Серия дидактических игр и пособий по развитию эмоционального интеллекта
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

 

        Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

 

Дидактическое пособие круги Луллия «Эмоции и цвет».

 

Работу с игровым пособием можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей (3- 4 человека).

Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • знакомство с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций, их символическим изображением;
  • формирование умения разбираться в эмоциях своих и окружающих.
  • развивать эмоциональное цветовосприятие: способность соотносить цвет с настроением и эмоцией.

 

Комплектность игры:

  • 8 пиктограмм эмоций (радость, грусть, страх, удивление, злость, обида, стеснительность, скука);
  • Цветовой спектр из 8 цветов.

 

Подготовка к игре: предложить детям внимательно рассмотреть пиктограммы эмоций. Обратить внимание на внешние признаки проявления эмоций, на особенности мимики, пантомимы. Пусть дети попробуют сами изобразить эмоцию.

Беседа о цветах спектра, об их влиянии на состояние человека. Уточнить любимый и нелюбимый цвет ребенка.

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый называет эмоции. И просит найти подходящую пиктограмму с эмоцией.

Вариант 2. Когда дети научились быстро и легко подбирать пиктограммы к названиям эмоций, предложить подобрать пиктограмму, подходящую к его настроению и соотнести его эмоцию с определенным цветом.

 

Дидактическое пособие круги Луллия «Эмоции в картинах».

 

Работу с игровым пособием можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей (3- 4 человека).

Цель: развитие восприятия произведений искусства, эмоционального  интеллекта детей дошкольного возраста, умение определять эмоциональный фон картины.

Задачи:

  • закрепление  названий и характерных внешних черт основных эмоций;
  • формирование умения разбираться в эмоциях своих и окружающих.
  • учить определять эмоциональный настрой картины, соотносить его со схематическим изображением эмоций.

 

Комплектность игры:

  • 8 иллюстрированных изображений настоения и эмоциональной составляющей (радость, удивление, злость, усталость, застенчивость, грусть, страх, обида);
  • 8 изображений произведений искусства.

Подготовка к игре: предложить детям внимательно рассмотреть изображение настроения, эмоций. Обратить внимание на внешние признаки проявления эмоций, на особенности мимики, пантомимы. Пусть дети попробуют сами изобразить эмоцию.

Беседа о том, как произведения искусства влияют на эмоции человека, какие средства выразительности применяет художник.  

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый называет эмоции. И просит найти подходящее изображение.

Вариант 2. Предлагает подобрать изображение к произведению искусства (картине), подходящее по настроению. Уточняют, что в изображении картины может вызвать такие эмоции. Высказывают предположения, что могло бы повлиять на смену отрицательного настроения на положительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит «создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка». А именно от эмоциональной составляющей зависит развитие ребенка.

Д.Б. Эльконин в своих работах утверждали, что если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может быть одарённым во всех сферах: художественной, музыкальной, в сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), где его будет отличать высокая способность к проявлению творчества. Немалое значение в развитии не только интеллектуальной сферы, но и эмоционального интеллекта принадлежит играм, ведь игровая деятельность в этом возрасте является ведущей.

Данные пособия разработаны с целью развития эмоционального интеллекта через понимание эмоций человека, через произведения искусств, а также позволить развить в себе творческое начало.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

В основе идеи создания данного пособия лежит пэчворк.

Пэчворк (в переводе с английского языка patchwork) означает «изделие из разноцветных лоскутов, заплатка, мозаика». Этот вид рукодельного творчества появился в далёком прошлом. Первые лоскутные изделия несли лишь практическую функцию – служили в быту. Сегодня фигурки из разноцветных лоскутов уже складывают в целые картины.

Дидактическое пособие «Мистер Твистер или Замечательная прогулка»

Пособие предназначено для детей дошкольного  и младшего школьного возраста.

Цель: развитие эмоционального интеллекта, воображения, творческого мышления, творческих способностей и всестороннее развитие ребенка.

Задачи:

  • способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, эмоционального интеллекта;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • способствовать сенсорному развитию;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • обогащение и активизация словаря детей;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий.

 

Комплектность игры: наборное полотно из фетра, детали для составления картины (изображение дерева, насекомых, цветов, предметов, одежды, набор смайлов, изображающих различные эмоции).

 

Подготовка к игре: рассматривание репродукций картин известных живописцев: «Февральская лазурь»  И. Грабаря, «Корабельная роща» И. Шишкина, «Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели»  А. Саврасова.

Определение настроения картины.

 

Ход игры:

Дети с помощью деталей выкладывают на наборном полотне картину, изображающую человека или различные погодные условия. С помощью смайла с соответствующим выражением лица определяют эмоциональный настрой картины. Словесно дают описание получившейся картины, а также обоснование данной эмоции. С помощью дополнительный деталей ребенок может постараться изменить настроение картины.

 

Мозаика как искусство стало известно человечеству еще в глубокой древности. Собранные из мелких кусочков картины повествовали о важнейших событиях в жизни и являли собой яркий образец культуры эпохи. Мозаика как вид художественного творчества развивается и в наши дни, а картины из мелких частей увлекают детей, содействуя их развитию.

Дидактическое пособие «Пазлы «Произведения искусства»

Дидактическое пособие «Пазлы» — средство развития памяти и мыслительной способности у дошкольников. Составляя изображения произведений искусств различного эмоционального характера, ребенок закрепляет знакомство с эмоциями и развивает эмоциональный интеллект.

Цель: Развитие интереса детей к произведениям искусства российских художников; умение их различать и узнавать; определять характер изображенного; приобщение детей к культурному наследию своей родины.

Задачи:

  • учить складывать изображение из частей,
  • находить определенное произведение искусства среди предложенных;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь, мелкую моторику;
  • развивать мышление, эстетическое восприятие;
  • воспитывать любовь и уважение к искусству нашей страны;
  • упражнять в правильном назывании той или иной картины, ее художественной и эмоциональной составляющей.

 

Комплектность игры : 3 набора пазлов, на которых изображены произведения искусства полотна К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», В. Васнецова «Аленушка», Ф. Сычкова "девочки в зимних лаптях" и разрезные карточки с теми же изображениями.

Ход игры:

Дети собирают пазлы, соединяя части так, чтобы картинки подходили к соответствующей картине.

Вариативность игры:

1. «Второй лишний»

Ребенку среди правильных деталей дается одна ошибочная деталь. Либо два набора перемешиваются деталями между собой. Целью является умение собрать картину или картины правильно, закрепление умения находить части изображенных произведений искусства, развитие восприятия, внимания, памяти, уметь доказывать свою точку зрения.

Интересны дидактические пособия, разработанные на основе литературных сказок. Это позволяет создать наиболее полный портрет героя, развивает воображение и речь, позволяет эмоционально переживать настроение персонажа.

Пособие же можно представить в виде яркой книги с новой сказкой, на страницах которой можно рисовать и помогать героям.

Дидактическое пособие-книга «Гномики в домике»

Предназначено для детей от 3 до 7 лет. Количество игроков от 1 и более.

Цель: На примерах разобрать виды эмоций: радость, грусть, страх, смущение, злость, спокойствие, и их обозначение в графических символах.

Задачи:

  • уметь сопоставить окружающую действительность возникновению той или иной эмоции.
  • уточнить, с помощью каких действий можно преобразить эмоцию или изменить настроение.
  • развивать устную речь, мышление, воображение, мелкую моторику рук, эмоциональный интеллект.

Комплектность игры: настолько-печатное пособие-книга, растворимые цветные маркеры на водной основе, губки для маркерной доски.

Ход игры:

Взрослый читает сюжет иллюстрации и уточняет у ребенка, какую эмоцию может испытывать герой (гномик). Ребенок находит среди смайлов нужную эмоцию и соединяет с иллюстрацией. При желании можно нарисовать эмоцию на отдельной странице с изображением пустого смайла. Определяет, с помощью чего (поступка, предмета) можно исправить негативную эмоцию, находит в «подарках» данный предмет и соединяет с иллюстрацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярким наглядным фактором, способным генерировать различные эмоции являются произведения искусства. Большой интерес в дошкольном возрасте вызывают картины Виктора Васнецова: здесь чудесным образом переплетается мир сказок и красота живописного искусства. Большой простор для фантазий и, как следствие, различных эмоций. А путешествие по картинам со сказочными мотивами предложит

Дидактическое пособие-книга «Мир эмоций Васнецова»

Предназначено для детей от 3 до 7 лет. Количество игроков от 1 и более.

Цель: Приобретение наглядного опыта межличностных отношений, развитие общих эмоциональных переживаний.

Задачи:

  • уметь сопоставить произведения искусства возникновению той или иной эмоции.
  • уточнить, с помощью каких практических действий можно преобразить эмоцию или изменить настроение.
  • развивать чуткость, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека.

Комплектность игры: настолько-печатное пособие-книга, растворимые цветные маркеры на водной основе, губки для маркерной доски.

Ход игры:

Взрослый совместно с ребенком рассматривает сюжет картины и уточняет, какую эмоцию может испытывать герой картины. Ребенок с помощью маркеров обозначает эмоциональную окраску картины. Кроме репродукции картины В. Васнецова на каждой странице представлена дидактическая игра, где с помощью маркеров ребенок может обогатить сюжет или же придать ему новую эмоциональную окраску.

 

 

 

 

 

 

 

 

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети любят смотреться в зеркала, менять выражение лица с помощью мимики («кривляться»). Таким образом ребенок познает себя,А что если покривляться вместе и поиграть? Да еще при этом придумывая сказку?

Дидактическое пособие «Зеркальные превращения»

Предназначено для детей от 3 до 7 лет.

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Данное пособие можно применять в логопедии для развития артикулляции.

Задачи:

  • закрепить знания различных эмоций, показать преимущество позитивных эмоций перед негативными;
  • учить распознавать эмоции сверстников, героев сказок;
  • расширять словарный запас;
  • развивать способности узнавать эмоциональные состояния по мимике, голосовых интонаций.

Комплектность игры: карточки с изображениями персонажей, предметов, животных и т.д. с прикрепленным зеркалом.

Ход игры:

Видя свое отражение лица ребенок с помощью мимики передает настроение персонажей игры (или же свое)

  1. Вариант «Я сочиняю сказку».

Ребенок придумывает сам или же с помощью взрослого историю про персонажа карточки и как, в соответствие с моментами истории, может меняться его настроение. Соответствующую эмоцию ребенок мимикой передает, смотря в зеркало.

  1. Вариант «Волшебное путешествие».

Ребенок берет карточку с изображением  любого вида транспорта,  помещения и смотрит в зеркало, как в окно, придумывая, что он может видеть из окна и изображает свои эмоции от увиденного (как вариант эмоции персонажа, которого он видит).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии лэпбуков для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Развитие эмоционального интеллекта»

В разработке представлена современная технология организации учебно - воспитательного процесса - Лэпбук, которая помогает отлично систематизировать процесс обучения и собрать в одном месте всё самое н...

Дидактическое пособие по развитию эмоционального интеллекта «Зеркала эмоций».

Игра  состоит из  набора зеркал, состоящих из скрепленных между собой по принципу  веера  разноцветных  пластин,  содержащих изображения детей, находящихся в различных эм...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Дидактическая игра на развитие эмоционального интеллекта «Ромашки»

Дидактическая игра на развитие эмоционального интеллекта «Ромашки»...

Дидактические игры по развитию эмоционального интеллекта детей в старшей группы

Цель: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего возраста через предметно-развивающую среду группы.Задачи:1.     Развитие у детей способности определять эмоциональные...