статья на тему "Развитие монологической речи у дошкольников"
статья

статья для педагогов и родителей "Развитие монологической речи у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие монологической речи у дошкольников.

Одним из видов связной речи является монологическая речь. Её развитие -  очень важный и необходимый этап формирования речи дошкольников, потому что собственно при построении монолога в наибольшей степени выражаются их речевые умение.      Вопросами развития связной речи занимались отечественные педагоги и психологи: А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,  П.П. Блонский, М.М. Бахтин, Н.И.  Жинкин, Ф. А. Сохин и другие. В своих исследованиях они раскрывают  психологическую природу формирования монологической речи, особенности воспитания  дошкольников".

 Методика формирования связной речи дошкольников раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. М. Леушиной, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Л. А. Пеньевской,  Е. И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А. П. Усовой. Вопросы содержания,  методов формирования монологической речи в детском саду продуктивно исследовались Н. Ф. Виноградовой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Л. В. Ворошниной, Э. П. Коротковой, Е. А. Смирновой, Н. А. Орлановой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, О. С. Ушаковой и др.

В определении Т.Г. Винокур монолог характеризуется как форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная  на активную же, сиюминутную словесную реакцию. Т.Г. Винокур подчеркивает  следующие особенности монолога: в его создании участвует один человек, монологическое высказывание более контекстное, оно отличается большей связностью и логической последовательностью,   оно протекает относительно долго по времени. Монологическое высказывание также отличается четким структурным построением.

Владение связной монологической речью происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Формирование навыков монологической речи  требует обязательного развития таких её качеств, как связность и целостность. Эти умения характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяют следующие типы монологического высказывания: описание, повествование, рассуждение.

В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способствуют формированию монологической речи является – пересказ литературного текста. В процессе обучения пересказу ребенок приобщается к подлинно-художественной речи, запоминает образные, эмоциональные слова и словосочетания, учится владеть живым родным языком. Пересказ литературного произведения способствует последовательному и четкому выстраиванию рассказа, не увлекаясь деталями и не упуская основного, то есть формированию  речевых умений.

Проблема развития связной монологической речи традиционно находится в центре внимания педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью. Вопрос развития связной монологической речи – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Развитие связной речи детей – один из важнейших показателей подготовки ребенка к обучению в школе. Изучая особенности развития связной монологической речи у дошкольников необходимо отметить, что этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие затруднения у детей.

Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.

С этой целью рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, которое показало, что вопросы обучения пересказу рассматривались с разных точек зрения Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, А.М. Бородич. Все авторы подчеркивали важную роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей, его положительном влиянии на связность детской речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность монологической речи дошкольников. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ПУТИ КОРРЕКЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

К числу важнейших задач работы учителя - дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи. Это, прежде всего, необхо...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».

Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

Статья "Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию"

Статья раскрывает основные направления и методику формирования связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию....

статья «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста посредством эйдетики»

Обучение связной речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...