Функциональная грамотность современных дошкольников: условия и предпосылки для ее формирования
статья

Золотарева Алла Викторовна

Статья об условиях формирования функциональной грамотности у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность современных дошкольников:

 условия и предпосылки для ее формирования

Алла Викторовна Золотарева

педагог дополнительного образования

МБДОУ «ЦРР – детский сад №169»

Г.Воронеж

Определение функциональной грамотности, довольно распространенное в современности, дал в свое время советский психолог и лингвист А.А.Леонтьев «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Древнегреческий ученый Аристипп, соратник и ученик Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Дошкольник, находясь на самой первой ступени образования, получает фундамент. И основа эта в любом случая крепкая и мощная. Возникает вопрос: будет ли ребенок инициативен, самостоятелен, активен, любознателен или станет замкнутым, боящимся проявить свою точку зрения, ошибиться?

У современных дошкольников, определенно, есть все предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Это возможность диктуется Законом об образовании, обращая внимание на учет возрастных и индивидуальных особенностей. ФГОС ДО говорит об амплификации детства, указывает на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности».

Правовые документы находятся на стороне ребенка. Но готов ли к этому подходу педагог? По результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся  главным ограничителем качества школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов. Этот факт вполне можно отнести и к дошкольному образованию. Не проще ли привычные директивные методы? Как предоставить ребенку свободу выбора и самостоятельность, не превратив воспитатель-образовательный процесс в хаос? Как обеспечить формирование функциональной грамотности дошкольник? Вот ряд реальных вопросов, стоящих как перед начинающими педагогами, так и перед их взрослыми коллегами.

Ответ содержится в одном определении – деятельность. Речь идет о детской деятельности, о деятельностном подходе к воспитательно-образовательному процессу. Рассмотрим обеспечение деятельностного подхода на примере планирования занятия. Ребенок не становится марионеткой в руках воспитателя. Он – союзник, равноправный партнер. Следуя этому принципу, уже не получится зафиксировать план занятия на бумаге и не отойти от него ни на шаг. Планирование обязано стать гибким.

Планирование занятия начинается с определения темы. Она может быть прописана в плане организации, либо продиктована условиями в группе (например, у одного из детей случилась поездка в горы и после его рассказа у детей возникло много вопросов). Уже на этом этапе мы видим пример гибкости.

 Следующим этапом является обозначение цели занятия. То есть ЗАЧЕМ? Зачем я провожу именно это занятие? Зачем оно детям? При планировании мы должны помнить, что у детей в этот момент СВОЯ цель: нахождение сокровища или раскрытие тайны.

Каким образом мы сможем достичь поставленной цели? Здесь возникаю ЗАДАЧИ. Цель и задачи педагог фиксирует для себя, не забывая в течение всего занятия о преобладании деятельности детей, о том, что ребенок – союзник, равноправный участник.

В ФГОС ДО (п.2.7) прописаны специфические виды деятельности дошкольника. Соответственно, перед нами стоит задача создать такие условия для детей, в которых они смогли бы позитивно и эффективно прожить каждый этап своей деятельности, то есть каждый этап занятия.

Первый этап – мотивация. Дети должны понимать для чего они действуют, а педагог в свою очередь решает педагогические задачи.

Хорошо (постановка проблемного вопроса или задачи)

Плохо (ребенок не понимает для чего ему это)

Давайте поможем

Как же быть?

Сегодня мы будем…

Второй этап – планирование. Ребенок должен ответить КАК Я ЭТО БУДУ ДЕЛАТЬ?

Хорошо  (планирование вместе с ребенком)

Плохо (планирование вместо ребенка)

Выслушать детские варианты и подытожить

Для этого вам нужно… - После этого дети боятся инициативности и самостоятельности

Третий этап – реализация замысла Я ДЕЛАЮ ЭТО САМ

Хорошо

Плохо (ответы и действия за детей)

Открытые вопросы

Выслушивание неправильных ответов, сравнение ответов, возможность размышления

Педагогический экспромт – выстраивание хода занятия в зависимости от инициативы детей

Поддержка детского высказывания

Поддержка самостоятельности

Предоставление возможности действовать в своем темпе

Ответы за детей

Ориентация только на первые правильные ответы детей

Создание образовательных ситуаций для детей, противоречащих реальной жизни

Отсутствие педагогического экспромта

Многократное повторение ответа вслед за детьми

Предупреждение детской ошибки, затруднения

Категорическая педагогическая оценка

Неоправданный тактильный контакт (тянуть за руку, подталкивать)

Большое количество времени, отведенное на рассказ педагога

Навязывание помощи

Остановка деятельности ребенка

Четвертый этап – рефлексия (самоанализ) ЧТО И ПОЧЕМУ У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ? (с детской точки зрения)

Хорошо

Плохо

Что было трудно?

Как мы с эти справились?

Что было весело?

Вам понравилось занятие?

Педагог самостоятельно делает выводы

Педагог дает оценку, подчеркивая неуспехи отдельных детей

Таким образом, гибкость планирования, умение педагога импровизировать, при этом четко придерживаясь педагогической цели, принятие ребенка в качестве субъекта воспитательно-образовательного процесса, демократический стиль общения — все это - способствует формированию функциональной грамотности дошкольников. Ребенок получает все шансы стать самостоятельным, инициативным, открытым к познанию, творчески активным, и при этом сохранить свою индивидуальность.

Литература

  1. Закон РФ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. ФГОС ДО https://fgos.ru/
  3. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
  4. Илюхина Ю.В. Секреты интересного занятия/ Ю.В.Илюхина – Краснодар: Экоинвест, 2018. – 95с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Предпосылки развития функциональной грамотности в ДОУ

В статье  раскрыто понятие функционнальной грамотности, ее история и  виды  функциональной грамости в ДОУ....

«Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности»

В настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взросл...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Научно-практическая конференция Ярославского муниципального района «Функциональная грамотность – современный вызов для образования»

Выступление учителя-логопеда МДОУ №26 "Ветерок" ЯМР, Басковой А.В. Тема "Формирование успешной личности по средствам технологической грамотности"...

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности

Современные технологии речевого развития дошкольников как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотностиВ настоящее время перед нами стоит задача, чтобы ребенок своевременно и качестве...