Программа для образовательной платной услуги. Вокальный коллектив "Звонкий голосок"
рабочая программа

Чернова Екатерина Николаевна

Программа разработана в 2017 году и действует по сей день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zvonkiy_golosok_2017.docx85.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

ПРИНЯТО:                                                                УТВЕРЖДЕНО:

на заседании Педагогического совета                     Заведующий МБДОУ «Детский са№12»                                                                                                          

МБДОУ «Детский сад №12»                                    Т.И.Фёдорова______________________                                                                                                                                                                                                                                                              Протокол №____ от «___»____2016  г.                   Приказ №___от «___»__________2016 г.

                                                                                                         

Программа вокального кружка «Звонкий голосок»»

на 2017-2018 учебный год

                                                                                             

                                     

Музыкальный руководитель

Наганова Е.Н.

г. Урай, 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел ...................................................................................................................... 3
  1. Пояснительная записка ........................................................................................................... 3
  2. Основные принципы и приемы обучения детей пению ............................................................ 4
  3. Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет. ............................................................................. 5
  4. Планируемые результаты вокально-хоровых занятий у детей 5-7 лет ..................................... 6

  1. Содержательный         раздел .................................................................................................... 6
  1. Приемы обучения пению ........................................................................................................ 6
  2. Формы и методы по реализации основных задач Программы .................................................. 6
  3. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата ......................................... 7
  4. Структура образовательной деятельности ................................................................................ 8
  5. Учебно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности вокального кружка .................................................................................................................................... 9
  6. Календарно-тематическое планирование вокально-хорового кружка «Звонкий голосок» ...... 13

  1. Организационный раздел ................................................................................................ 19
  1. Материально-техническое обеспечение ................................................................................ 19
  2. Организация и проведение занятий ................................................................................................ 19
  3. Диагностика уровня развития певческих умений ......................................................................... 19

Список литературы ................................................................................................................ 20

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

  • В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
  • Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
  • Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

    Рабочая программа вокально-хорового кружка «Звонкий голосок» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой и направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства, а так же на основе пособия «Музыкальное воспитание дошкольников» под ред. О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили где особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с учетом уровня развития способностей каждого ребенка.

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии дошкольников, приобщении их к народной, классической и современной детской музыке.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают музыкальные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Цель: через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  воспитанников  устойчивый интерес  к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.

В связи с целью данной программы были сформированы задачи обучения и воспитания детей.

Образовательные:

  • Формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;
  • Обучение выразительному исполнению песни.
  • Формирование комплекса музыкально-ритмических навыков.
  • Постановка правильной, ясной и выразительной речи, которая используется как в пении, так и в быту.

Воспитательные:

  • Формирование устойчивого интереса к пению;
  • Формирование общей  культуры личности ребёнка;
  • Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;
  • Воспитание воли и характера;
  • Приобщение детей к  основам  музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
  • Прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских  песен.

Развивающие:

  • Развитие слуха и голоса детей;
  • Формирование голосового аппарата;
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
  • Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;
  • Развитие обще-эстетического кругозора;
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

  1. Основные принципы и приемы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

  1. Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

У детей 7-го года жизни достаточна развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы).

Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму
  • пение по нотам

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений
  • активная концертная деятельность детей
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

  1. Планируемые результаты вокально-хоровых занятий у детей 5-7 лет
  • Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес  к вокальному искусству.
  • Могут определить форму песни: вступление, куплет, припев, проигрыш и заключение.
  • Поют естественным голосом, протяжно.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют.
  • Внятно произносят слова, понимают их смысл, пропевают гласные в словах и четко произносят окончания слов.
  • Различают звуки по высоте, слышат направление движения мелодии.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
  • Умеют контролировать слухом качество пения.
  • Выработана певческая установка.
  • Могут петь без помощи руководителя.
  • Проявляют активность в песенном творчестве: поют не отставляя и не опережая друг друга.
  • Могут петь без музыкального сопровождения и под фонограмму (-).

  1. Содержательный раздел
  1. Приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия интересным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не поможет ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них

уверенность, но делать это деликатно.

  1. Формы и методы по реализации основных задач Программы
  • Коллективная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Беседа;
  • Распевание по голосам;
  • Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • Дыхательная звуковая гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  • Концертные выступления;
  • Участие в творческих конкурсах.

  1. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

  • Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка», которое обозначает положение, которое должен принять певец перед началом пения: при этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны.

Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклоненной вперед, не боясь ею в небольших пределах двигать. Соблюдение этих требований создает приятное эстетическое впечатление и дает свободу мимике и жесту. Правильная певческая установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем самым облегчает певческий процесс. Петь можно сидя или стоя. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

  • Дыхание

С приемами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринужденно. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию

дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений дает ребенку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяженность дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

  • Артикуляционная работа

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно,

красивым, округленным и ровным звуком. В работе над гласными следует:

  • добиваться округленности звука, его высокой позиции;
  • использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое небо и во рту создается ощущение присутствия небольшого яблока;
  • для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
  • тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача - научить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого неба. Четкое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого неба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого неба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твердой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

  • Выработка подвижности голоса.

Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

  • Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса – он не должен быть форсированным, крикливым, следует избегать такого пения.

  • Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приемов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения, также используются музыкальные шумовые инструменты.

  • Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

  • Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощенный аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение.

  • Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей. Чувство ансамбля воспитывается путем одновременного начала и окончания пения.

  • Формирование сценической культуры.

Согласно певческим и возрастным возможностям детей подбирается репертуар. Необходимо учить детей пользоваться микрофонами, правильно вести себя на сцене. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

  1. Структура образовательной деятельности.

1. Вводная часть

  • Приветствие, коммуникативная игра.
  • Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания, гимнастика для дыхания).

3. Основная часть.

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

  1. Учебно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности вокального кружка.

Тема

Цели

Сентябрь

Диагностика музыкальных способностей

Выявить наличие ладового чувства, чувство ритма, музыкального слуха, желания петь.

Познакомить с дыханием во время пения.

Пение –упражнение для развития слуха и голоса.

Научить правильному дыханию во время пения.

Познакомить с правильной певческой установкой.

Закрепить умение детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз.

Разбор упражнений для развития слуха и голоса.

Учить детей петь легким, естественным голосом.

Октябрь

Беседа о дикции и артикуляционном слове

Научить приемам выразительного пения – дикции.

Знакомство с песней

Работать над мелодической линией песни, с показом рукой направление движения, выучить слова.

Разбор песен

Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы.

Работа над упражнениями развития слуха и голоса

Закрепить выученные упражнения.

Ноябрь

Закрепление песен

Закрепить работу над правильным дыханием,

выразительным исполнением песни.

Работа над упражнениями развития слуха и голоса

Работать над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы.

Разучивание песни

Учить детей петь легко, без форсирования.

Работа над песней

Закрепить работу над правильным звуковедением, дыханием в середине фразы

Декабрь

Работа над дикцией.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

Разучивание песен

Учить детей петь легко, без форсирования, с четкой дикцией.

Разучивание песен

Научить выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом песен.

Подготовка к новогоднему празднику.

Закрепить исполнение ранее изученных песен.

Январь

Выразительность в пении.

Разучивание песен-попевок.

Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений.

Работа с упражнениями для развития слуха и голоса.

Творческие задания

Учить детей соотносить свое пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия.

Разучивание песен

Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

Февраль

Сценическая культура исполнения песен.

Учить детей работать с микрофоном.

Разучивание новой песни

Проработать трудные ритмические места с хлопками, маракасами, бубнами.

Творческие импровизации.

Закрепить ранее выученный материал.

Знакомство с песней

Работать над мелодической линией песни, показать рукой направление движения, выучить слова.

Март

Упражнение для развития слуха и голоса

Работать над умением детей различать высокие и низкие звуки, упражнять в чистом пропевании поступенных и скачкообразных движений.

Разучивание новой песни.

Работать над дикцией и выразительным исполнением.

Сольное исполнение песни.

Закрепить умение петь в унисон, а капелла, используя движения рук.

Разучивание песен

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Апрель

Творческие импровизации.

Развивать творческую активность каждого ребенка кружка, инициативу, самостоятельность в поисках нужной певческой интонации.

Разбор новой песни

Учить детей петь легко, без форсирования, с четкой дикцией.

Закрепление певческих навыков.

Научить выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом песен.

Разучивание коллективной песни

Закрепить навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

Май

Подготовка к празднику «День Победы»

Работать над выразительным исполнением песен.

Закрепление певческих навыков.

Работать над звуковедением, дыханием, артикуляцией, четкой дикцией.

Подготовка к празднику «День защиты детей»

Закрепить ранее выученные песни.

Итоговое занятие.

Закрепить вокальные навыки детей.

  1. Календарно-тематическое планирование вокально-хорового кружка «Звонкий голосок»

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

Сентябрь

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические упражнения.

4.Скороговорки.

Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Упражнения на дыхание

Установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному

звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

Упражнять детей в чистом интонировании на одном звуке и поступенное движение вниз.

Выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы,

выдохнуть:

Коммуникативная игра «Ищу друга»

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина» - вибрация губ. «Самолет» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной

последовательности.

Тук, так, тук, так

Сшила Саша

Ду,ду,ду

Тра та та барабан кага Гата

«Надуваем шины»

Количество занятий – 8

Октябрь

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические упражнения.

4.Скороговорки.

Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6. Упражнения на дыхание.

7. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному

звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей четко проговаривать текст, с разной интонацией

(удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией.

 Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы,

выдохнуть:

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические

ударения в музыкальных фразах, отчѐтливо пропевать гласные и

согласные в словах.

«Здравствуйте»

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий

выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолет»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

На дворе трава

Карл у Клары

 «Котенок и бабочка»

2«Птичка и Лиса»

 

Упражнение НАСОС

Количество занятий – 8

Ноябрь

1.Игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические

Упражнения

4.Скороговорки

Чистоговорки

5.Упражнения для распевания

6.Дыхательая гимнастика

7. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм,

пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и

укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать

интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и

согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией

(удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с

ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией

(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

(Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на

первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4раза)

1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к

куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения: «Паровозик»

Упражнения: «Обезьянки», «Весѐлый язычок».

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

Испугались медвежонка

Ехал грека через реку

«Фокус-покус».

«Чудо-лесенка».

 Барабан

Упражнение НЮХАЕМ ЦВЕТОК

Количество занятий – 8

Декабрь

1.Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические

упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5 Упражнения для распевания.

6. Дыхательная гимнастика

7. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить свое пение с показом рук, добиваясь при

этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат;

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном

движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Коммуникативная игра- приветствие «Зеркало».

«Лошадка» - прищелкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолет»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

 

Знакомый репертуар.

Упражнение ГРЕЕМ РУКИ

«Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

Количество занятий – 8

Январь

1.Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические

упражнения.

4. Скороговорки.

Стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Дыхательная гимнастика

7. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.

Развивать дикцию и артикуляцию.

Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропеватьультразвук. Учить детей соотносить свое пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу

артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие.

Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала.

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; Чисто интонировать в заданном диапазоне; Закреплять навыки хорового и индивидуального пения смузыкальным сопровождением и без него. Совершенствовать исполнительское мастерство.

Коммуникативная игра приветствие. «Приветствие» («Хлопушка»).

Работа с губами: (покусать зубами

верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я

обиделся»,

«Я радуюсь». «Крик ослика» (Й – а...), «Крик в лесу» (А – у).

«Крик чайки» (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котѐнок» (Мяу

жалобно).

Знакомый репертуар.

Упражнение РЕМЕШОК

Повторение знакомых песен

Количество занятий – 8

Февраль

1.Коммуникативная игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические

упражнения.

4.Скороговорки.

Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6 Гимнастика для дыхания

7. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук – У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией

(удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы,

выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох

Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального

вступления, точно попадая на первый звук; Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. Учить детей работать с микрофоном.

Коммуникативная игра «Комплименты».

Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолет»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Самолеты», «Самолет летит» М.

Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова)

«Петя шел»

«Думал – думал»

«Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

Упражнение МЯЧИКИ

«Песенка о капитане» Дунаевский

«Любимый папа» сл. Ю. Энтина

муз. Д. Тухманова

Количество занятий – 8

Март

1.Игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические

упражнения.

4.Чистоговорки.

5. Упражнения для распевания.

6.Гимнастика для дыхания

7. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм,

пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и

укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей четко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией

(удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией

(обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки,

используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Коммуникативная игра «Поменяйтесь местами»

Упражнения: «Обезьянки». «Веселый язычок».

Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

«Теремок» Л.Олифировой

«Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

Упражнение ЗМЕЯ

«Мамочка моя»

«Мамина песенка» М. Пляцковский

Количество занятий – 8

Апрель

1. Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-

фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6.Гимнастика для дыхания

7. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять

дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей чѐтко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие.

Учить детей использовать различные эмоциональные выражения:

грустно, радостно, ласково, удивленно и.т.д.

Добиваться более легкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь

раскрепощаться.

Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза)

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

Коммуникативная игра «Шарики»

«Лошадка» прищелкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий

выдох; «Машина» вибрация губ. «Самолет»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Проговаривание текста песен, попевок.«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Стрекоза и рыбка»

«Кот и петух» А.Евтодьевой

Упражнение СВЕЧИ

Количество занятий – 8

Май

1. Коммуникативная

игра-приветствие.

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические

упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6.Гимнастика для дыхания

7. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая

настройка на работу.

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать

правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья

детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своѐ пение с показом рук,

добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и

разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Закреплять умение детей четко проговаривать текст, включая в

работу артикуляционный аппарат; Использовать различные

эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивленно

и.т.д.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное

благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

1. Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох

левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза). 2. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза). 3. Вдох носом – выдох ртом. 4. Вдох через рот – выдох через нос

Совершенствовать вокальные навыки:

1. Петь естественным звуком без напряжения;

2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;

3. Петь капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;

Коммуникативная игра. «Звериное

пианино».

«Прогулка» М. Лазарев.

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

Знакомый репертуар

Упражнение ПУТЕШЕСТВИЕ

КИСЛОРОДИК

«Любимый детский сад» К.Костина

«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

Количество занятий – 8

  1. Организационный раздел
  1. Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации данной Программы в ДОУ имеются все необходимые технические средства обучения:

1. Синтезатор

2. Фортепиано

3. Музыкальный центр

4. Компьютер

5. Интерактивная доска

6. Микрофоны

7. CD, DVD диски

 Учебно-наглядные пособия:

  • Мультимедийные презентации
  • Схемы
  • Иллюстрации
  • Игрушки
  • Детские музыкальные инструменты
  • Нотный материал
  • Библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию

Сценические костюмы мальчикам и девочкам.

  1. Организация и проведение занятий.

    Программа вокального кружка по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю (одно занятие в первую половину дня, второе занятие во вторую половину дня) по 25-30 минут с оптимальным количеством детей 10 человек.  В подборе дидактических материалов, игр, пособий, упражнений, репертуара учитываются особенности разно уровневого  развития дошкольников, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося.

Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13».

№п\п

Возрастная группа

Количество учебных

занятий

Продолжительность

занятия

1

Группа детей старшего

дошкольного возраста от 5 до 7лет

В неделю

Месяц

Год

25-30 мин.

2

8

72

Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии должен иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.

3.3. Диагностика уровня развития певческих умений.

Последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка. Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы вокального кружка являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском уровне.

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка

0

н

с

в

Качественное исполнение знакомых песен.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Умение импровизировать

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010 г.
  4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
  5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
  6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
  7. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
  8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
  9. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
  10. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г.
  11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.
  12. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
  13. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  14. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987 г. – 144 с.
  15. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988 г. – 143 с.
  16. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990 г.
  17. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002 г.  
  18. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оказания дополнительных платных услуг интеллектуально-развивающей направленности по играм В.В.Воскобовича «Умники и умницы» для дошкольников от 6 до 7 лет.

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.      Главная задача ДОУ  состоит в том,...

Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий в спортивных и физкультурных секциях для детей дошкольного возраста (5лет-6 лет) «Будь сильным»

Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий в спортивных и физкультурных  секциях для детей  дошкольного возраста (5лет-6 лет) «Будь сильным» Направлена...

Образовательная программа «Мастерилка» (в рамках предоставления дополнительных образовательных платных услуг) по художественной деятельности детей 5-6 лет кружка «Умелые ручки»

        Творчество детей, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование интереса у подрастающего поколения к различным профессиям, к истории на...

Рабочая программа по дополнительной платной услуги "Оздоровление и безопасность"кружок "Степ-аэробика" на 2023-2024 уч.г

Рабочая программа по дополнительной платной услуги "Оздоровление и безопасность"кружок "Степ-аэробика" на 2023-2024 уч.г...

Программа по дополнительной платной услуге по развитию конструктивных способностей у детей дошкольного возраста 4г.-5л. «Самоделкин».

Парциальная образовательная программадополнительного образования (по интересам воспитанников)для детей дошкольного возраста 4л.-5л.по развитию конструктивных способностей «Самоделкин»...

Программа по дополнительной платной услуге по проведению занятий по развитию театральных способностей у детей дошкольного возраста 5л.-7л. «Золотой ключик».

Театр-это волшебный мир, в котором мальчики и девочки радуются играм, фантазируют, становятся более раскрепощенными, общительными.Сказка всегда , во все времена имела огромную власть над детским сердц...