Консультация для педагогов
консультация

Консультация для педагогов «Образовательные терренкуры на территории детского сада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Образовательные терренкуры на территории детского сада»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО), сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО, делающие акцент на территории (участке), прилегающей к образовательной организации или находящейся на небольшом удалении от нее, приспособленной для реализации образовательной программы дошкольного образования и включающей материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета и коррекции недостатков развития.

         Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна: 

  • обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в т. ч. детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения;
  • быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды территории, прилегающей к ДОУ, в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация центров познавательно-исследовательской деятельности на участке детского сада. Воспитатели разных возрастных групп, инструктор по физической культуре, старший воспитатель, музыкальный руководитель совместно разрабатывают несколько специальных образовательных маршрутов, или образовательных терренкуров, по территории ДОУ разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, их возраста, интересов.

Образовательные терренкуры - это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр
на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

Цель образовательного терренкура - оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Задачами образовательного терренкура являются:

  • упражнение детей в основных движениях;
  • развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
  • воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на  природе, чувства коллективизма, взаимопомощи.                            

Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».

Маршрут терренкура включает в себя не только специально созданные центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород  и другие возможные объекты на территории ДОУ. Как правило, многие групповые участки оформлены в определенном стиле. В этом случае маршруты терренкура могут включать посещение этих участков, если это отвечает поставленным задачам или интересам детей.

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности дошкольников.

Маршрут терренкура разбивается на несколько «станций». Каждая «станция» может иметь свое название:  «В стране сказок», «Музыкальная полянка», «Птичий двор», Центр отдыха и т. д. При этом не все «станций» стационарны, расположение некоторых из них можно периодически менять. В жаркое летнее время может появиться «Дом Феи воды» (надувной бассейн, самодельные брызгалки), осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой - снежный лабиринт.

Для создания новых «станций» удобнее всего использовать переносные плоские макеты. На них контуром обозначается какая- либо фигура, например сказочного персонажа (Царевны-лягушки, Бабы Яги,  Кота в сапогах), или  теремка, домика Бабы Яги. Переносной макет крепится
на подставку и устанавливается в любом месте на территории
ДОУ перед началом движения по терренкуру.

   Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно,
в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного физкультурное занятие на воздухе. Продолжительность пешеходного маршрута для старших дошкольников составляет 1,5 ч, для младших - 1 ч. Они начинаются с построения парами на улице. Инструктор по физической культуре или воспитатель идут впереди и определяют темп движения.

   Непосредственно в проведении пеших прогулок могут участвовать 2-3 взрослых (воспитатель группы, инструктор по физической культуре, помощник воспитателя).

Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть карта с обозначенными центрами познавательно-исследовательской деятельности, зонами отдыха, спортивными сооружениями, то составление маршрута возможно с участием самих дошкольников, с учетом предварительной работы по обсуждению условных обозначений на карте.

С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них (например: в зоне игр на асфальте, на музыкальной полянке). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и так далее.

Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года и погоды. В пешие прогулки педагоги могут включить познавательные беседы,
наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, сбор природного материала, знакомые детям подвижные и дидактические игры, игры на внимание, спортивные игры, комплекс оздоровительных физических упражнений.

Структура пеших прогулок предполагает:

  • сбор и движение до следующей точки маршрута;
  • остановку,  познавательно-исследовательскую деятельность детей и взрослых;
  • комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • сбор и возвращение в группу.

При проведении образовательных терренкуров с детьми педагоги должны соблюдать определенные требования к их организации и правила
безопасности.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станций» к другому, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.

Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: он учится общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь и ее интонационная выразительность, глазомер, соотносящие движения.

В качестве примеров «станций» образовательного терренкура можно привести следующие.

«Владения мыльного пузыря» - стол на одной ножке, большая емкость с мыльным раствором, трубочки для коктейлей, сложенные в разные пакеты (по количеству детей). Здесь дошкольники могут попускать мыльные пузыри, раствор для которых делают педагоги согласно графику следования по
терренкуру.

«Островок размышлений», который представляет собой место, где стоят напротив друг друга лавочки, которые используются как место для
отдыха, так и для обсуждения возникшей проблемы или предложений по составлению дальнейшего
маршрута терренкура.

Для оформления «Королевства Кисточки» под навесом ставятся лавки, столы, на которых размещаются краски, карандаши, бумага, емкости для воды.
Если эта станция образовательного терренкура
находится в специально отведенном для отдыха месте, целесообразнее использовать мольберт с закрепленным заранее листом бумаги для коллективной
работы детей.

Для примера приведу маршрут терренкура на территории ДОУ для детей старшего дошкольного возраста:

Построение детей

Начинается маршрут с построения воспитанников по парам у входа детского сада.

1 -я остановка - «Центр метания»

Воспитатель или инструктор по физической культуре организуете детьми метание в вертикальные и горизонтальные цели разными способами. Время остановки - 10 мин.

Игра «Самый меткий»

Дети по очереди кидают мяч в цель с определенного расстояния. Дается по 3 попытки на метание правой и левой руками. В конце объявляется победитель - самый меткий участник.

2-я остановка - «Зона игр на асфальте»

Воспитатель или инструктор по физической культуре проводит подвижные игры на асфальте, на котором заранее нарисованы «классики», лабиринты, «змейки», «ходилки» с цифрами, буквами. Остановка длится 15 мин.

Игра «Змейка»

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Оказавшегося крайним в цепи назначают водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, описывая разнообразные фигуры: по нарисованным контурами кругам, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее распрямляет. В конце игры «змейка» останавливается, закручивается вокруг водящего.

3-я остановка - «Школа мяча»1

Во время этой остановки воспитатель или инструктор по физической культуре организует игры с детьми и физкультминутки. Время остановки - 30 мин.

Дыхательная игра «Король круга»

Дети встают в круг и по считалке выбирают водящего, который становится вместе с остальными игроками. В центре круга в лунку кладут мяч. Воспитанники, называя по имени водящего, произносят: «….(называют имя водящего), не спи, мяч быстрей бери!». Игроки разбегаются, а водящий бежит к лунке, берет мяч и кричит: «Стой». Затем называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если он промахивается, то остается водящим – «королем»; если попадает в игрока, тот, в свою очередь, становится «королем» и игра повторяется.

Упражнение на дыхание «Носорог»

 Проводится с целью развития правильного носового дыхания. Воспитатель или инструктор по физической культуре предлагает детям «превратится» в носорогов: сделать глубокий вдох чрез нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. Выдох может быть как с голосом, так и бесшумным. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Игра «Перебежки»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «!дома», расстояние между ними - 10-20 м. Участники игры делятся на две равные группы и занимают «дома». В середине площадки становится водящий. Игрокам нужно из одного «дома» перейти в другой. Но водящий их не пропускает, стараясь остановить пробегающих. Тот, кого остановили, выходит из игры. Побеждает та группа, в которой оказывается большее число игроков в конце игры.

Движение по маршруту терренкуру продолжается.

4-я остановка – «Птичья столовая»

Дети останавливаются возле кормушек, рассматривают их и выполняют задание воспитателя или инструктора по физической культуре: найти самую высокую, самую низкую кормушку, покормить птиц и т.д.

Заканчивается маршрут терренкура у входа в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....