Каталог кейсов для воспитателей.
картотека

Шевченко Ирина Сергеевна

Каталог кейсов для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katalog_keysov_dlya_vospitateley.docx108.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 128»

Каталог кейсов для воспитателей.

C:\Users\Пользователь\Desktop\1614558381_33-p-chelovechki-na-belom-fone-35.jpg

Кейс «Предпочтения»

Описание: Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Ваши действия.

Вариант 1. Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2. Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3. Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Вариант 4. Другое.

Кейс «Чужая игрушка»

Описание: Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.

Как быть?

Вариант 1. Расспросить ребенка: - Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину. - Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша. - Сходи завтра к малышам и верни машинку. - Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик. - Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама. - Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно. - Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?

Вариант 2. Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом. Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребенок возвращает машинку, обрадовано говорит: -Ой, Саша, ты нашел Димину машинку! А мы ее весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай ее Диме, спасибо тебе большое.

Вариант 3. Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.

Вариант 4. Другое.

Кейс «Ссора»

Описание: Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Ваши действия?

Вариант 1. Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2. Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3. Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Вариант 4. Другое.

Кейс «Он меня стукнул»

Описание: Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Ваши действия?

Вариант 1. Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности. Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2. Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого.

Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3. Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

Вариант 4. Другое.

Кейс «Самая умная»

Описание: Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

Вопрос к обсуждению:

- Как отреагировать маме?

Вариант 1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.

Вариант 2. Поддержать дочку: «Я завтра поговорю с воспитателем, не расстраивайся»

Вариант 3. Поддержать воспитателя: «Воспитатель тебе дает сложнее чем другим задания, потому что знает, что ты умная и справишься. А если не справишься, давай мы вместе найдем решение, я тебе могу помочь, если хочешь»

Вариант 4. Обратить внимание! Возможно, постоянная чрезмерная похвала дочки вызвала неуверенность в первых неудачах.

Вариант 5. Другое

Кейс «Суфлер»

Описание: Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Вопрос к обсуждению:

- Что делать?

Вариант 1. Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Вариант 2. Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

Вариант 3. Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родители осознают проблему, то предложить посетить с ребенком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы.

Вариант 4. Другое

Кейс «Вундеркинд»

Описание: Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

Вопрос к обсуждению:

- С чем связано подобное явление?

Вариант:        Подобное        явление        связано        с        несовершенством        владения грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову

ту форму, которой он овладел. Элементы осознанного владения ребенком этой формы вызывают детской словотворчество.

Другое:

Кейс «Кто лучше?»

Описание: В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми. Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая». А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

Вопросы к обсуждению:

  • Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
  • Есть        ли        зависимость        направления        «проектирования»        поведения        детей        от особенностей личности самих мам?

Вариант: Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым

«проектирование» поведения Нины и Тани разное. Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками. Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус. Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Другое:

Кейс «большой-маленький»

Описание: Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по- разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!» А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

Вопрос к обсуждению:

-В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

Вариант: Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению. Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

Другое:

Кейс «Космическое путешествие»

Описание Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "

«А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы к обсуждению:

  • Как поступить воспитателю в данной ситуации?
  • Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Кейс «Порядок»

Описание Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Вопросы к обсуждению:

  • Какова должна быть реакция педагога?

Кейс «Переезд»

Описание: Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

Вопросы к обсуждению:

  • Как вы думаете, что может быть причиной такого поведения ребенка?
  • Что бы вы посоветовали родителям мальчика?
  • Как вы думаете, что может сделать воспитатель, что бы помочь Виталику?

Кейс «Поиграй одна»

Описание: Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:

  • Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?

Вопросы к обсуждению:

  • В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно?
  • Как научить ребенка играть одному?
  • Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мама, «много разнообразных игрушек»?

Кейс «Соскучился»

Описание: Воспитательница заметила, что среди играющих детей нет Миши. Но где же он? Через некоторое время она видит Мишу у дерева. Он безучастно вертит в руках прутик.

  • Ты почему один?
  • Так...
  • Иди к ребятам играть
  • Не хочу...

Рядом стоит скамейка. Воспитательница садится и подзывает Мишу.

  • Тебе нездоровится?
  • Нет.
  • Тебя кто-нибудь обидел?
  • Нет.
  • А почему же ты не идешь к ребятам?
  • Я скучаю по маме. (Мама ребенка в командировке. Воспитательница об этом знает.)
  • Как же ты скучаешь? — вдруг спрашивает воспитательница. Ребенок поднимает на нее глаза, потом, подавшись к ней, приникает головой к руке и почти шепотом быстро говорит:
  • Знаете, я, когда очень соскучусь, беру ее карточку и... моргаю ей! Воспитательница громко засмеялась.
  • Как моргаешь?

Миша резко отталкивает от себя воспитательницу и зло отвечает:

  • Никак! — и убегает. Вопросы к обсуждению:
  • Почему Миша так реагировал на смех воспитательницы?
  • Как бы вы поступили в этой ситуации? Предложите вариант своего решения, как выйти из такой ситуации?

Кейс «Адаптация»

Описание: Застенчивая Юля, в отличие от других детей, долго не могла привыкнуть к коллективу, не принимала участия в занятиях, играх и других видах деятельности. Через месяц все стали замечать много нового в ее поведении: исчезли робость и застенчивость, девочка стала участвовать в играх. Но на занятиях она по-прежнему была пассивной: никогда не выступала сама и не отвечала по вызову воспитателя. В дальнейшем выяснилось, что ее пассивность является только внешней. На занятиях она довольно внимательна, но никак не решается выступить. Возникающие у нее интересные и содержательные вопросы задавала сидящая рядом Алла.

Для привлечения Юли к участию в ООД воспитательница использовала замеченную ею общительность девочки в обыденной жизни, в быту. Увидев, что Юля пришла в детский сад раньше других, она попросила ее помочь наклеить картину на картон. Когда все было готово, воспитательница задала Юле несколько вопросов по содержанию картины.

Ответы были обстоятельные и интересные. Воспитательница выразила одобрение и сказала, что о картине девочка расскажет всем на занятиях.

Это было первое выступление Юли, подготовленное заранее. Дети выслушали его с большим интересом. Во время рассказа Юля волновалась, краснела, сбивалась, но рассказ довела до конца.

Вопросы к обсуждению:

  • Чем для вас является такие проявления ребенка как пассивность, застенчивость? Обоснуйте ответ.
  • Как был осуществлен воспитательницей индивидуальный подход к Юле? Укажите все приемы.
  • Какое влияние на Юлю мог оказать такой подход воспитательницы?
  • Как можно было бы еще поступить, по другому?

Кейс «Фантазер»

Описание: Дети рассказывают, как они провели выходной день. Пятилетний Коля слушает и говорит: «А я вчера был в кино», сестренка поправляет: «Разве ты вчера был в кино? Ты ведь в кино был в тот выходной день». Коля недоволен, он возражает. В город приехали артисты цирка. Многие дети побывали на представлениях, а затем в детском саду делились впечатлениями. Коля всякий раз с завистью смотрел на детей, ловил каждое их слово. После выходного дня дети рассказывали о последнем представлении в цирке. Коля принимал живое участие в разговоре, вставлял свои замечания, иногда поправлял детей, уточняя факты, рассказывал о каких-то интересных номерах. Воспитательница подумала, что Коля и в самом деле был в цирке. Но потом оказалось, что он там не был. Коля каждый день просил мать сходить с ним в цирк.

Вопросы к обсуждению:

  • Чем для вас является такое поведение Коли? Проанализируйте и попытайтесь вскрыть мотивы вымыслов Коли.
  • Как следует взрослым реагировать на вымыслы ребенка?
  • Каким образом данная ситуация может стать предпосылкой для образовательной ситуации?

Кейс «Наведем порядок»

Описание: После игры с настольным строительным материалом воспитательница предложила детям разновозрастной группы уложить его в определенной последовательности в три ящика, руководствуясь формой и величиной фигур.

Дети 3—4 лет брали те фигуры, которые попадали им под руку, ставили их в ящики в беспорядке, без, учета формы и размера. Когда педагог этим детям говорил: «В этот ящик ставьте пирамидки. Сначала поставьте большие»,— то такие расчлененные указания организовывали двигательные акты ребят. Действия ребенка следовали непосредственно за словами взрослого.

Вторая группа детей (4—5 лет) руководствовалась словесными указаниями, данными до начала действия. Однако в процессе его выполнения эти дети брали ту фигуру, на которую в это время падал взгляд, и поэтому полностью выполнить задание не могли.

Третья группа детей (5—6 лет) использовала словесные указания, относящиеся к организации деятельности, т. е. к способу действия. Например, зная, что вначале нужно разобрать и рассортировать фигуры на столе, а потом уже перенести в ящик,

эти дети выбирали из всей массы фигурок нужную и делали это, несмотря на напоминания воспитательницы.

Наконец, четвертая группа детей (6—7 лет) в своих действиях полностью следовала всем предварительным указаниям (и цели и способа). Деятельность этих детей протекала как целостный (во временном отношении) процесс, совершаемый по единому плану, возникшему до начала действия, на основе словесной инструкции.

Вопросы к обсуждению:

  • Чем объяснить существенные различия  детей дошкольного возраста в умении выполнять действия, руководствуясь предварительной словесной инструкцией?
  • В        чем        проявляется        взаимосвязь        мыслительной        деятельности        детей        с        их движениями?
  • Как следует использовать словесные инструкции по развитию движений у детей младшего, среднего и старшего возраста?

Кейс «Путешественники»

Описание: Детям 6—7 лет была предложена задача, для решения которой ребята должны были найти практический способ опустить двух мальчиков -

«путешественников» (кукол) с высокого обрыва. Большинство детей эту задачу или совсем не могли решить, или находили очень простые и примитивные способы решения. Дети предлагали мальчикам спрыгнуть с обрыва или скатиться, уйти назад, принести лестницу и т. д. Между тем по условиям задачи у мальчиков в дорожном мешке была длинная крепкая веревка.

Вопрос к обсуждению:

  • Почему никто из детей не предложил правильных приемов решения задачи?

Кейс «Совершенство»

Описание: «Мой сын Миша (7 лет), – пишет мама, – почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома – все в порядке. А на людях – замыкается».

Вопрос к обсуждению:

  • Посоветуйте маме, что делать?

Кейс «Капитан корабля»

Описание: Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы к обсуждению:

  • Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
  • Какое правило можно придумать, чтобы право на  интересные роли имели и другие        участники игры?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с педагогами «Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

В этой консультации вы ознакомитесь как с помощью кейсов   смоделировать образовательную деятельность и найти проблемные зоны. Как составлять педагогические кейсы и использовать их...

Пакет кейсов для воспитателей

Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач....

ПАКЕТ КЕЙСОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Подборка  кейсов  для  педагогов  ДОУ...

кейс-отзыв воспитателя

Кейс-отзыв воспитателя Сушковой Оксаны Андреевны...

Кейс для воспитателя

В борьбе за осознанных родителей....

«Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно п...