Воспитание ценностного отношения к предметам рукотворного мира посредством организации различных форм совместной деятельности педагога и детей
материал по теме

Коровенко Наталья Владимировна

Предлагаю вашему вниманию доклад из опыта работы. В данном выступлении представлена разработка форм и методов работы по формированию у детей устойчивого интереса к предметному мир. Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений по программам, разработанным в соответствии с ФГТ. Красной нитью данных материалов является раскрытие форм и методов работы по воспитанию бережного отношения к предметам труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_korovenko_n.v.d.s.25.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема моего  опыта: «Воспитание ценностного отношения к предметам рукотворного мира  посредством организации различных форм совместной деятельности педагога и детей». Эта проблема является актуальной, поскольку в условиях радикальных изменений произошла и переоценка многих  жизненных ценностей в нашем обществе. В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры, приверженность к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится ориентироваться в предметах, созданных руками человека, явлениях общественной и собственной жизни, правильно используя предметы по назначению в разных видах детской деятельности. Научившись ориентироваться в многообразии рукотворного мира, ребенок начинает постигать серьезные связи и зависимости. Поняв целевое назначение и освоив функцию предмета, дети начинают осознанно относиться к этим предметам.

       Контингент детей моей группы представлен различными  социальными слоями: 53% - дети рабочих, 47% - из семей служащих, у 15% - неполные семьи.  Дошкольное учреждение удалено от основных объектов культуры. Предварительная диагностика по методике М.В. Крулехт показала, что у 90% дошкольников данного возраста не сформированы такие качества как бережливость, умение ценить окружающие вещи, созданные руками человека. Дети данного возраста характеризуются неустойчивостью чувств, недостаточными знаниями об окружающем и в связи с этим непониманием важности сохранения предметов.

      Определив условия возникновения опыта, я столкнулась со следующими противоречиями:

      1. Между общепринятыми эталонами о ценности рукотворных предметов и осмыслением, пониманием этих эталонов детьми.

     2. Между требованиями, предъявляемыми к предметам рукотворного мира в дошкольном учреждении и отношением к предметам рукотворного мира в семье.

    Ведущей идеей опыта является создание необходимых условий для возникновения у детей устойчивого интереса к окружающему миру, систематизации представлений о предмете. Над этой проблемой я работала с сентября 2008 года по май 2011 года, в течение трех лет. Работа по разрешению противоречий была разделена на несколько этапов.

      1 этап – 2008 год с сентября по ноябрь – аналитико-диагностический: подбор диагностического материала, определение проблемы.

      2 этап – с ноября 2008 года по март 2011 года - практический: опробирование методик, разработка тематического планирования, дидактического материала.

      3 этап – 2011 год с марта по май - обобщающий: итоговая диагностика.

      Теоретической базой опыта явились труды следующих педагогов:

  •     З.М. Богуславской, которая указывала, что в дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.
  •    М.В. Крулехт в работе «Дошкольник и рукотворный мир» отметила- развивая познавательную активность, в ребенке возрастает стремление к активной самостоятельной деятельности в окружающем мире, к участию в реальных делах взрослых.
  •    Работа Дыбиной О. В. Направлена на обогащение опыта детей знаниями об окружающих предметах: раскрытие ретроспективного и перспективного взгляда на предметное окружение.
  •    В работе Н. Г. Комратовой «Мир, в котором я живу» было показано, что предмет можно рассматривать как своеобразный передатчик культуры, а овладение предметом – как овладение.

      Эти идеи использовались в работе по воспитанию ценностного отношения к предметам труда человека.

      Новизна выполненного педагогического опыта заключается в интеграции различных видов деятельности с целью осознания детьми материализации опыта человечества в рукотворных предметах, а также в комбинации традиционных и нетрадиционных форм и методов работы.

      Целью работы является воспитание ценностного отношения к предметному миру через систематизацию представлений о предмете посредством различных форм совместной деятельности взрослых и детей.

      Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Обогащение чувственно - эмоционального опыта освоения детьми знаний и развития на этой основе интереса к окружающим предметам.

  2. Формирование системного характера представлений о предмете, как важнейшего условия воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду человека.

     3. Ознакомление с историей создания предметов для осознания детьми бережного отношения к окружающему.

     Мною разработано комплексно-тематическое планирование  работы по формированию ценностного отношения к предметам  рукотворного мира для всех возрастных групп.

      В работе с детьми использовались  следующие формы работы : непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, мастерские, индивидуальная работа. Предлагаю авторские формы работы: минутки бережливости, «сокровищницы», копилки поступков( Добродел и Худодел), гостиница коллекций, кубики бережливости, модель трудового процесса; кроме того использовались персонажи по имени Папирка и Лоскутик, изготовленные руками педагога, кукла Берегиня.

      Наиболее эффективны, по моему мнению, игровые проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Игровой сюжет предполагает  разыгрывание процесса знакомства персонажа с незнакомым для него предметом. И таковыми персонажами стали Лоскутик и Папирка: понятно, что формирование представлений детей началось с ознакомления ребят со свойствами бумаги и ткани. В таких игровых ситуациях персонаж даёт мне возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности,  побуждать к ведению диалога с игровым персонажем и сверстниками, осознанию разумного способа поведения в предметном мире, через которое ребенок задумывается о нужности и ценности предметов.

       Со  II мл. группы в ознакомлении с предметами участвует игровой персонаж кукла Берегиня. Если Лоскутик и Папирка – «незнайки» и «неумейки», которые постоянно ищут поддержки от детей, то Берегиня – их противоположность, являясь на занятия с различными предметами, играми, заинтересовывая ребят, вместе с ними старается понять и выявить связь между назначением предмета, его строением и материалом, из которого он сделан.

       Предлагаю использовать кубики бережливости. Эту игру можно проводить  по командам и индивидуально. В ней дети описывают представленные ситуации, изображенные на гранях кубика и дают оценку.

       Особый интерес у детей вызывает «гостиница коллекций», которая регулярно меняет своё содержание. Ребята знакомятся с многообразием предметов, родовыми понятиями.

       Большой интерес был вызван у детей появлением  в группе  сундучков поступков. В конце дня дети, совершившие добрые поступки, изготовившие что-то своими руками, могли опустить в сундучок Добродел яркий цветок, а что-либо разломавший ребенок, поступивший нехорошо, опускает цветочек в сундучок Худодел.

      Для выявления и поддержания интереса к предметному миру, проявления самостоятельной активности каждому ребенку в группе  обеспечено место для хранения  вещей и предметов, отобранным им самим в соответствии со своими интересами (сумочки, визитки, косметички, красиво украшенные мешочки). Мы их называем «сокровищницами». Их содержание - неиссякаемый источник для наблюдений и бесед на протяжении всего учебного года. В свободное время дети берут свои «сокровищницы» и занимаются  ими. Именно в такие минуты я проявляю интерес, подсаживаюсь к ребенку, завожу с ним разговор, делаю упор на то, что даже само название «сокровищница» говорит о ценности содержащихся там предметов.

      Знакомство детей с предметным миром  в моей работе неразрывно связано с познанием трудовой деятельности взрослых, т.к. предметный мир имеет рукотворный характер. Важным моментом является умение воспринимать трудовой процесс  расчленено, поэтому детям я преподношу наглядно - схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. По модели успешно знакомлю детей с разными видами труда взрослых.

       Результативно прошла образовательная деятельность «Друзья с фермы» - ребята изготовили животных из коробочек, теперь с удовольствием с ними играют и относятся к ним очень бережно.

       Удачно используются в работе « минутки бережливости»- беседы о нерадивых поступках ( порвана книжка, поломан стульчик), стараемся исправить ситуацию сразу.

       Особый интерес у детей был вызван созданием проекта «Подарок плотнику дяде Егору». После того как плотник пришел ремонтировать шкафчик с полотняной сумочкой, у ребят созрело желание с помощью родителей изготовить ящик  для инструментов. В рамках проекта мы с ребятами организовали мастерскую по изготовлению украшений для ящика.

       Папы дружно поддержали эту затею. И уже на готовый ящичек дети наклеивали украшения с большим азартом. А сколько радости было в глазах ребят во время передачи подарка дяде Егору.

       Играя с детьми в игры по ознакомлению с предметами и трудом взрослых, мне иногда хотелось сделать какие-либо дополнения, изменения в содержании, что натолкнуло на творческое придумывание. В игре «Кто покажется?» играющие по описанию должны угадать представителя определенной профессии, угадавший получает картинку. Набравший    большее количество картинок – победитель.

      Игра «Что везет нам грузовик?». Игроки  описывают предметы, относящиеся к разным родовым понятиям, оказавшиеся в кузове грузовика, при описании предмета нужно выделить название, детали, функции.

      Дидактическая игра «Помощники в труде» помогает развивать умение описывать предметы, необходимые для работы людей разных профессий.

      В игре «Я - сыщик» у детей развивается умение запоминать детали внешнего вида труженика, составлять описательный рассказ, пользоваться речью - доказательством для обоснования своих суждений о профессиях. Один играющий рассматривает карточку в течение 15 секунд и передает её другому. Второй игрок задает вопросы  по карточке (цвет одежды, что на голове, что в кармане), а первый отвечает. Нужно постараться не сделать ни одной ошибки.

      Участники игры «Рекламные плакаты», развивают умение творчески преподносить сведения о предметах, объединенных в родовые понятия, составлять описательный рассказ, отражающий особенности предметов, их назначение. Участники игры – рекламные агенты, получив « рекламный плакат», должны прорекламировать продукцию, изображенную на нем, кто сделает это более полно, содержательно, тот победитель.

      В игре «Фотограф – невидимка» у детей закрепляется умение объединять предметы по назначению, развивается воображение.  Воспитатель сообщает о том, что в город приехал невидимый фотограф и всё, что он фотографирует очень трудно разглядеть на фотографиях, но в группе есть такие специалисты, которые сделают это без труда. Воспитатель дает первому играющему чистый лист и сообщает: «Здесь сфотографирован…» и называет любой предмет или группу предметов. Ребенок, представляя предмет, рассказывает, что знает о нем. Самый полный, обоснованный ответ  поощряется.

      Детская фантазия, умение придумывать юмористический сюжет, переводя его затем в правдоподобный, развивается в игре « Где тут шутка?», закрепляется и представление детей о многообразии профессий.

       Показателем результативности опыта является положительная динамика формирования  качеств бережливости. Действия  детей стали более рациональными, подчинились мышлению, дети стали действовать с предметами  в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно и соотносят свои поступки, исходя из полученных знаний.

       Перспективами в своей работе определяю следующие направления:

  -исчезновение в поведении детей агрессивных тенденций  в отношении к предметам рукотворного мира  и проявление бережного отношения к ним;

    -стремление к поддержанию  познавательного интереса;

    -способность планировать свои действия на основе ценностных представлений;

    -распространение педагогического опыта в СМИ.

Библиографический список:

    1. Аджи А. В.  Познавательное развитие. -   В: «Учитель» 2005. – 148с

    2. Алешина Н. В.  Ознакомление дошкольников с окружающим и  

   социальной действительностью (младшая, средняя, старшая,  

   подготовительная группы). -  М: ЦГЛ. 2005. – 260 с

    3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей  

   младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1991. – 206с

    4. Дыбина О. В.  Из чего сделаны предметы.- М: Сфера. 2004. – 128с

    5. Дыбина О. В. Рукотворный мир. -  М: Сфера. 2001. – 130 с

    6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. -  М: Мозайка – синтез. 2005.  

   – 132с

    7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. -  М: Сфера. 2001. –  

   192с

    8. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. С – П: Детство – пресс.

  2002. – 160с

    9. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. М: Сфера. 2005.  

  – 144с

    10. Селихова Л. Г. Ознакомление С окружающим миром и развитие речи.  

  М: Мозайка – синтез. 2005. – 162с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД на прогулке

Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге, методические рекомендации по обучению дошкольников ПДД, игры....

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения

основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения

основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....

Организация различных форм совместной деятельности взрослых и детей.

Организация  различных форм совместной деятельности взрослых и детей....

"Карусель" как эффективная форма организации совместной деятельности педагогов и детей с ОВЗ

Статья опубликована в Методическом сборнике педагогов Ленинского района (из опыта работы по реализации ФГОС ДО)...

Консультация для воспитателей «О формах совместной деятельности педагогов, детей и родителей по воспитанию любви к природе»

Одним из важнейших вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе....

Методическая разработка по организации различных форм совместной деятельности взрослых и детей.

В настоящее время очень огромный выбор игрушек для детей-  ярких, красивых, необычных.  Но всегда приятнее  и интереснее сделать что-то своими руками. Играя, ребенок  учится действ...