Организация различных форм совместной деятельности взрослых и детей.
консультация на тему

Организация  различных форм совместной деятельности взрослых и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  различных форм совместной деятельности взрослых и детей.

В дошкольном возрасте начинается осознание правильного отношения к различным объектам. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности. Сотрудничество,  благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер. Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.

Совместная деятельность воспитателя и детей включает:

-диагностику (первичную, текущую, контрольную)

- наблюдения на природе

- игры ( развивающего характера, сюжетные, подвижные, дидактические)

- рассказы воспитателя, чтение детской литературы

- беседы и разговоры с детьми  

- рассматривание дидактических картинок

- просмотр диафильмов, фильмов, презентаций

- различные виды продуктивной деятельности

- досуги и праздники

- выставка художественной литературы.

Дошкольники способны стать участниками совместной деятельности тремя способами:

- наблюдая за деятельностью взрослых

- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ

- практически участвуя в ней

Какие  формы ни принимала бы совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с объектом, неравнодушного отношения к нему, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что происходит на глазах у детей. Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников меняются, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники». В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а вам помогают, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Труд детей какого бы объема он не был, становится осмысленным.

Основные типы совместной деятельности.

- Совместная деятельность первично-ознакомительного типа. Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.  Обучение детей в играх осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Первостепенное значение приобретает словесный метод – от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с недоступными для непосредственного их восприятия данными. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы.

- Совместная деятельность углубленно-познавательного типа. Содержание игр, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между различными элементами. Тематика таких игр определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Игры углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это  обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

- игры обобщающего типа. В играх обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.  Формирование обобщенных представлений происходит при использовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов – это алгоритм формирования обобщенного знания. Обобщающие игры, беседы позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Еще один вид совместной деятельности – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Педагогические задачи  - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Вывод.

 Характерными особенностями совместной деятельности являются: контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата; наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияет на достижение конечного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.

С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...

"Разговор – форма совместной деятельности взрослого и детей"

Вся работа с маленькими детьми должна быть организована как "развивающая болтовня". К.Д. Ушинский...

"Рассказывание – форма совместной деятельности взрослого и детей"

В материале представлены задачи, виды рассказывания как формы совместной деятельности воспитателя с детьми и основные требования к ним....

Коллекционирование как форма совместной деятельности взрослых и детей

Статья из опыта работы с учетом ФГТ, о том, что коллекционирование является доступной, интересной, результативной формой совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей. Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Характеристика основных форм совместной деятельности взрослых и детей....

Детско-родительский клуб <Ромашки> как форма совместной деятельности взрослых и детей

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. В процессе реализации про...