"Рассказывание – форма совместной деятельности взрослого и детей"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Жиркова Светлана Викторовна

В материале представлены задачи, виды рассказывания как формы совместной деятельности воспитателя с детьми и основные требования к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_rasskazyvanie.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассказывание – форма совместной деятельности

взрослого и детей».

Консультация для воспитателей

Подготовила Жиркова С.В., воспитатель

Рассказывание — форма совместной деятельности взрослого и детей, направленная на познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие, предполагающая составление рассказа воспитателем и восприятие его ребёнком или составление рассказа ребёнком по предложению воспитателя.

Задачи рассказывания:

1. Обогащение представлений детей по теме предстоящего праздника.

2. Развитие умения использовать рассказывание как одну из форм речевого общения с собеседниками.

3. Развитие умения устанавливать логические связи и передавать их в форме рассказа.

4. Развитие умения слушать и понимать связный логически выстроенный рассказ.

Виды рассказывания:

1. Рассказывание воспитателя.

2. Рассказывание детей.

Воспитатель рассказывает детям сказки, события из жизни человека, животных, растений, истории из личного опыта.

Рассказ воспитателя — это для детей образец того, как с помощью слова можно передать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Образец показывает пример замысла в речи, повышает интерес детей к рассказыванию, помогает им научиться строить свой рассказ, оказывает влияние на язык их рассказов.

Основные требования к рассказыванию воспитателя:

— содержание рассказа должно быть интересно и близко жизненному опыту детей;

— рассказ должен отличаться логикой, понятной детям;

— язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи: прост, ясен, выразителен и образен. Будучи доступным детям, он должен быть ориентирован на зону ближайшего развития ребёнка и способствовать обогащению и развитию его речи;

— исполнение рассказа должно быть живым и ярким: выдержанность пауз, тона, логических ударений, сопровождение рассказа мимикой и уместными жестами.

Различают познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания и дальнейшего обсуждения с детьми, для расширения их кругозора, и рассказ-образец, который выступает примером для подражания.

Так, при подготовке детей к празднику воспитатель предлагает им послушать рассказ о содержании предстоящего праздника, истории его появления, традициях празднования. Чем старше ребёнок, тем более объёмным и содержательным будет познавательный рассказ воспитателя.

Рассказ-образец применяется на начальных ступенях освоения ребёнком рассказывания или для оказания индивидуальной помощи ребёнку с недостаточно развитой связной речью.

В старшем дошкольном возрасте используется такой приём, как анализ образца рассказа. Он позволяет помочь детям выделить логические части рассказа, определить их последовательность, составить план. Образец можно использовать перед рассказами детей или после них, но он должен отличаться от содержания детских рассказов, чтобы не провоцировать детей на подражание и повторение.

Рассказ воспитателя на этическую тему — яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Функции рассказа — служить источником формирования представлений, обогащать опыт личности опытом других людей, а также служить способом использования положительного примера в воспитании.

Многие педагоги и психологи рекомендуют рассказ в качестве эффективного средства, метода и формы образовательной работы с детьми:

• рассказ о фактах соблюдения и нарушения норм с привлечением ребёнка к разрешению конфликта, возникшего в результате нарушения нормы;

• истории, построенные по следующей схеме: жертва — обидчик — спаситель или помощник (С. Г. Якобсон);

• рассказ о положительных качествах, поступках конкретного ребёнка группы детского сада (например, анализируя поведение конкретного ребёнка, воспитатель говорит: «Алина всегда так сочувствует обиженным, плачущим ребятам, что это сразу помогает им почувствовать, что их любят, жалеют. Таким образом Алина помогает ребятам справиться со своими обидами, неприятностями. Она никогда не оставляет без своего внимания, участия и заботы никого из тех, кому плохо, грустно, — просит их успокоиться, ласково гладит по плечу или по голове, сидит рядом, держит за руку, отвлекает разговорами, предлагает свои игрушки. Это очень хорошо! Алина поступает искренно, от всей души, поэтому её можно назвать милосердной, чуткой, а её поступки — красивыми! Давайте все вместе попросим Алину оставаться такой же доброй и дальше творить добро»);

• продолжение незаконченного рассказа (например, «Я начну рассказ, а ты его закончи. Денис вместе с папой и дедушкой удил рыбу. Дедушка закинул удочку, и очень скоро клюнула рыба. Она была большая и тяжёлая, поэтому дедушка не смог её вытащить, если бы не... Как бы ты поступил на месте героев рассказа? Так же? Почему?»).

Рассказывание детей может быть следующих видов:

  • по восприятию (например, описание игрушек и предметов),
  • по памяти (из личного и коллективного опыта),
  • по воображению (придумывание окончания рассказа, рассказы по плану, модели, на тему, рассказы по пословицам, сочинение сказок),
  • на основе литературного текста (совместный пересказ, пересказ по ролям, частям, близко к тексту, творческий пересказ от лица литературного героя).

Подготовка к рассказыванию предполагает организацию условий для накопления детьми содержания для будущего рассказа. 

Для рассказов по восприятию — это рассматривание игрушек и предметов, которые проходят в процессе игровой, исследовательской, изобразительной деятельности детей. 

Подготовка детей к рассказыванию по памяти включает актуализацию, восстановление опыта детей или события в памяти ребёнка. Для этого воспитатель использует вопросы, напоминания, картинки, фотографии, иллюстрации.

Содержанием рассказов по воображению становятся образы необычных героев сказочных приключений, созданные детьми посредством комбинирования событий из литературного и личного опыта, превращения обычных предметов и людей в волшебных сказочных персонажей.

Подготовка к творческому рассказыванию предполагает накопление и воспроизведение детского опыта, проведение игр и упражнений на активизацию воображения и фантазии.

Содержанием для пересказа литературного произведения является его текст, прослушанный, прочувствованный и понятый каждым ребёнком. Своё понимание и эмоциональное отношение к содержанию и передаёт ребёнок в процессе пересказа. Поэтому при подготовке к пересказу воспитателю необходимо эмоционально настроить детей на восприятие художественного произведения, выразительно прочесть его и обсудить с детьми.

В процессе накопления содержания для рассказов дети осваивают необходимый словарный запас, воспринимают средства выразительности и речевые формы, необходимые для самостоятельного рассказывания.

Организация рассказывания предполагает мотивацию коммуникативной деятельности — стимулирование желания рассказать, оказание помощи ребёнку в процессе рассказывания и создание условий для слушания рассказа другими детьми. 

Рассказывание по игрушкам может проходить в форме игры в рекламу: каждому ребёнку предлагается прорекламировать свой предмет, чтобы его захотели купить. В игровых условиях дети с удовольствием составляют описательные рассказы об игрушках, подчёркивая их особо ценные качества.

Стимулом для пересказа литературного текста может стать ситуация его воспроизведения в условиях театрализованной деятельности: показа настольного или кукольного театра, игры-драматизации.

Рассказывание становится средством коммуникации детей в самостоятельной игровой деятельности. Игровые сюжеты «Телепередача», «Радио», «Объяснялки», «Детский сад», «Школа», «Космические полёты» являются универсальными для рассказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.

С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...

"Разговор – форма совместной деятельности взрослого и детей"

Вся работа с маленькими детьми должна быть организована как "развивающая болтовня". К.Д. Ушинский...

Коллекционирование как форма совместной деятельности взрослых и детей

Статья из опыта работы с учетом ФГТ, о том, что коллекционирование является доступной, интересной, результативной формой совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей. Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Характеристика основных форм совместной деятельности взрослых и детей....

Детско-родительский клуб <Ромашки> как форма совместной деятельности взрослых и детей

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. В процессе реализации про...

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"

Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной  деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...