Методическое пособие по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников с помощью предметно-пространственной среды в ДОУ
методическая разработка

Ананьева Екатерина Юрьевна

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать, использовать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Развитие EI у дошкольников играет ключевую роль в формировании их личностных и социальных навыков. Предметно-пространственная среда детского образовательного учреждения (ДОУ) может существенно способствовать этому процессу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников с помощью предметно-пространственной среды в ДОУ

Введение

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать, использовать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Развитие EI у дошкольников играет ключевую роль в формировании их личностных и социальных навыков. Предметно-пространственная среда детского образовательного учреждения (ДОУ) может существенно способствовать этому процессу.

Цели и задачи

Цели:
1. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через организацию предметно-пространственной среды.
2. Создание комфортной образовательной среды, способствующей эмоциональному развитию детей.

Задачи:
1. Определить ключевые элементы предметно-пространственной среды, влияющие на EI.
2. Разработать рекомендации по организации и эксплуатации образовательной среды в ДОУ.

Теоретическая база

 Понятие эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект включает в себя:
– Эмоциональное восприятие
– Эмоциональную обработку
– Эмоциональное понимание
– Эмоциональное управление

Значение предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда – это физическая обстановка, в которой осуществляется образовательный процесс. Она должна быть:
– Эстетически привлекательной
– Функционально удобной
– Доступной для детей

 Основные элементы предметно-пространственной среды

  1. Игровые зоны. В рамках данной методики педагоги активно используют различные игры, где дети могут взаимодействовать друг с другом, выражать и осваивать различные эмоции. Например, игра "Эмоциональный театр" позволяет детям через ролевые ситуации научиться распознавать и выражать свои чувства, а также понимать чувства других. В процессе игры дети учатся сотрудничать, делиться эмоциями и находить компромиссы, что способствует развитию социальной компетенции и уверенности в себе.

Кроме того, в игровой деятельности активно используются дидактические материалы и настольные игры, которые помогают детям лучше понимать и различать эмоциональные состояния. Например, настольная игра "Эмоции на карте мира" помогает детям визуализировать и анализировать свои эмоции, а также развивать умение различать и называть различные эмоциональные состояния.

  1. Куточки эмоционального развития: Создание уголков, где представлены картинки с эмоциями, книги о выразительности лиц и т.д. Это стимулирует обсуждение эмоций.
  2. Мультимедийные ресурсы: Использование видео и мультфильмов, которые помогают исследовать разнообразие эмоций и учат детей распознавать их.
  3. Творческие мастерские: Организация пространства для художественной деятельности, где дети могут выразить свои эмоции через искусство.

Рекомендации по организации предметно-пространственной среды

  1. Создайте пространство для ролевых игр: используйте игрушечные наборы, соответствующие повседневной жизни, чтобы дать детям возможность воспроизводить различные социальные ситуации.
  2. Обеспечьте доступ к ресурсам о эмоциях: разместите книги и обучающие карточки для самостоятельного изучения и обсуждения с воспитателем
  3. Используйте музыку и движение: создайте зону для танцев и музыкальной активности, что помогает детям выражать свои эмоции через тело.
  4. Внедрите практики осознанности: предлагайте детям практиковать дыхательные упражнения, которые помогают успокоиться и управлять своими эмоциями. ( картотека дыхательной гимнастики)
  5. Включите родителей: проводите семинары и мастер-классы, чтобы обучить родителей способам поддержки эмоционального интеллекта у своих детей.

Заключение

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников является важной составляющей их всестороннего развития. Эффективная организация предметно-пространственной среды в ДОУ может обеспечить создание условий, способствующих этому процессу. Реализация предложенных рекомендаций позволит достичь значительных результатов в формировании у детей навыков эмоционального восприятия, управления и взаимодействия.

Литература

1. Годик, И. В. (2021). Эмоциональный интеллект в дошкольном образовании. М.: Издательство “Педагогика”.
2. Соловьева, Н. А. (2019). Развитие социально-эмоциональных навыков у детей. СПб.: Издательство “Школа-Пресс”.
3. Бар-Он, Р. (2017). Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать. М.: Эксперт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...

Методическая разработка «Мультипликационные фильмы, как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников».

В моей деятельности появились мультфильмы, которые помогают дошкольникам осознать свои чувства и эмоции, тем самым способствуют развитию гармоничной личности....

Методическая подборка на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Методическая подборка на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.Игры для дошкольников младшего, среднего и старшего возраста....

"От печали до радости" Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта...

Выступление на районном методическом объединении педагогов-психологов «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через использование различных инструментов в работе педагога-психолога....