«Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Родина Марина Геронтьевна

Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.

Задачи:

1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с особенностями, строением, звучанием.

2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;

3. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.

4. Развивать танцевально-двигательную активность детей, побуждать принимать активное участие в игре.

5. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.

6. Формировать доброе отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_balalaykoy.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка!»

Цель: познакомить детей с историей русского народного инструмента-балалайки, учить отличать ее звучание от других инструментов.

Задачи:

1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с особенностями, строением, звучанием.

2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение веселого, плясового характера, высказываться о характере музыки;

3. Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении народных инструментов в записи.

4. Развивать танцевально-двигательную активность детей, побуждать принимать активное участие в игре.

5. Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.

6. Формировать доброе отношение друг к другу.

Предварительная работа:

1. Знакомство с русскими народными инструментами (гусли, трещотки, ложки).

2. Рассматривание иллюстраций русских народных инструментов, картин о быте Русского народа.

3. Разучивание русской народной игры «Шел козел по лесу».

4. Познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Камаринская».

5. Загадывание загадок о русских народных инструментах.

6. Беседа с детьми о жизни людей на Руси, о праздниках.

Организационный момент: дети входят в зал под русскую народную музыку, садятся на стулья. Воспитатель проводит игру «Повтори за мной» с 4-5 детьми. Просит повторить в той же последовательности русские народные инструменты, которые он назовёт. Подводится итог: Все перечисленные инструменты – русские народные.

И вот сегодня к нам в гости пришел еще один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы сами мне скажете, если отгадаете загадку!

Ой, звенит она. Звенит,

                                          Всех игрою веселит!

А всего – то три струны

                                          Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай–ка!

 Это наша… .(балалайка)

1 СЛАЙД -БАЛАЛАЙКА

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Музыкальный руководитель: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка!  Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная) А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус? (на треугольник). Значит корпус какой? (треугольный). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.(показ картинки)

Что еще мы видим у балалайки?  Струны! Сколько струн у балалайки? (3)  А как вы думаете, для чего нужны струны? (когда ударяешь по струнам, появляется звук). Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

 А посмотрите, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Она называется гриф! Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть деления? Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете? (ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.

Балалайка, балалайка

                                           Веселее заиграй-ка!

                           Звучит весёлый проигрыш

Музыкальный руководитель: Балалайка – Русский народный музыкальный инструмент. А вы знаете от куда пошло название балалайка? От слов балагурить, баловаться. Давно на Руси на балалайке играли балагуры-скоморохи. А кто такие скоморохи? (ответы детей). Это люди, которые на праздниках развлекали и веселили всех! А мы с вами любим веселиться, баловаться, балагурить?

2 СЛАЙД - БАЛАЛАЕЧНИК

Музыкальный руководитель: Как называется человек, который играет на музыкальном инструменте? (Музыкант). Как называется музыкант, играющий на баяне, ложках, гуслях, балалайке? (баянист, ложечник, гусляр, балалаечник.)

    Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из… тыквы.

Впервые балалайка упоминается в письменах, рассказывающих о временах правления царя Петра Первого. На балалайке играли веселые скоморохи.

3 СЛАЙД -СКОМОРОХИ

Музыкальный руководитель: Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка.

                          Слушание «Камаринской»

«Камаринскую», написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский.

4 СЛАЙД -ЧАЙКОВСКИЙ

Музыкальный руководитель: Он услышал мелодию «Камаринской», которую играл простой крестьянин. Понравилась вам музыка? Какая она? Какой инструмент вы услышали?

Дети: Балалайку.

Музыкальный руководитель:  Что хочется делать под эту музыку?

Дети: Веселиться, плясать .

Музыкальный руководитель: Верно, это плясовая, веселая, озорная.

Игра «Никанориха» (русская народная песня).

(В этой игре поставлена задача - самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:  Никанориха гусей пасла,

                                 Запустила в огород козла.

                                 Никанориха ругается,

                                А козел-то упирается.

Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, врассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова: Надо быстро пару брать,

                               Чтобы козликом не стать.

Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.)

Музыкальный руководитель: Под какую музыку мы играли?

Дети: Под «Камаринскую»

Подведение итогов занятия.

- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?

- Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские народные инструменты, например, балалайка с баяном, или о том, как поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.

           Видеопрезентация   «ГАЛИЛЕО БАЛАЙКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"

статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...

«Заиграйте, мои гусли»

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенк...

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"

Краткосрочный проект  "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"

Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...

Танец с балалайками для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (муз. "Чудо-балалайка")

Танец предназначен для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (6-8 чел.)....

Празднично игровое мероприятие "Солнышко лучистое заиграло весело"

Игра - это, прежде всего отдых,  способ радостного общения детей. Игра так же является ведущим условием личностного развития ребёнка....