Проект "Осенняя ярмарка"
проект (подготовительная группа)

Проект для подготовительной к школе группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osennyaya_yarmarka_gbdou_no_17.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Проект «Осенняя ярмарка»

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

через активное приобщение

к русской народной культуре».

Авторский коллектив:

Мадан Марина Алексеевна; ГБДОУ детский сад № 17;

музыкальный руководитель

Романова Елена Владимировна; ГБДОУ детский сад № 17;

инструктор по физической культуре

Санкт-Петербург

2021 год

Аннотация:

Проект «Осенняя ярмарка».

Цель: 

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение их к русской народной культуре.

Задачи:

1.Воспитывать у детей уважение и любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и национальной культуре;

2. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах;

3. Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность,

любознательность, коммуникативные навыки детей;

4. Способствовать укреплению детско-взрослого сообщества (дети – родители – педагоги).

   

Данный проект может быть использован в работе по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предполагаемый результат:

1.

Дети пополнят знания по следующим разделам:

«Русские ярмарки»;

«Народные промыслы России».

2.

Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3.

Повысится познавательная активность и общая культура всех участников мероприятия.

4. 

Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5.

Будет пополнена предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через активное приобщение к русской народной культуре».

Активно изменяющиеся политические условия современной жизни ставят сегодня перед дошкольным образованием определённые задачи патриотического воспитания:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

В словаре С. И. Ожегова понятие «патриотизм» трактуется как «преданность своему Отечеству, своему народу». На самом деле это понятие так многогранно, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родному дому, семье, родной природе, гордость за свой народ, уважение к защитникам Отчизны, к государственным символам, гордость за культурное достояние своего народа.

Но как можно что-то любить и чем-то гордиться, не зная этого?

При подготовке к празднику «Ярмарка» выяснилось, что у детей много «белых пятен» в представлениях по истории и культуре русского народа.

Невозможно за несколько занятий воспитать у детей патриотические чувства. Это результат систематического и целенаправленного взаимодействия с ребёнком. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Поэтому возникла необходимость в создании проекта по этой теме.

 

Проект для детей подготовительной к школе группе:

«Осенняя ярмарка»

Тип проекта: обучающий, информационный, исследовательский,

игровой, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: Период с 1 сентября по 31 октября 2021 год

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Актуальность проекта: 

Старший дошкольный возраст наиболее важен для формирования патриотических чувств. Очень важно в этот период дать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Приобщение детей к получению информации об обычаях и традициях своей национальной культуры, используя ситуации активного поиска, исследования, поможет детям лучше прочувствовать культурный опыт своего народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах.

Проблема: Отсутствие системных знаний об обычаях и традициях своей национальной культуры.

Объект исследования: ярмарка.

Цель: создание условий для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором: стихи, песни, сказки, частушки, хороводы и танцы;
  • Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах;
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями;
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей;
  • Продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой и историей своего народа (занятия, русские деревни и дома, традиционная кухня);
  • Закреплять знания о жанрах «песня» и «танец»;
  • Продолжать учить детей слышать и различать средства музыкальной выразительности.

Развивающие:

  • Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей;
  • Развивать у детей воображение и творчество;
  • Развивать у детей внимание и память;
  • Обогащать словарный запас воспитанников (познакомить со словами горница, горшок, самовар, ухват, рушник, торг);
  • Развивать у детей умение инсценировать песни и хороводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение и любовь к Родине, интерес к русским народным традициям и национальной культуре;
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на народную музыку:

Основные направления реализации проекта:

  • Разучивание русских народных песен, хороводов и танцев;
  • Знакомство с народными промыслами: хохломская роспись, гжель, дымковская игрушка, филимоновские свистульки;
  • Просмотр видеоклипа на песню «Русская изба», просмотр фрагментов из художественного фильма «Сорочинская ярмарка»;
  • Творческое задание воспитателей, детей и родителей – роспись трафаретов матрёшек;
  • Заключительный праздник «Осенняя ярмарка»

 

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

1 этап

Разработка проекта:

1. Подбор методической художественной литературы по данной теме с разных источников.

2. Создание развивающей среды: подбор материала, атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал.

3. Подбор материала для продуктивной деятельности.

4. Оформить выставку рисунков «Русские сувениры».

5. Продолжать работу по теме: «Знакомство с традициями русского народа».

Предварительная работа:

1. Беседы о ярмарке и её традициях.

2. Разучивание танцев: «Ярмарка», «Русские матрёшечки», «Ложки деревенские», «Русские частушки».

3. Разучивание песен «Осенняя» муз. В. Алексеева, «Спасибо тебе, осень» муз. Л. Олифировой, частушек.

4. Народные игры «Плетень», «Карусель», «Вышибало».

5. Презентация «Ярмарка», «Русская изба».

2 этап

Формы реализации проекта:

1. Познавательно-игровая непосредственная образовательная     деятельность;

2. Выставка детских рисунков;
3. Разучивание песен, стихов, народных игр;

4. Загадывание загадок;

5. Создание презентации: «Ярмарки на Руси»;

6. Подбор записи русских народных песен;

7. Изготовление костюмов;

8. Работа с родителями.

3 этап

Завершающий:

1. Организация выставки детских работ: «Русские сувениры»;

2. Изготовление атрибутов к празднику «Осенняя ярмарка».

Предполагаемые результаты:

1. Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа.

2. Развивать музыкальные, танцевальные, способности детей.

3. Пополнить знания детей о русском народном быте.

4. Пополнить и систематизировать знания детей о русских народных промыслах (хохлома, гжель, дымка, жостовский узор, филимоновская свистулька);

5. Выставка рисунков и на тему «Русский сувенир».

6. Итоговое мероприятие праздник «Осенняя ярмарка».

Перспективное планирование реализации проекта «Осенняя ярмарка»

Срок

Название мероприятия

Цель

Сентябрь

1 неделя

Беседа: «Что такое ярмарка?»

Русская ярмарка, как всё       начиналось.

Познакомить детей с историей русской ярмарки.

2 неделя

Показ видеоролика «Русская изба» и отрывка из фильма «Сорочинская ярмарка»

Закрепить знания об устройстве русского быта и

 ярмарочных гуляньях.

3 неделя

Беседа: «Путешествие ложки из прошлого в настоящее», «Хохломская роспись»

 Познакомить детей с технологией изготовления деревянных ложек.

 Продолжать знакомить детей с  народными промыслами (хохломская роспись).

Консультация для родителей: «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

 (Рекомендация родителям с детьми посетить туристический комплекс «Русская деревня»).

Расширить педагогическую   грамотность родителей.

4 неделя

 Комплексно-тематическое занятие «Русский сувенир»

Прививать любовь к русской культуре.

Развивать художественно эстетическое восприятие.

Октябрь

1 неделя

 Досуг «В гостях у бабушки Арины»

Познакомить детей с новыми народными музыкальными инструментами.

Воспитывать интерес детей к русской народной музыке.

2 неделя

Спортивный досуг

«Русские народные игры»

 Обобщить знания о русских народных развлечениях и играх.

Беседа:

«Русский самовар»

Расширить кругозор детей

о быте русского народа.

Пополнять словарный запас.

3 неделя

 Беседа:

«Народные промыслы России»

Познакомить детей с видами народных промыслов.

Воспитывать уважение к труду, восхищение художественным мастерством народных умельцев.

Расширять кругозор.

Развивать художественно- эстетическое восприятие.

4 неделя

 Викторина

«Загадки скомороха Тимошки»

(с использованием программы MIMIO)

Закреплять знания   детей о народных промыслах.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

5 неделя

Праздник:

«Осенняя ярмарка»

Способствовать взаимодействию  педагогов детского сада, детей  и родителей.

Работа с родителями:

1. Помощь в сборе информации;

2. Изготовление костюмов и атрибутов;

3. Индивидуальные консультации, папки-передвижки;

4. Участие в «Осенней ярмарке» (в зависимости от эпидемиологической обстановки)

Результат проектной деятельности:

Произошло обогащение интеллекта детей средствами русского фольклора и продуктивной деятельности, музыкальными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.

  • В результате реализации проекта дети приобрели опыт исследовательской деятельности;
  • Дети научились получать сведения из различных источников и узнали, что примерно в ХIV веке появилась первая ярмарка (точная дата появления ярмарки не установлена);
  • Дети узнали, что в старину на ярмарках люди не только продавали товары, но и веселились;
  • У детей сформировалось реалистическое представление о традициях и обычаях русского народа.

  И в заключение хочется привести слова китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Если ребёнок слышит, видит и делает всё сам, то эти знания и впечатления остаются с ребёнком навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"

НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в   педагогический процесс включать разнообразные ...

«Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»

Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...

Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...