Картотека "Предметный и рукотворный мир"
картотека (старшая группа)

Соколова Наталья Ивановна

Данный материал поможет воспитателям научить детей отличать предметы рукотворного мира от природных объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnyy_i_rukotvornyy_mir.docx573.81 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06be/000ac8a5-cf15940d/img2.jpg    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06be/000ac8a5-cf15940d/img2.jpg

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Логоритмическое упражнение.

8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

9. Речевые игры.

10. Подвижные игры. 

ФИЗМИНУТКА

«Деревья»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. 

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. 

(Наклоны корпуса вперёд-назад)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. 

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

Мы размялись от души

И на стулья поспешим.

(Дети садятся за парты.)

«Часы»

Тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах.
Отбивает каждый такт.                               

(Наклоны влево-вправо)

А в часах сидит кукушка, 
У нее своя избушка.                                     

(Дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время,
Снова прячется за дверью                          

(Приседания)

Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга                              

(Вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой 
Против стрелки часовой.                           

(Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут.                                      

(Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают.                                

(Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!                             

(Бег на месте)

Если их не заведут,
То они совсем встают.                                 

(Дети останавливаются)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Фруктовая ладошка»
(Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого пальчика сначала на левой, потом на правой руке)

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя)

«Игрушки»
Есть у нас игрушки: (хлопки)
Пластмассовые погремушки,

(встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев)
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный,

(Показывают руками кубик)
Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

«Деревья и кустарники»

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха хвойных деревьев.

Покажи мимикой: слизняк ползёт по дереву, шишка свалилась на голову, гусеницы объели все листья.

2. Упражнения для мышц шеи

«Дуб могучий» 

Дуб растёт в лесу могучий

(Дети стоят, вытянув шею, напряжены)

Выше ели, выше тучи, (тянуть шею)

Наклонил дубочек ветки

(Руки за голову, с сопротивлением наклонять голову вниз)

Дарит жёлуди зверькам:

(Круговые движения головой)

Вот бельчонку, (посмотреть налево)

Вот мышонку, (посмотреть направо)

Хомячку, бурундучку. (Посмотреть вверх, вниз)

3. Упражнения для губ и языка

«Дупло» вытянуть губы кружочком.

«Орешки»  улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи.

«Спрячем жёлудь за щёку» надувать то правую левую щёки.

«Лиственные и хвойные деревья» – язык широкий (листики), язык иголочкой (хвоинки).

«Язычок в чащобе» показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезает через бурелом» – язык «горочкой», зубки скатываются с горочки.

«Тропинки в лесу» – язык влево, вправо на сильной улыбочке.

«Родник» – попил язычок водички, язык - чашечкой.

«Вкусный берёзовый сок»  кончиком языка облизывать верхнюю губу.

«Собирает грибочки» – язык присосать к нёбу.

«Ветер дует на листочки» дуем в широкий язык.

4. Массаж «Шишкопад» (дети делают в паре)

Шишки долго созревали,

(Разглаживание спины обеими руками)

С кедра-батюшки упали.

(Обеими ладошками похлопать по спине)

Шишкопад, шишкопад!

(Кулачками медленно постукивать по спине)

Шишки медленно летят.

(Ладошками гладить спинку круговыми движениями)

Ветер сильно закружил,

Шишки быстро повалил.

(Кулачками быстро постукивать по всей спине)

Хитрый ветер притаился,

(Поглаживать спину пальчиками вверх-вниз)

Шишкопад и прекратился.

(Ладошки аккуратно положить на спину)

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,

(Дети вытягивают вперёд ладошку)

Прыгни на ладошку.

(Ставят на ладонь указательный палец другой руки)

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка,

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(Прослеживают взглядом движение пальца, которым сначала прикасаются к носу, вновь отводят вперёд, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой)

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щёчки тёплыми лучами

Нежно согревает.

(Закрывают глаза ладонями)

http://xn--25-vlcid2c2a.xn--p1ai/templates/luchik/images/logo.png

«Глазки видят всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

 

СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Разминка». И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом – активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. (8 раз).

«Наклоны».  И. п. – стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. (8-10 раз).

«Маятник». И. п. – стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2  вдоха в секунду. (8-10 раз).  

Упражнения на удлинение выдоха

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

https://img2.freepng.ru/20180315/ezq/kisspng-candle-light-free-content-clip-art-lit-cliparts-5aab397447dfe0.0004952615211708042944.jpghttps://img2.freepng.ru/20180315/ezq/kisspng-candle-light-free-content-clip-art-lit-cliparts-5aab397447dfe0.0004952615211708042944.jpghttps://img2.freepng.ru/20180315/ezq/kisspng-candle-light-free-content-clip-art-lit-cliparts-5aab397447dfe0.0004952615211708042944.jpg

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Разноцветный букет»

 Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Каждый ребёнок объявляет себя цветком по своему выбору и находит себе другой цветок  для букета. Свой выбор он должен объяснить. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов. 

  

«Волшебный стул» 

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

 Один ребёнок садится в центр круга на «волшебный стул». Воспитатель предупреждает детей о том, что  сидящему на стуле ребёнку можно говорить только хорошие слова. Дети говорят добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить ребёнка, сидящего на стуле, обнять, поцеловать. Затем дети говорят, что им понравилось больше: сидеть и слушать или говорить.

C:\Users\User\Downloads\c47c9e8509bc063aaab8a411e352a10c.png

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«Много мебели в квартире»

(Все движения выполняются, не расцепляя рук)

Один, два, три, четыре, 
Много мебели в квартире
. (Ходьба по кругу, взявшись за руки) 
В шкаф повесим мы рубашку, 

(Развести руки в стороны, не отпуская рук) 
А в буфет поставим чашку. (Вытянуть руки вперед) 
Чтобы ножки отдохнули, 
Посидим чуть-чуть на стуле. 
(Присесть на корточки) 
А когда мы крепко спали, 
На кровати мы лежали. 
(Лечь на ковер, руки не расцеплять) 
А потом мы с котом 
Посидели за столом. 
Чай с вареньем дружно пили. 
(Сесть за стол) 

Много мебели в квартире!

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ

Ручеёк бежит, звеня.

Приглашает он меня:

«Ну-ка, наперегонки!

Кто быстрее до реки?!»

И пустился наутёк.

Я за ним, не чуя ног.

Впереди блестит река.

Слышу плеск издалека:

«Не догонишь всё равно —

Я в реке уже давно!»

                                      (Н. Радченко)

«Пылесос»
С утра пылесос в коридоре гудит,
Отменный всегда у него аппетит!
Мохнатую пыль с наслажденьем глотает,
И мусор за обе щеки уплетает.
Смотрю на него, и становится грустно:
Всё то, что он ест – совершенно не вкусно!
Сейчас я, приятель, тебе удружу:
Большой бутерброд под диван положу,
И пару горячих румяных котлет.
Попробуй хоть раз настоящий обед!
Повёл Пылесос себя, право же, странно.
Чихая, попятился он от дивана.
Сердито гудит: «Уберите котлеты!
Ведь я убеждённый сторонник  диеты!
Вот если бы вы под диван положили
Побольше густой ароматнейшей пыли!...»
Отказ от котлеты понять нелегко!
Хотя... я ведь тоже... не пью молоко. 

                                                             (С.Ярушевская)

ЗАГАДКИ

Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь. (Огонь)


Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает? 
Без чего никак нельзя? (Противогаз)

Победит огонь коварный
Тот, кого зовутпожарный 

Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома?
Всем пожарным так знакома. (Лестница)


Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (Пожарная машина)


Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей… водой


Что за тесный, тесный дом? 
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … спичками


Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает всё кругом. (Огонь)

Вдаль, к деревням, городам

Он идет по проводам,

Светлое величество!

Это … (Электричество)

Сам металлический,

Мозг электрический.

( Робот)

Ночь –

Но если захочу,

Щелкну раз –

И день включу.

( Выключатель)

Я мала,

Бываю зла.

Немного свечу,

Никогда не ворчу.

Иногда так упаду,

Всё разнесу,

Много горя принесу.

(Электрическая искра)

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(Электрическая лампочка)

Близко – широка,

Издалека – узка. (Дорога)

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, мигают –

Людям помогают. (Светофор)

Командуя жезлом,

Он всех направляет

И всем перекрёстком

Один управляет.

Он словно волшебник,

Машин дрессировщик,

А имя ему – … (регулировщик)

Что за лошадь, вся в полоску,

На дороге загорает?

Люди едут и идут.

А она не убегает. (Зебра или пешеходный переход)

Железные звери

Рычат и гудят.

Глаза, как у кошек,

Ночами горят. (Машины)

Его работа – пять колёс,

Другого не дано:

Под ним четыре колеса,

В руках – ещё одно. (Шофёр)

 
Спереди и сзади,

И по бокам  –  окошки.

Что за странный домик

На округлых ножках? (Автомобиль)

СЧИТАЛКИ

«Светофор»

Где ты был до сих пор?

Задержал светофор.

Красный – ясно,

Путь опасный.

Жёлтый – то же,

Что и красный,

А зелёный впереди –

Не задерживай, иди!

«Машина»

Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инти-инти-интирес,
Выходи на букву «эс».

ПОСЛОВИЦЫ

Тише едешь –  дальше будешь.

Опасайся бед, пока их нет.

Красен обед – едоками, а дорога ездоками.

Осторожность – мать безопасности.

Знай правила движенья как таблицу умножения.

Сидя на колесе, думай, что под колесом.

Спички не игрушка, огонь не забава.

Спичка – невеличка, а огонь великан.

Спички не тронь –  в них огонь.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Маленькая спичка большой лес сжигает.

В руках спичка была, да изба сплыла.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«Весёлые гонки»

Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.

Материал: игровое поле и модели машинок.

Игровые действия. Прокомментировать свои действия.

Ход игры.

Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле – большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных цветов. После чего педагог говорит: «А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту».

Дети выполняют действия и комментируют их: «Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж».

Педагог говорит после всех ответов детей: «Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова «ехать».

«Закончи  предложение»

Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с союзом а.

Материал: мячик.

Игровые действия. Закончить предложение, начиная «а потом»

Ход игры.

Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов  «а потом», и возвращает мяч.

Педагог: «Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре...

1-ый ребёнок: «...а потом переходить улицу».

Педагог: «Нужно посмотреть налево...»

2-ой ребёнок: «...а потом начинать переход».

Педагог: «Следует взять взрослого за руку...»

3-й ребёнок: «...а потом переходить улицу».

Педагог: «Нужно дождаться полной остановки транспорта...»

4-й ребёнок: «...а потом начинать переход».

«Продолжи предложение»

Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).

Игровые действия. Закончить предложение.

Ход игры.

Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.

–  На перекрёстке случилась авария,  потому что...

– Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что...

– На остановке собралось много народу, потому что...

– Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что...

– У светофора все машины затормозили, потому что...

–  Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что...

– Дети долго не могли перейти дорогу, потому что...

– Водитель сигналил мальчику, потому что...

«Собери предложение». 

Цель: связь слов в предложении.

Машина, ехать, дорога, по.

Самолет, небо, летит, высоко, в.

Шоссе, автомобиль, мчится, по.

Едет, тропинка, по, велосипедист.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

«Составь  описательный рассказ о транспортном средстве (по выбору)» по плану:

Как называется это транспортное средство?

Назови одним словом машину, которая…

Из каких частей оно состоит?

Чем приводится в движение?

Для чего используется, что перевозит?

Кто им управляет?

Игра «Семейка слов»

Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.

Материал: мячик.

Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову  машина.

Ход игры.

Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч: «Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина».

«Подбери действие»

Цель: активизировать глагольный словарь по теме «Правила дорожного движения»

Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме

Игровые действия. Подобрать к существительному  как можно больше глаголов.

Ход игры.

Педагог: «Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос «что делает?». Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?»

Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные посиделки "Рукотворная сказка семьи Юшиных". Воспитатели: Кныш Л.Н., Позднякова Т.А., старший воспитатель Галушко В.И.

На семейной встрече присутствовали мамы, бабушки, папы. Целью данного мероприятия было выяснить, что такое семья и  какая семья называется счастливой. Присутствующих познакомили  с...

«Рукотворная сказка семьи Юшиных».

1. Раскрытие понятий «семья» и «счастливая семья».  2. Развитие речи, внимания, мышления, памяти. Создание комфортной ситуации  для творческого самовыражения воспитанников.3. Ознакомлен...

Конспект занятия с использованием ИКТ "Мир рукотворный и мир природы"

Конспект занятия "Мир рукотворный и мир природы" с использованием ИКТ по разделу программы "Окружающий мир" для детей  3-4 лет....

Воспитание личностной культуры ребенка посредством формирования ценностного отношения к рукотворному миру

В данной статье отражены  формы и методы работы, как традиционные, так и авторские, а также решаются следующие задачи: - обогощение чувственно - эмоционального опыта освоения детьми знаний и...

Воспитание ценностного отношения к предметам рукотворного мира посредством организации различных форм совместной деятельности педагога и детей

Предлагаю вашему вниманию доклад из опыта работы. В данном выступлении представлена разработка форм и методов работы по формированию у детей устойчивого интереса к предметному мир. Материал ...

"Удивительные предметы" (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира)

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора детей" (подготовительная к школе группа)...

обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"

опыт работы воспитателя по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"...