Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД на прогулке
методическая разработка по теме

Гармаш Любовь Николаевна

Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге, методические рекомендации по обучению дошкольников ПДД, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_pdd.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР №1

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД на прогулке.

Форма проведения: деловая игра

Цель: Повышение эффективности работы педагогов по организации и руководству различными формами совместной  деятельности с детьми по правилам дорожного движения на прогулке; определение перспектив работы по оптимизации условий для проведения данного вида деятельности.

Предварительная работа:

 Поставить цель, задачи, разработать план мероприятия с участием воспитателей.

 Оформить карточки с разными видами игр по ПДД: каждый педагог по возрасту своих воспитанников (название, цель, оборудование, ход игры).

Разработать принципы приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге.

Ход семинара:

        Многие правила безопасности возникли еще  в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

       Со временем изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, большим скоплением людей, плотностью транспортных потоков. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

        Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим  миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Коммуникация включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность".
      Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

       Основные умения, которыми должен овладеть ребенок:  вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;  различать величину транспорта;  определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;  связно выражать свои мысли

     

 Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге

   Для приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов:

Последовательность. Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определенной культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, т.е. любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Процесс должен начинаться с родителей. Обучать детей необходимо с раннего возраста.

Воспитание собственным примером. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребенка следования правилам.

Соответствие формы обучения возрасту ребенка. Целесообразность того или иного поведения на дорогах должна выступать в контексте потребностей ребенка, а также его возрастных возможностей.

Включенность обучения в контекст повседневной  жизни. Знания должны стать для ребенка основой его жизнедеятельности. Родители и воспитатели обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в сюжетно-ролевые, дидактические игры, развлечения и т.д.

Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребенком. Содействовать такому навыку может обязанность  нести ответственность за другое живое существо.

Естественно, без сухих правил обойтись нельзя. Но надо помнить, что ребенок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам дорожного движения

       Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
   В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.
    Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой - маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

      На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.
    На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
   На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
     В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного "словаря".
   На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны,  и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
  И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор". На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью.    В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.
   Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.
   Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.
   Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. У них продолжаем  развивать познавательные процессы: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
  У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
   Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

     Ведущим методом обучения детей безопасному поведению на дорогах для всех возрастов  является игра.
   Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький)

   Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
     С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Практическая часть.

          Представление воспитателями, заготовленных заранее игр по предложенной тематике. Один воспитатель проводит игру, остальные для лучшего закрепления исполняют роль-детей.

Игры для дошкольного возраста по обучению ПДД

(прилагаются на карточках)

Подумай - отгадай

Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный ответ и  не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Ход игры:

Воспитатель.  Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

Вопросы:

 - Сколько колес у легкового автомобиля? ( 4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? ( для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?        ( Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре?    (Красный)

- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора?  (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)

- Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? ( «Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД ?    ( Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке)


Вывод: Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые».
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.


Список использованной литературы

1.Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с. (образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»). 
2. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения./ В.Р.   Клименко - М. «Просвещение» 1973 г
3.  Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г
4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста  Сост.Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина.- М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми).
5. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
7. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ О. Ю. Старцева– М.: ТЦ Сфера, 2008.-64 с.
8. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.  Филенко.- М. «Просвещение» 2005

                        Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

центр  развития  ребенка  -  детский  сад  № 61  «Мечта»

140206,  Московская  обл., г. Воскресенск,   ул. Ломоносова,  дом 105

тел. 8-496-44-46-151; Е-mail: detskisadme4ta61@yandex.ru

_________________________________________________________________

СЕМИНАР

в форме деловой игры для педагогов ДОУ

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД на прогулке.

Составила старший воспитатель Л.Н.Гармаш

Воскресенск,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путем и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения....

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения

основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....

Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения

основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта....

Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...

Консультация для воспитателей."Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи."

Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи: • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно...