Коллекционирование как форма совместной деятельности взрослых и детей
статья (старшая группа) на тему

Гатауллина Рамзия Назиповна

Статья из опыта работы с учетом ФГТ, о том, что коллекционирование является доступной, интересной, результативной формой совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Гатауллина Р.Н.

МБДОУ Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида ЕМР,

город Елабуга РТ

Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требованиях к условиям ее реализации [1: 3].

В ФГТ обозначены десять образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому [2: 8].

 Образовательная деятельность осуществляется  в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения  [2: 11].

В ФГТ к структуре ООП ДО подчеркивается, что для организации различных видов деятельности дошкольников необходимо использовать «адекватные возрасту формы работы  с детьми» [1: 22].

В настоящее время в  дошкольных образовательных учреждениях задачи образовательных областей  решаются в различных формах детской деятельности. Применяются  различные формы обучения (беседа, рассказ, экскурсия, наблюдение, игра, викторина, досуг, мастерская, коллекционирование и т.д. ).  

 Однако изучение и анализ опыта работы  педагогов  показывает, что такую форму совместной деятельности взрослых и детей,  как коллекционирование, воспитатели ДОУ используют недостаточно. Большинство считают, что коллекционирование, как форма познавательной деятельности не имеет эффективности. Педагоги недооценивают воспитательные возможности коллекционирования.

Обратимся к «Педагогическому словарю»:

«Коллекционирование (от лат. collectio – собирание, сбор), целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательный  и художественный интерес. Коллекционирование развивает познавательную активность личности, её исследовательский потенциал, расширяет кругозор, вооружает знаниями. Собирательство известно с древних времён. Многие коллекции легли в основу музеев… Дети, как правило, увлекаются коллекционированием, но лишь некоторые из них сохраняют интерес к коллекционированию всю жизнь. Коллекционирование складывается из постоянного сбора материала, обработки, хранения и систематизации, изучения и использования экспонатов коллекции в учебных и др. целях…».

Академик И.П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом – словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства [3: 7].  

Авторы книги «Воспитываем коллекционеров», исходя из опыта работы,  утверждают, что «коллекционирование для ребенка не является пустым время провождением, а создает большие возможности для развития детской психики и творческого потенциала…процесс коллекционирования не только формирует творческую личность,  развивает познавательную сферу, но и вовлекает ребенка в необычно увлекательный деятельностный процесс. Коллекционирование воспитывает в ребенке аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности»  [3: 4].

Нас, педагогов старшей группы, заинтересовал этот факт. В 2010 году  мы предложили детям старшей группы совместный с родителями информационно-практико-ориентированный проект «Моя коллекция». Во время демонстрации  коллекции точилок  перед детьми поставили  проблему: «Какие бывают коллекции? Какую  коллекцию  игрушек можно создать в группе с наименьшими затратами?». Обсудив проблему, дети решили познакомить остальных своими индивидуальными коллекциями и подарить одну игрушку из киндер-сюрприза для создания групповой коллекции. Далее в ходе реализации проекта наши воспитанники приносили свою домашнюю коллекцию («Лошадки», «Солдатики», «Дракоши», «Витражи», «Книжки о сказках», «Пазлы», «Фантики», «Собачки», «Машинки, «Телефоны», «Животные Африки») и рассказывали  о ней сверстникам, составляли описательные и творческие рассказы. Учились рассматривать экспонаты коллекции, сравнивать предметы коллекции, классифицировать по материалу, величине, построению, характеру. В группе создали коллективные коллекции «Пустыня», «Антарктида», «Лес», «Домашние животные», «Транспорт», «Игрушки из киндер-сюрприза», «Куколки» и книгу о коллекциях с рисунками, рассказами и фотографиями выступающих.  Играли в дидактические игры, изготовленные из киндер-сюрпризов «Что изменилось?», «Найди такой же», «Чем связаны?», «Чем раньше был?», «Оживление: О чем мечтает, о чем думает, с кем дружит?». Изготавливали атрибуты для предстоящих игр (афиши, билеты). С удовольствием играли в сюжетно-ролевые и настольные игры:  «Магазин» «Музей», «Выставка», «Семья», «Путешествие», «Ферма», «Зоопарк», «Городок на столе». На празднике «Моя коллекция» дети презентовали индивидуальные и коллективные коллекции, используя при этом экспонаты выставки. Праздник понравился и артистам,  и гостям (малышам и старшим дошкольникам).

Проект оказался результативным. Благодаря проектной деятельности у детей 5-6 лет появилось желание познать окружающий мир, бережное отношение к предметам. Они научились наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные  признаки предметов и явлений окружающей действительности. У воспитанников расширился кругозор, активизировался словарь, дети научились вести диалоги, считаться с мнением сверстников, договариваться, доводить начатое дело до конца.

Разумеется, мы руководствовались правилами о том, что процессом коллекционирования необходимо управлять.  С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству  или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность.

Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей. Задача педагогов, заключается в том, чтобы помочь родителям осознать, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное  [3: 8].

Нам удалось заинтересовать родителей проектом «Моя коллекция», сплотить коллектив детей, родителей и педагогов. Благодаря общим усилиям  участников образовательного процесса цель и задачи совместного проекта  были достигнуты. Проект «Моя коллекция» оказался необычным, интересным, эффективным, позволил нам  сделать выводы о том, что коллекционирование развивает познавательную сферу, способствует развитию свободной творческой личности ребенка старшего дошкольного возраста. И тогда нами было принято решение о том, что нужно попробовать заниматься  коллекционированием с детьми, начиная со второй младшей группы. Изучая новинки педагогической литературы и применяя коллекционирование как форму совместной деятельности, пришли к единому мнению, что выбранная нами тема: «Коллекционирование как форма совместной деятельности взрослых и детей» актуальна и сегодня.

Коллекционирование как форма работы с детьми может эффективно использоваться при реализации задач практически всех образовательных областей:  «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»  [4: 91].  

Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными предпочтениями и интересами ребенка. Однако на протяжении дошкольного детства коллекционирование проходит свой путь развития.

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования [4: 91]. Дети уже 3-4 лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами. Интерес в этом возрасте неустойчив, иногда пропадает, и от воспитателя зависит степень и устойчивость познавательного интереса.

Педагог включает персонажа коллекции в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность. Например,  дети устраивают «зоопарк», скачки лошадей. Наиболее интересно проходят сюжетные игры «Выставка» или «Музей», где дети выполняют роли кассиров, экскурсоводов, смотрителей, организаторов. Ребята, используя персонажей коллекции, разыгрывают игры-драматизации, режиссерские игры  «Три медведя», «Кошкин дом», «Маша и медведь» и др.  [3: 10].

В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы, что связано с появлением первых проявлений индивидуальных познавательных проявлений детей.

В старшем дошкольном возрасте  детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, т.е. выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных «экспонатов» коллекции, общение на темы, заданные предметом коллекции.

Надо отметить, что многие детские коллекции относятся к такому виду профессионального коллекционирования, как аналогофилия (коллекционирование разнородных, но аналогичных по теме материалов).

Однако встречается и  коллекционирование однородных материалов и объектов. Это может быть собирание фигурок из киндер-сюрпризов (киндерфилия); коллекционирование вкладышей, оберток от конфет (гумофилия); собирание значков (фалеристика), открыток (филокартия),   или магнитов на холодильник (мемомагнетика) и пр. В детской жизни встречаются и такие коллекции, которым, возможно, и не дано еще название в мире взрослого коллекционирования.

 Детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.

Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Иными словами, собираемый материал должен быть представлен реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов и буклетов, предметы (игрушки), книги и журналы.

Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками   (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми). Сюда относятся детские рисунки, коллажи и даже книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике [4: 92]. В нашей групповой «Мастерской» созданы руками детей и взрослых коллекции Чертово городищ,  самодельных книжек, мини-макетов памятников Елабуги, сувениров и т.д.  

Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собранным (или собираемым) материалом. Редкие объекты  детских коллекций используются ими только для любования. В основном у детей наблюдается потребность что-то сделать с материалами коллекции или что-то сделать из них. Например, с фигурками из киндер-сюрпризов ребенок начинает играть, часто организуя для своих любимцев (и для себя) целую сказочную жизнь; собранные машинки начинают ездить по дорогам (для чего ребенок может с удовольствием создавать макеты улиц) и пр.

Детские коллекции обычно представлены двумя основными формами: индивидуальными и коллективными.

В соответствии с мотивацией можно условно выделить несколько видов индивидуальных коллекций. Например:

- эмоционального потрясения (очень понравилось что-то, произвело неизгладимое впечатление) – эмоциональные коллекции;

- появления познавательного интереса – познавательные коллекции;

- социальной потребности – социальные коллекции.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространенное явление в жизни дошкольника. Данные коллекции отличает активное начало и быстрое угасание. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию на период ее действия, закрепить в сознании и душе ребенка состояние радости и удовлетворения от собственно процесса познания. Это означает: рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему; разумно пополнять коллекцию (например, книгами по интересующей теме); обращаться к прошлому опыту (особенно к тому, который вызвал эмоции у ребенка); переводить собранный материал в действенный, продуктивный план (например, предложить составить из наглядного материала разные классификации, сделать коллаж и пр.)

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные предпочтения и интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции более стабильны по тематике. В отличие от эмоциональных коллекций радость открытий и удовлетворение от познания связаны не со сменой содержаний, а с углублением, расширением конкретной темы [4: 93].  

Не все дети группы будут иметь собственные познавательные коллекции.

Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определенным сверстникам, стремление общаться именно с ними, желание завоевать их признание, уважение и дружбу.

Один из путей развернуть сверстника к себе – начать собирать такую же коллекцию, как и он. Совпадение интересов влечет за собой совместное обсуждение и разговоры, игры, обмен экспонатами и пр. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей.

Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование [4: 94].  Инициатива создания коллекции в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции. Предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. В то же время педагог должен быть внимателен к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции [3: 8].

Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей [4: 94].  

Коллективное коллекционирование осуществляется  в рамках подготовки к праздникам с детьми 5-7 лет. Благодаря коллекционированию дети имеют возможность на определенном содержании объединяться  в разные группы: друг с другом (от двух-трех детей до всей группы), с педагогами, с родителями [4: 95].  

Коллективное коллекционирование может включать в себя элемент временного объединения экспонатов из индивидуальных коллекций. Могут возникать из уже созданных, но при этом расширяясь и конкретизируясь [4: 96].

 Смежной линией работы по коллекционированию является знакомство детей с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Данные коллекции влияют на возникновение интереса к новым содержаниям, расширяют имеющиеся у детей представления об окружающем мире, позволяют активно общаться друг с другом и с хозяином внесенной коллекции. Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильным хранением экспонатов, научиться бережному отношению к ним. Хорошо, если продемонстрированная коллекция взрослого вдохновит детей группы на создание новых коллекций. Обычно это коллективные групповые коллекции [4: 97].

Особое внимание стоит уделять вопросам организации коллекционирования в детском саду. Коллекционирование может осуществляться как самостоятельная форма совместной деятельности воспитателя и детей по определенной теме и входить в структуру других форм работы с детьми (например, в форму проектной деятельности). Главная проблема организации коллекционирования в детском саду связана с размещением коллекций в помещении группы.

Индивидуальные коллекции лучше хранить в специальных индивидуальных емкостях. Они должны находиться в местах, доступных для ребенка. Чтобы не допускать перегрузки среды, желательно рекомендовать детям хранить свою коллекцию дома. Однако при этом обязательно надо предусмотреть формы работы, при которых ребенок имеет возможность продемонстрировать свою коллекцию другим. Здесь широко используются выставки детских коллекций, их презентации по группам.

Коллективные коллекции появляются по мере необходимости в соответствии с примерным календарем праздников. В групповом помещении необходимо предусмотреть место, куда убирается предшествующая коллекция. Там она находится в «свернутом» виде (например, в коробке). Но все дети группы знают, где они могут взять коллекцию, если у них появилось желание вернуться к данному содержанию.

Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы с ними, ориентированностью детей в содержании представленных коллекций, интересом к ним и использованием в свободной деятельности [4: 98].  

Коллекционирование, как средство личностного развития ребенка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов коллекций позволяет решать многообразный комплекс воспитательных, развивающих и обучающих задач [3: 16].

Опыты коллег и наш не большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступной, интересной, результативной формой совместной деятельности взрослых и детей  дошкольного возраста.

Литература

1. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.

2. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под. Ред. О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

3. Прохорова Л.Н., Моделкина Р.Н., Кулешова Н.П. Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «5 за знания», 2006. – 64 с.

4. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / [О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с.