение 1.   Конспекты занятий      . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  22

Приложение 2.   Дидактические игры    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  47


ВВЕДЕНИЕ

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Каждый ребёнок - исследователь окружающего мира природы. Он познаёт этот мир с помощью личных ощущений, переживаний, действий, посредством своего маленького жизненного опыта.

Детский дошкольный возраст - самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту

Важным этапом развития познавательных способностей дошкольников является развитие у малышей мышления, внимания, речи, пробуждение интереса к окружающему миру, формирование умения открывать новое и удивляться ему. Все это является неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, иными словами, мыслить и самостоятельно развиваться.

Экспериментальные исследования убедительно показывают, что старший дошкольник может продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания. В этом возрасте дети проявляют большую активность и стремление учиться. Они сознательно овладевают теми способами игровых и учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Ребенок в 5-6 летнем возрасте уже может развивать свои способности и те личностные качества, которые определяют его успешность в предстоящей учебной деятельности, его социальную активность.

        Одним из множества способов и средств для развития познавательной сферы дошкольников является ознакомление с природой.


1. РОЛЬ ПРИРОДЫ В ВОСПИТАНИИ И

РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

         Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе... ", - говорил он. Чтобы ребенок смог чувствовать красоту природы, научился ее понимать, понимать ее язык и беречь богатства природы, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста.

         Дети с помощью органов чувств воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. Предметы и явления природы постоянно наглядно предстают перед детьми. У них формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развитию логического мышления.

        Можно определить ряд задач, которые стоят перед педагогом в процессе ознакомления детей с природой.

Первая задача - формирование у детей элементарной системы знаний.

        Система знаний о природе включает знания о ее объектах и явлениях, об   их признаках и свойствах, а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены внешне выраженные признаки, связи и отношения.

        В процессе усвоения системы знаний у детей развивается познавательное отношение к природе, которое проявляется в любознательности и стремлении узнать, как можно больше.

        Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Необходимо научить детей активно заботиться о природе.

Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений. 

Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Узнавая о потребностях растений и животных, о необходимости заботиться о них, чтобы они могли жить, дети будут стремиться овладеть различными способами ухода за ними.

Основой для подлинной любви к природе является понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий для растений и животных, основанное на полученных знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями.

Труд детей в природе привлекает к себе детей, потому что дает реальные результаты.  

         Третья задача - формирование у детей любви к природе.  

Насущной заботой всего человечества является охрана природы. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо.  Для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живых организмах, умение отличать их от объектов неживой природы.  

Формирование любви к природе зависит и от умения видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Важно показать детям всю красоту природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи тесно взаимосвязаны, поэтому необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Это требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми - наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседы и многое другое.


2. МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ,

РАЗВИВАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Для развития познавательного интереса у детей, предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы. К таким методам относятся наблюдение, труд, игры, эксперимент.  Широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, это рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений.

Наибольший результат дает использование множества различных приемов и соединение приемов и методов. Например, можно совместить наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественных произведений. Так при проведении наблюдения и беседы, можно сравнивать новое с уже известным, применить пословицы и поговорки и ввести игровые элементы.

И все же среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению.

3.1. Наблюдение - это умение всматриваться окружающий мир, выделять в нем главное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины изменений и делать выводы.

Психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Наблюдение является источником знаний, но в то же время оно само требует наличия определенных знаний, как исходных моментов наблюдения.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, которая требует от детей внимания, умственной активности и сосредоточенности.   Наблюдения, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют конкретные представления об особенностях растений, животных и их связи со средой обитания.

На основе причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникает сочувствие, моральная ответственность за его жизнь, готовность помочь.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют представление об окружающей их природе, это позволяет им замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, сопоставлять новое с уже знакомым.

Прекрасной площадкой для наблюдения жизни растений является зеленый уголок в группе и дома.

Комнатные растения - это не только лаборатория познания и наблюдения круглый год, но и каждодневная возможность доказать и показать свое бережное отношение к этому объекту природы.  Необходимо научить детей не только замечать, но и чувствовать, воспринимать и оценивать красоту   растений. Умение рассматривать растения, видеть их своеобразие, замечать различные признаки и состояния - это задача не только эстетического, но умственного и нравственного воспитания детей. С помощью взрослых дети могут понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы и правильного ухода.

Ежедневные наблюдения во время прогулки за растениями, птицами, насекомыми, животными, редкими явлениями природы (гром, молния, радуга и другая природная стихия) могут быть спланированными или импровизированными. Обязательно нужно использовать такую возможность.   Воспитатель должен вспомнить пословицы, приметы, поговорки, стихи, загадки, образные выражения. Хорошо предложить детям ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему? Откуда? Поиграть в подвижные игры.

Понимание поведения животных - основа для воспитания бережного и заботливого отношения к ним. В отличие от растений животные могут ходить, бегать, лазать, плавать, летать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, одним словом они воспринимают окружающий мир и реагируют на него. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, видеть, что животное испытывает в данный момент: страх, боль, радость, удовольствие, чувство голода и т.д. Самое главное - научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями животного.

Наблюдения на прогулке, в зеленом уголке, за животными целесообразно сочетать не только с практической деятельностью детей, но и с рисованием, рассказыванием на тему «Я забочусь о…», выполнением развивающих заданий с использованием художественной деятельности.  

Познание с помощью наблюдений формирует у детей правильное отношение к миру природы, желание участвовать в созидании.

3.2. Труд 

        Труд в природе доставляет много радости детям и способствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в коллективе приучает детей трудиться сообща, помогать друг другу.

        Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, вызывает интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты труда.

По мере овладения детьми трудовыми навыками следует изменить роль воспитателя: он может уже не принимать непосредственного участия в работе детей, но осуществляет повседневный контроль, который ребята все время чувствуют. Как правило, ослабление контроля приводит к потере интереса детей к выполнению обязанностей. Надо, чтобы дети сообщали воспитателю об окончании работы, просили проверить сделанное.

        Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

        Организация труда детей зависит от их возраста. В уголках природы младшие дошкольники сначала наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а затем уже сами участвуют в этой работе и выполняют отдельные поручения воспитателя. Старшие дошкольники ведут дежурства в уголках природы и индивидуальные наблюдения за растениями.  

        Старшие дошкольники могут плодотворно трудиться на участке детского сада: вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб, посеять семена, высадить рассаду; прополоть грядки и цветники; поливать, полоть, рыхлить растения. Осенью дети могут убирать ветки и сухие листья, совместно со взрослыми сажать кустарники. Зимой вместе со взрослыми дети могут развешивать кормушки на участке детского сада, очищать от снега дорожки, для утепления корней деревьев подгрести к ним снег.

        Дети в этом возрасте могут выполнять длительные поручения: выращивать в горшке цветы в подарок, следить за клумбой, поддерживать чистоту и порядок на участке, готовить землю для посадки однолетних растений.

        В старшем дошкольном возрасте имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, разделить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

Ведущий прием обучения старших дошкольников новому типу труда - объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией. В связи с общим более высоким развитием детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, все задание, которое надо выполнить.

В процессе руководства трудом детей воспитатель решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с заданиями.

        Особенностью руководства трудом старших дошкольников является то, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно делать и как надо выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, распределять заранее обязанности, самостоятельно готовить необходимый инвентарь.

3.3. Игры

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Во время игр ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Главная задача воспитателя объединить игру и ознакомление с природой. Необходимо "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.

С помощью игры можно смоделировать проблемные ситуации, которые позволили бы ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях. Дети смогут представить, как будет чувствовать себя животное (растение) в той или иной ситуации, оказать ему помощь, проявить заботу.

Например, можно предложить детям условия для сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволяет увидеть имеющиеся у детей умения оказывать помощь нуждающимся в ней животным, выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе зверятам. Через эту игру можно отработать полученные знания о способах проявления заботы.

В процессе сюжетно-ролевой игры необходимо опираться на игровой опыт детей, прочитанные ранее художественные произведения, на полученные знания в результате планомерной образовательной деятельности. Каждый раз дети узнают что-то новое, делают маленькие открытия и увлеченно рассказывают о них. Это, конечно, развивает интерес к познанию и словесную память, так как запоминание слов является необходимым условием выполнения дошкольниками взятой на себя роли.  В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее.

Хороший результат дает метод театрализации, когда любимые герои рассказывают детям о явлениях природы, о разнообразии окружающего мира. Такими героями могут быть Доктор Айболит, Лесовичок, Незнайка, Капелька. Дети легко включаются в игровые диалоги с героями, что положительно влияет на их личностные проявления, способствует раскрепощению ребенка, развитию уверенности в себе, развивает умение задавать вопросы и отвечать на них, что так важно для завтрашних школьников.

        При ознакомлении с природой и окружающим миром широко используются дидактические игры. Использование дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует воспитанию нравственных чувств и отношений. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

Игры с природным материалом - семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки, позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель зачастую организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам и оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире. Они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают, при ознакомлении с природой. Часто игра приобретает форму командной игры, викторины или диспута, в котором дети эмоционально доказывают правоту своих высказываний. Примерами словесных игр могут служить: "Съедобное-несъедобное", «Хорошо или плохо?», "Что лишнее?" и др. 

Усвоение знаний о природе при помощи игры оказывает влияние на формирование у детей бережного, заботливого и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. 

         3.4. Экспериментирование.

        Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира, потому как знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

        В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.  

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

При постановке несложных опытов, дети проявляют удивительную активность и бесконечную заинтересованность в открытиях для себя секретов природы. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб природе.

У старших дошкольников уже сформирована устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

        Со старшими дошкольниками уже можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение экспериментальных задач проводится в двух вариантах:

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата. Таким образом они приобретают новые знания;

2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они предполагали.

        В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы и растениями. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

3.5. Художественная литература

        При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, и должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки. Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, считалки.

Особенное место все же занимают сказки. Их очарованию поддаются дети всех возрастов. Познавательная роль сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни, дает обширные знания о труде и быте, о родной природе. У сказки важная познавательная роль в развитии личности ребенка, и она формирует эстетическое и нравственное воспитание детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание мировосприятия и мировоззрение, способствует развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих в процессе развития познавательного интереса дошкольников.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, ассоциируют их с образом человека, пытаются характеризовать их как человека, но, в то же время, узнают об особенностях жизни животных, повадках, проблемах выживания в естественной среде.                        

3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования дошкольников является организация предметно-развивающейся среды, которая окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние. Важно, чтобы она обеспечивала развитие активной самостоятельной деятельности.

Групповая комната - это, прежде всего, помещение для детей, где им будет интересно. Материалы, которые даются детям в самостоятельное пользование должны стать стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности. В детском саду экологически развивающая среда может быть представлена: уголком природы, лабораторией природы. Все эти формы предназначены как для проведения экологических занятий, так и для самостоятельных наблюдений детей. В них должно быть отведено место для работы с дидактическим материалом, место для оформления коллекций различных природных объектов: камней, минералов, песка и глины, почв, семян и плодов. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала и должен быть доступен детям.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Издавна они украшали жилище человека. Одни из них пышно и долго цветут, другие имеют красивую листву, все имеют разные стебли. Растения следует размещать в соответствии с их светолюбивостью и таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и ухаживать за ними.

При подборе комнатных растений для уголка природы старших дошкольников необходимо учитывать основную программную задачу, а именно - обеспечить формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

Основным содержанием наблюдений старших дошкольников становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

В содержание знаний старших дошкольников о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно, поэтому   интересно иметь такие растения, на которых можно показать детям разные способы размножения: не только стеблевыми черенками и живыми кустиками, но и луковицами-детками, отпрысками, селением куста, а также листовыми черенками. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, которые растут не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума).

Кроме постоянных растений в уголке живой природы могут находится временные объекты природы. Например, большой интерес у детей вызывает мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и другие культуры, выращиваемые в ящиках, стаканчиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - это реальная витаминная добавка в питание детей. Эти растения полезны так же тем, что выделяют фитонциды и оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми может выращивать рассаду летников для участка, в конце зимы делать выгонку веток деревьев.

Лаборатория природы является новым элементом развивающей предметной среды, который создается для развития у детей интереса к исследовательской, опытно-экспериментальной и поисковой деятельности, способствует формированию основ научного мировоззрения. В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые упаковочные материалы разного размера и форм, лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, песочные часы и многое другое.

          Полученные на занятиях знания дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

        Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает воспитателю обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе.


4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ  

ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ 

 Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.

Большое место в дошкольном учреждении должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей, родителей и педагогов:

- проведение родительских собраний экологической направленности;  

- выезды с детьми на природу;

- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

- совместный труд на территории детского сада;

- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных детьми совместно с родителями.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологических стендов, папок-передвижек в холле детского сада, материал которых должен постоянно обновляться.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа и обсуждения, чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бережное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательно-воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников.

ВЫВОДЫ:

1. Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель должен сознательно выбирать те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры.

Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.

2. Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду необходимо проводить ежедневно. Форма организации детей разная - в зависимости от возраста и содержания работы. Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников. М. Истоки, 2001.

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2006.

3. Рыжова, Н. А. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7.  

4. Короткова Н.А. Организация познавательно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста. «Ребенок в детском саду» 2002 №2.

5. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М., 2009.

6. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

7. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. 

8. Максаков А.И., Туманова Т.А. Учите играя. - М.. Просвещение, 1983.

9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - М.: Владос, 2007.  

10. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ДЕРЕВЬЯ - ГЛАВНЫЕ ЖИТЕЛИ ЛЕСА»

Цель:

- закрепление и совершенствование знаний детей о деревьях лесов нашей полосы, воспитание интереса, любознательности и бережного отношения к природе.

Образовательная задача:  

- учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям;

- закреплять знания о строении деревьев, закреплять умения рисовать деревья; - развивать мышление и речь детей.

Словарная работа

расширять и обогащать словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных: лес – лесной, береза - березовый, дуб – дубовый, осина – осиновый, ель – еловый, сосна – сосновый, тополь – тополиный, ольха – ольховый, рябина – рябиновый.

Материалы

Репродукции картин И.Шишкина, И.Левитана, презентация «Деревья нашего леса», стихи, загадки, листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Дети, посмотрите на картины, что на них изображено? (ответы детей)

- Правильно! Русские художники изобразили на своих картинах лес.

- А почему вы решили, что это лес? (ответы детей)

- Верно! Потому что лес – это множество деревьев.

- Давайте вспомним строение дерева, из чего оно состоит? (ответы детей)

- Правильно! Дерево состоит из ствола, кроны и корней.

   Ствол является основой дерева, из него растут ветки. Снаружи он покрыт слоем коры.

   Корни деревьев соединяются со стволом и находится под землей. Главная задача корней - впитать в себя все необходимые вещества и передать их к стволу.

   Крона дерева состоит из веток и листьев. Это верхняя часть дерева. Кроны бывают разными по форме и плотности.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И елки к солнцу потянулись.                (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.                    (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                             (руки вверх, помахать ими)

- Дети, наш друг Лесовичок прислал нам очень интересный фильм. Давайте скорее его посмотрим и узнаем, о чем же он нам хочет рассказать. (просмотр презентации «Деревья нашего леса)

- Дети, какой интересный и познавательный фильм прислал нам Лесовичок! Главное, мы узнали много нового о лесных деревьях. Мы увидели какие разные цветы и плоды у лесных деревьев, разные листья.

- Посмотрите, дети, на каком дереве растет этот лист? (воспитатель показывает лист дуба, дети отвечают)

- Правильно, на дубе. Значит, это какой лист? (ответы детей)

- Правильно, это дубовый лист.

- А если лист растет на березе (клене, осине), какой это лист? (ответы детей)

- Верно, березовый (кленовый, осиновый).

- Посмотрите, дети, шишка какого дерева у меня в руке? (ответы детей)

- Правильно, это шишка ели.

- Значит, мы можем сказать, что это какая шишка? (ответы детей)

- Верно, это еловая шишка.

- А как мы назовем шишку сосны? (ответы детей)

- Да! У сосны – сосновая шишка.

- Дети. Мы с вами знаем, что из ягод рябины можно сделать красивые бусы. Как такие бусы буду называться? Какие они? (ответы детей)

- Правильно, рябиновые бусы.

- Дети, мы увидели, что у тополя семена с пушинками. Подумайте, как мы назовем пух тополя? (ответы детей)

- Верно, тополиный пух.

- Дети, а сейчас посмотрите еще раз на картины с изображением леса, которые мы с вами уже рассматривали сегодня и попробуйте сами нарисовать лес. Деревья на листе бумаги можно располагать по-разному: полукругом на горке; одно-два дерева на переднем плане, а другие вдали.

Но перед этим давайте сделаем гимнастику.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!                         
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.                 
(Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,                 
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.                 
(Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.                 
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?                 
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.                         

(Дети садятся за столы и начинают рисовать)

- Молодцы, ребята! Все вы нарисовали красивый лес!

Лес наш общий друг. Он всегда ждет нас к себе в гости!

Ждёт нас в гости друг зелёный,

Ждут берёзки, липы, клёны,

Травы, птицы и цветы

Небывалой красоты,

Сосны, ели до небес…  

Друг зелёный – это…  

(Дети хором):    ЛЕС!


2. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

С ПЕСКОМ

                                               Старшая группа

Цель: углубление представлений дошкольников о неживой природе. 

Задачи:

- познакомить детей со свойствами и качеством песка методом экспериментирования;

- закрепить умения работать с посудой;

- обучать навыкам проведения лабораторных опытов;

- развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость через разрешение проблемных ситуаций;

- активизировать и обогащать словарный запас по теме занятия;

- развивать социальные навыки.

Методы и приемы: загадывание загадок, рассматривание, экспериментирование, показ способа действия, ситуативная беседа, вопросы детям, физкультминутка.

Материалы и оборудование: три стеклянных баночки: с сухим, с влажным песком, с прозрачной водой, лопатки, пластины из оргстекла, магниты, лупы и карандаши.

        Ход занятия

Воспитатель:         

Что-то можно в нём зарыть,

Любят по нему ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

Воспитатель: 

- Дети, вы любите бегать по песку босиком?  (ответы детей) 

- А где можно увидеть песок? (ответы детей)

- Правильно, песок можно увидеть на берегу реки или моря, в песочнице на участке.

- Ребята, а что можно делать с песком? (ответы детей)

- Правильно, из песка можно лепить куличики, строить замки.

- Сегодня я предлагаю вам с песком.  Мы узнаем, какой песок на ощупь и из чего он состоит.

- И так, начнем. Проведем первый опыт.

-Для первого опыта нам понадобятся: пластина, лупа, магнит, песок.

- Посмотрите, у всех есть эти предметы?

(Каждый ребенок обследует сухой песок: ощупывает его, насыпает его на пластины, рассматривает в лупу, опускает в песок магнит).

Воспитатель: 

- Ребята, что вы увидели?  Из чего состоит песок? (ответы детей)

- Правильно, песок состоит из частиц, они мелкие и разного цвета, их можно рассмотреть в лупу, а еще в песке можно найти мелкие частички металла, мы их увидели, потому что они притянулись к магниту.

        Воспитатель:

- Ребята, мы увидели, что песок - это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла.

- Теперь мы знаем из чего состоит песок, мы увидели, а сейчас опытным путём мы узнаем, тонет песок или нет.

Проведем второй опыт:

- Для второго опыта нам понадобится баночка с водой, сухой песок, лопатка. Посмотрите, у всех они есть? Все готовы к эксперименту?

- Опустите в банку горсть песка.

(Каждый ребенок в банку с водой опускает горсть сухого песка, не размешивая).

Воспитатель: 

- Ребята, что вы видите? Что происходит в банках? (ответы детей)

- Правильно, песок оседает вниз, на дно банки, а на поверхности воды плавает песочная пыль.

Воспитатель: 

- А теперь возьмите лопатки и размешайте песок в банках. Что произошло? (ответы детей)

- Верно, вода окрасилась, а песок медленно опустился на дно банки, а песочная пыль снова осталась на поверхности.

        Воспитатель:

- Из этого мы делаем вывод, что песок тяжелый, он опускается на дно банки, а пыль легкая - поэтому она осталась на поверхности. При размешивании примеси песка окрасили воду. Мокрый песок меняет цвет, он становится темнее сухого и тяжелее.

Воспитатель: 

- Ребята, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть после таких опытов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Что там чудится в тумане?                 (Дети вытягивают руки вперёд)

Волны плещут в океане.                       (Дети машут руками, изображая волны)

Это мачты кораблей.                         (Дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!                (Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,                        (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке                         (Наклоны)

И сжимаем в кулаке.                         (Дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать,         

Надо чаще приседать.                         (Приседания)

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, вниз и вверх,                 

Ну-ка, хлопни громче всех!                (Хлопки руками внизу и над головой)        

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.         (Прыжки на одной ножке)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.         (Поворот головы вправо и влево)

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире!                 (Махи руками)

Раз, два, три, четыре, пять!

Снова надо поскакать!                         (Прыжки на месте)

Воспитатель:         

Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
Песок у нас отныне.

- Ребята, чтобы песок у нас не скучал, давайте мы с вами построим из него что-нибудь. Например, пирамиды, волшебные замки!

- Из какого песка можно строить волшебные замки из сухого или мокрого? (ответы детей)

- Правильно, из мокрого песка.                                             

Дети строят замки из мокрого песка (под музыкальное сопровождение).

Воспитатель подводит итог занятия: 

- Ребята, какие замечательные постройки получились!

- А теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали о песке.

Вместе с детьми воспитатель делает вывод, что песок - это мелкие камешки разного цвета, они разной формы и размера; они тяжелые, тонут в воде; песочная пыль легкая - плавает на поверхности воды, если размешать ее, то она растворится и окрасит воду.


3. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ»

Подготовительная группа

 

Цель: развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой - допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Задачи: развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; воспитывать экологическую культуру и формировать ценностные ориентиры детей по отношению к объектам природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

- Дети, у нас сегодня необычное занятие, оно посвящено охране природы на Земле. Как вы думаете, без чего планета Земля и мы не можем жить?

(Ответы детей)

- Действительно, солнце, воздух, вода и почва очень важны, и без них мы не сможем прожить и одного дня.

                Три клада у природы есть:

                Вода, земля и воздух-

                                    три её основы,

                Какая бы ни грянула беда-

                                     целы они-

                Все возродиться снова.

                                           С. Викулов

Раздается стук в дверь. Входит Лесовичок с носовым платком в руках, он сильно чихает.

Воспитатель:

- Здравствуй Лесовичок! Что с тобой случилось?

Лесовичок:

- Живу я в лесу. Там воздух всегда чистый-пречистый. Я узнал про ваше занятие и решил поехать в ваш детский сад. Приехал я в ваш город. Вышел из автобуса на остановку и сразу стал чихать и кашлять. Машины ездят туда-сюда, дым выпускают. Дышать совсем невозможно.

                         Задохнулся я от газа,

                        Зачесалися глаза -

                         Это три машины сразу

Отпустили тормоза.
Над дорогой сизый дым,

                         Как вам дышится под ним?

                                         Н.В. Старшова

Воспитатель:

- Дети, вы видели, как машины дым выпускают? Где вы это видели? (Ответы детей)

Лесовичок:

- Но это еще не вся беда. Ушел я подальше от дороги, только вдохнул чистый воздух, как прямо передо мной появились трубы, а из них - дым. Это был огромный преогромный завод. Когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму, только уже от заводских труб. Мне стало очень плохо.

                 Дым клубится над трубою.

                 Бедный шарик, что с тобою?

                 Ты от дыма почернел,

                 Я же – просто заболел:

                 Стал и кашлять, и чихать,

                 И опять глаза чесать.        

                                         Н.В. Старшова

Воспитатель:

- Лесовичок, что же нам делать? Разве мы можем прожить без заводов и автомобилей?  Как вы думаете, ребята?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

- Всем живым существам нужно дышать чистым воздухом. Но в больших городах он сильно загрязнен. Фабрики и заводы выбрасывают из труб дым с ядовитыми веществами, сажу, пыль. Автомобили выделяют выхлопные газы, в которых содержится очень много вредных веществ. Сажа и пыль оседают на листьях растений и нарушают их жизненные процессы.

Часто в больших городах, можно увидеть висящее над ними грязное облако, которое состоит из мельчайших частичек пыли, выбрасываемых из труб заводов, электростанций, автомобилей. В воздухе больших городов скапливается много водяных паров, образующихся при горении топлива.  Поднимаясь вверх, они образуют облака, из которых выпадают грязные осадки. Время от времени города окутываются смогом, это смесь дыма и воды. Он делает воздух непригодным для дыхания, у человека появляется слабость, бессонница, рассеянность.

Лесовичок: 

- Ребята, как вы думаете, как можно защитить воздух нашей планеты от загрязнения?

Предполагаемые ответы детей: на заводах и фабриках надо построить специальные уловители вредных веществ, очистные сооружения; нужно создать новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух; нужно больше парков, садов, газонов, потому что листья растений хорошо очищают воздух.

 Лесовичок:

- Недавно я видел умную машину.  Однажды, мои друзья во время уборки чистили ковер специальной машиной: она очень шумит и воздух у неё из дырки выходит. У неё есть шланг, похожий на змею. Может у вас дома тоже есть такая машина?

 Дети подсказывают название, обсуждают, откуда произошло это название.

Лесовичок:

- Спасибо, ребята, теперь я знаю, как называется эта машина пылесос. Я подумал: раз он сосет пыль, почему бы такую машину не поставить на заводе, в трубе? Тогда воздух будет чище. А у вас есть пылесос? Давайте его сюда.

      Дети вместе с Лесовичком рассматривают устройство пылесоса.

В процессе рассматривания Лесовичок задает детям вопросы. Куда воздух входит и откуда выходит? Как они это почувствовали? Куда исчезает пыль?

Обращает внимание на плотный материал. На нем будут видны следы пыли. Здесь оседает пыль. Ткань позволяет пройти воздуху через неё, но пыль не выпускает, поэтому воздух очищается.

         Лесовичок:

- Спасибо друзья! Вы очень умные, я много узнал от вас. Я думаю, когда вы вырастите, то станете настоящими учеными и придумаете много умных и полезных машин. (Лесовичок прощается и уходит)

     


4. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

   С ВОДОЙ

Подготовительная группа

Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.

Задачи:

- Закрепить свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

- Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе.

- Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

- Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.

        ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

-  Ребята, сегодня мы поговорим о воде. Вода – это бесценный дар природы. Без воды не может жить ничто живое на нашей планете. Люди потребляют много воды. Она нужна не только для питья, она необходима людям в быту.

Без воды не умоешься, не постираешь. Огромное её количество используют фабрики и заводы. Воды на Земле достаточно - океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Но в морях и океанах вода какая? (ответы детей) 

- Правильно, соленая. А ведь нам для жизни необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. Людям требуется не любая вода, а только чистая, но её остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливают грязные сточные воды заводы и фабрики, животноводческие фермы, люди сливают воду, использованную в быту.

От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, сохнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

Раздается стук в дверь. Входит черепаха Тортила, перепачканная грязью.

Воспитатель:

- Здравствуйте, черепаха Тортила. Что с вами случилось?

Тортила:

- Люди так загрязнили воду в реке, что теперь там жить невозможно и воду пить нельзя. Я испачкала весь панцирь и ничего не вижу в грязной мутной воде. Растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели, в воде плавают пустые консервные банки, бутылки и другие отходы.

      Целых 200 добрых лет

      Я не знала этих бед,

      Нашей светлою водицей

      И напиться, и умыться

      Каждый проходящий мог,

      А теперь в ней грязный сток,

      Рыбы в озере погибли

      И растения поникли,

      Много мусору на дне.

      Нелегко живется мне.

                          Н.В. Страшнова

ЭКСПЕРИМЕНТ

Воспитатель:

- Ребята, давайте поможем черепахе Тортиле очистить грязную воду в реке.

  Для этого нам понадобятся два стаканчика: один с чистой водой, другой с грязной, пустой стаканчик и бумажный фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.

- Перед нами на столе вода из речки. В первом стакане - из чистой речки, во втором - из грязной, где живет черепаха Тортила.

- Сравните воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы и растения, а в какой – не могут?   (Ответы детей) 

- Правильно, вода в одном стаканчике прозрачная, а в другом мутная, грязная. В грязной воде не могут жить рыбы и растения, они могут жить только в чистой прозрачной воде.

- Давайте очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала опять чистой, а речка выздоровела. Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок.

             Дети через фильтр сливают грязную воду в пустой стакан.  Когда вода очистится, сравнивают её с водой в чистом стакане.

Тортила:

- Смотрите, дети, благодаря вашим действиям речка выздоровела, стала чистой. А вы знаете, сколько воды утекает из водопроводного крана в наших домах?

Много воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение всего дня будет течь струйка воды, даже очень тоненькая, как ниточка. Помните, что обыкновенная чистая вода – это богатство природы, без которого нет и не может быть жизни на нашей планете. А вы, знаете, как нужно беречь воду? (Ответы детей)

- Правильно, если из крана вода течет понапрасну, его надо закрыть.  Если кран не исправен, его надо починить. Не бросать в водоемы мусор.

                Тортила благодарит детей за помощь и уходит.

        Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы очень помогли черепахе Тортиле! Вы теперь знаете, как нужно беречь наше земное богатство – чистую воду!

Вода - основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

        


5. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ ТРУДУ

В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Подготовительная группа

Цель

- развивать интерес к комнатным растениям;

- уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения;

- закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле;

- познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте;  

- воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

Словарьфикус, фиалка, папоротник, пульверизатор.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, совместная работа по уходу за растениями, работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений», «Строение цветка», заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях.

Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, лейки, клеенка, горшки с цветами, таз с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, письмо с загадкой, модели - схемы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Стук в дверь. Вносится Буратино с письмом и инструментами в мешочке.

Буратино здоровается с детьми.

Воспитатель: Вы узнали, кто это к нам пришел. Буратино принес письмо, и хочет загадать вам загадку:

«Воздух очищает, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут»

(Ответы детей)

Буратино:

- Правильно, это комнатные растения.

Воспитатель:

- Дети, для чего нужны комнатные растения? (Ответы детей)

(для красоты, для уюта, они очищают воздух).

- Правильно, комнатные растения нужны для красоты, уюта в доме, они очищают воздух.

Воспитатель:

- А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения?

(Буратино отрицательно качает головой)

-  Сейчас наши дети покажут тебе все части наших растений.

Дети подходят к воспитателю.

- Ребята, вот в баночке луковица, которую мы с вами сажали в воду. Покажи, Лена (Оля, Саша и др.), где у лука корешки.

 Дети показывают на примере лука корешки. 

- Правильно, корешки находятся внизу растения и пьют воду. На что похожи корешки? (Ответы детей)

- Правильно, они похожи на нити.

- Смотрите, ребята, у меня на столе еще оно растение (фикус). Скажите, из каких частей оно состоит? (ответы детей)

- Верно, у растения есть стебель и листочки. У всех растений есть корень, стебель и листья.

Воспитатель:

- Скажите, ребята, что нужно растению, чтобы оно росло. (Ответы детей)

- Правильно, растениям нужны вода, солнце, земля, воздух. А еще им нужна доброта, забота. (Можно одновременно показывать детям схему «потребности растений»)

Воспитатель:

- У Буратино тоже много комнатных растений, но они почему-то все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать.  Буратино принес с собой инструменты по уходу за растениями, но не знает, как их применить.   - Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Буратино и определим для чего они нужны

Дети рассматривают инструменты для ухода за растениями: лейка, деревянная палочка, пульверизатор, тряпочки и кисточки, - и рассказывают для чего они нужны.

-Правильно дети, лейка нужна, чтобы поливать растения. Деревянной палочкой рыхлят землю. Пульверизатор служит для опрыскивания растений. Кисточки и тряпочки для удаления пыли с листьев.

- Ребята, давайте вспомним правила ухода за растениями и научим их Буратино.  

Воспитатель напоминает правила ухода за растениями и показывает их детям.

1. Рыхление.

          Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки. Рыхлят землю палочками.

2. Полив.  

         Носик лейки прислоняем к горшку, чтобы вода текла осторожно. Наливаем воды столько, чтобы земля стала влажной.

         Воспитатель:

- А теперь я напомню, как надо протирать листья от пыли у разных растений. Мы с вами дышим носом, а цветы дышат листьями. Чтобы они могли дышать листья должны быть чистыми.

 - Фикус будем протирать влажной тряпочкой.  Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно, ведя от стебелька до конца листочка, протираем. 

- Папоротник мы будем опрыскивать из пульверизатора, потому что его листья трудно вытирать тряпочкой.  

- Листья фиалки будем аккуратно чистить кисточкой. Ее листья покрыты ворсинками и боятся воды, от воды они могут загнить.

        КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

- Ребята, а теперь давайте распределим, кто за какими растениями будет ухаживать и вместе потрудимся в нашем зеленом уголке. Надеваем фартуки.

- Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно.

Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с каждым индивидуально о том, как называются растения. Воспитатель отмечает старательных детей.

Воспитатель:

- Какие молодцы наши дети, как хорошо у вас все получилось. Буратино, ты   запомнил, как надо ухаживать за растениями?

Итог:

-  Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали? (Ответы детей)

- Да, мы сегодня ухаживали за растениями в нашем зеленом уголке.

- Для чего мы это делали? (Ответы детей)

- Правильно, мы это делали, чтобы наши растения хорошо росли, цвели и были здоровыми, а значит - красивыми.

Воспитатель:

- А сейчас, ребята, давайте уберем на место все инструменты и материалы.

Дети убирают инструменты и материалы на место.

- Ребята, Буратино принес звездочки, он хочет подарить их вам за вашу помощь и трудолюбие. Каждый из вас заслужил сегодня звездочку за хорошую работу.

Детям выдаются звездочки.

 


6. КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВИЛИСЬ»

 Цель:

- воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным;

- познакомить детей с особенностями жизни диких животных осенью в преддверии подготовки к зиме.

Образовательные задачи:

-  закреплять обобщающее понятие «дикие животные»;

- учить отгадывать описательные загадки о диких животных;

- дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме;

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас;

- совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять

существительные в единственном и множественном числе;

- продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Словарь: дупло, берлога, нора, логово

Оборудование и материалы: игрушечные фигурки животных, интерактивная доска, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети сидят посередине группы, на стульчиках, поставленных полукругом.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о диких животных, которые живут в лесу, и о том, как они готовятся к зиме.  

- Смотрите, у нас с вами есть мешочки, в которые я собрала фигурки всех

животных, о которых мы сегодня с вами поговорим. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете по-очереди находить отгадку в мешочке и показывать нам всем. Итак, давайте попробуем отгадать, кого же я вам принесла:

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной.          (Еж)

Дети (по-очереди по кругу) достают из мешочка фигурку животного и показывают отгадку.

Воспитатель:

- Правильно, это еж. Ребята, а вы знаете, что с наступлением осени ежи, как многие дикие животные, тоже готовятся к зиме. Обычно они ищут глубокие норы, которые расположены на расстоянии около полутора метров от

поверхностного слоя земли. Как и медведи, ежи тоже всю зиму спят. Но

перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежи обязательно должны хорошенько подкрепиться. Тощий, худой ежик до весны не сможет дожить.   Осенью они стараются побольше наесться!

Кормятся ежи ночью. Едят они червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц и даже змей. Если еж встретится со змеей - то обязательно победит в схватке с ней!

         Воспитатель:

- Послушайте, ребята, следующую загадку:

         Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед.

Ну-ка, кто же назовет?         (Медведь)

Дети (по-очереди по кругу) достают из мешочка фигурку животного и показывают отгадку.

- Правильно угадали, это медведь. Медведи осенью тоже нагуливают жирок и спят в своих берлогах всю зиму.        

        Воспитатель:

- Ребята, слушаем следующую загадку:    

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Он живет не на земле,

А на дереве в дупле.                 (Белка)

Дети снова (по-очереди по кругу) достают из мешочка фигурку животного и показывают отгадку.

- Белка так говорит о себе:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

- Белка живет в дуплах деревьев, она не спит зимой. Осенью она делает большие запасы орешков, семян и плодов растений и питается ими всю зиму.

- Осенью многие звери свои летние шубки меняют на другие - зимние. Эти зимние шубки более теплые и имеют другой цвет, не такой яркий, как летом.  Это очень важно. Зимой в этих шубках они будут незаметны на снегу.

- Итак, отгадываем загадку про следующего обитателя зимнего леса:

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка.

Кто это?                         (Заяц)

 

Дети снова (по-очереди по кругу) достают из мешочка фигурку животного и показывают отгадку.

- Правильно, это загадка про зайца.

Зайцы, не делают запасов на зиму, зимой они питаются корой деревьев. К зиме зайцы меняют серую шубку на белую, чтобы не попасться на глаза волку и лисе. Это про него говорят: «Летом серый, а зимой белый».  Так заяц говорит о себе:

Пора мне зайчику линять,                  

Пора мне шубку поменять,                                                                                                    

Зимой быть серым не могу,                                                                                                              

Меня заметят на снегу.

Воспитатель:

- А сейчас, ребята, давайте подвигаемся и согреемся в зимнем лесу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зайка беленький сидит                        (присели на корточки)

И ушами шевелит.                        (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть,                         (встают)

Надо лапочки погреть.                         (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.                         (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг - и убежал!                         (прыгают к воспитателю)

Воспитатель:

- Молодцы, давайте дальше отгадывать наши загадки:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост её краса,

Это - рыжая ...                 (Лиса)

Дети снова (по-очереди по кругу) достают из мешочка фигурку животного и показывают отгадку.

- Правильно отгадали, это лиса.

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это...                (Волк)

Дети снова (по-очереди по кругу) достают из мешочка фигурку животного и показывают отгадку.

- Правильно ребята! Волк!  Лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они

Линяют, то есть у них выпадает летняя шерсть и вырастает новая, густая, теплая. Но цвет шерсти у них не меняется, остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они ведь сами хищники. Они все время ходят по лесу в поисках добычи. Они не делают запасов на зиму.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас давайте поговорим о детках диких животных. Интересно, вы знаете как их называют?

Воспитатель:

- За мамой волчицей топал... Кто?                (Волчонок)

- За мамой лисицей крался... Кто?                (Лисёнок)

- За мамой ежихой катился... Кто?                 (Ежонок)

- За мамой медведицей шёл... Кто?                 (Медвежонок)

- За мамой бельчихой скакал... Кто?        (Бельчонок)

- За мамой зайчихой прыгал... Кто?         (Зайчонок)

Воспитатель:

- Молодцы, правильно ответили! А теперь, ребята, еще раз посмотрим, о ком же мы сегодня говорили.

На интерактивной доске выводятся слайды, воспитатель задает

соответствующие вопросы, дети на них отвечают.

1. Кто такие дикие животные? (Животные, которые живут в лесах)

2. Кто из животных спит зимой? (Зимой спят медведь, ежик)

3. Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге)

4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? (Не делают себе

запасов на зиму волк, заяц, лиса)

5. Какие животные являются врагами для зайца? (Волк и лиса)

6. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле)

        Воспитатель:

- Молодцы, ребята, вы теперь много знаете о диких животных! Вы все очень хорошо ответили на все вопросы!  

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДИДАКТИЧЕКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Направление «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Тема: «ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы, о среде обитания животных и птиц. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч

Методика проведения:

Дети образуют круг, в центре круга водящий – воспитатель. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «синица». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «кит» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

2. Тема: «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Дидактический материал: Мяч

Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

3. Тема: «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью стихов показать красоту природы в разное время года.

Дидактический материал: Картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы (по количеству детей), стихотворения о временах года.

Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того времени года, о котором говорится в стихотворении.

Зима 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 ***

На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.

***

Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.

Весна.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

***

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Лето.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю, 

Купаться приглашаю.

***

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

***

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

4. Тема: «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.

Дидактический материал: -

Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

Вариант 1:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, бабочка;

6) кузнечик, божья коровка, дятел, комар;

7) лягушка, комар, жук, бабочка;

8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

 И т.д.

5. Тема: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.

Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».

Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети хлопают в ладоши, если предмет неживой природы – топают ногами.

6. Тема: «ПРИЗНАКИ ВРЕМЕН ГОДА»

Цель: Учить детей делать умозаключительные выводы, находить причинно-следственные связи.

Дидактический материал: Подборка предложений.

Методика проведений: Педагог читает предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.

Зима

Дети приготовили коньки, потому что…

Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что…

Утром кругом было все белым бело, потому что…

Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что…

На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что…

К вечеру намело большие сугробы, потому что…

На улице все падали и скользили, потому что…

Птицы перебрались поближе к жилью человека, потому что…

Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что…

Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, потому что…

Деревья находятся в состоянии покоя, потому что…

Трава зимой не замерзает, потому что…

Дети любят лето, потому что… и т.д.

Весна

Сосульки под солнцем … (тают).

Сугробы от солнечного тепла …(оседают).

На деревьях почки …(набухают, лопаются).

Весной птицы гнезда …(строят, вьют).

Весной медведь от спячки… (пробуждается).

Весной птицы птенцов …(выводят, выкармливают).

Весной лед на реке …(тает, трещит, ломается).

Весной в садах плодовые деревья …(цветут).

На проталинах первые цветы …(расцветают).

Весной насекомые после зимы …(оживают).

Весной на полях люди рожь …(сеют).

Из-под земли первая травка… (пробивается).

Осень

Если деревья не сбросят осенью листья, то…

Если медведь не нагуляет осенью жир, то…

Если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг, то…

Если белки, мыши и грызуны не заготовят на зиму запасы, то…

Если насекомые не успеют заснуть, оцепенеть, то…

Если в лесу каждый год собирать осеннюю листву, то…

Если осенью рано придут морозы или выпадет снег, то…

Если лесные звери не успеют осенью заменить свой мех на зимний, то…

Лето

Летом растения цветут, потому что… (им нужно образовать как можно больше семян).

Летом становится жарко, потому что…(активно светит солнце).

Летом птицы покидают свои гнезда и улетают в лес для того, чтобы…(научить своих птенцов летать)

Летом не бывает снега, потому что …(бывает теплая погода, солнце ярко светит).

Летом все растут быстро - растения, животные, дети, потому что (много тепла, витаминов, влаги)

7. Тема: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.

Дидактический материал: Игровой персонаж Незнайка, муляжи овощей и фруктов.

Методика проведения:

Вариант 1. «Распредели плоды по цвету».  

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а на третье – с зелёным. Игровой персонаж тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Вариант 2. «Распредели плоды по форме»  

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое.

8. Тема: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений.

Дидактический материал: Комнатные растения.

Методика проведения: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

9. Тема: «ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ»

Цель: Закреплять знания о взаимосвязях в природе.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы.

Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

10. Тема: «ГРИБЫ»

Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

11. Тема: «ДЕРЕВЬЯ»

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения: На стулья кладутся карточки с изображением деревьев. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

 12. Тема «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ»

Цель: Закрепить знания об объектах природы.

Дидактическая задача: Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Дидактический материал: Рисунки с графическим изображением правил (их содержание зависит от задач, решаемых педагогом на занятии). Например:

Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи - санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение В. Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем --

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.

Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми осознанно, а не как строгие указания. Можно предложить детям самим изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их выполнение при реальном общении с природой.

Методика проведения: Воспитатель показывает рисунки, а дети своими словами передают смысл правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:“Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

                          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:                 “...

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы  образования в Российской федерации  на значимость организации системного подхода к экологическому о...

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...