Вулкан
план-конспект урока (старшая группа)

Конспект занятия "Вулканы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkan.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации г. Рязани
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»

Конспект занятия

по опытно – экспериментальной деятельности

для старшей группы

«Вулкан в банке»

         

 

    Воспитатель: Лисничук
Елена Сергеевна

Рязань 2022


Цель: формирование знаний у детей о вулкане.

Задачи:

1.Образовательная

Формировать знания у детей о вулканах их строении, причине извержения, о типах вулканов.

2.Воспитательная

Воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам.

3.Развивающая

Способствовать развитию памяти, мышления, речи, внимания.

Оборудование: иллюстрации вулкана; методическое пособие; веревка; колба; красная краска; большая стеклянная банка; ножницы; кисточка.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.


Ход занятия

1.Организационный момент

Ребята сидят за столами.

2.Игровой приём

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем геологами. Вы знаете, кто такие геологи? (Ответы детей).

Воспитатель: Геолог – это человек, который занимается исследованием состава и строения горных пород. Сегодня, мы с вами будем геологами и будем исследовать вулкан.  

3.Актуализация опорных знаний

Воспитатель: но, сначала с вами вспомним о свойствах воды.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, для чего же нам нужна вода?

Дети: чтобы пить, варить пищу, поливать цветы и т.д.

Воспитатель: хорошо, молодцы! А как вы думаете, какая бывает вода?

Дети: Вода бывает твердая и жидкая.

Воспитатель: правильно!

Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего?

Дети: в виде льда, сосульки.

Воспитатель: правильно, молодцы! А ещё, какая бывает вода?

Дети: Холодная, горячая.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, если смешать холодную и горячую воду, что получится?

Дети: получится тёплая вода.

Воспитатель: правильно, молодцы!

Воспитатель: А знаете, что может ещё получится?

Дети: Нет.

Воспитатель: А хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто из вас видел вулкан? Может, кто-то рассказать, что такое вулкан?

Дети: Вулкан – это гора, которая извергает лаву.

Воспитатель: Правильно. А что такое лава?

Дети: Лава — это камни, песок, пепел, глина.

4.Формирование новых знаний

Воспитатель: Молодцы, всё правильно! А сейчас послушайте, что же такое вулкан. Вулкан — это образовавшиеся естественным образом отверстие в земной горе, через которое раскаленная парода, называется лавой, а также газы, пары и пепел вырываются наружу, часто в виде больших и умных извержений или взрывов. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и проходит извержение.

По активности вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие. Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Это вулканы, не извергавшиеся больше 10 000 лет. И, наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет.

5.Физкультминутка

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка, не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)

Корпус вправо, корпус влево —

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну.

И теперь попеременно

Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

6.Закрепление полученных знаний

Воспитатель: А теперь давайте, проведём опыт и посмотрим, как же извергается вулкан.

Возьмём кусок веревки длинной около 30 см. Привяжем один конец, к горлышку колбы – так, чтобы петелька свободно крутилась.

Крепко привяжем другой конец веревки к веревочной петельке на горлышке, получится ручка, за которую можно держать колбу.

Нальем в большую банку холодную воду. Но, банку не заполняем до самого верха, так как нужно оставить место для колбы.

Наполним колбу горячей водой до краев, но делаем это аккуратно, чтобы не обжечься. Добавим в нее красной краски, чтобы вода стала ярко – красной.

Возьмем колбу за веревочную ручку и осторожно опустим ее в банку с холодной водой.  Ребята, почему вода поднялась на поверхность?

Дети: когда мы отпускаем в банку с холодной водой колбу, то горячая вода начинает выливаться из нее, словно из вулкана. Довольно скоро горячая вода окажется наверху, а холодная снизу. Когда воду нагревают, она становится легче и как бы разбухает, увеличивается в объеме. Вот почему горячая вода поднялась на поверхность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Вулкан"

Очень интересный и простой опыт показывает дошкольникам, как действует вулкан....

Действующий вулкан

Образовательная деятельность по теме: «Действующий вулкан»(с детьми старшей группы).Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Материал и оборудование:Минералы вулканического происхождени...

Презентация "Загадки вулканов"

    Представленая мною презентация поможет закрепить основные знания по данной теме....

Познавательное занятие "Вулкан"

Здесь вы найдёте материал по теме "Вулкан"...

Познание "Вулкан"

В этом конспекте я знакомлю дошкольников с природным окружением и явлениями неживой природы. У детей формируется интерес, расширяются представления о естественно научных связях между природными явлени...

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе Опыт «Вулкан в банке»

Закрепить и уточнить знания детей о воде;Формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;Развивать умение, формировать аргументированные высказывания;Воспитывать интерес к опыту, ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Что такое вулкан"

- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;- Познакомить детей с профессией вулканолога; - развивать познавательную активность детей в проце...