Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе "Что такое вулкан"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Базанова Елена Михайловна

 

- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;

- Познакомить детей с профессией вулканолога;

 

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

- Поощрять детей за самостоятельные формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные представления;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vulkan.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме « Что такое вулкан»

Воспитатель 1 квалифиционной категории

Базанова Елена Михайловна

Задачи:

Обучающие:

- сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;

- Познакомить детей с профессией вулканолога;

Развивающие задача:

- развивать речь,  активизировать  способность детей использовать в речи слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава, вулканологи;

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

- Поощрять детей за самостоятельные формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные представления;

Воспитательные задача:

- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

- Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;

Предварительная работа:

-Рассматривание и чтение детских энциклопедий;

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними подороваемся.

- Сегодня мы пришли в лабораторию «Интересных открытий» . Для чего мы приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).

-Проходите, присаживайтесь на стульчики. Для того, чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, вам нужно отгадать загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я – опасный великан

Славен я недоброй славой

А зовут меня – (Вулкан) (Слайд)

- Правильно. Сегодня мы поговорим о таком таинственном явлении, как вулкан. И я хочу рассказать вам одну легенду:

( Слайд) Жил на свете бог по имени Вулкан, что значит огонь. Странный это был бог: некрасивых, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Вулкан сумел подчинить себе огонь. Построил он себе кузнецу в высоченной горе  и начал ковать оружие и делать украшения. И если над  горой появлялся пар и огонь , люди со страхом говорили : «Вулкан работает» и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедыщащие горы люди стали называть вулканами.

-Вот такая легенда. Кто мне скажет, что такое вулкан? (Слайд).  (Гора). Правильно, это гора. Но это необычная гора. Ведь вулкан в переводе означает «бог огня». А почему его так называют, вы ответите сами в конце занятия.

А на что похожа эта гора. (на конус, на треугольник).

- Когда вулканы спят, они мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» (слайд), и тогда начинается сильный подземный гул, и их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток. Кто знает, как он называется? (Лава).

- Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых, превращаются в жидкие. А когда лава застывает, получаются новые камни.(слайд).

Вспомните, пожалуйста, что же вырывается из вулкана? (камни, пепел, огонь).

- А хотите узнать, как устроен вулкан?(слайд). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша, а на дне красновато-оранжевая пасть – это жерло вулкана или дыра, которая уходит глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая из вулкана называется лавой.

- Извержение вулканов угрожает жизни людей. Лава разрушает (слайд) здания, перекрывает дороги. Пепел попадает в организм человека и животных, что очень вредно для здоровья, еще пепел представляет угрозу для воздушного и пассажирского транспорта.

Как вы думаете почему? Правильно. Давайте и мы укрепим свое здоровье и проведем разминку. Физминутка:

Любим спортом заниматься

Будем очень мы стараться

Мяч бросать и принимать

Метко в даль его бросать

Ловко прыгать на скакалке

Ног своих совсем не жалко

Приседать и вновь вставать

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево

Все мы делаем умело.

- Садитесь на стульчики. Продолжим наше исследования

- А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?  Ответы детей. Да, возле них очень плодородная земля и  в тех местах фермеры собирают очень хороший урожай .

- Хотя вулканы всегда вселяли страх и ужас, люди жили и продолжают жить рядом с ними, ведь вулканы могут спать «Очень долго» (Слайд).

- Для того, чтобы узнать, когда вулкан проснется, за их состоянием следят ученые, которых называют вулканологи. С помощью специальных приборов, они узнают, когда вулкан «Спит», А когда он «проснется».

Вы очень много смотрели на экран и ваши глаза устали. Пусть они немного отдохнут.

Гимнастика для глаз:

Покажите указательный пальчик, давайте с ним поиграем, надо следить за пальцем не поворачивая головы:

Раз – налево, два – направо

Три – наверх, четыре вниз;

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир

Взгляд направим ближе, дальше

Тренируя мышцы глаз

Видеть скоро будем лучше (моргаем)

Убедитесь вы сейчас.

- А вы бы хотели увидеть, как извергается вулкан? Тогда

Давайте пройдем в нашу лабораторию и попробуем разбудить наш вулкан. Что нам для этого понадобится.( На доске вывешены картинки с подсказкой: сода, жидкость для мытья посуды, краска, уксус перечеркнутый красным крестом).

Проводим опыт. После завершения обобщающая беседа.

- Скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали?

- А давайте ответим на самый главный вопрос: почему же вулкан называют «Богом огня»?

Молодцы, вы сегодня были очень внимательны, правильно отвечали на все мои вопросы, и я вам предлагаю на следующем занятии зарисовать свои вулканы в нашу книгу опытов. Спасибо вам и попрощайтесь с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Экскурсия по лесной полянке. Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Лексическая тема «Насекомые».

Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей планеты....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...

Комплексное занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку»

Цель занятия: закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях....

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению детей с окружающим миром с элементами экономики в старшей группе на тему: «Труд – всему голова»

В данной образовательной деятельности продолжаем знакомить детей с трудом, как основой жизни людей, закрепляем с детьми экономические понятия и термины (реклама, бартер, банк, бизнесмен, деньги)...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в первой младшей группе на тему: «Куклы в гостях у детей»

учить строить предложения из 2 – 3 слов.знакомить с предметами одежды и аксессуарами для мальчиков и девочек....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Земля в опасности»

Формировать представление о том, что планета Земля в опасности : во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Способствовать речевому...