Консультация для педагогов
консультация

Юсупова Лариса Викторовна

Консультация для педагогов  «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности  педагогических  работников  в  условиях  реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности  педагогических  работников  в  условиях  реализации ФГОС»

Педагог-психолог: Юсупова Лариса Викторовна

МАДОУ № 75

Дата: 25.04.2022 г.

  Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Понятие профессиональной компетентности педагога, выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. 

Существует несколько типов профессиональной компетентности педагога :

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентностьПедагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ребенка.

Структура профессиональной компетентности педагога.

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

 4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Аналитические умения. Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:

-расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

-осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

-находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

-правильно диагностировать педагогическое явление;

-находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Управление социальными процессами, каким является и образовательный, всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании субъекта управления конечный результат.

 Состав  прогностических  умений  можно представить  следующим образом:

выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса.

Проективные умения. Триада "анализ — прогноз — проект" предполагает выделение специальной группы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания.

Проективные умения включают:

-перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;

-учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;

-определение комплекса доминирующих задач для каждого этапа педагогического процесса;

-отбор видов деятельности, поставленным задачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....